- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

СОЦИАЛЬНАЯ, БЛаГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТь



 

 

Большинство исламских банков обладают высоким чувством корпоративно-социальной ответственности. Вопрос заключает-ся в том, сколько и в какой мере эта ответственность на самом деле реализована, и должна ли эта информация быть обнародо-вана исламскими банками. Бухгалтерская и аудиторская органи-зация для исламских финансовых институтов (AAOIFI) издала стандарты требований к финансовой отчетности и отчету о со-стоянии счетов исламских банков. AAOIFI не выпускает никаких стандартов, затрагивающих вопросы социальной ответственно-сти. Тем не менее, организация в настоящее время разрабатыва-ет стандарт управления корпоративно-социальной ответствен-ностью. Такие стандарты позволят определять базу для закят, перечень для включения в базу закят и раскрытие закят в фи-нансовой отчетности исламских банков. В этом случае закят рассматривается как социальная, а не религиозная ответствен-ность. AAOIFI также рекомендовала предоставлять отчетность по кредитам кард хассан, если они имеют место. На основе по-следней финансовой отчетности, только «Исламик Интернэшнл Араб Бэнк» подготовил финансовый отчет, охватывающий дан-ную сферу. В отчетах «Шамиль Бэнк оф Бахрейн», «Ислами Бэнк Бангладеш», «Кувейт Файненс Хаус», «Альбарака Тюрк» и «Ду-бай Исламик Бэнк» отсутствует информация по кредитам кард хассан. «Бэнк Муамалат Индонейжа» предоставил информациюпо кард хассан в виде примечаний к счету.

 

Такие факторы, как отсутствие деятельности по сбору закят, низкий объем выданных кредитов кард хассан и отсутствие за-конов или письменных правил, требующих от исламских бан-ков осуществлять социальную деятельность, могли сподвигнуть исламские банки к игнорированию стандартов, связанных с за­ кят и кредитами кард хассан. Например, законы, учреждающие«Джордан Исламик Бэнк», четко устанавливают социальную


312 Глава 6

 

роль банка, которая заключается в укреплении связей и сотруд-ничества в обществе и среди членов сообщества путем:

(i) предоставления благотворительных кредитов нуждаю-щимся, чтобы получатели были независимыми или могли вы-полнить определенные финансовые обязательства;

 

(ii) создания и администрирования фондов или специаль-ных сбережений для различных благих социальных целей;

 

(iii) других различных социальных мероприятий, которые подчиняются общим целям, упомянутым выше.

 

В соответствии с установленными правилами, «Джордан Исламик Бэнк» провел различные социальные мероприятия и перечислил их в своей годовой финансовой отчетности. Взно-сы и пожертвования, которые Банк выделил мечетям на призы за заучивание Священного Корана, комитетам по закят и дру-гим благотворительным организациям, составили в 2007 году 201 500 иорданских динаров. Всего в 2007 году было предостав-лено кредитов кард хассан на сумму 8,7 млн. иорданских дина-ров, которые получили 19 112 человек. Что касается финанси-рования ремесленников и мелких предприятий, банк к концу 2007 года профинансировал 71 проект в размере 1,6 млн. иордан-ских динаров. Банк также покровительствовал взаимному фон-ду страхования, где компенсация, выплаченная из этого фонда,

 

в 2007 году составила 385 000 иорданских динаров. Общее число получателей средств из этого фонда на конец 2007 года состави-ло 81 371, а имеющийся остаток составил 17,86 млн. иорданских динаров. «Джордан Исламик Бэнк», кроме того, поддерживает другие социальные мероприятия, включая образовательную, гуманитарную помощь внутри и за пределами страны, а также поддержку другим благотворительным организациям.

 

«Ислами Бэнк Бангладеш» продемонстрировал невероятную готовность к выполнению социальной роли с момента своего учреждения. Это соответствует целям его создания. Для укре-пления своей социальной деятельности «Ислами Бэнк Бангла-деш» создал фонд под названием «Исламик Бэнк Фаундейшн» (Islamiс Bank Foundation). Этот Фонд распределяет финансовую помощь среди нуждающихся в рамках различных программ, та-


Функциональные аспекты и практика исламской банковской системы

 

ких как программы по формированию дохода, программы здра-воохранения и медицинские программы, программы гуманитар-ной помощи, образовательные программы, программы оказа-ния помощи и реабилитациии, и программы дагва (религиозное просвещение). Этот Фонд построил шесть современных боль-ниц, два сервисных центра и пять профессиональных учебных заведений. Кроме того, Банк запустил программу по развитию человеческих ресурсов путем предоставления населению навы-ков в конкретных областях, с тем, чтобы улучшить их экономи-ческое состояние и качество жизни. Был создан специальный институт, который осуществляет религиозное и нравственное воспитание.

 

Социальные программы, проводимые этим Банком взяты на заметку другими исламскими банками в Бангладеш. Например, основные направления деятельности «Сошиал Инвестмент Бэнк Лимитед» (Social Investment Bank Limited), который был создан в 1995 году, сосредоточены на благосостояние общества в Бангла-деш. Этот Банк работает с целью развития различных секторов в Бангладеш, в том числе модернизации управления общественных организаций, таких как мечети, колледжи, вакуфные учрежде-ния и другие благотворительные организации, а также развития собственности под категориями вакуф, благотворительности и пожертвований, чтобы добиться более высокой и эффективной окупаемости. В связи с этим, «Сошиал Инвестмент Бэнк» ввел денежный сертификат вакуф, где доходы от этих средств направ-ляются на осуществление деятельности, разрешенной Шариа­ том (www.siblbd.com). Кроме того, Банк делает доступным фондсоциальных сбережений, который должен оказывать помощь бедным и нуждающимся. Источники фондов – годовая прибыль банка, а также общественные взносы.

 

Социальная деятельность «Бэнк Муамалат Индонейжа» осуществляется через организацию «Байтульмаал Муама-лат» (Baitulmaal Muamalat), на базе различных программ, как «B-Community» («Будь общиной»), «B-Care» («Будь заботли-вым»), «B-Smart» («Будь умным»), и «B-ТКМ» («Работай вместе»). Через программу «B-Community», поддерживаются сообщества с целью достижения общественного благосостояния. Программа


314 Глава 6

 

«B-Care» включает в себя распределение помощи пострадавшим

 

в результате стихийных бедствий, таких как наводнения и по-жары, а также тем, кто озабочен гуманитарными проблемами,

в том числе война, голод и болезни. В 2007 году «Байтульмаал Муамалат» выделил 9,6 млрд. индонезийских рупий в помощь пострадавшим от природной катастрофы в Индонезии. Образо-вательная помощь в виде стипендий (оплата полного года обу-чения) для учащихся частных и государственных университетов распространяется через программу «B-Smart». Получателям этой помощи предоставляется возможность участвовать в различных социальных мероприятиях, проводимых Банком. По состоя-нию на конец 2007 года «Байтульмаал Муамалат» предоставил

 

в общей сложности 1600 стипендий для тех детей, оставшихся сиротами после цунами в Ачехе. «B-BMT» – программа микро-финансирования, направленная на повышение развития микро-предприятий. Помощь, как правило, дается в виде оборотного капитала и оборудования. «Бэнк Муамалат Индонейжа» также предоставляет услуги по мобилизации и распределению закят. Банк мобилизовал закят в размере 12 млрд. рупий за 2007 год (Bank Muamalat Indonesia, 2007).

 

«Дубай Исламик Бэнк» реализует социальные мероприя-тия, которые приносят пользу различным секторам исламских обществ и группам в Объединенных Арабских Эмиратах. Банк предоставляет сберегательный фонд закят, средства в который поступают из дохода акционеров. Данный фонд закят, извест-ный как «сандук аль-закят», размещается на специальном счете и управляется отдельно. Банк также получает деньги в виде закят от других сторон или клиентов, которые предписали банку вы-плачивать закят с их денег и использовать деньги на благотво-рительные и другие благие цели. Средства от сбережений закят идут, в первую очередь, сиротам, благотворительным организа-циям, студентам и нуждающимся, находящимся на территории Эмират или за его пределами. Другая социальная деятельность, которую осуществляет «Дубай Исламик Бэнк» заключается в пре-доставлении беспроцентных кредитов кард хассан на свадьбу, ме-дицинское обслуживание и на погашение долга. В 2007 году было выдано 1928 кредитов кард хассан на общую сумму 18,48 млн.


Функциональные аспекты и практика исламской банковской системы

 

дирхамов. Помимо этого, Банк по собственной инициативе про-вел исследования и расследования о методах забоя животных, чье мясо импортируется в Дубай. Обнаружив, что большинство жи-вотных были убиты электрическим током, Банк в сотрудничестве с «Дубайским кооперативным обществом» провел переговоры с крупными компаниями в Европе на предмет забоя животных в соответствии с исламским методом. Представители обоих сторон посетили бойни для контроля процесса забоя.

 

 

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА

 

 

Исламские банки должны соблюдать исламские принципы ве-дения бизнеса во всех своих операциях. Вместо процентов, ислам-ские банки используют четыре основных механизма мобилизации своих средств – участие в прибыли и убытках, купля-продажа, фиксированные сборы, или комиссии, и бесплатные услуги. Та-ким образом, многие мусульманские ученые считают, что ислам-ские банки должны иметь методы измерения, учета и отчетности операций, отличающиеся от традиционных банков. В целом, под-готовка и представление финансовой отчетности традиционных банков основана на западной системе бухучета, которая придает важное значение экономическим интересам той или иной сделки, а также информации, необходимой пользователям финансовой отчетности. Однако, главная цель финансовой отчетности ислам-ского банка состоит не только в докладе о финансовом положе-нии банка, но и в том, чтобы предоставить информацию, которая необходима клиентам и пользователям отчетности в целях оцен-ки соответствия банка требованиям Шариата.

 

Функция обеспечения того, что исламский банк не нарушает правила Шариата, лежит на шариатском наблюдательном сове-те. Совет формирует доклад о том, следует ли банк принципам Шариата, который публикуется в ежегодном финансовом отче-те банка.


316 Глава 6

 

На сегодняшний день не существует чистого исламского бан-ка «без примесей», так как большинство исламских банков по-прежнему использует западные системы учета для документи-рования деловых операций и создания финансовой отчетности. Существуют лишь некоторое количество банков, которые созда-ли свои собственные стандарты бухгалтерского учета. Первые, необходимые в создании стандартов бухгалтерского учета для исламских банков, шаги предпринял Исламский Банк Развития на своей ежегодной сессии в 1987 году. Он получил сильную под-держку со стороны других исламских банков. Результатом встре-чи стало создание координационного комитета, назначенного ответственным за выработку рекомендаций по созданию соот-ветствующих и подходящих стандартов бухгалтерского учета для исламских банков. В 1988 году Координационный комитет представил свой доклад, но не все члены приняли изложенные рекомендации. Как результат, был создан новый комитет для рассмотрения и совершенствования рекомендаций, предложен-ных ранее. Несмотря на то, что стандарты бухгалтерского учета, выдвинутые новым комитетом, были одобрены и приняты, не-посредственно сам механизм внедрения этих стандартов обо-значен не был. Именно из-за отсутствия конкретных правил осуществления или руководства, исламские банки впоследствии создали свою собственную учетную политику. Они приняли во внимание мнения Шариатского комитета, а также внешних ау-диторов по развитию их учетной политики. Учетная политика также зависит от банковских правил и законов страны, в кото-рой работает исламский банк.

 

Принимая ту или иную политику, большинство исламских банков, в качестве ориентира, используют принципы уже приня-тые другими исламскими банками – «первопроходцами». Одна-ко, дочерние банки, как правило, перенимают учетную политику головной компании. Существуют некоторые различия в подго-товке финансовой отчетности среди исламских банков. Эти раз-личия имеют место не только среди исламских банков в разных странах, но и среди исламских банков в одной и той же стране. К примеру, «Эль Гарб Исламик Бэнк оф Судан» (El Gharb Islamic Bank of Sudan), в отличие от «Тадамон Исламик Бэн оф Судан»


Функциональные аспекты и практика исламской банковской системы

 

(Tadamon Islamic Bank of Sudan), не публикуют информацию о своей учетной политике.

 

Результатом усилий, предпринятых Исламским Банком Раз-вития по формированию единого стандарта отчетности для ис-ламских банков, стало учреждение в 1991 году Бухгалтерской и аудиторской организации для исламских финансовых институтов (AAOIFI). С момента своего создания, AAOIFI успешно издала не-сколько стандартов, связанных с учетом и другими финансовыми операциями исламских банков. Они состоят из 23 стандартов бух-галтерского учета, 5 стандартов аудита, 6 стандартов управления, двух кодексов этики для бухгалтеров и аудиторов в исламских финансовых институтах и 30 шариатских стандартов. Стандарты финансового учета, изданные AAOIFI, охватывают, в основном, операции исламских финансовых институтов, согласующихся с принципами Шариата. Стандарты, разработанные AAOIFI, яв-ляются всесторонними и включают в себя вопросы, связанные с основами подготовки финансовой отчетности, признанием дохо-дов и расходов, методами регистрации инвестиций, распределе-нием сомнительных долгов, учетом основных средств и амортиза-ции, распределением прибыли между банками и вкладчиками, вы-платами закят и ответственностью за все понесенные расходы.

 

 

Основы подготовки финансовой отчетности

 

Несмотря на то, что AAOIFI предлагает исламским банкам ру-ководствоваться изданными бухгалтерскими стандартами, де-юре стандарты имеют лишь рекомендательный характер. Однако существуют страны, в которых исламские банки должны строго выполнять законодательные требования и соблюдать стандарты, определенные регулирующими органами соответствующих стран. Например, «Бэнк Ислам Малейжа» и «Бэнк Муамалат Малейжа» подготовили свою финансовую отчетность в соответствии с по-ложениями, изданными Малазийским Советом по стандартам финансовой отчетности (Malaysian Accounting Standard Board), положениями Закона «О компаниях» 1965 года и утвержденны-ми стандартами бухгалтерского учета в Малайзии, руководя-


318 Глава 6

 

щими принципами Центрального банка Малайзии и требова-ниями Шариата. Ни один из указанных банков не ссылается на стандарты AAOIFI. «Ислами Бэнк Бангладеш» утверждает, что основы для подготовки финансовой отчетности подчиняются форматам и положениям, предписанным Законом «О банковских компаниях» 1991 года, Международным стандартам финансовой отчетности, принятым как Бангладешские стандарты бухгал­ терского учета, Закону «О компаниях» 1994 года, Правилам «О ценных бумагах и биржах» 1987 года, Требованиям биржевого ли­ стинга бирж Дакки и Читтагонга, и другим законам и правилам,имеющим юридическую силу в Бангладеш, а также стандартам AAOIFI. «Бэнк Муамалат Индонейжа» сообщает, что подготовка финансовой отчетности соответствует Положению о стандартах финансовой отчетности №59 «Бухгалтерская отчетность в ша­ риатских банках», Руководству по финансовой отчетности в ин­ донезийских шариатских банках и другим принципам, изданнымИндонезийским институтом бухгалтеров (Indonesian Institute of Accountants), а также другим стандартам, установленным Цен-тральным банком Индонезии и Агентством по контролю над рынком капитала (Indonesian Capital Market Supervisory Agency). Что касается «Кувейт Файненс Хаус», подготовка его финансовой отчетности соответствует Международным стандартам финан­ совой отчетности. Между тем, исламские банки в Турции ведутсвой бухгалтерский учет и составляют свою неконсолидирован-ную финансовую отчетность в соответствии со стандартами уче-та и оценки, описанными в Стандартах бухгалтерской отчет­ ности Турции и Стандартах финансовой отчетности Турции.Аналогичным образом, при подготовке финансовой отчетности, «Дубай Исламик Бэнк» следует стандартам, изданным Советом по международным стандартам бухгалтерского учета (International Accounting Standards Board) и другим нормам, изданным Объеди-ненными Арабскими Эмиратами.

 

Среди исламских банков, которые следуют стандартам AAOIFI, можно выделить «Шамиль Бэнк оф Бахрейн», «Альба-рака Исламик Бэнк оф Бахрейн», «Исламик Интернэшнл Араб Бэнк» и «Катар Исламик Бэнк» (Qatar Islamic Bank). Указанные банки также следуют дополнительным стандартам, введенным в


Функциональные аспекты и практика исламской банковской системы

 

их странах. Очевидно, что практика стандартов AAOIFI не так широко распространена среди исламских банков, что связано с добровольным характером самой организации. Существует высокая вероятность, что если функции AAOIFI возложит на себя Совет по исламским финансовым услугам (Islamic Financial Services Board), стандартизация годовой отчетности в соответ-ствии с требованиями, изданными AAOIFI, приобретет более массовый характер.

 

Признание дохода

 

Признание дохода – учет доходов, когда биржевая сделка имела место, или когда был завершен процесс формирования выручки. Принцип признания доходов гласит, что доход признается когда он заработан или когда он реализован. Сроки признания дохо-дов гарантируют тщательное наблюдение, поскольку это имеет решающее значение для измерения чистого дохода. Как прави-ло, доходы признаются в момент продажи или предоставления услуг. Не все исламские банки описывают свою политику при-знания доходов в своих ежегодных докладах, среди немногих «Бэнк Ислам Малейжа»,«Шамиль Бэнк оф Бахрейн», «Альбара-ка Исламик Бэнк», «Кувейт Файненс Хаус» и «Дубай Исламик Бэнк». Методы признания доходов в указанных банках отлича-ются. «Ислами Бэнк Бангладеш», напротив, никак не поясняет методы, используемые в признании выручки. AAOIFI издала ру-ководство по признанию доходов и предположила, что доходы признаются, когда соблюдены все следующие условия (AAOIFI, 2000, стр. 61):

 

• банк имеет право на получение дохода, что означает, что процесс формирования выручки должен быть завершен. Момент, когда процесс формирования выручки считается завершенным, отличается по типам или источникам дохо-дов. Например, процесс формирования выручки по доходам от услуг считается завершенным, когда банк предоставляет услугу. Аналогичным образом, процесс формирования вы-ручки по доходам от продажи товаров считается завершен-


320 Глава 6

 

ным после их поставки, а процесс формирования выручки от пользования активами банка (лизинга) завершается с ис-течением срока;

 

• существует обязательство со стороны другого участника

 

внести плату в фиксированном размере в банк;

 

• сумма дохода должна быть известна и взыскивается разу-мном пределе.

 

Порядок признания выручки в «Бэнк Ислам Малейжа» и «Бэнк Муамалат Малейжа» весьма похож. В обоих банках доходы от-ражаются по методу начисления. Доходы от финансирования клиентов признаются на основе метода постоянной доходности, в то время как доход от сделок и инвестиционных ценных бу-маг признается на основе фактического дохода. Когда счет клас-сифицируется как неработающий, доходы не признаются, пока они не будут признаны по кассовому методу. Счет классифици-руется как неработающий, если выплаты просрочены более чем на шесть месяцев. Эта политика соответствует указаниям Цен-трального банка Малайзии. Исламские банки в Малайзии сле-дуют стандартам MASBi-1, которые являются бухгалтерскими стандартами для исламских банков, установленными Советом по малазийским стандартам бухгалтерского учета.

 

«Шамиль Бэнк оф Бахрейн» в своем ежегодном докла-де 2007 года подробно описал свой метод признания доходов (Shamil Bank of Bahrain, 2007, стр. 50):

 

участие в прибылях и плата за управление;

 

Доходы от участия в прибыли и сборы за управление, взима-емые с фондов под управлением банка, признаются на осно-ве права банка на получение таких доходов с ограниченных и неограниченных инвестиционных счетов, как это преду-смотрено в соглашении мудараба, за исключением случаев, когда банк временно отказывается от своего права.

прибыль от сделок мурабаха и истисна;

 

Прибыль, приобретенная через сделки мурабаха и истисна признается путем пропорционального распределения при-были на весь период сделки, при этом каждый финансовый период приносит свою часть прибыли, независимо от факти­


Функциональные аспекты и практика исламской банковской системы

 

ческого получения наличности. Прибыль не начисляется на сделки мурабаха и истисна, если погашение рассрочки про-срочено более чем на 90 дней, кроме случаев, когда директор считает начисления обоснованными.

 

доходы от активов, сдаваемых в аренду;

 

Доход от арендованных активов рассчитывается пропор-ционально сроку аренды таким образом, чтобы обеспечить постоянную норму прибыли на весь срок аренды.

 

доходы от контрактов мудараба;

 

Доходы от контрактов мудараба признаются, когда мудариб декларирует прибыль.

прибыль от контрактов мушарака;

 

В случае, если контракт мушарака превышает один финан-совый период, доля прибыли банка признается, когда проис-ходит частичный или окончательный расчет. Убытки призна-ются в той части, в какой такие убытки вычитаются из доли банка в капитале мушарака. Однако, в связи с уменьшением операций мушарака, прибыли и убытки признаются после рассмотрения снижения доли банка в капитале мушарака и, следовательно, их пропорциональной доли прибыли или убытков.

 

доход в виде дивидендов;

 

Доход в виде дивидендов признается, когда появляется пра-во на получение выплат.

 

сборы и комиссии;

 

Сборы и комиссии признаются в качестве дохода при полу-чении оплаты. Комиссии по аккредитивам и гарантийным письмам признаются в качестве дохода равномерно в тече-ние срока сделки. Тарифы за структурирование и организа-цию финансирования сделок в интересах и от имени других сторон признаются после того, как банк выполняет свои обязательства в отношении сделок.

 

Среди исламских банков, которые подробно описывают свои методы признания доходов – «Дубай Исламик Бэнк» и «Альбарака Исламик Бэнк» (Бахрейн). Ниже приведены примеры методов, практикуемых «Дубай Исламик Бэнк» (Dubai Islamic Bank, 2007).


322 Глава 6

 

мурабаха;

 

Если доход поддается измерению и определен договором в самом начале его исполнения, то этот доход признается на основе временного распределения в течение всего срока действия договора, основанного на неиспользованной капи-тальной сумме.

 

истисна;

 

Доходы истисна и связанная маржа прибыли (разница меж-ду денежными ценами для клиентов и общей стоимостью истисна для банка) рассчитываются на основе временногораспределения.

 

иджара;

 

Доходы иджара признаются на основе временного распреде-ления в течение срока аренды.

 

мушарака;

 

Доход вычисляется из расчета сокращения остатков на основе временного распределения, что свидетельствует об эффективной доходности актива.

 

мудараба;

 

Доходы и убытки от финансирования мудараба отражаются по методу начисления, если они могут быть верно оценены. В противном случае, доход признается при распределении мударибом. Потери взимаются с дохода после того, как муда­ риб заявил о них.

 

комиссионные доходы;

 

Доходы от пошлин и комиссий признаются в момент полу-чения прибыли.

 

доход от аренды;

 

Доходы от аренды признаются на основе метода начисле-ния.

 

дивиденды;

 

Дивиденды от инвестиций в акции признаются, если появ-ляется право на получение дивидендов.

 

сукук;

 

Доходы учитываются на основе распределения по всему сро-ку действия сукук.

 

продажа имущества;


Функциональные аспекты и практика исламской банковской системы

 

Доходы от продажи имущества признаются на основе пол-ного метода начисления, когда соблюдены все следующие условия:

 

■ продажа завершена и контракты подписаны,

 

■ первоначальное вложение покупателя на дату составле-ния финансовой отчетности является адекватным, чтобы продемонстрировать намерение заплатить за имущество,

 

■ банк переводит к покупателю обычные риски и выгоды от владения в сделке, что является содержанием прода-жи, и не имеет существенное продолжительное отноше-

 

ние к имуществу.

 

Доходы от продажи жилья признаются на основе процента исполнения работы, при условии что ниже перечисленные условия выполнены:

 

■ продажа завершена и контракты подписаны,

 

■ вложение покупателя на дату составления финансовой отчетности является адекватным, чтобы продемонстри-ровать намерение заплатить за имущество,

 

■ строительство преодолело предварительный этап, то есть начало проектных работ или контракт на строительство или доступность строительной площадки и т.д.,

 

■ постоянный покупатель,

 

■ покупатель не может получить возмещение за непостав-ки единицы,

 

■ вероятность того, что банк не в состоянии выполнить свои договорные обязательства является незначительной,

■ совокупная выручка от продажи и затраты могут быть

 

достоверно оценены.

 

Помимо стандартов, выпущенных международными орга-низациями бухгалтерского учета или организациями, которые имеют власть в отдельных странах, некоторые исламские банки должны соблюдать метод признания доходов финансовых вла-стей, которые регулируют и контролируют банки. Например, ме-тод признания доходов, изданный Центральным банком Ирана, выглядит следующим образом:

 

1. Покупка в рассрочку: доходы от продажи в рассрочку при-знаются в момент получения оплаты.


324 Глава 6

 

2. Продажа в рассрочку: доходы зачисляются в счет дебиторскойзадолженности и признаются, когда они подлежат выплате.

 

3. Гражданское партнерство: доходы учитываются в концесрока действия договора.

4. Мудараба: доходы учитываются в конце срока действия до-говора.

5. Фьючерсные сделки: доходы от продаж как за наличные, таки в кредит, признаются продажей в рассрочку.

6. Джоала: доходы учитываются на основе кассового метода.

 

7. Покупка долгов: доходы учитываются на основе метода на-числений.

8. Мосакат и мозараах: доходы учитываются на основе кассо-вого метода.

9. Гарз-аль-хассана: комиссия учитывается на основе методаначислений.

10. Прямые инвестиции: доходы от продажи акций признаются,

 

когда продажи завершены, в то время как дивиденды при-знаются тогда, когда они получены.

 

Центральный банк Ирана также установил следующий метод для потока доходов и прочих расходов:

 

(i) доходы, полученные от операций, которые осуществлены в соответствии с прошлыми законами о банковской деятель-ности, признаются по методу начисления;

 

(ii) прибыль и комиссия по текущим операциям отражаются по кассовому методу;

 

(iii) комиссия за поддержание правительственных счетов, бону-сы для облигаций и прибыль, полученная через резервы, от-ражается кассовым методом на основе резолюции Совета по деньгам и кредиту (Money and Credit Council);

 

(iv) проценты, полученные от агентов и иностранных банков, признаются в качестве дохода на основе метода начисле-ния. Проценты, полученные по текущим счетам от агентов иностранных банков, обеспеченные кредиты, выданные гамбургскими филиалами, и капитал, предоставленный гонконгскими филиалами, признаются в качестве дохода по кассовому методу. Комиссии от операций с иностранной валютой, административные сборы в пользу «Иран-Иджипт


Функциональные аспекты и практика исламской банковской системы

 

Девелопмент Бэнк» (Iran-Egypt Development Bank) и комис-сии от продажи ипотечных сертификатов или векселей и тратт отражаются по кассовому методу;

 

(v) прибыль, выплачиваемая по инвестиционным счетам, воз-награждение, выплачиваемое по счетам гарз-аль-хассана, и проценты, выплачиваемые по срочным депозитам в ино-странной валюте, признаются в качестве расходов по методу начисления. Проценты, выплачиваемые иностранным аген-там из-за дебетового сальдо, и выплачиваемые комиссион-ные признаются в качестве расходов по кассовому методу;

 

В дополнение к стандартам, изданным международными ор-ганизациями бухгалтерского учета, некоторые исламские банки, такие как «Джордан Исламик Бэнк», обязаны соблюдать законы об их создании. Что касается указанного банка, Закон описыва-ет методы признания доходов банка, предусмотренные в разделе 18 и разделе 19 следующим образом:

 

Раздел 18:

 

Прибыль или убытки, связанные с совместным финансиро-ванием и инвестиционной деятельностью, должны учитываться на отдельных счетах и должны быть представлены отдельно от доходов и расходов, связанных с деятельностью и услугами, по-лученными банком. Те же процедуры применяются к доходам, инвестициям и расходам на конкретные цели, при этом для каж-дого проекта должен вестись отдельный счет.

 

Раздел 19:

 

При учете прибыли, связанной с финансированием и инве-стиционной деятельностью, банк не имеет права использовать методы учета, основанные на предполагаемой или ожидаемой прибыли. С другой стороны, учет должен зависеть от прибыли, которая признается исходя из методов финансирования Банка и соответствует следующим правилам:

(i) при методе мудараба прибыль должна быть признана на основе последнего расчета по счету, который выполнен меж-ду банком и стороной, использующей фонд. Расчет должен быть основан на фактической сумме полученных денежных средств и признании доходов. Расчет должен быть одобрен и получен в полном объеме. Ежегодная прибыль должна быть


326 Глава 6

 

указана на счете в том конкретном году, когда производится расчет независимо от того, проект завершен полностью или только частично;

 

(ii) при методе убывающего участия доход должен быть признан на основе чистого дохода, полученного от проекта до окон-чания финансового года, даже если доход не будет получен в виде денежных средств. В такой ситуации, признанный доход будет рассматриваться как деньги, которые должны быть получены или как дебиторская задолженность;

 

(iii) при методе покупки за другую сторону с согласованной на-ценкой, прибыль признается на основе оформления после-дующего договора; также учитывается разница между фак-тической стоимостью и ценой, согласованной со стороной, которая дала распоряжение о покупке;

 

(iv) все расходы и издержки, связанные с различными опера-циями финансирования, должны быть привязаны к каждой конкретной операции и не могут быть отнесены или рассма-триваться как общие расходы, понесенные банком.

 

 

Инвестиции

 

Инвестиции являются одним из методов, используемых ис-ламскими банками для получения доходов. Есть четыре типа инвестиций, которые исламские банки могут осуществлять: приобретение обращаемых ценных бумаг, таких как акции, об-лигации, государственные ценные бумаги и оборотные депозит-ные сертификаты; инвестиции в дочерние и ассоциированные компании; инвестиции в имущество или недвижимость, и, нако-нец, прочие инвестиции. Политика учета инвестиций будет вли-ять на инвестиционную стоимость, сообщаемую в финансовом отчете. Если инвестиционная стоимость увеличивается, и это значение не сообщается, то учетная стоимость компании будет ниже, чем действительная стоимость. Аналогично, если послед-няя стоимость инвестиций ниже, чем стоимость на момент, ког-да инвестиции имели место, и это снижение не сообщается, это приведет к завышенной оценке истинной, или действительной,


Функциональные аспекты и практика исламской банковской системы

 

стоимости компании. Данный инвестиционный процесс не ото-бражен в стандартах AAOIFI как следует, упоминается лишь, что инвестиции должны быть отражены по стоимости меньшей, чем резерв под любое постоянное снижение стоимости. «Бэнк Ислам Малейжа» в своем ежегодном докладе от 2008 года предложил следующее пояснение к учетной политике в отношении инвести-ций («Bank Islam Malaysia, 2008, стр. 92):

 

• ценные бумаги классифицируются как предназначенные для

 

торговли, если они приобретаются или эмитируются глав-ным образом с целью продажи или покупки в ближайшем будущем, или если они являются частью портфеля опреде-ленных ценных бумаг, которые управляются совместно и по которым имеются данные о последней фактической струк-туре краткосрочной прибыли. Данные ценные бумаги учи-тываются по справедливой стоимости, и любая прибыль или убыток от изменения справедливой стоимости отражается в прибылях и убытках;

 

• ценные бумаги, имеющиеся для продажи – ценные бумаги,

 

которые не классифицируются как предназначенные для торговли или удерживаемые до погашения. Эти ценные бу-маги оцениваются по справедливой стоимости. Инвестиции в долевые инструменты, которые не имеют рыночных коти-ровок на активном рынке, и справедливая стоимость кото-рых не может быть достоверно определена, отражаются по затратам;

 

• ценные бумаги, удерживаемые до погашения, представляют

 

собой ценные бумаги с фиксированными или определяемы-ми платежами и фиксированным сроком погашения, и банк намерен и способен удерживать их до погашения. Эти цен-

 

ные бумаги оцениваются по амортизированной стоимости с использованием метода фактической прибыли. Прибыль или убыток отражается в отчете о прибылях и убытках, ког-да ценные бумаги не признаются или обесцениваются, так-же как амортизация премий и увеличение дисконта.

 

Инвестиционная политика банков имеет некоторые отличия. Например, «Кувейт Файненс Хаус» относится к ценным бумагам как к инвестициям, которые готовы к продаже и оцениваются по


328 Глава 6

 

себестоимости. «Дубай Исламик Бэнк», с другой стороны, объяс-няет справедливую стоимость для различных видов инвестици-онной деятельности в примечаниях к счетам. Если инвестиции торгуются на организованном финансовом рынке, справедли-вая стоимость будет составлять рыночную котировку в момент окончания торгов на дату баланса. Что касается некотируемых инвестиций, справедливая стоимость – это рыночная стоимость аналогичных инвестиций. Между тем, для инвестиций в иму-щество справедливая стоимость определяется периодически, основываясь на оценках независимых профессиональных оцен-щиков.

 

«Шамиль Бэнк оф Бахрейн» подробно описывает значение, присвоенное каждым сложенным инвестициям (Shamil Bank of Bahrain, 2007):