- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Социально-экономическое развитие белорусских земель в IX-XIII вв.



В IX - XII вв. у восточных славян складывается Феодальный уклад (в связи с возникновением частной собственности и имущественного неравенства). Земля, бывшая прежде во владении сельской общины, переходит в частную собственность отдельных общинников (старейшин, вождей...). Из них формируется класс феодалов. А ранее свободные крестьяне общинники («люди») попадали в феодальную зависимость и выполняли в пользу землевладельцев различные повинности. Существовали такие группы зависимых крестьян: челядь(служили при дворе феодала), смерды (полусвободные крестьяне), холопы (почти рабы, полностью потеряли личную свободу), закупы (попадали в зависимость за долги), рядовичи (попадали в зависимость по договору).Феодалы, захватывая общинные земли, обращали их в свою собственность - Феод, который мог даваться дружинникам на время службы. Фёодал-князь вместе со своей дружиной собирал с подвластного населения дань - полюдье (натуральный налог продуктами). Помимо этого крестьяне платили сбор в пользу церкви - «десятину». Феодалу принадлежали деревни, которые он мог подарить, обменять, завещать. Дружинники феодала-князя (позже их стали называть боярами, а мелких дружинников - «дети») могли получить от него право на кормление (право сбора доходов с определенной терр-ии). Они также были феодалами, Но находились в вассальной зависимости от своего князя.Существовала 2 Формы Феодального землевлаДения:-вотчинн6е (с правом продажи, раздела, передачи по наследству) поместное (с правом временного пользования за службу у князя) Расслоение об-ва на феодалов и зависимых крестьян свидетельствовало о зарождении у восточных славян раннефеодального гос-ва. Первым таким гос-вом является Киевская Русь, которая сложилась в 2ой половине IX - 1ой половине X в, и просуществовала до начала XII в. В IX - XII вв. на терр- ии Беларуси происходило возникновение городов. Причины: отделение ремесла, требовавшего особых навыков, от земледелия; поселение ремесленников в местах, близких к источникам сырья, необходимого для их занятий; развитие обмена продуктами на товары и торговли. Немаловажную роль в возникновении городов сыграла необходимость защиты от врагов. Поэтому города часто строились на возвышенностях и пригорках. Самым древним белорусским городом считается Полоцк (862г.), затем Витебск (974), Туров(980) согласно «Повести временных лет». Всего в летописи упоминается более 30-35 названий городов, существовавших на терр- ии Беларуси в IX - XIII вв. Конечно же ко времени упоминания о них в летописи они уже существовали значительное время.Город состоял из нескольких частей. Укрепленный валами, рвами, стенами центр города назывался «детинец». Поселения ремесленников и торговцев, которые возникали около укрепленного центра, назывались посадами. Обычно воле детинца на берегу реки располагался рынок или торг. Раннефеодальные города были невелики: от нескольких сотен до нескольких тысяч жителей.

Улицы (они назывались «концы») были узкими, отходили в разные стороны от центра.В XII - XIII вв. города превратились в центры ремесленного пр-ва. Наиболее распространенные: кузнечное, гончарное, кожевенное, бондарское, прядение и ткачество. Города являлись также центрами торговли. Через терр-ию Беларуси проходил путь «из варяг в греки». Из Беларуси везли меха, воск, мед. Завозили ткани, стеклянную посуду, специи, украшения, оливковое масло.


Принятие и распространение христианства. Культура белорусских земель в IX - XIII вв.

В 988г киевский князь Владимир принял христианство, как гос. религию. В связи с этим он отказался от многоженства. Появилось духовенство во главе которого стоял метрополит, и ему подчинялись епископы. Вслед за этим христианство приняла высшая знать Полоцка, но христиане в Полоцке были ещё раньше, в начале 9 века: полоцкие воины, входившие в Византию, Рогнеда, Изяслав и т.д. После официального принятия веры стали создаваться епархии (религиозно-христианские округа). В 992т в Полоцке (Витебск. Менск, Орша, Заславль, БраславДогойск), в lOOSr - в Турове (Гомел., Брест, Гродн. Области). Стали открывать церкви и монастыри: в 12 век около Полоцка Ефросинья Полоцкая основала женский Святого Спаса и мужской Святой Богородицы монастыри; Борисоглебский монастырь = 100 культовых зданий. В середине 11 века был построен Софийский Собор в Полоцке Всеславом Чародеем. Итоги распространения христианства:

- развитие культуры восточных славян, распространение письменности, летописание, -начало каменному зодчеству -развитие ремесел и торговли с др. странами -создание художественных ценностей. Особенности распространения христианства на Бел: переплетение христианства с языческими обрядами — двухверье: православная церковь приспосабливала языческие верования к своим обрядам и праздникам.

РЕЛИГИОЗНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ДЕЯТЕЛИ: Ефросинья Полоцкая.

Предслава. Девочкой сбежала в женский монастырь, постриглась в монашки под именем Ефросинья, переписывала церковные книги, основала школу для детей, монастырь, на склоне жизни совершила паломничество в Иерусалим. Во время которого умерла в 1167г. Мощи были в Киево- Печерской Лавре, а 19 Юг перенесли в Полоцкий Спасо-Ефросиневский монастырь. Первая святая, Кирилл Туровский

Писатель, автор ряда «слов», молитв, повестей, притч. Златоуст. Клементий Смолятич, Авраамий Смоленский. ПИСЬМЕННОСТЬ.

Известие о письменности у восточных славян относится к 10- началу 11 века. Это была кириллица. Первые памятники письменности на Бел: «Борисовы камни» (4 валуна с надписями) -в русле Зап. Двины (12 век), «Рогволодов камень» - возле Орши, деревянный гребень с буквами алфавита - в Бресте, берестяные грамоты в Витебске и Мсгиславле - 13 век.

В 1 половине 11 века началось летописание: в начале 12 в создана «Повесть временных лет» монахом Нестером. Самая ранняя рукописная книга - Туровское Евангелие (11век). Книги писали на пергаменте, сворачивали в свитки, писали и переписывали в монастырях, где были и библиотеки. Вершина литературы - «Слово о полку Игореве». КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО. ФРЕСКИ

К концу Ювека с принятием христианства начинается возведение монументальных культовых строений - в середине 11в в Полоцке каменный Софийский Собор (7 куполов, фрески, библиотека, архив, гос. казна; при строительстве использовали плинфу - плоский кирпич).

В 12 веке Борисоглебская церковь в Гродно (в стенах были голосники - глиняные горшки для акустики); Спасская церковь Ефросиньевского монастыря, церковь в Витебске, Новогрудке, Турове.

В 13 веке оборонительные сооружения, т. к. угроза со стороны крестоносцев и татар: башня Белая Вежа в Каменце (30 метров).

Существовали Полоцкая и Гродненская архитектурные школы.

В 11-13вв - фресковая живопись. Фреска -г- водяные краски по свежей штукатурке. Стены Софийского и Спасского Соборов, Витебской, Благовещенской церкви и др. украшены фресками на сюжеты библейских сказаний и с фигурами святых.

ИЗО. Шедевр - крест Евфросинии Полоцкой, изготовленный в 1161г мастером Л.Бокша. 51см в длину. Из кипарисового дерева. Украшен 21 золотой пластиной с образами святых. Пропал в годы ВОВ, в 90-ые гг Кузьмич изготовил копию. Находится в Спассо-Ефросиньевском монастыре в Полоцке.

Образование Великого княжества Литовского Русского и Жемоитского: основные подходы и концепции. Роль белорусских земель в становлении белорусско-литовского государства.

Процесс образования одного из крупнейших государств Восточной Европы эпохи Средневековья - Великого княжества Литовского, Русского, Жемоетского и других земель - был сложным и длительным по времени. Окончательно территориальные границы Великого княжества установились во второй половине XIV в. Они простирались от Балтийского до Черного морей с севера на юг, от Брестчины до Смоленщины с запада на восток. Исторические реалии XIII - XIV вв. подталкивали к балто-славянскому политическому объединению населения как тех, так и других земель. Именно их единство позволило сохранить на то время в значительной степени этническую чистоту, а вполне допустимо, и само существование этносов, населявших этот регион, в условиях противостояния агрессорам с северо-запада (крестоносцы) и юго-востока (монголо-татары). Известны совместные выступления балто-славянских дружин Против крестоносцев и их союзника Конрада Мазовецкого. Чувствительными были и внутренние объединительные тенденции. Двадцать небольших удельных княжеств, которые образовались в результате распада Полоцкого и Туровского княжеств, вели междоусобную борьбу. На балтских землях государственности не было. Здесь возникают племенные союзы, появляются князья (кунигасы), которые имели сильные военные дружины. Они оказывали сопротивление крестоносцам и одновременно сами совершали набеги на земли ослабленной Руси. Внутренняя борьба между племенными союзами возвышала личности некоторых князей. Одним из таких князей был Миндовг. В такой ситуации ряд земель повели этнично-объединительную деятельность. Ее демонстрировали Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская, Смоленская земли, а также земли балто-восточно-славянские. В середине XIII в. в балто-восточНых землях происходит возвышение Новогрудка. Первым князем - претендентом на роль создателя Литовской державы был литовский князь Миндовг. Летописная Литва располагалась на современных восточнолитовских и северозападных белорусских землях. Во второй половине 40-х гг. XIII е. Миндовг стал князем в Новогрудке, где, согласно Густынской летописи, принял в 1246 г. православную веру. С помощью силы Миндовг в конце 40-х - начале 50-х гг. XIII в. отвоевывает для себя Литву, объединяя ее с Новогрудком. Осознавая, что этот шаг вызовет отрицательную реакцию со стороны галицко-волынских князей, Миндовг вступает в союз с Ливонским орденом, по дипломатическим соображениям принимает католичество и коронуется в Новогрудке. Этим актом весь тогдашний католический мир признал правомочность и независимость Великого княжества Литовского, уравнял его с другими европейскими странами.