- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Социальные институты культуры



Каждый компонент социальной жизнедеятельности имеет соответствующие формы организации, т. е. институты, обеспечиваю­щие как его поддержание, так и воздействие на общественную жизнь в целом. Социальный институт не сводится к наличию организаций или учреждений. Институт всегда представляет собой ряд компонентов:

а) некоторую внутренне слаженную систему функций, закрепленных предписаниями (нор­мами, уставами), оправдывающими данный институт и соотносящи­ми его с другими сферами;

б) материальные средства (здания, финансы, оборудование), обеспечивающие деятельность данного института;

в) носителей, вербуемых в соответствии с прин­ципами, соотнесенными с целями данного института (служителей культа, представители различных слоев интеллигенции).

Социальные институты организуют и координирует деятель­ность людей в каждой сфере, без чего эта деятельность приобре­ла бы разрозненный, непоследовательный и неустойчивый ха­рактер.

Политические, экономические, социокультурные ин­ституты придают процессам совместной жизни множе­ства людей упорядоченность, устойчивость, стабильность, урегулируют общий порядок. Немаловажное значение при этом имеет то, на какие ценности, нормы, законы и образцы деятельности и поведения ориентируют они людей, участвующих в процессах, относящихся к их компетенции, т. е. в общем, как функционирует духовное производство.

В современной науке принято выделять некоторые основные типы поддержания духовного производства, а также художественной куль­туры, существующие в разные эпохи:

1) государственный, подчи­ненный централизованному аппарату власти;

2) церковный, опи­рающийся на поддержку религиозного института;

3) меценатский, или патронажный, при котором знать и богачи содержали и ода­ривали поэтов, литераторов, музыкантов и архитекторов;

4) ремесленный, когда предмет прикладного или монументального искусства изготавливается на местный рынок или на заказ;

5) ком­мерческий, возникший уже в доиндустриальном обществе и связанный с рыночными отношениями;

6) самообеспечение культу­ры через самостоятельные институты (церковь, образование, твор­ческие организации, индустрию культуры).

Государство для культуры играет важную роль. Уже в силу обеспечения государством общесоци­альных функций (поддержания порядка, защиты населения, регу­ляции важнейших систем функционирования общества) оно яв­ляется важнейшей предпосылкой культуры, без чего общество оказывается во власти локальных сил и местных интересов. Госу­дарство выступает также как важный «заказчик» и «спонсор», поддерживая материально или через предоставление привилегий культурную деятельность.

Однако ни сущность, ни дина­мика, ни судьбы государства не совпадают прямо с динамикой культуры, между ними обычны трения и конфликты, в которых государство может временно одерживать верх, но, обладая собст­венными потенциями, культура большей частью оказывается бо­лее долговечной.

Проблема анализа институциональной культуры распадается на две части: анализ культуры института в целом и анализ профессиональной культу­ры работников, реализующих функции института.

Институциональная культура есть совокупность знаний, ценностей, норм и образцов деятельности и общественного поведения социальных институтов, функционирующих в условиях данной куль­туры. Ее показателями выступают эффективность дея­тельности института, его легитимность, обусловлива­ющая уровень доверия к институту со стороны множе­ства людей, а также смыслообразующие ценности, ре­гулирующие решение институтом проблемы соответст­вия целей его деятельности и средств, применяемых для их достижения (справедливость, гуманность, демокра­тизм для современных условий).

Итак, когда речь идет о поведении и деятельности института в целом, мы имеем в виду «совокупного че­ловека», взаимодействующего с обществом, когда же говорим о профессиональной культуре, то имеется в ви­ду культура «совокупного работника», «персонала» и т. д. В первом случае это социокультурный уро­вень функционирования института, во втором – его профессиональное качество, например техническая культура и т. д.

Культуру как социальную, так и про­фессиональную можно оценивать по критерию соответ­ствия стандартов и образцов деятельности и поведения, принятых в данном учреждении (институте), ценностям и нормам, обеспечивающим общественную жизнь в це­лом (например понятиям добра, справедливости, пользы, хорошего – плохого и т. д.). Несоответствие, отклонение от нормы может происходить по различным причинам, но главным являются следующие: либо тот или иной ин­ститут перестает удовлетворять возросшие, изменив­шиеся потребности людей в области компетенции учреж­дения, либо ин­ститут не способен отныне выполнять свои функции ввиду изменившихся общественных условий (недостатка материальных средств, оттока квалифицированных кад­ров, ошибочного руководства, потери смысловых ориен­тиров и т. д.). Так, при нарушении закона соответствия цели и средств со стороны института могут возникнуть весьма серьезные противоречия между людьми, участвующими в социальных процессах, и институтами, регулирующими эти процессы, либо институт изжил себя функционально (т. е. выполнил какие-то конкретно-исторические задачи и обречен на отмирание).

Одно из основных требований общества к сознательно созданным институтам – деперсонализация, обезличенность, стандартизованность ролей, статусов и официаль­ных отношений. И это, естественно, люди как бы текут через институты, поскольку они смертны, а институты в любом случае функционируют дольше их, иног­да – тысячелетия.

Институциональная культура типологизируется по тем же основаниям, что и сами институты: политиче­ским институтам соответствует политическая культура, экономическим – экономическая, семье – семейная и т. д. Необходимыми составляющими этих крупных ви­дов культур являются профессиональные культуры, та­кие как военная, правовая, педагогическая, управлен­ческая и т. д.

Культура в социальной системе призвана обеспечить эф­фективность взаимодействия людей.

Всякая организация, как известно, имеет двойствен­ную структуру отношений: официальную и неофици­альную сферы с требованиями, образцами трудового по­ведения и деятельности человека, обусловленных в це­лом общей технологической и профессиональной культу­рой работников – членов организации.

Официальные отношения, развертывающиеся «по горизонтали», при­званы координировать усилия множества работников. Они и называются координационными отношениями – это по­ле ролей профессионально-должностного характера. От­ношения, строящиеся «по вертикали», – это упорядочен­ное взаимодействие статусов и присущих им уровней престижности, официальной авторитетности должност­ных лиц. Каркас официальных отношений строится и поддержива­ется властью, легитимируется, либо доброй волей уча­стников организации (в случае избрания лиц, несущих властные полномочия), либо волей вышестоящей орга­низации. Любая организация всегда вынуждена культи­вировать те ценности, нормы, правила и образцы тру­дового поведения, которые, как полагают организаторы, с одной стороны, обеспечивают необходимый уровень производительности труда, с другой – уменьшают со­циальную напряженность в коллективе, ориентируют людей на эффективное взаимодействие ради достижения общей цели организации.

Официальная сфера есть в то же время совокупность рабочих мест (в производственной организации), т. е. конкретных мест индивидов в системе организованных отношений, вытекающих из разделения и распределения труда при совместной деятельности. Люди распределя­ется по этим «ячейкам» согласно своей профессиональ­ной подготовленности, квалификации и индивидуализи­руют их. Вместе с тем эти рабочие места являются, во-первых, точкой интеграции общественных, коллективных и личных интересов, во-вторых – местом проявления и развертывания способностей и профессиональной куль­туры людей, в-третьих – полем реализации их индивиду­альной общей культуры. Между людьми, закрепленны­ми за этими местами труда различными материальными (заработком, премией, привилегиями), духовными (смыслом и назначение трудовых или политических усилий), соци­альными (статус, престиж, санкции поощрительного или наказующего характера) средствами, возникают функ­циональные, т. е. официальные отношения. Эти отноше­ния сопровождаются образованием функциональных, ролевых ожиданий-требований по отношению к каждому человеку, занимающему тот или иной пост, рабочее место. Технологические требования расписываются в раз­ного рода инструкциях, социально-психологические возникают в процессе совместной деятельности. Так, в функциональном плане от рабочего ждут и требуют од­ного, от директора – другого вклада в общее дело и т. д.

«Неформальная», межличностная сфера отношений возникает между людьми как индивидуальностями. Лю­ди взаимодействуя продолжительное время в рамках официальных, функциональных отношений, не могут оста­ваться безразличными по отношению друг к другу. Развиваются симпатии и антипатии, взаимные предпо­чтения и отвержения, т. е. возникают и появляются раз­личные виды обращения людей друг с другом. В отли­чие от официальных отношений, сеть таких отношений складывается в зависимости от индивидуальных способ­ностей и культуры членов организации, уровней их со­циальной зрелости, их жизненных позиций, чувств и даже вкусов. Если выполнение человеком своих трудовых функций дает ему возможность получить от обще­ства материальные, социальные и духовные блага в обмен на свой труд, удовлетворить свою потребность в достижении того или иного общественного положения, обеспечивающего определенное официальное уважение, авторитетность, то исполнение межличностных ролей предоставляет человеку возможность удовлетворять по­требности в общении, проявлять интимные чувства, до­стигать уважения своей личности среди своих коллег. Важность удовлетворения этой группы потребностей видна из следующего: человек может добиться высо­кого общественного положения своей работой, реализо­вать себя в этой области, но будет страдать от внутрен­него одиночества, если он не будет «принят» в кругу людей, непосредственно окружающих его.

Итак, необходимость согласования официальных и межличностных отношений, среди которых основой и ориентиром являются отношения официальные, выте­кает из задачи достижения эффективной деятельности множества людей, объединенных в организацию. Если удается этого достичь в каком-либо коллективе, то это характеризует высокий уровень культуры организации.

В современном обще­стве возникают различные культурные учреждения и организа­ции, которые можно классифицировать по функциональному признаку:

а) ряд социальных институтов предназначен для осу­ществления духовного производства (издательства, киностудии, театры, любительские творческие объединения, кружки, народ­ные творческие коллективы и т. д.);

б) другие институты используются для распространения культуры (кинотеатры, лектории, кон­цертные и гастрольные объединения и т. д.). Эти функции явля­ются главными и для таких институтов, как университеты, шко­лы, библиотеки, музеи;

в) в системе культуры имеются также осо­бые учреждения, организующие и планирующие культурную дея­тельность, осуществляющие управление культурным процессом (правительственные организации культуры, творческие союзы, научно-исследовательские учреждения и т. д.). К ним примыкает и такой специфический социальный институт, как научная и ху­дожественная критика, которая оказывает влияние на деятель­ность людей, осуществляющих духовное производство, а также на потребление культурных ценностей широкими массами наро­да, формируя в известной мере их эстетический вкус, воспитывая высокие духовные потребности.

Данное деление учреждений культуры, конечно, относитель­но: учреждения культуры чаще всего полифункциональны, осу­ществляют одновременно и производство, и распространение ценностей культуры.

Особую роль в этом процессе занимает образование. Образование и подготовка кадров необходимыдля каждой сферы деятельности – от хозяйственной до военной. Однако во всех своих вариантах образование в той или иной степени смы­кается с культурой или составляет ее органическую часть. Образование можно в общем определить как процесс, систему и институт, обеспечивающие усвоение знаний, ориентации и опы­та, накопленного в обществе. Образование носит многообразный характер: от домашнего научения ребенка чтению до самообра­зования через чтение книг и путешествия. Однако его наиболее существенным компонентом является социальный институт, со­здаваемый системой образования, различными учебными заведе­ниями.

Конечно, содержание и состояние образования во многом зависят от социально-экономической обустроенности общества. Однако и социокультурные факторы тоже составляют его важ­нейшую детерминанту. Именно поэтому образование способно в той или иной степени прямо или кос­венно втягивать в свою орбиту все классы и социальные группы, оказывать существенное влияние на все стороны духовной жизни. Главным образом через систему образования происходит проникновение научных тео­рий и художественных ценностей в сознание масс. С другой сто­роны, воздействие массового сознания на высокую культуру тем эффективнее, чем просвещеннее массы, чем больше элементов научного миропонимания вошло в их обыденное сознание. Ина­че говоря, школа (от начальной до высшей) представляет собой основное связующее звено между различными уровнями духов­ной жизни общества.

Однако культура всегда была слишком ответственным, слож­ным и общезначимым делом, чтобы оно могло оставаться уделом только социальных групп, погруженных только в свои специфи­ческие сферы деятельности. Поэтому уже на ранних этапах исто­рии выделяются специалисты, которые могли накапливать мудрость и сосре­доточивать в себе недоступные остальным членам коллектива духовную силу, опыт, знания. На более продвинутом уровне, в усложнившихся условиях существование культуры поддерживается деятельностью интел­лигенции.

Характер интеллигенции во многом отли­чается в зависимости от социокультурного типа данного общест­ва, роли государства и степени самостоятельности светской куль­туры. Тем не менее в ее деятельности можно выделить то об­щее, что в той или иной степени присутствует в каждом раз­витом обществе. Именно интеллигенция осуществляет основ­ные функции по обеспечению духовного производства, вклю­чая творческое создание новых идей, образов, норм, знаний, которые становятся затем достоянием общества.

Следует выделить три основные функции интеллигенции, в соответствии с которыми ее можно разделить на три группы:

1. Хранение и трансляция, упорядочивание и распростране­ние культурных ресурсов, удержание норм и ценностей, истори­ческой памяти. Без обеспечения такой функции невозможно ни сохранение общества, ни его адаптация к изменяющимся усло­виям. Именно она ложится на плечи самой многочисленной груп­пы интеллигенции: учителей, библиотечных и музейных работ­ников, редакторов, реставраторов, работников системы просве­щения, программистов и т. д. Их роль в общем процессе культур­ной жизни может быть обыденной и почти безымянной, но именно благодаря их постоянной работе общество обеспечивается куль­турой.

2. Инновация как творческий процесс выработки новых идей, образов, моделей действий, политических и социальных программ. Отличительная особенность носителей этого типа функций – высокая степень индивидуализации, т. к. иннова­ции большей частью являются результатом творческих усилий от­дельных личностей или малых групп коллективов. Однако именно по сте­пени способности общества к принятию нового следует оцени­вать его развитость. Новаторская духовная деятельность – про­цесс мало управляемый, во многом зависящий от субъективных личностных факторов и от духовной атмосферы в обществе, сте­пени динамичности его культуры и от восприимчивости общест­ва к инновациям. Поэтому всякое развитое общество поддержи­вает те специфические институты – фонды, центры, академии, – в которых создается благоприятная среда для вызревания творчес­ких открытий и изобретений. Важной функцией этих центров является не только материальная поддержка творчества, которая зачастую бывает недостаточной, но и признание со стороны кол­лег (соратников и соперников), распределение авторитета, что в какой-то степени компенсирует все остальное. Произвольное вмешательство и подавление таких внутренних механизмов само­оценки может привести к ослаблению творческой атмосферы, снижению духовного потенциала.

3. Однако между творческой элитой и обществом существует неизбежный разрыв, дистанция, преодоление которой необходи­мо для признания нового открытия, акта духовного творчества. Для того чтобы результаты инновации были переданы для обще­го пользования, они должны быть санкционированы, одобрены и интерпретированы другой группой, осуществляющей критику, т. е. анализ и отбор наиболее важного и достойного. Критика должна соотнести новое с имеющимся духовным наследием, со­гласовать со сложившейся духовной жизнью. Кроме того, критика должна соотнести новое с признанными ценностями и пред­ставлениями, с музеем, университетом и школой, с существую­щими взглядами и представлениями. Критика по самой сути апел­лирует к авторитетам, образцам, именам, вкусам, признаваемым в данной профессиональной среде и различных сферах общест­венной жизни. Именно критика «возводит пантеон» классиков прошлого и настоящего, без которых невозможно отделить высо­кое от заурядного, оригинальное произведение от эпигонских или тривиальных работ. Вместе с тем популяризаторская работа при­звана растолковать «высокоумные» и сложные произведения и открытия, донести их до массового читателя, публики, до широ­ких слоев населения.

Вопросы для самопроверки:

1. Охарактеризуйте материальную культуру и материальное производство.

2. Основные сферы духовной культуры.

3. Приведите примеры духовных и материальных артефактов.

4. Дайте характеристику человека как особого класса артефактов.

5. Что является структурными компонентами современной духовной деятельности человека?

6. В чём проявляется регулятивная роль культуры?

7. Духовные ценности и их классификация.

8. Символ, знак в культуре.

9. Язык как универсальное сред­ство коммуникации.

10. Охарактеризуйте основные функции куль­туры.

11. Современная профессиональная культура.

12. Назовите культурные учреждения и организа­ции.

 

Ключевые слова:

Морфология культуры. Материальная культура. Духовная культура. Культурные ценности. Язык. Знак. Символ. Коды культуры. Культурные нормы. Функции культуры. Учреждения культуры. Инкультурация. Социализация.

 

Темы докладов:

1. Основные представления о морфологии культуры

2. Материальная культура и материальное производство.

3. Сферы духовной культуры: наука, искусство, нравственность.

4. Культура как смысловой мир человека.

5. Человек как особый класс артефактов.

6. Культурные ценности и их классификация.

7. Основные коды культуры.

8. Символ, знак в культуре.

9. Язык как универсальное сред­ство коммуникации.

10. Функции куль­туры: значение, характеристика.

11. Современные проблемы социализации.

12. Культурные учреждения и организа­ции.

ТЕМА 4. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР

Цель: составить представление о типологизации как методе научного познания, методологическом принципе классификации культур. Изучить: основные типы культуры (исторический (глобальный и локальный), восточный и западный (этнический и национальный и др.), характеристику элитарной и массовой культуры; не­конформные типы отношений молодежи к обществу. Дать характеристику профессиональной культуре.

План