Маркс первым стал разрабатывать проблемную область, или
социологическую дисциплину, занятую изучением социальных факторов,
социальных механизмов и социальных следствий познавательных
процессов. Впоследствии эта дисциплина получила название
“социология познания”. Маркс считал, что, подобно тому как о
человеке нельзя судить на основании того, что он сам о себе думает,
так и об обществе и социальных группах невозможно судить на
основании тех представлений, которые они сами о себе создают.
Поэтому задача социальной науки – обнаруживать скрытую, глубинную
социальную реальность, которая лежит в основе разнообразных идей,
представлений, знаний, верований. Маркс одним из первых
разрабатывал это положение, на котором базируется не только
социология познания, но и вся социология целиком.
Наиболее концентрированное выражение социологический подход к
познанию нашел в марксовой концепции идеологии. Под идеологией
Маркс понимал сознательное и бессознательное мифотворчество,
призванное, во-первых, заменить подлинную социальную практику,
во-вторых, замаскировать свою связь с этой практикой. Общество и,
прежде всего, господствующие классы представлялись ему своего рода
гигантскими фабриками по производству иллюзий: политических,
юридических, научных и, тем более, религиозных, моральных и
художественных. Подлинная же наука, которая не связана с
сохранением социального статус-кво и “разгадала” связь этих
иллюзорных образований с экономическими и политическими интересами
противоборствующих социальных сил, является, по Марксу, антиподом
идеологии.
Только в будущей коммунистической формации социальные
отношения станут настолько простыми, ясными и прозрачными, что
идеологии исчезнут, так как исчезнет потребность в этом
надстроечном камуфляже.
В процессе анализа разнообразных идеологических конструкций Маркс
добился значительных успехов. Его подход открывал плодотворные пути
изучения взаимосвязей социальных и познавательных процессов и
закладывал основы важной социологической дисциплины. Но, к
сожалению, Маркс так увлекся разоблачением идеологий, что стал
воспринимать как иллюзии, маскирующие классовые интересы, любые
идеи нерадикального характера или отличающиеся от его
собственных.
“Социолог познания” в таком понимании превращался в своего рода
“срывателя масок”, “разоблачителя” и “разгребателя грязи”,
действительной или мнимой. При этом, разоблачая классовые иллюзии
различных мыслителей, Маркс забывал применить “социологию познания”
к своей собственной доктрине.
Уверовав в то, что ее связь с интересами самого “прогрессивного”
класса, пролетариата, гарантирует ей свободу от идеологических
предрассудков, истинность и необычайную действенность, он всерьез
не задумывался над тем, как его учение будет реально
функционировать в различных социальных средах (в том числе в
пролетарской среде), как оно будет пониматься и применяться. Ему
представлялось это вполне очевидным: достаточно одержать
теоретические победы над оппонентами, чтобы учение понималось и
применялось так, как это представляется ему самому. Между тем,
учение было многозначным, противоречивым и незавершенным. А
оказываясь впоследствии на разной социальной почве, в различных
обществах, социальных классах и слоях, оно истолковывалось и
функционировало по-разному и далеко не так, как это представлялось
Марксу.
Социология познания
92
0
2 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!