- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Современное состояние проблемы



Если в первой половине XX века вопросам парапсихологии и психофизики давали весьма осторожную оценку, признавая, однако, что «в этом что-то есть», то в настоящее время картина изменилась. Сегодня мы имеем возможность ознакомиться с самыми разными исследованиями, проводимыми самыми разными людьми. Совокупность работ в этой области (а мы упомянули только небольшую их часть) свидетельствует о существовании феномена психокинеза, телепатии, ясновидения и др. Тем не менее, механизм этого феномена до сих пор неизвестен. Физики, биологи, психологи многих стран мира предпринимают попытки его установления, особенно упорно эти работы ведутся в России. Очевидно, что на основе существующей научной картины мира аномальные явления не объяснить. Для решения этой задачи потребуется существенно расширить современную научную парадигму. Как уже упоминалось, такие работы в мире проводятся.

В конце прошлого столетия изменилось и отношение общественности к этой проблеме: созданы многочисленные организации, объединяющие заинтересованных лиц, эта тема обсуждается в различных журналах и газетных публикациях, выпускаются популярные (например, «Терминатор») и специализированные («Сознание и физическая реальность») научные журналы, проводятся различные конференции и т. д.

При этом существует и обратная сторона медали: проявили активность отдельные дельцы, спекулирующие на незнании окружающих и извлекающие из этого доходы. Наряду с талантливыми исследователями, способными оказать реальную помощь людям, действует целая армия шарлатанов. По-видимому, в развитии общества такие явления неизбежны. В сложном положении оказались журналисты и другие сотрудники средств массовой информации. Мне приходилось быть свидетелем и раздувания какого-нибудь «сенсационного заявления» типа «мы зарегистрировали выход души из тела умершего человека», и, наоборот, оскорбления, притеснения лиц, причастных к изучению аномальных явлений. Очень редко встречаются журналисты, которые вникают в «кухню» ученого, берут на себя труд как-то понять применяемый метод и вообще серьезно отнестись к проблеме.

В конце 1999 года в РАН была создана специальная комиссия по борьбе с лженаукой под руководством действительного члена РАН академика Э.П. Круглякова; он выпустил в 2001 году книгу, состоящую в основном из его статей, опубликованных в различных газетах в последние годы. Автор почему-то почти не упоминает об экспериментальных исследованиях. Члены комиссии ограничивают свое негативное отношение штампами: «лжеученый», «мракобес», «ученый с большой дороги» [13].

Кое в чем с ними можно согласиться. Сейчас действительно появилось множество авантюристов, которые, так сказать, «косят» под экстрасенсов. Предлагаются сомнительные лечебные услуги, возникают учреждения, обещающие исцеление от любых болезней, моментальное решение ваших проблем. Такое положение свидетельствует о беспомощности общества, об отсутствии хорошо организованной научной экспертизы, о безучастности государства к нуждам нации. Опасность, исходящую от «псевдопосвященных», нельзя игнорировать.

Вернемся, однако, к обсуждаемой теме. Мы вкратце проследили историю исследования аномальных явлений за последние 150 лет. Бросается в глаза следующая особенность: что-то зарегистрировано, — казалось бы, надо приложить все усилия для изучения феномена и довести дело до конца, как это бывает в других областях науки. Однако все происходит наоборот — полученные результаты либо не проверяются другими исследователями, либо проверка их не подтверждает; труды «утекают в песок», забываются. Потом где-то в другом месте снова зарегистрировано аномальное явление, и опять повторяется та же история. Мучительное продвижение к истине характерно и для других областей науки, однако там происходит закрепление на «завоеванных высотах», получают практические приложения отдельные выводы, происходит дальнейшее уточнение, шлифовка результатов.

Возможно, объяснение кроется в том, что результаты опытов не всегда повторяются. Аномальные явления, по- видимому, связаны с психическим состоянием человека, а оно крайне неустойчиво. Воспроизведение начальных условий опыта практически невозможно. Экстрасенс не может сделать этого при всем его старании. В неустойчивом состоянии, как это следует из выводов синергетики, эволюция системы из точки бифуркации (точки потери устойчивости) идет по непредсказуемым траекториям, и минимальное изменение начальных условий может привести к неожиданным результатам. Обычно в науке изучаются устойчивые явления. Неустойчивые состояния стали исследовать в последние 15-20лет, и об этом мало известно широкому кругу специалистов.

Итак, здесь мы столкнулись с необходимостью применить как новый метод исследования, так и необычную форму интерпретации результатов. Но это только половина проблемы. Вторым существенным препятствием к достижению цели является узкопрофильность профессионала, занимающегося вопросом. Так, например, физик должен оперировать понятиями сознания, мышления, измененного состояния сознания и т. д., которые являются основами психологии, да и там определяются неоднозначно. Следовательно, необходимо создать симбиоз физики, психологии и, наверное, биологии. Это и имелось в виду ранее, когда речь шла о необходимости изменения научной парадигмы.

Подобное положение в науке далеко не новость. Например, в XVIII веке, после построения Ньютоном стройного здания механики, все события обычно сводились к механическим, и картина мира была прозрачна и ясна.

Но изучение тепловых явлений в начале XIX века, а впоследствии исследования электромагнитных явлений заставили пересмотреть научную парадигму. Для объяснения излучения абсолютно черного тела немецкому физику Планку пришлось ввести казалось бы дикую гипотезу о квантах энергии. Дальше были серии открытий, теорий, которые принято обозначать термином «научная революция начала XX века»: квантовая механика, теория относительности и т. д. Нечто подобное переживает и наука нашего времени.

Обычно результаты отдельных работ в этой области публикуются в редких книгах [3, 5, 6, 10, 11, 34, 41, 75], ряде специализированных научных журналов, например, [4, 8, 12, 38, 64, 69], научно-популярных журналах и брошюрах, издаваемых, как правило, за счет автора. Тираж такой литературы невелик. Информационный голод удовлетворяется многочисленными статьями, написанными безответственными журналистами; в основном преобладают различные «страшилки». Такое состояние совсем недавно переломилось, когда в санкт-петербургском издательстве «Весь» за три года было издано восемь книг супругов Тихоплавов [90—93]. Кандидат технических наук Татьяна

Серафимовна Тихоплав и доктор технических наук Виталий Юрьевич Тихоплав — серьезные ученые в области современной энергетики, их также живо интересуют проблемы Тонкого мира. Они начали осваивать литературную ниву в этом новом для них направлении со всей основательностью ученых, Публичная библиотека стала местом их работы. Они переработали громадный объем литературы (в основном первоисточников) по проблемам Тонкого мира. Результат — четыре упомянутые книги[1]. Удивительно быстро довольно большие по нашему времени тиражи нашли своего читателя. Это событие можно рассматривать как прорыв в древнюю, запутанную и загадочную область нашей жизни, который произошел благодаря искреннему интересу к этой проблеме как авторов, так и сотрудников издательства «Весь».

Методы науки и религии

Конец XX века ознаменовался значительными достижениями в области научно-технического прогресса. Такие понятия как «лазерная пушка», «компьютеризация», «клонирование» перестали ассоциироваться с фантастическими фильмами. В то же время наблюдается поразительная деградация нравственных, идеологических установок. Мир, находящийся на грани экологической и духовной катастрофы, продолжает жить в каком-то бешеном ритме, словно нарочно приближая свой конец. Человек же в этом мире — некая биологическая машина, приводимая в движение звериными инстинктами. Насаждается и превозносится на все лады индивидуализм (не индивидуальность!), эгоистичность, выживание наиболее приспособленных. Такие высшие ценности, как любовь, духовность, стремление к справедливости, эстетика сдаются в архив. Утеряна гармония человека и природы, гармония, на которую человечество опиралось не одно тысячелетие.

Примерно так охарактеризовал наше «сегодня» американский психолог С. Гроф в своей книге [14].

В докладе Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию «Повестка дня на XXI век» (Рио-де-Жанейро, 1992 год) эта ситуация представлена так: «Человечество переживает решающий момент. Противоречия между сложившимся характером его развития и природой достигли предела. Дальнейшее продвижение по этому пути приведет к катастрофе, природа отплатит за надругательство над собой глобальным изменением климата, проникновением жесткого ультрафиолетового излучения, эпидемиями, голодом и мором».

Возникла настоятельная необходимость осмыслить все эти проблемы. При этом желательно опираться как на тысячелетний опыт развития науки и религии, так и на современные научные достижения.

Первым шагом здесь должен стать поиск утраченной гармонии человека и Природы. Наши предки имели куда более здоровое представление о самих себе, о Человеке, нежели мы. Современная научная мысль, идя семимильными шагами, обронила душу где-то по дороге. Религия перестала удовлетворять требованиям разума; медицина знать ничего не хочет о человеческой душе. Мир прошлого не допускал, чтобы эти понятия разделялись. Во всех областях принималась тройственная природа человека, а именно: тело, ум, душа [15].

Человеку свойственно задавать вопросы «как?», «зачем?». Если первый — это прерогатива науки и поддается изучению, то второй — вопрос веры. Метод науки — эксперимент, ее задача — регистрировать новые факты и строить модели, позволяющие объяснить эти факты.

Метод религии основан на откровении, проистекающем непосредственно от Высшего сознания. Основные положения религии воспринимаются на веру. В недрах религиозных учений разрабатывались две очень важные проблемы: моральный кодекс и эзотерические знания.

Издательство «ВЕСЬ» — ДОБРЫЕ ВЕСТИ

Мировая культура опирается на два столпа — философию и искусство. Философия оперирует понятиями. Метод философии — размышление, логика, анализ и синтез. Этот подход характерен и для науки, поэтому естественно, что в недрах философии зарождались многие науки и сама теория познания.

Искусство связано с эмоциональной сферой, дополняет другие пути познания и ближе по методологии к религии. В искусстве громадную роль играет эмоциональное начало, позволяющее проникнуть в неизвестное, охватить бесконечное множество фактов и выбрать правильное решение на подсознательном уровне.

Можно привести много примеров использования в науке постулатов веры или внезапного озарения при решении какой-либо задачи. Иными словами, методы религии и науки взаимно проникают и дополняют друг друга.

Картина мира, или миропонимание, включает в себя представление о человеческой природе, месте человека во Вселенной и смысле его существования. Именно поэтому «голая» наука не в состоянии быть единственным либо главным источником знаний при построении этой картины. В познании мира важен гармоничный подход, который был утерян в процессе развития европейской науки в XVII — XX веках.

В конце XIX века французский философ Э. Шюрэ, отмечая утрату этой гармонии, так охарактеризовал конфликт науки и религии: «... с тех пор как церковь, неспособная защитить свои основные догматы от возражений науки, заперлась в них словно в темнице без окон, противопоставляя разуму веру... с тех пор как наука, опьяненная своими открытиями в мире физическом, превратившая мир души и ума в абстракцию, сделалась материалистической в своих принципах и целях, с тех пор как философия сбилась с толку, бессильно застряв между наукой и религией — глубокий разлад появился в обществе и в душах отдельных людей».

«...Религия отвечает на запросы сердца, отсюда ее мистическая сила, наука — на запросы ума, отсюда ее непре-

2 На пороге Тонкого Мира

взойденная мощь. Но прошло уже много времени с тех пор, как эти две силы перестали понимать друг друга.

Религия без доказательства и наука без надежды стоят друг против друга, недоверчиво и враждебно, бессильные победить одна другую» [15].

До последнего времени это положение оставалось практически неизменным. Но сейчас, в XXI веке, многим людям, в том числе и ученым, ясно, что синтез науки, религии и искусства неизбежен.

Старейшей прикладной наукой — медициной — занимались жрецы, местом проведения научных исследований в средние века были главным образом монашеские кельи. Глубокой религиозностью отличались великие естествоиспытатели Кеплер, Ньютон, Лейбниц. В XX веке многие естествоиспытатели обращались к религиозным темам, надеясь найти ответы на свои вопросы. Основоположник квантовой механики Макс Планк в мае 1937 года прочитал в Дерптском (ныне Тартуском) университете доклад на тему «Религия и естествознание», в котором рассмотрел отношения науки и религии [16]:

«Никто не мешает нам отождествить (а наше стремление к познанию нуждается в едином мировоззрении и даже требует этого) две повсеместно действующие и тем не менее таинственные силы — миропорядок естествознания и Бога религии», «Религиозному человеку Бог дан непосредственно и первично. ...В отличие от этого, для естествоиспытателя первичным является только содержание его восприятия и выводимых из него измерений... Следовательно, и естествознание, и религия нуждаются в вере в Бога, при этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествоиспытателя — в конце. Для одних он означает фундамент, а для других — вершину построения любых мировоззренческих принципов».

И в заключение: «Религия и естествознание не исключают друг друга, как кое-кто думает, а дополняют и обусловливают друг друга».