- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Специфика социальной помощи в странах арабско-мусульманского мира



Определенная система социальной поддержки функцио­нирует в государствах арабско-мусульманского мира. Хотя в каждом из них имеется своя специфика, но многое в этой области их объединяет. К числу общих особенностей можно от­нести важную роль религиозно-семейного фактора в оказании социальной помощи, а также использование страховых меха­низмов и значительного государственного участия в сфере со­циальной защиты. Наиболее сильна социальная роль госу­дарства в богатых нефтедобывающих странах арабского Востока. Некоторые из них на конституционном уровне про­возгласили приоритет социальной политики и социального обеспечения. Например, ориентиром для кувейтского пра­вительства является создание «государства социальной за­шиты», что закреплено в конституции. И это не пустая дек­ларация. В Кувейте в конце 1990-х гг. удалось довести годовой доход на душу населения до 11 тыс. американских долларов, что более чем в пять раз превышает среднемировой уровень доходов в исчислении на одного человека.

Арабам и многим мусульманским народам исторически присущ традиционно-религиозный характер оказания соци­альной поддержки. Муллам и правоверным людям, «освя­тившим себя» паломничеством в Мекку (совершившим хадж), принадлежит важная роль в урегулировании многих социальных проблем повседневной жизни. У них находят защиту сироты, вдовы, искалеченные люди, бедные и многие


другие, обиженные судьбой. Без участия муллы не обходится ни одно значимое событие в жизни — от рождения, женитьбы и до смерти. Авторитет священнослужителей здесь непрере­каем. Нередко они выступают в роли социальных посредни­ков при решении важных социальных вопросов, помогая тем самым нуждающимся. Такая традиционно-религиозная на­правленность социальной поддержки отличает современные Сирию, Иорданию, Ирак и другие арабские страны.

В мусульманском мире издревле придерживались опреде­ленных норм и порядков семейно-правового характера, ко­торые позволяли помочь сиротам и вдовам, а также регули­ровали вопросы поддержания уровня рождаемости в тяжелые периоды войн. Причем такие примеры можно привести и из жизни мусульманских народов России. В период Кавказской войны (1817—1864 гг.) предводитель горцев в борьбе против царского гнета имам Шамиль, понимая ненормальность тя­желого положения многих овдовевших горянок, материально страдавших вместе со своими детьми, принял необычное ре­шение. Согласуясь с мусульманскими законами, позволяющи­ми мужчине иметь до четырех жен, имам установил обязатель­ный порядок дополнительного бракосочетания. В соответствии с ним все мужчины, включая женатых, «предоставлялись на выбор» овдовевшим и другим незамужним женщинам. «Выб­ранные» таким образом мужчины становились мужьями этих женщин и обязывались материально им помогать. Подобная практика «социально значимой» полигамии, но с непремен­ным соблюдением принципадобровольности ивзаимности, действует сегодня в некоторых мусульманских странах.

Брачный контракт с временной женой, именуемый в Ира­не «сеге», заключается на равноправной основе с согласия и по желанию женщины. Он оформляется с участием муллы на вполне определенный срок, по окончании которого брак считается расторгнутым. Временная жена защищена зако­ном и в случае нарушения партнером условий контракта мо­жет подать на него в суд. Ей причитается оговоренная в брач­ном договоре денежная сумма. Это позволяет вдовам и незамужним женщинам, испытывающим нужду, при опре­деленной симпатии к конкретному мужчине решиться на по­ложение временной жены.


 




В ряде арабских стран власти проявляют заботу о сохра­нении традиционно высокого статуса мужчины в семье. В Ку­вейте глава семьи, который не в состоянии по различным причинам финансово обеспечивать ее, получает помощь от государства в течение двух лет. Этот срок дается для того, что­бы он успел поправить свое положение, а при необходимос­ти найти другую работу или получить новую, более высоко­оплачиваемую профессию.

В странах арабско-мусульманского мира государственное участие в сфере социальной защиты проявляется в таких фор­мах, как предоставление льгот и субсидий для инвалидов, обеспечение доступности основных медицинских услуг, за­бота о материнстве и др. В Иордании, например, инвалиды пользуются существенными льготами на приобретение по­мещений для мелкорозничной торговли. Неудивительно, что в иорданской столице г. Аммане продавцами многих торго­вых ларьков и магазинчиков являются инвалиды. В Кувейте для открытия своего дела инвалиды имеют право на получе­ние необходимых субсидий от государства. Здесь существу­ют специальные центры, в которых могут получить образо­вание и профессию инвалиды разных категорий.

В ряде арабских стран государство дотирует здравоохране­ние, что при наличии системы медицинского страхования позволяет значительным слоям населения получать мини­мум необходимой медицинской помощи. В том же Кувейте она предоставляется почти во всех государственных лечеб­ных учреждениях бесплатно или за очень низкую плату. Чис­ленность врачей и обслуживающего персонала в кувейтских больницах соответствует уровню развитых западных стран. Большое внимание здесь уделяется охране материнства и детства. Уровеньдетской смертности постоянно снижается. За последнюю четверть XX в. детей в младенческом возрасте ста­ло умирать почти в 5 раз меньше. В средней школе ученики получают бесплатно учебники, форму, завтраки. На каждого ребенка его семье государством выплачивается ежемесячное по­собие. О повышении качества медицинского обслуживания и общего уровня жизни в стране свидетельствует такой пока­затель, как средняя продолжительность жизни. В середине


90-х гг. XX в. она составляла в Кувейте 74 года для мужчин и 77 лет для женщин.

В нефтедобывающих арабских странах соблюдается опре­деленное соотношение уровня зарплаты и социальных над­бавок, что обеспечивает гражданам возможность удовлетво­рять свои разумные потребности вне зависимости от размера семьи и места их трудоустройства. Если местные жители ра­ботают на низкооплачиваемых должностях, то они получа­ют от государства надбавки к своей зарплате. Но эта система не распространяется на приезжих. С целью экономии бюд­жетных средств правительственные органы активно исполь­зуют в производственной сфере иностранную рабочую силу, которой не требуются социальные надбавки. Поэтому здесь крайне высок ее удельный вес в общей численности рабо­чих. В отдельные периоды 90-х гг. в Саудовской Аравии ино­странные рабочие составляли 60%, в Омане —-70, Кувейте — 86, в Объединенных Арабских Эмиратах — 89, в Катаре — 92% от общего числа рабочей силы этих стран.

В некоторых мусульманских государствах накоплен инте­ресный опыт социальной работы с лицами, находящимися в пенитенциарных учреждениях. В рамках помощи кувейтским заключенным практикуются выплаты поддерживающих по­собий для членов их семей, оставшихся временно без кор­мильца. В отдельных иранских тюрьмах хорошо отлажена система психотерапевтической помощи. Так, в исправитель­ном учреждении провинции Хорасан психотерапевты регу­лярно оказывают заключенным индивидуальную, групповую и семейную психологическую помощь. В штате этого учреж­дения имеются даже советники по питанию. Они принимают во внимание личностные и психологические особенности зак­люченных при назначении им суточного рациона. Гуманное и профессиональное отношение персонала пенитенциарно­го учреждения к заключенным получило международное признание.

Обобщая материал по странам арабско-мусульманского мира, следует подчеркнуть, что они существенно разнятся по уровню социально-экономического развития. В богатых араб­ских странах имеются достаточные возможности для обеспе­чения широкомасштабной государственной социальной помо-


 




щи в различных формах и проявлениях. Здесь лучше отработа­ны механизмы социального страхования. А в мусульманских государствах, располагающих меньшим экономическим потен­циалом, основная роль по-прежнему отводится традиционным религиозно-семейным методам социальной защиты.

Таким образом, системы социальной помощи и поддерж­ки, функционирующие в странах Азии, несут на себе отпе­чаток социально-экономического и культурно-цивилизаци-онного своеобразия этого крупного региона. Япония, будучи одной из наиболее индустриально развитых стран Азиатско­го континента, имеет во многом эффективную модель соци­альной работы. Динамично развивающийся Китай активно формирует действенную систему социального страхования, оставляя за государством важные функции регулирования важнейших процессов, происходящих в социальной сфере. Ряд стран мусульманского мира, и прежде всего богатые араб­ские государства, стремятся создать у себя современные си­стемы социальной защиты, близкие по своей сути к моде­лям социальной работы, действующим в континентальной Западной Европе.

Располагая разными экономическими возможностями, различным интеллектуальным и природно-сырьевым потен­циалом, страны Азии сохраняют в социальной сфере нечто общее, что можно охарактеризовать как традиционный фак­тор социальной защиты. Он находит свое выражение в осо­бой социальной роли религии и семьи. Этот традиционный компонент социальной помощи и поддержки, вероятно, со­хранит здесь свою приоритетную роль на ближайшую перс­пективу.

Контрольные вопросы к теме МП

1. Особенности японской модели социальной работы.

2. Японская система фирменного социального обеспечения.

3. Роль традиционно-семейного компонента в системе со­
циальной защиты Японии.

4. Традиционный характер социальной помощи и поддерж­
ки в Китае.


 

5. Важная роль государственных и коллективных форм по­
мощи в современном Китае.

6. Формирование новой китайской системы социального
страхования в конце XX — начале XXI в.

7. Специфика социальной помощи в странах арабско-мусуль-
манского мира.