- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Специфика языковой знаковой системы. Членение высказывания. Два этапа языкового семиозиса.



 

Наиболее сложную и развитую систему образует язык. Он обладает не только исключительной сложностью строения и огромным инвентарем знаков (особенно назывных), но и неограниченной семантической мощностью, т.е. способностью передачи информации относительно любой области наблюдаемых или воображаемых фактов. Практически любая информация, переданная посредством неязыковых знаков, может быть передана с помощью языковых знаков, в то время как обратное часто оказывается невозможным.

Так как возможности познания мира человеком беспредельны, а человеческая память небесконечна, язык устроен таким образом, чтобы с помощью конечного числа элементов передать бесконечное множество сообщений. Язык имеет в своем инвентаре в принципе конечное число воспроизводимых элементарных знаков типа морфем и слов и ограниченное число способов конструирования бесчисленного множества новых, неповторимых сложных знаковых образований типа словосочетаний, предложений, текстов.

В языковой знаковой системе несколько уровней структурации и несколько уровней интеграции. Универсальное свойство языковой системы заключается в том, что для выражения каждой ситуации не требуется особый нечленимый знак.

Семиотическая система, в которой каждому сообщению соответствует сигнал, является элементарной семиотической системой. В такой системе за каждым передаваемым сообщением закреплено одно неразложимое выражение. Так, междометие ах, нельзя разложить на составляющие элементы, в отличие, например, от высказывания Как хорошо! Неразложимые знаки встречаются в нелингвистических системах. В системе языка междометия и другие неразложимые знаки составляют незначительную часть языкового материала и находятся на периферии языковой системы.

Членение языка обеспечивает удобство обращения с языком. Хомский и Миллер полагают, что количество фраз в языке исчисляется от 10 до 10 . Подсчитали, что человеку (если бы он жил 100 лет) пришлось бы каждую секунду заучивать по одной фразе и то он не сумел бы выучить все фразы. Процесс освоения языка и процесс пользования языком чрезвычайно экономно организованы. Такая экономичность обеспечивается членениями языковой семиотической системы. Членение означает, что высказывания не являются неразложимым целым, а состоят из более мелких элементов. Можно выделить разные виды членения.

Минимальной единицей языка, имеющей знаковый характер, является морфема (монема). Это минимальная языковая единица, обладающая собственным значением.

В знаке выделяются две стороны – план выражения и план содержания. ПВ разложим на фигуры плана выражения (фонемы и ДП фонем), а план содержания разложим на фигуры плана содержания (семы, семантические множители).

Морфология языка была бы несложной, если бы означающее каждой из монем не изменяло свою форму и имело постоянную реализацию, занимая одну и ту же позицию на определенном участке речевой цепи, не вторгаясь на территорию соседних означающих, приблизительно соответствуя тому идеалу, который нарисовал Ф. де Соссюр: “Для правильности разграничения требуется, чтобы деления, установленные в акустической цепочке соответствовали делениям в цепочке понятий:

Если бы так обстояло дело в действительности, задача исследователя сводилась бы к составлению перечня фонологических последовательностей, в которых употребляется каждая из монем. Языков с такой простой морфологической организацией не существует.

Из морфем складываются слова. План содержания слов не является простой суммой планов содержания входящих в состав слова знаков-морфем. Соединение морфем в слово представляет собой возникновение нового знака, в котором можно уже не заметить связи с составившими его знаками.

Итак, членение языка (разложимость языковых высказываний на более мелкие элементы) оправдано принципом экономии, следствием которого оно является.

В языковой системе можно выделить знаки полные, т.е коммуникативно завершенные, самодостаточные (тексты, высказывания) и знаки частичные, т.н. коммуникативно недостаточные (слова, морфемы). Языкознание традиционно концентрировало внимание на назывных знаках. Новейшая семиотика сосредоточивает свое внимание на высказывании как полном знаке, с которым соотносится не отдельный элемент опыта, а некая целостная ситуация, положение дел.

К. Бюлер называл язык двупольной системой. Язык включает поле предложения и словесное поле. Простейшие системы сигналов и коммуникативные системы животных не включают в свой состав знаки-наименования. В них есть только знаки-сообщения, соответствующие предложениям естественного языка.

Сочетание языковых знаков есть не просто механическое объединение равноправных знаков, но дает в результате сложный знак, обладающий свойством невыводимым из суммы свойств составляющих его элементов.

Языковая система обладает способностью двукратного означивания. Знаки первичного означивания – номинативные знаки. Знаки вторичного означивания – коммуникативные знаки. Согласно Бенвенисту, первичное означивание – семиотический способ, а вторичное означивание – семантический способ. Знаки первичного означивания должны быть узнаны, а вторичные знаки должны быть поняты. Первичное означивание – это старый опыт, а вторичное означивание – это новый опыт. Задача говорения заключается в том, чтобы согласовать новую реальность с известной. Новая реальность представляется с помощью фиксированных образов. Говорение есть сочетание языка с новой реальностью.

 

Типы языковых знаков

 

Следует разграничить симптомы, сигналы и знаки. Для симптома характерна причинная связь между явлениями. Так, симптомом болезни является повышение температуры, а симптомом повышения температуры может быть покраснение щек. Если симптом воспринимается кем-то, то он превращается в сигнал.

Отличие знака от симптома и сигнала заключается в том, что он не просто сопровождает течение некоторого явления, а подается кем-то. Знак имеет место только тогда, когда что-то (некое В) преднамеренно ставится кем-то вместо чего-то другого (вместо А) с целью информировать кого-то об этом А.

Ч. Пирс выделил три типа знаков: индексы, иконы, символы.

Знак-указатель (индекс), например, такой, как стрелка, характеризуется определенной связью между экспонентом и денотатом, но связь эта очень схематична. Так, указательная стрелка, или экспонент знака зигзага на дороге, лишь при наличии определенной подготовки к пользованию таким знаком воспринимается как изображение. Индекс указывает на предмет. Индексальные знаки не характеризуют денотат. В каждый момент индексальный знак означает то, на что указывает. Среди языковых знаков индексальными знаками являются указательные местоимения и наречия (здесь, сейчас, это и др.), слова с дейктической функцией. Индексы иногда называют шифтерами, подвижными определителями, значение которых не поддается определению без ссылки на сообщение, на конкретную ситуацию общения. Семиотическая роль этих знаков в том, что они позволяют осуществить переход от системы языка к реальной ситуации общения, создать относительно экономную знаковую систему.

Знаки, в которых экспонент хотя бы частично воспроизводит денотат, принято называть знаками-изображениями.Примером такого знака может быть муляж кренделя над входом в булочную. Иконический знак изображает предмет, отражает естественное сходство знака и объекта. Иконические знаки обнаруживают в себе самих свойства, которыми должны обладать денотаты (мяукать, шуршать, скрипеть и др.). Лишь сравнительно немногие языковые знаки могут рассматриваться как знаки-изображения. Это так называемые звукоподражательные слова, типа ку-ку, гав-гав и др. Хотя некоторые языковеды и склонны приписывать звукоподражанию значительную роль в составе первичного словаря, для современных языков изобразительный характер экспонентов большинства знаков может быть вскрыт лишь путем сложного исторического анализа.

Однако, звуки современных языков в сознании говорящих и слушающих приобретают определенные самостоятельные значения оценочного типа (“фонетическое значение”). Опыты по изучению фонетического значения вскрывают наличие такого явления (звукового символизма), но вместе с тем показывают его второплановый, фоновый, неосновной характер, а также необязательный, факультативный характер связи между “фонетическим значением” и планом содержания языкового знака. Так, звук [ х ] получил в ходе эксперимента оценку “плохой”, к нему приближаются по этой шкале оценок звуки [ш], [ж], [ц], [ф]. Звуки [д], [б], [г], [ж], воспринимаются как “грубые”, а звук [л] как “хороший и “нежный”. Учет подобных оценок звуков, входящих в состав слова, позволяет рассматривать его суммарное “фонетическое значение”. Слово бас оценивается как “хорошее”, “большое”, “сильное” и проч. Слово ель оценивается как “хорошее”, “нежное”, “светлое” и проч.

Интересные мысли о звуковом символизме высказывал М.В.Ломоносов. Он писал в “Кратком руководстве к красноречию” о том, что частое употребление письмени а способствует изображению великолепия, великого пространства, глубины и широты. Через я можно показать приятность, увеселение, нежность и т.д. Однако Ломоносов подчеркивал, что подобные факты разбирать “как трудно, так и не весьма нужно”. Сих правил, согласно Ломоносову, “строго держаться не должно, но лучше последовать самим идеям и стараться оные изображать ясно”.

Прямого соответствия между всеми реальными и фонетическими значениями нет, но в ряде случаев связь между ними проявляется. В этих случаях можно, вероятно, говорить о совмещении в некоторых языковых знаках характера символа и указателя.

Интерес к проблематике звукового значения связан с изучением поэтики.

Иконические знаки, по Лосеву, - это знаки-образы вещей, например, рубаха-парень, золотые руки, железная воля, зеленая скука, сыграть в ящик, разбить лоб и др. Все подобного рода выражения не только нечто обозначают, но и обозначают при помощи какого-нибудь образа. Образ этот имеет здесь обыденное, всем хорошо понятное значение, однако не переходящее в художественный образ. С точки зрения художественной образности эти иконические знаки являются чем-то стертым, слишком обыкновенным и не привлекают нашего специального внимания. Такие знаки, как медный всадник, мертвые души, волки и овцы и др. обладают идейно-художественной насыщенностью и не являются простыми иконическими знаками.

В отличие от знаков-индексов и иконических знаков знаки-символы характеризуются полной условностью связи между денотатом и экспонентом. Например, нельзя установить связь между зеленым светом светофора и содержанием “можно идти”. Символ является “общим правилом”, которое получает значение только через разные случаи его применения. Бытие символа, согласно Якобсону, состоит в том, что нечто будет определенно воспринято, если будут удовлетворены некоторые условия, а именно, если символ может оказать влияние на мысль и поведение интерпретатора.

Различие между рассмотренными типами знаков не абсолютное. На практике знак может сочетать в себе элементы иконичности, индексальности и символичности. Так, в языке наблюдается иконическая символизация в случае использования глаголов в выражении: Пришел, увидел, победил. Последовательность форм соответствует реальной последовательности событий. Формы типа далеко-далеко передают усиление.

Языковые знаки часто совмещают в себе свойства знаков различных типов, например символами-индексами являются местоимения, шифтеры (подвижные определители).

Конспектирование /К разделам 15-21/:

Лингвистический энциклопедический словарь /Гл. ред. В.Н.Ярцева. М., 1990. Статьи:

знак языковой, означаемое, означающее, семиотика

 

Ф. де Соссюр. Труды по языкознанию. М., 1977. Часть первая. Глава1,2.

Язык как средство общения

Одно из самых больших достояний человечества и самых больших удовольствий человека - возможность общаться с себе подобными. Счастье общения оценивает каждый, кому по тем или иным причинам приходилось его лишаться, долгое время оставаться в одиночестве. Человеческое общество не мыслимо без связи между членами общества, без общения. Общение – это прежде всего обмен информацией, коммуникация (от лат. communiсatio - ‘делать общим’ ). Это обмен мыслями, сведениями, идеями и т.д., это обмен информацией, инфовзаимодействие.

Одной из первых информационных потребностей человека является получение информации от другого человека или передача ему информации, т.е. обмен информацией. Само формирование информации нередко происходит в процессе обмена информацией между людьми. Информационные потоки пронизывают все виды деятельности человека - социальную, научную, познавательную и др.

В сознании каждого человека накапливаются два слоя информации: научная и обыденная. Выделяются также такие два вида информации, как информация, которая составляет часть общественного сознания и информация, обладающая уникальностью, неповторимостью, принадлежащая только данному индивиду.

Понятие информации применимо тогда, когда налицо система и некоторое взаимодействие, в процессе которого передаются определенные сведения. Без учета потребителя, пусть даже воображаемого, потенциального нельзя говорить об информации. Информацию иногда понимают как сообщение. Однако нельзя говорить об информации безотносительно к процессу восприятия сообщения. Только соединяясь с потребителем, сообщение “выделяет” информацию. Само по себе оно информационной субстанции не содержит. Одно и то же сообщение одному потребителю может дать много информации, а другому мало.

Информация имеет производителя и потребителя, субъекта и объекта. В ХХ в. получила распространение информационная модель коммуникации. Стали использоваться автоматические (кибернетические) системы, использующие (де) кодирующие устройства

Благодаря коммуникации вводимая информация воспроизводится на другом конце цепочки. Информация преобразуется в сигналы кода, который транслируется через канал связи.

В человеческой коммуникации участвуют отправитель (говорящий) и получатель (слушающий). Говорящий и слушающий владеют языковым (де)кодирующим устройством и мыслительными процессорами. Это упрощенное понимание человеческой коммуникации.

Информационное общение человека с внешним миром носит двусторонний характер: человек получает необходимую информацию и сам в свою очередь вырабатывает ее. Сам человек как общественный индивид развивается благодаря взаимодействию двух информационных потоков, генетической информации и информации, которая непрерывно поступает к человеку на протяжении всей его жизни из окружающей среды.

Сознание не передается по наследству. Оно формируется в процессе общения с другими людьми, усвоения их опыта, а также опыта, накопленного многими поколениями. Человек получает и живую, сиюминутную информацию, и информацию, накопленную, сохраненную в виде книг, картин, скульптур и других культурных ценностей. Приобретение такой информации делает человека общественным существом. Информация, которая наследуется таким образом, называется социальной информацией.

Лингвисты рассматривают вербальную информацию, информацию, извлекаемую из речевых сообщений.

Естественным (хотя и не единственным) путем обмена информацией является речевое общение. Речь материализует сознание, делая его достоянием не одного человека, но и других членов коллектива, превращает индивидуальное сознание в часть социального, индивидуальную информацию в общественную, а также раскрывает информацию всего общества для его отдельных членов.

Среди лингвистов распространена схема речевого общения, описанная Р. Якобсоном. Коммуникативный акт, согласно Р.Якобсону, включает следующие компоненты: 1) сообщение, 2) адресант (отправитель), 3) адресат (получатель). Оба партнера пользуются 4) кодом, «полностью или хотя бы частично общим». За сообщением стоит воспринимаемый адресатом 5) контекст (или референт, денотат). Наконец, необходим 6) контакт, понимаемый как «физический канал и психологическая связь между адресантом и адресатом, обусловливающая возможность «установить и поддержать коммуникацию».

Согласно Р.Якобсону, каждому из выделенных факторов коммуникации, соответствует особая функция языка.

Обмен информацией означает ее распространение. Приобретая информацию, мы не лишаем этой информации ее прежнего владельца.

Фиксация информации в материальных носителях имеет двойную функцию: напоминать первичному владельцу содержание информации и служить средством передачи информации.

Речь является материализацией информации. Однако речь быстротечна и недальнодейственна. В настоящее время изобретены средства передачи информации на расстояния, средства фиксации информации.

Коренной революцией в развитии средств фиксации и передачи информации стал переход к передаче письменными средствами плана выражения языковых знаков.

Общение людей - это знаковое взаимодействие коммуникантов. В процессе общения устанавливается контакт между людьми, осуществляется обмен идеями, интересами, оценками, происходит усвоение общественно-исторического опыта, социализация личности.

Общение определяют как процесс взаимосвязи и взаимодействия личностей и их групп, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности. Общение – это “одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности” (Философский энциклопедический словарь, 1983). Общение включает психический контакт, возникающий между индивидами и реализующийся в процессе их взаимного восприятия друг друга, а также обмен информацией посредством вербального или невербального общения и взаимодействие и взаимовлияние друг на друга..

Общение – это процесс, протекающий по многим каналам: звуковому, зрительному, вкусовому, обонятельному, осязательному (улыбка, пожатие руки, поцелуй, запах духов, пищи и т.д.). Война, дуэль – это антиобщение. Обмен деятельностью здесь направлен на взаимное уничтожение, на прекращение взаимодействия, на разрушение контакта. Эти виды взаимодействия можно назвать общением со знаком “минус”.

Для речевого акта нетипична ситуация, когда и передачу и прием сообщения осуществляет одно лицо (например в случае заучивания наизусть, репетиции и т.п.). Иногда возможно общение одного и того же лица с самим собой на временной оси. Иногда люди могут в поиске собеседника обращаться к кому-то существующему в представлении говорящего, или к предмету, животному. В этом случае для говорящего важно изложить свои мысли в конкретный адрес.

Типичным случаем общения является общение двоих. Однако достаточно часты и большие, чем из двух человек, кортежи (упорядоченные ограниченные множества) общающихся. В условиях свободного регламентированного общения оптимальным является кортеж из двух- четырех человек. В случае регламентированного общения (когда имеется координатор. например, председательствующий, тамада и т.п. ) возможны и большие кортежи общающихся (см. Супрун 1996)

 

Биокоммуникация

Человеческое общение качественно отличается от общения животных (биокоммуникации). Общение животных основывается на врожденных реакциях на определенные стимулы. Общение животных имеет место только при наличном стимуле, оно инстинктивно. Способность к коммуникации наследуется животными и не видоизменяется. У животных имеется сигнальная система, с помощью которой особи одного вида или разных видов могут общаться. Животные не выходят за рамки первой сигнальной системы. Они реагируют на звуковой сигнал как на физический раздражитель.

Звуки, издаваемые животными, не имеют содержания, значения. Они ничего не сообщают о внешнем мире. Они дают лишь инструкцию, какой из возможных вариантов поведения надо избрать в данный момент, чтобы выжить.

Каким бы сложным ни было звукосочетание, издаваемое тем или иным животным (например, речь попугая), оно всегда соответствует по своей психофизиологической организации речи, выученной наизусть. Попугай произносит слова, как магнитофон, а не как человек. Издаваемые животным крики лишь присоединяются к поведению уже существующему и без звука.

Понимают ли животные человеческую речь? Например, собака, кажется понимает человека. Однако, оказывается, собака совершенно не понимает слова в человеческом смысле. Она не слышит в слове всех составляющих его звуков, а реагирует на общий звуковой облик слова, на место ударения и, главное, на интонацию, с которой мы говорим.

Американские психологи супруги Гарднеры пытались обучить шимпанзе Уошо человеческому языку. Они обучали Уошо жестовому языку глухонемых. Она научилась использовать 132 знака, причем использовала эти знаки в ситуациях все менее и менее сходных: вода, жидкость, пить, дождь. Уошо научилась употреблять сочетания знаков. Например, чтобы получить лакомство из холодильника, она воспроизводила три знака: “открыть - ключ - пища”.

Знаковая коммуникационная деятельность обезьян развилась преимущественно на мимико-жестикуляторном фоне, потому что гортань обезьян плохо приспособлена к произнесению звуков. Подтверждением этому могут служить эксперименты супругов Гарднеров, обучавших шимпанзе языку глухонемых. Шимпанзе Уошо изучила 90 фигур в качестве знаков предметов, действий и событий. Глухонемые знакомые Гарднеров могли безошибочно распознать до 70 % ее жестов.

Немецкий ученый Кёллер описал свои наблюдения за поведением шимпанзе. Он отмечает, что интеллект шимпанзе - это практический интеллект, он проявляется только в непосредственной деятельности. Человек же планирует свою деятельность. Его интеллект, хотя и связан с практической деятельностью, но не вплетен в нее непосредственно, не совпадает с ней. У взрослого человека практическое мышление соединено с теоретическим.

Изучая поведение слонов, исследователи с помощью высокочувствительной аппаратуры выяснили, что животные общаются при помощью “инфразвукового языка”. Оказалось, что при “разговоре” слоны, кроме обычных звуков применяют и сигналы на частоте 14 герц, которые не воспринимает человеческое ухо. С помощью такого языка слоны могут общаться на таких расстояниях, на которых даже самый мощный рев бессилен. Это сразу объясняет две старые загадки: как самцы обнаруживают молчащую самку, находящуюся вне пределов видимости, и как стадо может без явной ”слышимой” команды дисциплинированно совершать “поворот все вдруг”, срываться с места, останавливаться, покидать район предполагаемой опасности.

Муравьи обладают широким набором врожденных поз и сигналов, позволяющих передавать информацию. С помощью поз муравьи могут “поведать” о голоде, пище, требовать помощи, подчинить кого-либо и т.д. Муравьи достаточно хорошо обучаются и способны улавливать логические связи.

Наблюдения К. Фирша так называемых танцев пчел доказали, что с помощью подобных танцев пчелы передают информацию о направлении и расстоянии до источника пищи. Пчелы могут опознавать классы фигур вне зависимости от их размера и взаимного поворота, т.е. обобщают фигуры по признаку формы.

Домашняя кошка имеет много звуковых сигналов для выражения своих чувств. Короткие отрывистые звуки выражают готовность общения или желание познакомиться. Сдавленные звуки свидетельствуют об обиде. Высокие тона, вопли говорят об агрессивности, готовности к драке. Нежные, ласковые интонации издают мамы-кошки в общении с котятами.

Интересной и очень разнообразной формой знакового общения служит ритуальное общение животных, достигшее весьма большого разнообразия у птиц. Очень сложны и разнообразны позы ухаживания, включающие украшение гнезда, “преподнесение подарков” и под. Используемые в ритуальном общении различные позы представляют собой информационные сигналы, характеризующие эмоциональный настрой и намерения партнеров. При изучении “языка птиц” на помощь несовершенному человеческому уху приходят вычислительные машины, позволяющие орнитологам мгновенно идентифицировать пение птицы и расшифровать смысл ее послания. В настоящее время удалось понять многие птичьи музыкальные фразы. Например, стал понятен язык дроздов, состоящий из 26 базовых фраз, которые в различных комбинациях составляют различные музыкальные темы. Ученые выяснили, что у птиц тоже имеются свои диалекты. Зяблик из Люксембурга, например, плохо понимает своего собрата из Центральной Европы.

Количество сигналов, которыми пользуются животные, ограничено; каждый сигнал животного передает законченное сообщение; сигнал нечленоразделен. Языковое общение людей основывается на усвоении (стихийном или сознательном) того или иного языка, не на врожденном, а на приобретенном знании. Язык человека состоит из конечного набора языковых единиц разных уровней, которые способны комбинироваться. Благодаря этому человек может продуцировать практически неограниченное количество высказываний. Человек может говорить об одном и том же по-разному. Речь человека творческая. Она носит осознанный характер и не является только прямой реакцией на непосредственный стимул. Человек может говорить о прошлом и будущем, обобщать, воображать. Человеческая речь - это не просто сообщение каких-либо фактов, но и обмен мыслями по поводу этих фактов.

24.Паралингвистика

 

Человеческое общение может быть вербальным, т.е. общением с помощью звуковых или графических языковых знаков, и невербальным, осуществляемым в форме смеха, плача, телодвижений, мимики, жеста, некоторых изменений звукового сигнала - темпа, тембра и т.п. Средства невербального общения человек использует с первых дней жизни. У человека, овладевшего искусством вербального общения, невербальное общение сопровождает вербальное.

Средства невербального общения не дают возможности обмениваться мыслями, абстрактными понятиями, составлять тексты и т.д. Все неязыковые факторы лишь сопутствуют речи, играют вспомогательную роль в общении.

Неязыковые факторы, сопровождающие человеческое общение и участвующие в передаче информации, изучаются паралингвистикой. Сфера паралингвистики – несловесная (невербальная) человеческая коммуникация.

Одним из разделов паралингвистики является кинесика, изучающая жесты, пантомимы, т.е. выразительные телодвижения, участвующие в процессе коммуникации.

Привлечение паралингвистических средств к участию в коммуникации диктуется не ущербностью языковой системы, а лишь обстоятельствами внешнего порядка, связанными с характером коммуникации.

Использование паралингвистических средств свойственно конкретной речевой деятельности, но паралингвизмы можно изучать как типизированные внеязыковые средства, используемые в коммуникации.

К паралингвистическим явлениям относят фонацию. Тембр голоса, манера говорить, интонация могут рассказать многое о человеке. Голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твердый, торжествующий и т.п. Можно выделить сотни оттенков голоса, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека. Область экспрессивной фонации не входит в структуру языка, является надстроечной. В каждом языковом коллективе складывается определенный стереотип просодических признаков коммуникации, связанный с выражением таких сторон коммуникации, как грубость, деликатность, уверенность, сомнение и т.п. Такие стереотипные фонации – предмет рассмотрения в паралингвистике.

Другой раздел паралингвистики – кинесика, язык телодвижений. Устное общение широко пользуется физическими проявлениями говорящего субъекта, направленными на ориентацию слушающего однозначно воспринимать высказывание. К этим средствам относятся прежде всего жесты (телодвижения) и мимика (выражение лица говорящего). Жесты могут иметь интернациональный и национальный характер. Например, жест солидарности – поднятие руки, сжатой в кулак, жест согласия/несогласия – кивок головы. К жестам относятся такие телодвижения, как пожимание плечами, покачивание головой, разведение рук, щелкание пальцами, махание рукой и т.д.

Паралингвистический компонент общения может приобрести самостоятельное значение, может использоваться и без текста. Таковы, например, жесты, заменяющие слова: поклон, приподнятие шляпы, кивок головой, покачивание головы, указывание рукой направления и др. В каждом социуме (общественном, социальном коллективе) складывается своя система паралингвистических средств. Они используются в комплексе с собственно речевыми актами. Набор самостоятельно функционирующих паралингвистических знаков касается в основном следующих понятийно-коммуникативных кругов: приветствия и прощания, указания направления, призыва к движению и указания на остановку, выражения согласия-несогласия, запрета, одобрения и некоторых других.

На письме также используются специфические паралингвистические знаки, например, подчеркивания, скобки, кавычки, стрелки.

25. Речевая деятельность

 

Речевая деятельность большей частью – это деятельность по передаче информации. Сущность речевой деятельности в том, что она служит общению людей, передаче информации. Речевая деятельность имеет свою специфику по отношению к другим видам деятельности. Процесс речи сводится к тому, что определенная мысль одного человека материализуется в виде произнесенных или написанных этим человеком фраз, которые воспринимаются другим человеком, извлекающим из материальной оболочки идеальное содержание, заложенное в нее первым участником общения.

В процессе речевой деятельности происходит передача образов-смыслов. Смысл – это всегда личностное отношение конкретного индивида к содержанию, на которое в данный момент направлена его деятельность (Тарасов 1977). Значения – это единицы содержания языка, а смыслы – это единицы содержания речи (текста). В речевой деятельности происходит передача смыслов, а не значений, точнее воплощение смысла в значениях.

Содержание речи не сводится к комбинаторике языковых значений, а представляет собой систему образов, нагруженных определенным смыслом. Эти образы не являются фиксированными отражениями предметной действительности, закрепленными за какими-то языковыми значениями, существующими в виде застывших языковых форм (знаков). Эти образы выступают как отображения каких-то конкретных фрагментов действительности, они каждый раз складываются в особую динамическую систему, соотносясь с разными языковыми значениями. Но должны быть какие-то универсальные характеристики, иначе языковое общение было бы невозможным.

Речевая деятельность предполагает, что субъект деятельности должен иметь мотив деятельности и осознавать цель деятельности. Цель речевой деятельности заключается в том, чтобы передавать кому-то (точнее, возбудить в сознании кого-то) мысль, какой-то образ, нагруженный смыслом. Эта мысль воплощается в слове, в языковых значениях. Необходимо сопоставить результат с целью, т.е. посмотреть, соответствует ли результат намеченной цели, т.е. эффективно ли (результативно ли) речевое действие. Если субъект чувствует, что намеченная цель не достигнута или достигнута не полностью, он может скорректировать действие. О результативности действия субъект может судить по реакции на него со стороны адресата.

Итак речевое действие предполагает:

- постановку цели (хотя и подчиненной общей цели деятельности);

- планирование (составление внутренней программы);

- осуществление плана;

- сопоставление цели и результата.

Речевая деятельность может происходить параллельно с другой деятельностью или автономно.

Как и большинству других действий, речевой деятельности обучаются, хотя способность обучиться ей заложена в человеке.

Речевая деятельность не направлена сама на себя: мы говорим, как правило, не для того, чтобы просто говорить, а для того чтобы передать какую-то информацию другим. И слушаем мы чужую речь обычно не просто ради удовольствия слушать, а ради того, чтобы получить информацию.

Речевая деятельность может протекать совместно с другой деятельностью, не требующей размышлений, сосредоточенности. Это обычно механическая, стандартная деятельность, привычная и знакомая говорящему, не отвлекающая его от разговора, т.е. процесса, включающего не только собственно речевой акт как таковой, но и его мыслительную основу.

Не совместимы две речевые деятельности. Трудно читать один текст, а слушать другой или говорить и одновременно слушать, участвовать в двух диалогах одновременно. Умственная деятельность возможна совместно с речевой, когда обе эти деятельности протекают с очень малым напряжением.

Речевая деятельность нередко происходит совместно с движениями рук, глаз, разными телодвижениями, что составляет паралингвистический компонент речевой деятельности.

Речевой компонент общения является его важнейшей составной частью. Но это не должно отрицать или принижать значение других составляющих общения. Чрезвычайно важен видеоряд. Нам очень не хватает зрительного канала, например, при общении по телефону.

Чем полнее контакт, чем более раскрыты друг другу общающиеся, чем больше у них эмоциональных и рациональных предпосылок для общения, тем более полноценна и захватывающа “роскошь человеческого общения” (по выражению Антуана де Сент-Экзюпери). В полифоническом оркестре общения речевое общение исполняет партию первой скрипки (Супрун 1996). Оно занимает настолько бесспорно ведущую роль, что порой под общением понимают именно речевое его проявление. Когда общение происходит в ансамбле различных средств, включая и речевую форму, именно на нее падает наиболее весомая часть межсубъектного взаимодействия. Речевой компонент общения по праву считается важнейшим.

Речевая деятельность есть объект изучения теории речевой деятельности, или психолингвистики.

Минимальной реализацией речевого общения (коммуникации) является речевой акт. Совокупность речевых актов составляет речевую деятельность. В процессе речевого акта осуществляется передача речевого (словесного) сообщения от одного или нескольких участников общения другому или другим участникам общения.

Коммуникативная природа речевого акта предполагает его двусторонний характер. Речевой акт имеет две стороны: производство и прием речевого сообщения. Соответственно этому, можно говорить о двух участниках речевого акта: говорящем и слушающем, пишущем и читающем, адресанте и адресате. Адресат (говорящий, пишущий) производит речевое сообщение и передает его адресату (слушающему, читающему), который принимает (воспринимает) его и понимает. Первый кодирует, зашифровывает, а второй декодирует, расшифровывает сообщение; первый превращает замысел сообщения в речевую цепочку, а второй извлекает из него смысл.

В речевом акте роль говорящего и слушающего (адресанта и адресата) обычно непостоянны. Адресант превращается в адресата и адресат становится адресатом. В некоторых случаях у одного из говорящих преобладает роль говорящего, у другого – слушающего. Чем демократичнее отношения в данном обществе, в данном коллективе, между данными участниками речевого акта, тем естественней смена ролей и тем чаще она происходит (см. Супрун 1996).

Речевые акты исследуются в рамках теории речевых актов, разработанной Дж. Остиным, Дж. Серлем и П. Стросоном. Теория речевых актов исходит из того, что основной единицей коммуникации является не предложение или какое-либо другое выражение, а выполнение определенного рода деятельности: утверждения, просьбы, благодарности, извинения и др.