- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Сравнительно-исторические исследования Александра Христофоровича Востокова



Александр Христофорович Востоков (1781 – 1864) – один из зачинателей сравнительно-исторического описания славянских языков. С юношества увлекался собиранием произведений устного народного творчества, с 1812 г. начинает собирать материалы для этимологического словаря. Эта работа поставила перед ним ряд теоретических вопросов, связанных с выработкой надежных критериев установления родства языков как базы этимологизирования. В этих поисках А. Востоков приходит к выводу о том, что единицы в языках делятся на две группы (первоклассные и второклассные), и только единицы первого класса могут служить основой установления родства языков.

Единицы первой группы – это имена числительных, наименований растений, явлений природы, термины родства. Если эти слова в языках имеют тот же или подобный звук, то это верное доказательство, что эти языки одного происхождения.

Второклассные слова – имена ремесел, искусств, орудий – они заимствуются вместе с явлениями духовной и материальной культуры и не могут свидетельствовать о родстве.

Применение метода А.Х.Востоков продемонстрировал в работе «Рассуждение о славянском языке», в которой он рассматривает церковно-славянский язык как явление историческое, анализирует процессы в грамматическом строе языка. Выделяет три периода в истории церковно-славянского языка: древнейший: Х – ХIV в., средний — ХIV – ХVI в., новый – с ХVI в., охарактеризовав языковые особенности каждого из периодов.

Таким образом, первый этап сравнительно-исторического языкознания был подготовлен мировоззренческими изменениями рубежа ХVIII – ХIХ вв., значительными открытиями в естественных науках, отрефлексированными в философии, обусловлен романтической интерпретацией соотношения языка и народа, языка и истории. Основоположники метода обратились к истории языка из стремления проникнуть в духовные истоки, осознать историю духовного развития наций, и впоследствии приходят к осознанию самоценности языка как объекта изучения. При этом в языке выделяется в качестве важного предмета исследования аспект исторической динамики языка, аспект родственных связей. Были поставлены проблемы установления закономерностей исторического развития языков, родства, при разрешении которых был разработан в основе своей метод сравнительно-исторического исследования. Метод сравнительно-исторического исследования был представлен как цельная система теоретических установок и приемов, наиболее важными среди которых были:

Лингвофилософская концепция В. фон Гумбольдта

Имя Вильгельма фон Гумбольдта (1767 – 1835) занимает в науке о языке совершенно особое место, знаменует начало теоретического языкознания. В. Гумбольдт дал первую общетеоретическую концепцию языка, поднял ряд фундаментальных вопросов, дал им оригинальную трактовку. Его идеи вплетены в современные теоретические концепции разных сторон сущности языка.

В выстраивании своей концепции Гумбольдт опирается на идеи И. Гердера о природе и происхождении языка, о взаимосвязи языка, мышления, духа, развивает идеи И. Гердера о деятельностной, динамической природе языка. В то же время лингвистические взгляды В. Гумбольдта – часть его общефилософской концепции, которая опирается на идеи Гегеля и Иммануила Канта (1724 – 1804). В. Гумбольдт – диалектик, в гегелевском духе разрешает вопрос о соотношении духа, мышления, материи.

По Гегелю, ни материя, ни дух не могут рассматриваться как первоначала. Первоначальное тождество, образующее субстанциональную основу мира, – тождество бытия и мышления. Мышление (дух) отчуждает свое бытие в виде матери, природы, которая составляет его инобытие. Мировой дух познает себя как творца, воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах культуры. Дух просыпается в человеке сначала в виде слова, речи, языка. Духовная культура человечества – это сменяющие друг друга образы национального духа, которые являют собой стадии в развитии и самопознании абсолютного духа.

Для В. Гумбольдта, как и для Гегеля, дух – первопричина мира, порождающая реальность. Главный, определяющий атрибут духа – деятельность. Сила человеческого духа в своем существе человеку недоступна, она открывается косвенно, через проявления – язык народов, национальную культуру, являя варианты своего воплощения – варианты национального духа. Создавая свои произведения, дух в его национальных воплощениях может достигать разной степени своей реализации.

Общие принципы устройства языка. Категории «дух», «народ», «мышление» в соотношении с категорией «язык»

Идея национального духа, или духа народа, являлась базовой для построения лингвофилософской концепции В. Гумбольдта. Понятие «дух народа» – это совокупность духовных интеллектуальных ценностей, мыслей и чувствований, то, что определяет индивидуальность культуры того или иного народа, образует национальное единство и образует этап, стадию в самопознании национального духа. Язык интерпретируется В. Гумбольдтом как главное проявление творческой силы духа. Категории абсолютного и национального духа являются важнейшими объяснительными категориями при определении соотношений языка и мышления, языка и действительности, языка и этноса.

Соотношение «Дух и язык»

Философ утверждает идеи неразрывного единства категорий языка и духа.

 

«Язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык, и трудно представить себе что-либо более тождественное»; «Их единство онтологично, ни дух, ни язык не возникают один после другого. Языку родственно все, что есть в духе, в последнем нет ничего, ни в целом, ни в частности, что могло бы оставаться чуждым языку».

 

Единство языка и духа динамично, оно интерпретируется как активное взаимное влияние. Дух воздействует на язык, язык действует на дух. Чем соразмернее действует на язык сила национального духа, тем правильнее и богаче развитие языка. От направленности народного духа зависит сам принцип образования языка, его структура, форма языка.

«Языки, сопровождая деятельность духа», облегчают и направляют его движение. «Языки – колеи, по которым деятельность духа совершает свое течение».

Языки выступают в качестве орудия деятельности духа. Язык с хорошо развитой грамматикой способствует развитию духа, так как духу не требуется искать новых средств для выражения мысли. Дух воплощается в языке как в своем орудии.

Категория «дух» связывает явления язык и человек (народ, нация).

В. Гумбольдт подчеркивает генетичность связи языка и народа: «Язык есть первая необходимая ступень, от которой нации получают возможность самостоятельного развития. Самое понятие нации строится на языке. Языком непосредственно и определяется понятие нации как человеческого сообщества, идущего в образовании языка своим неповторимым путем». Язык воздействует на народ. Язык, как отмечает В. Гумбольдт, есть вдохновительное орудие для вновь возникающих поколений, средство для решения народом своих задач. Народы и каждый человек живут в «круге языка», «выйти из которого можно лишь войдя в другой круг». Идее XVII в. о языке как о внутренне, в смысловом отношении едином для всех народов во времени и пространстве, В. Гумбольдт противопоставляет образ языка каждой нации как органа их оригинального мышления и восприятия.

Также народ и каждый человек определяет развитие языка: «Языки являются творениями народов, и в то же время они остаются самобытными творениями отдельных лиц, потому что могут порождаться в каждом отдельном лице, но при этом так, что каждое лицо предполагает понимание у всех, и все оправдывают это ожидание».