Сталинской апмир (от фр. empire - «империя» и по аналогии с ампиром
) - лидирующий направление в архитектуре, монументальном и
декоративном искусстве СССР с конца 1930-х до середины 1950-х
годов. Пришел на смену рационализму иконструктивизма. Получил
распространение в годы, когда страной руководил Иосиф Сталин,
особенно - в послевоенное время, когда он был распространен также и
в странах Восточной Европы.
Дворец культуры и искусства, Польша, Варшава.
Отличительные черты стиля:
ансамблевая застройка улиц и площадей ;
синтез архитектуры, скульптуры и живописи ;
разработка традиций русского классицизма;
использование архитектурных ордеров;
барельефы с геральдическими композициями и изображениями
трудящихся;
оптимистический настрой всего произведения;
использование мрамора, бронзы и ценных пород дерева в оформлении
общественных интерьеров
История возникновения
Высотный жилой дом на Крещатике, Киев
Гостиница «Украина»
В середине 1930-х годов в советской архитектуре произошел
постепенный переход от конструктивизма к «сталинского ампира». Этот
переходный период можно назвать постконструктивизмом. Некоторые
постройки этого времени, снаружи богато декорированные, сохраняли в
своем планировании и деталях конструктивистскую основу. «Советский
монументальный классицизм» был в целом сформирован до конца 30-х
годов.
В 1934 году создается Академия архитектуры СССР и Союз архитекторов
СССР, который объединяет творческие силы для решения новых задач,
поставленных перед мастерами.
Это создание Дворцов Культуры,
спортивных комплексов, индустриальных центров, санаториев и
пионерских лагерей. Архитекторы в этот период работают в крупных
творческих мастерских и научно-исследовательских проектных
институтах, объединяющих конструкторов, архитекторов и художников,
которыми руководят лидеры советской архитектуры. Многие проекты
создаются в результате всесоюзных конкурсов.
В целом «сталинский ампир» сформировался в период проведения
конкурсов на проекты Дома Советов и павильоны СССР на Всемирных
выставках 1937 года в Париже и 1939 года в Нью-Йорке. Конкурсы
проходили в несколько этапов, при открытом обсуждении, и обнаружили
ярких талантливых художников. Победитель конкурса - Б. М. Иофан,
оптимистическое звучание произведений которого стало яркой
страницей предвоенной архитектуры. Мастера, получившие вторые,
третьи премии, и их ученики - Г. П. Гольц, И. В. Жолтовского, Л. В.
Руднев, М. А. Минкус, впоследствии возглавили этот архитектурный
направление.
Уже в период Второй мировой войны архитекторы начинают работать над
проектами восстановления разрушенных городов, мемориалами и
триумфальными арками для встречи советских героев. В художественном
образе этих произведений был оптимизм победы, в которую верили
архитекторы и которую все ждали.
В 1945 году страна приступила к восстановлению разрушенных городов.
Архитектура стала одним из приоритетных направлений народного
хозяйства. Архитектурное произведение должно было вселять
уверенность зрителям в скором восстановлении всей страны. Яркими
примерами являются Главное здание МГУ, комплекс павильонов ВДНХ,
здание МИД СССР на Смоленской-Сенной площади.
Сталинской апмир
128
0
2 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!