- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Структура культурологического знания



 

Исследование культуры, как и многих других явлений, началось в рамках философской традиции.

Культура привлекает внимание представителей других наук, таких как археология, этнография, психология, история, социология.

Как специфический предмет изучения культура стала привлекать к себе интерес философов и историков лишь с ХVIII в., начиная с трудов Д. Вико, И. Г. Гердера, И. Канта, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, О. Конта.

Культурология выделилась в самостоятельную научную дисциплину лишь на рубеже XIX–XX вв.

Поскольку культура многоэлементна, знание о культуре также имеет синтетический, междисциплинарный характер.

В XX в. появляются попытки реализации все более осознаваемой потребности и возможности специаль­ного межпредметного исследования культуры. Основы куль­турологии как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой не сводим к объектам философского и дру­гих подходов к этому феномену, были заложены в работах американского ученого-антрополога, предложившего термин «культурология», Лесли Уайта (1900–1975).

Этот ученый считал главным обнаружить реальное единство бесконечного разнообразия разных культур, связать абстракт­но-теоретическое (философское) осмысление культуры с растущими знаниями о ее конкретных про­явлениях в жизни разных стран и народов.

В нашей стране интерес к общей теории культуры сформировался в 50-е г. XX века. В 60-х гг. появились специальные работы, а 70-80-е г. стали периодом интенсивного и динамичного развития общей теории культуры. Крупнейшие представители отечественной культурологической школы – С. С. Аверинцев, С. Н. Артановский, М. М. Бахтин,
Е. В. Боголюбова, П. П. Гайденко, П. С. Гуревич, М. С. Каган,
Н. И. Конрад, Д. С. Лихачев, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, Э. С. Маркарян. Заметим, что в СССР культурологии, обладающей собственным научным статусом, предметом исследования, историей не существовало. О ней в полной мере стали говорить только в начале 1990-х гг.

Культурология находится еще в ста­дии становления, уточнения своего предмета и методов.

Как самостоятельная отрасль гуманитарного знания, культурология сейчас выступает своего рода введением для изуче­ния всех гуманитарных дисциплин, закладывает основы для их понимания.

Итак, культурология – комплексная гуманитарная наука, объектом исследования которой является культура как целост­ность.

В понимании предмета культурологии можно выделить основные подходы:

– культурология как комплекс дисциплин, изучающих культуру, с целью познания культуры и социокультурных феноменов в историческом развитии. Здесь можно выделить, например, археологию, изучающую историческое прошлое человеческого общества по памятникам материальной культуры; этнографию, изучающую образ жизни какого-либо существующего в настоящем народа, влияние географических условий, этнос, взаимодействия между этносами; этнологию, изучающую жизнь, обряды и другие способности и привычки конкретного народа, этноса; антропологию, изучающую человека, его происхождение, развитие, существование в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах);

– культурология как раздел дисциплин, изучающих культуру (например, философия культуры, рассматривающая культуру в целом; социология культуры, изучающая функционирование культуры в обществе и т. п.);

– культурология рассматривается как самостоятельная научная дисциплина, определяющая собственное место и методологию исследования культурных феноменов. В культурологи, при этом, выделяются: теория культуры (философия культуры), история культуры, история культурологических учений, социология культуры, культурная антропология, прикладная культурология.

В целом, культурология делится на фундаментальную и прикладную. Фундаментальная культурология (где сконцентрированы все теоретические концепции) изучает культуру с целью теоретического и исторического познания. Она вырабатывает категориальный аппарат, разрабатывает методы исследования культурных процессов. При этом, в историческом блоке отечественные культурологи выделяют 2 раздела: историю мировой культуры и историю культуры России. В отношении культурного наследия подчеркивается, что оно продолжается в социальной и политической областях, определяется идеологическими факторами и зависит от состояния самой культуры, правильного определения линии в отношении культурного наследия. Культурное наследие есть не что иное как часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Прикладная культурология (исследует процессы культуры в жизни) ориентирована на использование фундаментальных знаний о культуре в определенных целях. Она занимается разработкой специальных технологий по передаче культурного опыта. В прикладной культурологии формируются такие приемы исследования как музееведение, архивное дело, библиотечное дело и некоторые другие.

 

Предмет и задачи культурологии

В русле третьего подхода к пониманию предмета культуры необходимо определить культуру как объект познания культурологии, выступающую как исторический соци­альный опыт людей по селекции, аккумуляции и применению тех форм деятельности и взаимодействия, которые закрепля­ются в системах их культурных ценностей, норм, устойчивых образцов поведения, традиций и обеспечивают (прямо или опо­средованно) коллективный характер человеческой жизнедея­тельности.

Предметом культурологии является со­держание, структура, динамика, технология функционирова­ния социокультурного опыта и всех видов и форм целеориентированной человеческой практики.

Перед культурологией стоят такие задачи:

– анализ культуры как системы культурных феноменов;

– выявление типов связей между элементами культуры;

– исследование взаимосвязи культуры с природой и обществом;

– определение места и роли человека в культурных процессах;

– исследование типологии культур и культурных единиц;

– исследование культурных кодов и коммуникаций;

– разрешение проблем социокультурной динамики;

– исследование соотношения культуры и цивилизации.

 

Методы культурологии

Культурология использует все методы социогуманитарных наук.

Современная культурология формируется, выходя из-под «родительской опеки» философии. Это предполагает использование идей и методов философии. В частности, использу­ется диалектический метод, предполагающий рассмотрение культуры как развивающегося, внутренне-противоречивого, многостороннего явления, требующего конкретного изучения.

Из общенаучных методов необходимо отметить использование системного метода позволяющего рассматривать культуру как сис­тему, элементы которой находятся в единстве и формируют своим взаимодействием целостность. Структурно-функциональный метод применяется, если необходимо выделить и рассмотреть эле­менты, составляющие культуру, выявить роль каждого такого элемента в ее функционировании. В этих целях широко исполь­зуется также аналитический метод. Изучение культуры в межкультурном «диалоге» делает необходимым использование компаративного метода – сравнения культур по какому-либо признаку.

В процессе культурологического анализа используются ча­стные методы конкретных дисциплин, составляющих эмпири­ческую базу для культурологии, такие как методы полевой эт­нографии – описание, классификация, наблюдение; открытые интервью в психологии и социологии; методы исторических наук, такие как, например, сравнительно-исторический, ана­лиз текстов, и т. п.

Конкретный выбор методов социогуманитарного знания определяется, во-первых, целями исследования, во-вторых, пониманием предмета исследования. Если при первых обозначенных подходах к пониманию предмета культурологии применяются методы философии, а также определенной дисциплины, изучающей культуру, при последнем подходе методологию исследований определяют культурологи.

Помимо перечисленных методов, при рассмотрении культуры как совокупности ценностей, форм, социальных связей, опредмеченных форм культурной деятельности, механизма передачи культурных навыков от человека к человеку используется культурантропологический метод. Трактовка культуры как формы общения людей посредством, прежде всего языка, делает востребованным семиотический метод. Символически-знаковая концепция культуры предполагает для ее исследования герменевтический метод.

Тестовые задания

1. Как специфический предмет изучения культура стала рассматриваться:

1) с ХVII в.;

2) с ХVIII в.;

3) с ХIХ в.

 

2. Как специфический предмет изучения культура стала рассматриваться в сочинениях:

1) Д. Вико, И. Г. Гердера, И. Канта, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля,
О. Конта;

2) А. Кребера, К. Клакхона, И. Хейзинги, Э. Тайлора, М. Хайдеггера, Н. Я. Данилевского;

3) Л. Уайта, О. Шпенглера, З. Фрейда, С. Пуфендорфа, У. Морриса, Ф. Энгельса;

 

3. Авторам термина «культурология» является:

1) К. Маркс;

2) О. Шпенглер;

3) Л. Уайт.

 

4. Культурология как наука возникла:

1) XVI–XVII в.;

2) XVII–XVIII в.;

3) XIX–XX в.

 

5. Объектом культурологии является:

1) общество;

2) культура общества, человека;

3) цивилизации.

 

6. Культурология:

1) естественная наука;

2) философская наука;

3) гуманитарная наука.

 

7. Содержание, структура, динамика, технология функционирования социокультурного опыта и всех видов и форм целеориентированной человеческой практики являются…

 

8. Для рассмотрения культуры как развивающегося, внутренне-противоречивого, многостороннего явления применяют:

1) диалектический метод;

2) системный метод;

3) аналитический метод;

 

9. Изучение культуры в межкультурном «диалоге» делает необходимым использование:

1) структурно-функционального метода;

2) аналитического метода;

3) компаративного метода;

 

10. Вырабатывает категориальный аппарат, разрабатывает методы исследования культурных процессов:

1) фундаментальная культурология;

2) прикладная культурология;

3) семиотика.

 

11. Исследование проблем соотношения культуры и цивилизации характерно для:

1) философии;

2) антропологии;

3) культурологии.

 

12. В отечественной науке культурология как самостоятельная научная дисциплина появилась:

1) в начале XX в.;

2) в середине XX в.;

3) в конце XX в.

 

13. К задачам культурологи не относится:

1) выявление типов связей между элементами культуры;

2) разрешение проблем социокультурной динамики;

3) изучение человека, его происхождения, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах

 

14. Часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое:

1) традиция;

2) ритуал;

3) наследие.

15. В структуру современной культурологии входит:

1) антропология;

2) этнология;

3) морфология культуры.

 

Сущность и функции культуры