- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Суббота и Неделя по Рождестве Христовом



В субботу по Рождестве Христовом на литургии положены: прокимен: "Помяну имя Твое во всяком...", стих: "Слыши дщи..." особые Апостол (Тим. Зач. 288) и Евангелие (Мф., зач. 46). Причастен: "Чашу спасения прииму...".

Неделя по Рождестве Христовом называется еще неделей святых Богоотец. В эту Недолю совершается память родственни­ков Христовых по плоти различных времен: праотцев Христовых пророка Давида, святого праведного Иосифа Обручника и Иакова, брата Господня по плоти.

Неделя св. Богоотец имеет особую службу.

Если эта Неделя (воскресенье) случится в промежутке с 26 по 31 декабря включительно, то служба Богоотец совершается в эти числа (см. Типикон, под 26 декабря). Но если Неделя случится по отдании праздника - 1 января (это быва­ет тогда, когда праздник Рождества Христова совпадает с воскресеньем), то служба Богоотец совершается 26 декабря по следующей схеме.

На вечерни кафизмы нет. На "Господи, воззвах" - стихиры праздника -3 и святых Богоотец - 3,"Слава" - свя­тых, "И ныне" - праздника. Вход. Прокимен великий, глас 7-й:

"Кто Бог велий" со стихами и ектений. На стиховне - стихи­ры праздника- 3, "Слава" - святых, "И ныне" - праздника. По "Ныне отпущаеши" - тропарь святых, "Слава, и ныне" -праздника. (Тропарь святых, глас 2-й: "Благовествуй, Иоси­фе, Давиду чудеса богоотцу, Деву видел еси рождшую, с пастырьми славословил еси, с волхвы поклонился еси, Ангелом весть прием: моли Христа Бога спастися душам нашим").

На утрени, на "Бог Господь" - тропарь праздника (дважды), "Слава" - святых, "И ныне" - праздника. После кафизм - седальны праздника. Псалом 50-й. Канон праздника первый с ирмосом на 6, ирмосы по дважды, тропари на 4 и второй канон праздника на 4 и святых на 4. Катавасия (праз­дничная): ирмосы обоих канонов. По 3-й песни - кондак и икос Богородицы, седален святых. "Слава, и ныне" - седален праздника, по 6-й - кондак и икос святых. На 9-й песни "Че­стнейшую" не поем, но поем припевы праздника. Светилен свя­тых (дважды), "Слава, и ныне" - праздника. На хвалитех - стихиры праздника на 4, "Слава" - святых, "И ныне" - праздника. Славословие великое.

По Трисвятом - тропарь святых, "Слава, и ныне" - праз­дника. ектении, 1-й час и конечный отпуст.

На часах - тропарь праздника, "Слава" - святых, "И ныне" - Богородичен. По "Отче наш" - кондаки Богородицы и святых попеременно.

На литургии - "Блаженны" из канонов праздника, песнь 3-я на 4, и святых, песнь 6-я на 4. По входе - тропарь праз­дника и святых. "Слава" - кондак святых, "И ныне" - Богоро­дицы. Прокимен, песнь Богородицы, глас 3-й: "Величит душа Моя Господа..." и святых, глас 4-й: "Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев". Апостол - к Евреям, зач. 306-е, и к Галатам, зач. 200-е. Евангелие - от Луки, зач. 54-е, и свя­тых, от Матфея, зач. 4-е. Причастен: "Избавление посла Господь людем Своим...". Другой - святых "Радуйтеся, праведнии...".

Если отдание праздника Рождества Христова совпадет с седмичным днем, то:

Вся служба праздника, как 25 декабря, но на вечерне без входа и чтение паремий, а на утрени - с великим славос­ловием.

На литургии - "Блаженны". По входе - тропарь и кондак праздника. Трисвятое. Прокимен. Аллилуиа и причастен празд­ника. Апостол и Евангелие только дня.

Отдание праздника в воскресенье (в Недолю св. Богоотец).

На великой вечерне: на "Господи, воззвах" - стихиры воскресны - 3, праздника - 4, глас 2-й: "Приидите, возрадуемся Господеви. " и святых - 3. "Слава" - святых, "И ныне" (вместо догматика) - стихира праздника, глас 2-й:

"Августу единоначальствующую...". Вход. Прокимен дня. На литии - стихиры праздника. На стиховне - стихиры воскрес­ные, "Слава" - святых, "И ныне" - праздника. На благослове­нии хлебов - тропари: "Богородице Дево" (дважды) и святых (единожды).

На утрени: на "Бог Господь" - тропарь воскресен (дважды), "Слава" - святых, "И ныне" - праздника. После кафизм седальны воскресные. Степенна и прокимен гласа. Евангелие воскресное, "Воскресение Христово", по 50-м псалме -стихира воскресная. Каноны: воскресный с ирмосом на 4 и свя­тых на 4, и праздника два канона на 6. Катавасия праздника (ирмосы первого канона). По 3-й песни - кондак, икос и седальны святых, "Слава, и ныне" - праздника. По 6-й песни -кондак и икос праздника. На 9-й песни поем "Честнейшую". Светилен воскресный, "Слава" - святых, "И ныне" - праздника. На хвалитех - стихиры воскресные 4 и праздника 4, с припева­ми их. "Слава" вместо евангельской- стихира святых, глас 8-й:

"Кровь и огнь...", "И ныне" - "Преблагословенна еси...". Сла­вословие великое. По Трисвятом - тропарь воскресный, ектения и отпуст. "Слава, и ныне" - стихира евангельская, и 1-й час.

На 1-м часе - тропарь воскресный, "Слава" - праздника, "И ныне" - Богородичен часа. По "Отче наш" - кондак празд­ника. На 3-м часе - тропарь воскресный, "Слава" - святых, "И ныне" - Богородичен часа. Кондаки праздника и святых по­переменно.

На литургии - "Блаженны" из канона воскрес­ного, на 4, праздника, первого канона, песнь 9-я, на 4, и

святых, песнь 6-я, на 4. По входе - тропарь воскресный, праздника и святых. "Слава" - кондак святых, "И ныне" - праз­дника. Прокимен праздника: "Вся земля да поклонится Тебе" и святых: "Дивен Бог во святых Своих...". Апостол - к Галатам, зач. 200-е. Евангелие - от Матфея, зач. 4-е[48].

Причастен: "Хвалите Господа..." и праздника. (См. Ти­пикон, под 31 декабря, стр. 181).

Святки

Двенадцать дней после праздника Рождества Христова (с 25 декабря по 6 января) обыкновенно называются святками, т.е. святыми днями, потому что эти дни освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления, празднование которых было в древности короче, поскольку праздники Рождес­тва Христова и Богоявления были соединены в один день. После же их разделения празднование распространилось на все дни в промежутке от 25 декабря по 6 января, и потому они состав­ляют как бы один день праздника.

Эти дни называются Святыми вечерами, потому что хри­стиане по древнему обычаю свои дневные занятия прекращали вечером, может быть, в воспоминание событий Рождества и Кре­щения Спасителя, бывших в ночное или вечернее время (См. Творения св. Иоанна Златоуста, 37-я беседа на Крещение, 2).

Церковь с древних времен начала освящать эти двенадцать дней после праздника Рождества Христова. Упоминания об этом имеются в беседах св. Ефрема Сирина, св. Амвросия Медиоланского, св. Григория Нисского. Древнее двенадцатидневное праздно­вание святок подтверждается Уставом преп. Саввы Освященного (+ 532 г.). Согласно этому Уставу, в дни святок: "никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиих", и возбранено совершать таинство Брака (См. Типи­кон, под 26 декабря).

Таким образом, в дни святок вплоть до 4 января вклю­чительно, поста не бывает ни в среду, ни в пятницу.

Дни святок древние христиане проводили с особым благоговением, уделяя из своих средств на милостыню бедным, как бы в увеличение света духовного, именем которого на-

зываются добрые дела (Мф. 5, 16).

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (6 января)

История праздника.

Как было указано нами в разделе, посвященном истории праздника Рождества Христова, начало празднования Богоявле­ния относится ко временам апостольским. О нем упоминается и в "Постановлениях Апостольских", где говорится: "Богояв­ления праздник да празднуется, понеже в тот день бысть яв­ление Христова Божества, свидетельствовавшу Его Отцу в Кре­щении, и Утешителю Святому Духу, в виде голубине, показавшу предстоящим свидетельствованнаго" (кн. 5, гл. 42; кн.8, гл. 33). Во II веке на празднование Крещения Господня и ноч­ное перед этим праздником бдение (богослужение) указывает Климент Александрийский. В III веке свои беседы на Богоявле­ние составили священномученик Ипполит Римский и св. Григо­рий Неокесарийский. Святые отцы IV века: Григория Богослов, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Августин и многие другие оставили нам свои глубоконазидательные поучения, произнесенные ими в праздник Богоявления.

Святые отцы: Анатолий, архиеп. Константинопольский (V век), Андрей и Софроний Иерусалимские (VII век), Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин (VIII век), составили каноны, а Гер­ман, патриарх Константинопольский, Иосиф Студит, Феофан и Византий (IX век) составили многие песнопения на праздник Крещения Христова, до сих пор поющиеся в день праздника.

Относительно празднования Крещения между Восточной и Западной Церквами не было той разницы, какая существовала относительно празднования Рождества Христова: на Востоке и на Западе праздник с одинаковой торжественностью праздно­вался 6 января.

Как уже указывалось выше, до IV века Крещение и Рождество праздновались совместно 6 января и выделение праздни­ка Рождества Христова и перенесение его празднования на 25 декабря произошло в IV веке. Древняя Церковь 6,января, кроме указанных событий, воспоминала и другие, в которых выразилось Божественное достоинство и посланничество Иисуса Христа - как при рождении Его, так и при вступлении Его на проповедь после Крещения, а именно: I) поклонение волхвов, как откровение Иисуса Христа миру языческому посред­ством чудесной звезды (от этого воспоминания самый празд­ник Крещения в Западной Церкви получил название "праздника трех царей"; в Восточной Церкви, оно хотя и входило в со­став праздника, но ничем в характере праздника не вырази­лось); 2) явление Божественной силы Иисуса Христа в первом чуде Его на браке в Кане Галилейской и 3) чудесное насыще­ние Иисусом Христом 5000 человек (в Африканской Церкви).