- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Сюжет и композиция комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Сюжет и композициякомедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Реферат по литературе
Выполнил ученик 11 В класса
Драздов Валентин Сергеевич
Учитель Базаева Татьяна Григорьевна
город Ивантеевка
2007
Оглавление
I TOCo «1-3» u Вступление… PAGEREF_Toc169237105 h 2
IIОсновная часть… PAGEREF_Toc169237106 h 3
   1. История создания… PAGEREF_Toc169237107 h 3
   2. Структуракомедии «Ревизор»… PAGEREF_Toc169237108 h 6
   3. Атмосфера комедии «Ревизор»… PAGEREF_Toc169237109 h 6
   4. Чиновники в комедии «Ревизор»… PAGEREF_Toc169237110 h 7
   5. КОМПОЗИЦИЯкомедии «Ревизор»… PAGEREF_Toc169237111 h 9
   6. Постановки «Ревизора»в других форматах… PAGEREF_Toc169237112 h 14
III Заключение… PAGEREF_Toc169237113 h 15
IVСписок использованной литературы… PAGEREF_Toc169237114 h 16
Вступление
На свете существует большоеколичество художественной литературы. Каждая книга относится к какому – либонаправлению и жанру. Но, как ни крути, большинство книг просто невозможночитать, так как они довольно-таки скучные. Скучные не из-за того, что написаны недоступнымдля народа языком, а потому, что сюжет не интригует, не актуален он сегодня,хотя может быть раньше данная тема была очень даже актуальна. Но есть такие произведения,которые интересно читать во все времена, ибо проблема, описанная в них –«живет» и сегодня.
К таким книгам относитсязнаменитая комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Проблема, описанная вкниге, существует и по сей день. Проблема – чиновничий произвол и чрезмерноеподхалимство. Я взял эту тему потому, что сюжет и композиция комедии «Ревизор»довольно интересны. В комедии описывается довольно маленький промежутоквремени, но за это время происходит много событий. В комедии описываетсячиновничий произвол, подхалимство, обман. Кроме того, в комедии мы можемувидеть любовь, которая оказывается односторонней.  Так как это комедия, то зрителям (читателям)заранее известно, что этот «ревизор» поддельный. Может, в наши дни назватьпроисходящее юмором можно лишь с очень большой натяжкой, но в те временаподобные каламбуры были в моде.
В комедии мне особо понравился геройХлестаков. Он сумел воспользоваться удачным стечением обстоятельств. Самоеинтересное, что он практически не прикладывал никаких усилий для того, чтобыказаться быть похожим на настоящего ревизора, ведь всем и так было достаточнотого, что он из Петербурга и знает грамоту. Хлестаков, понимая свое положение,даже иногда издевался над чиновниками. Правда, все же к концу его раскрыли, нона нем это никак не отразилось, он в то время уже отъехал.
В целом впечатление от комедиихорошее. Во время чтения комедии то тут, то там находишь ситуации, которыеможно встретить и по сей день. Ведь если взять актеров, одеть их по-современномуи дать сыграть эту комедию, эффект будет тем же самым.
Основная частьИстория создания
К1834 году относят первый замысел «Ревизора». Сохранившиеся рукописи Гоголяуказывают, что он работал над своими произведениями чрезвычайно тщательно: потому, что уцелело из этих рукописей, видно, как произведение в его известнойнам, законченной форме вырастало постепенно из первоначального очерка, всеболее осложняясь подробностями и достигая, наконец, той удивительнойхудожественной полноты и жизненности, с какими мы знаем их по завершениипроцесса, тянувшегося иногда целые годы.
Известно,что основной сюжет «Ревизора», как и сюжет «Мёртвых душ», был сообщен ГоголюПушкиным; но понятно, что в том и другом случае все создание, начиная от планаи до последних частностей, было плодом собственного творчества Гоголя: анекдот,который мог быть рассказан в нескольких строках, превращался в богатоехудожественное произведение.
«Ревизор»,кажется, в особенности вызвал у Гоголя эту бесконечную работу определения планаи деталей исполнения; существует целый ряд набросков, в целом и частями, ипервая печатная форма комедии явилась в 1836 году. Старая страсть к театруовладела Гоголем в чрезвычайной степени: комедия не выходила у него из головы;его томительно увлекала мысль стать лицом к лицу с обществом; он с величайшейзаботливостью старался, чтобы пьеса была исполнена согласно с его собственнойидеей о характерах и действии; постановка встречала разнообразные препятствия,в том числе цензурные, и наконец могла осуществиться только по воле императораНиколая.
«Ревизор»имел необычайное действие: ничего подобного не видела русская сцена;действительность русской жизни была передана с такою силой и правдой, что хотя,как говорил сам Гоголь, дело шло только о шести провинциальных чиновниках,оказавшихся плутами, на него восстало все то общество, которое почувствовало,что дело идет о целом принципе, о целом порядке жизни, в котором и само онопребывает.
Но,с другой стороны, комедия встречена была с величайшим энтузиазмом теми лучшими членамиобщества, которые осознавали существование этих недостатков и необходимостьобличения, и в особенности молодым литературным поколением, увидевшим здесь ещёраз, как в прежних произведениях любимого писателя, целое откровение, новый,возникающий период русского художества и русской общественности.
Этопоследнее впечатление было, вероятно, не вполне понятно Гоголю: он не задавалсяещё столь широкими общественными стремлениями или надеждами, как его молодыепочитатели; он стоял вполне на точке зрения своих друзей пушкинского круга,хотел только больше честности и правды в данном порядке вещей, и потому-то егоособенно поразили те вопли осуждения, которые поднялись против него.Впоследствии в «Театральном разъезде после представления новой комедии» он, содной стороны, передал то впечатление, какое произвел «Ревизор» в различныхслоях общества, а с другой — высказал свои собственные мысли о великом значениитеатра и художественной правды.
Первыедраматические планы явились у Гоголя ещё раньше «Ревизора». В 1833 году онпоглощен был комедией «Владимир 3-й степени»; она не была им докончена, номатериал её послужил для нескольких драматических эпизодов, как «Утро деловогочеловека», «Тяжба», «Лакейская» и «Отрывок». Первая из этих пьес явилась в«Современнике» Пушкина (1836), остальные — в первом собрании его сочинений(1842).
19апреля 1836 года состоялась премьера комедии на сцене Александрийского театра,при которой присутствовал сам император, Николай I. Гоголь был удручен увиденным: замысел комедии не был понят ниактерами, ни зрителями, из глубокого смысла, вложенного в пьесу, не было ничегоизвлечено. Комедию приняли за обыкновенный легкий водевиль. Требовалосьобъясниться и с актерами, и со зрителями. Гоголь пишет статьи, объясняющиемысль «Ревизора»: «Отрывок из письма, писанного автором после первогопредставления «Ревизора» к одному литератору», «Театральный разъезд послепредставления новой комедии», «Предуведомление для господ актеров», «Развязка«Ревизора».
В«комментариях» к комедии «Ревизор» Гоголь отмечал, что для обнаруженияхарактера каждого героя требуется вовлечение в действо всех участников пьесы.«Завязка должна обнимать все лица, а не одно или два, — коснуться того, чтоволнует более или менее всех действующих лиц. Тут всякий герой; течение и ходпьесы производит потрясение всей машины: ни одно колесо не должно оставатьсякак ржавое и не входящее в дело», — писал Гоголь в «Театральном разъезде»[1].
Структуракомедии «Ревизор»
Комедия была написана не какобычный рассказ (текст, разделенный по главам), а как сценарий для постановки. Комедияочень хорошо читается в таком стиле: меньше описаний, больше действия (диалогов).В отличие от обычных произведений, где описания персонажей идут только тогда,когда они встречаются читателю, описания действующих лиц написаны на первыхстраницах комедии. Отсутствие таких «перебивающих факторов» позволяет полностьюнасладиться чтением и не отвлекаться. Кроме того, довольно легко представить всвоем воображении сцену и действующих лиц – сцена описывается в начале действияили где-то в середине, а в начале каждого явления мы наблюдаем лишь то, чтокто-то пришел или ушел. Кроме того, это облегчает не только чтение комедии, нои постановку в театре – не нужно задумываться где лучше поставить то или иноедействие, все уже описано в тексте, актерам остается лишь правильно сыгратьроль.Атмосфера комедии «Ревизор»
В качестве места действия НиколайВасильевич Гоголь выбрал простой уездный городок. Но все же простым его назватьнельзя, так как Гоголь постарался изобразить Россию в миниатюре. Какова жеРоссия в миниатюре – город, из которого «хоть три года скачи, ни до одногогосударства не доедешь»? «На улицах кабак, нечистота!»[2]Возле старого забора, «что возле сапожника, …навалено на сорок телег всякогосору». Церковь при богоугодном заведении, «на которую назад тому пять лет былаассигнована сумма, …начала строиться, но сгорела»… А как живется «купечеству»да «гражданству»? Кто обобран, кто выпорот, у кого синяки на скулах от усердияДержиморды; арестанты не кормлены, в больницах вонь, и больные «все как мухивыздоравливают». Однако, чиновники, создавшие такую «красивую картину» живутдовольно-таки хорошо.
Чиновники в комедии «Ревизор»
НиколайВасильевич Гоголь дал в комедии «Ревизор» широкую картинучиновничье-бюрократического правления в России 30-х годов девятнадцатого века. Вкомедии высмеиваевается и бытовая сторона жизни обитателей небольшого уездного города,но более всего характеризуют быт и нравы этого города, его чиновники.
Описываячиновников, Николай Васильевич Гоголь показал массовые злоупотребления властью,казнокрадство и взяточничество, произвол и пренебрежительное отношение кпростым людям. Именно такими предстают перед нами государственные служащие вкомедии «Ревизор».
Воглаве всех стоит городничий. Мы видим, что он не глуп: более здраво, чем егосослуживцы, судит о причинах присылки к ним ревизора. Он – убежденныйвзяточник, постоянно присваивает себе казенные деньги. В общении с подчиненнымион груб и деспотичен, но он совсем по-другому говорит с начальством:заискивающе, почтительно. На примере городничего Гоголь показывает нам такиетипичные черты российского чиновничества, как взяточничество, чинопочитание.
Групповойпортрет типичного «николаевского» чиновника хорошо дополняет судьяЛяпкин-Тяпкин. Уже одна фамилия говорит про его отношение к должности и как онработает. Поскольку этот человек за всю свою жизнь прочитал несколько книг, онсчитается образованным. Эта деталь подчеркивает низкий уровень образования иневежество чиновников. Еще мы узнаем про Ляпкина-Тяпкина о том, что онувлекается охотой, поэтому взятки он берет не деньгами, а борзыми щенками.Делами же он совсем не занимается, поэтому в суде творится полный беспорядок.
Ополном равнодушии к государственной службе состоящих на ней людей говорит вкомедии образ попечителя богоугодных заведений Земляники, «человека толстого,но плута тонкого». В подведомственной ему больнице больные мрут как мухи. Земляникаже тем временем рассуждает так: «Человек простой: если умрет, то и так умрет;если выздоровеет, то и так выздоровеет». Как и каждому представителючиновничества, ему так же свойственно низкопоклонство перед начальством.
Трепетперед начальством испытывает и смотритель уездных училищ Лука Лукич Хлопов, досмерти запуганный человек. «Заговори со мной одним чином кто-нибудь повыше, уменя просто и души нет, и язык как в грязь завязнул».
Скореевсего, групповой портрет российского чиновничества не был бы полным без такогояркого персонажа комедии, как Хлестаков, которого принимают за тайного ревизора.Как пишет Николай Васильевич Гоголь, это «один из тех людей, которых вканцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует безо всякого соображения».Но, как мы видим, петербургский служащий по уровню своей образованности,нравственным качествам ничуть не выше остальных персонажей комедии. Это говоритоб обобщающем характере изображенных в комедии чиновников – таковы они по всейРоссии.
Испытываемыйчиновниками всего города страх, на котором и держится действие комедии, непозволяет городничему и его подчиненным увидеть, кто же Хлестаков на самомделе. Поэтому они и верят в его вранье.
Все этиперсонажи комедии создают обобщенный облик чиновничества, управляющего Россиейв те годы.
Композиция комедии «Ревизор»
Перваяфраза комедии, произнесенная городничим, и является завязкой:
Япригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. К намедет ревизор.
Этафраза дает такой мощный толчок, что события начинают разворачиваться оченьстремительно. Главный фактор, из-за которого и начинается вся суета, — этострах чиновников перед ревизором. Приготовления чиновников к приезду ревизораоткрывают перед нами истинную картину городской жизни. Кстати, картина города — это http:\@HL@000000000000003{1645093B-4FFB-41B7-A455-F75598796791}экспозиция,
поправилам композиции она должна быть перед завязкой, однако здесь автор применилприем композиционной инверсии.
Итак,какие наставления дает Городничий чиновникам?
АртемиюФилипповичу советует «привести в порядок» богоугодные заведения: надеть набольных чистые колпаки, сделать надписи о болезни над кроватями «по-латыни илина каком еще языке», и вообще, желательно, чтобы больных было поменьше, а то«отнесут к дурному смотрению или неискусствуврачевания». Аммосу Федоровичу надлежит обратитьвнимание на присутственные места: выгнать из тех мест, куда являются просители,гусей и т.п.
Картинагорода вполне ясна. Только почему же Городничий не требует от своих подчиненныхдействительного наведения порядка, хотя бы даже по случаю приезда ревизора?Почему советует отделываться «мелкими поправками»?
Ответпроизносит сам Городничий: «Нет человека, который бы за собою не имелкаких-нибудь грехов. Это уже так самим Богом устроено…». Вот на чторассчитывают чиновники! Ревизор просто закроет глаза на видимые и невидимыенедостатки города. А закрыть глаза ему помогут: деньгами ли, обедами ли, аможет и тем, и другим. Кто же откажется от такого?!
Ксвоим же грехам чиновники относятся спокойно, искренне веря в то, что это ведьне грехи, а грешки — с кем не бывает!
Тутдаже своя философия. «Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешкигрешкам рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзымищенками. Это совсем другое дело!» — говорит судья Ляпкин-Тяпкин. Земляникавместе с Христианом Ивановичем выбрали отличныйспособ лечения больных: «чем ближе к натуре, тем лучше; лекарств дорогих мы неупотребляем», потому и выздоравливают больные, «как мухи». Эти два слова — окончательный приговор здешней медицине. Почтмейстеру страсть как хочетсяузнать, что пишут горожане в письмах, причем вскрывает чужие письма он не изпредосторожности, «а больше из любопытства».
Новаторство пьесы в том, что в комедии нет честногогероя, который бы явился обличителем всех непорядков, ревизор, который явился влице Хлестакова, полностью выдуман чиновниками – это то, что называется «миражнойинтригой»[3], и завязкой этой интриги является появление насцене двух помещиков — Бобчинскогои Добчинского, которые, торопясь и перебивая друг друга,примечая кучу ненужных подробностей, выдают главное — ревизорв городе, причем уже две недели. Городничий в ужасехватается за голову и отдает последние приказания: принести шпагу и шляпу изкомнаты, взять десятских (служитель при полиции, выбираемый из городскихжителей, от каждого из десяти домов) и раздать метлы, чтобы расчищали те места,куда пойдет ревизор.
Чтоже за человек так мучает всех чиновников города своей таинственностью ивсемогуществом? Обратимся к «Замечаниям для господ актеров»:какой же он, Хлестаков? «Молодой человек лет двадцати трех, тоненький,худенький; несколько приглуповат и, как говорят, безцаря в голове… Говорит и действует без всякогосоображения… Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты,тем более он выиграет…». Хлестаков действительно очень прост: он играет туроль, которую ему навязали чиновники, и не думая кого-то водить за нос,представляясь другим, он не желает никого обманывать.
Перечитайте6 явление 3 действия. Хлестаков готов развивать те темы, которые ему«подкидывают» окружающие. Сначала он начинает просто бахвалиться перед АннойАндреевной, а потом, все более и более загораясь, переходит к таким поднебеснымчинам и благам, которые он занимает и пользуется, что дамы ахают от восторга, амужчины трепещут и теряют дар речи. Интересная деталь: всемечты Хлестакова носят количественный характер: если арбуз, то «в семьсотрублей», если курьеры, то «тридцать пять тысяч», если еда, то… «суп вкастрюльке из Парижа», а если вист, то только с «министром иностранных дел,французским посланником, английским, немецким посланником…». При встрече с Пушкиным двадцатитрехлетний «фельдмаршал», еще и«сочинитель», не в состоянии придумать слов, кроме «Ну, что, брат, Пушкин».Все это еще раз подтверждает слова о том, что он прост и глуп, но даже такомуохотно верят, боятся и трепещут при одном упоминании о чине…
Однакоэто реакция мужчин. Как женщины относятся к нему? Тут возникает еще один мираж- недоступная столица, которая так манит и притягивает. Выйти замуж зафельдмаршала Петербурга! Блага не только одной даме, но и всем ее родственниками знакомым! После сватовства Хлестакова к Марье Антоновне, изумленный и неверящий в свое счастье, Городничий говорит:
«…Какиемы с тобой теперь птицы сделались! А, Анна Андреевна? Высокого полета, черт побери! Кавалерию повесят тебе через плечо…». Не отстает иАнна Андреевна, надумав уже, где она будет жить и что у нее в комнате «будетамбре, чтоб нельзя было войти, и нужно бы только эдакзажмурить глаза»[4].
Ивот, всячески задобренный ревизор (перечитайте действие 4, явления 1-7),сделавший предложение руки и сердца дочери городничего, практически воплощает вжизнь миражи, которые мнятся чиновникам. Но «ревизор» уезжает и перед отъездомон отправляет письмо другу. Почтмейстер не мог уйти от такого соблазна, какоткрыть и прочитать это письмо. Чтобы доставить удовольствие другим, он началчитать письмо перед всеми. Этот момент можно назвать кульминацией[5]всей комедии. Все стремилось именно к этому. Все карты раскрываются. Шокчиновников нарастает очень быстро. Уже только информацией о том, что это был неревизор, они были выведены из себя. Дальше в письме было расписано про каждогочиновника в отдельности. Как только говорилось про какого-нибудь чиновника, таксразу тому становилось нехорошо. После прочтения письма они начали ругать самихсебя за то, что они не распознали подмены, что этот человек и не мог быть чиновником,что они были обмануты сами собой. Они начали понимать, что все это времяХлестаков просто смеялся над ними и что все его слова ничего не значат.
Ноэто еще не конец. Появление жандарма с известием:
«Приехавшийпо именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сейже час к себе. Он остановился в гостинице»
иследующая за этим немая сцена — вот главная развязка, придающая совсем инойсмысл пьесе, превращающая комедию в трагифарс. Переднами предстает такая картина:
«Городничийпосередине в виде столба с распростертыми руками и закинутою назад головою. Поправую сторону его жена и дочь, с устремившимся к нему движением всего тела; заними почтмейстер, превратившийся в вопросительный знак, обращенный к зрителям;за ним Лука Лукич, потерявшийся самым невинным образом; за ним, у самого краясцены, три дамы, гостьи, прислонившиеся одна к другой с самым сатирическимвыражением лиц, относящимся прямо к семейству городничего. По левую сторонугородничего: Земляника, наклонивший голову несколько набок, как будто к чему-топрислушивающийся; за ним судья с растопыренными руками, присевший почти доземли и сделавший движение губами, как бы хотел посвистать или произнесть: «Воттебе, бабушка, и Юрьев день!» За ним Коробкин, обратившийся к зрителям сприщуренным глазом и едким намеком на городничего; за ним, у самого края,Добчинский и Бобчинский, с устремившимися движениями рук друг к другу,разинутыми ртами и выпученными друг на друга глазами. Прочие гости остаютсяпросто столбами»[6]
Немаясцена не имеет однозначной трактовки. Гоголь настаивал на том, что актерыдолжны «выдерживать» немую сцену не менее полторы минуты, что для театральногодейства представляется целой вечностью. Эта немая сцена является развязкой всейкомедии. С одной стороны, это Страшный суд, который ожидает каждого человекапосле смерти, этим и объясняется нелепость поз, в которых застыли герои. Здесьотбрасывается все мелкое, завуалированное, купленное и остается только таправда жизни человека, которую он прожил, здесь уже нельзя рассчитывать на«мелкие грешки» ревизора, перед которым придется держать ответ. С другойстороны, приезд настоящего ревизора подразумевает явление Совести каждого:«Всмотритесь пристально в этот город, который выведен в пьесе! Все до единогосогласны, что такого города нет во всей России… Ну, ачто, если этот наш же душевный город и сидит он у всякого из нас? Что ниговори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба. Будто незнаете, кто этот ревизор? Что прикидываться? Ревизор этот — наша проснувшаяся совесть,которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Передэтим ревизором ничто не укроется, потому что по Именному Высшему повелению онпослан и возвестится о нем тогда, когда уже и шагунельзя будет сделать назад. Вдруг откроется перед тобою, в тебе же, такое страшилище, что от ужаса подымитсяволос. Лучше уж сделать ревизовку всему, что ни естьв нас, в начале жизни, а не в конце ее», — писал Гоголь в «Театральномразъезде». На сцене остается лишь каменящий ужас.
ОднакоГоголь верил в исцеляющую силу смеха, «собрав все дурное» и показав этозрителю, автор считает, что, увидев это и посмеявшись над этим, люди изменятжизнь к лучшему.
Постановки«Ревизора» в других форматах
Не для кого не секрет, что пропопулярность любого продукта можно судить по тому, сколько пародий на негобыло. К примеру, в Америке и Великобритании не раз ставили фильмы, серии изпопулярных и не очень сериалов по мотивам «Гамлета», «Рыцари камелота» (такжеизвестное, как «Король Артур»)  и другихзнаменитых произведений. Композиция «Ревизора» оказалась настолько удачной, чтоее в наше время можно встретить в некоторых фильмах и сериалах. Замечу, чтоконцепции других произведений практически не копируют. К примеру, однимфильмом, в котором полностью заимствована не только концепция, но и сюжет (переработанный)является одна часть из серии детских фильмов «Приключения Петрова и Васечкина».
Скорее всего, так происходитиз-за того, что проблема, описанная в комедии, существует и по сей день, причемне только в маленьких городках. Даже в больших городах есть чиновники, которыеработают не только и даже не столько для народа, как для себя – им хочетсяполучать большие деньги и при этом совершать меньшие телодвижения. И прямо какв комедии – как проверка, так сразу делают вид того, что они работают оченьсерьезно и что у них даже есть успехи. На самом деле, стоит «ревизорам» уехать,как все возвращается на свои места – все идет не так, люди страдают, чиновникижиреют.
Заключение
Комедия Николая Васильевича Гоголя«Ревизор», бесспорно, является одной из самых ярких комедий не только русскойлитературы, но и мировой. Проблема, поставленная в «Ревизоре», живет и в нашивремена и, скорее всего, будет жить еще не один год.
В комедии нам представлено немалоперсонажей, которые сами по себе разные, но мысли у них схожие – побольшезабрать себе и поменьше отдать другому. Оказывается, что они даже не готовычто-то изменить в связи приездом ревизора, они лишь пытаются сделать вид, будточто-то изменяют. Они изо всех сил пытаются угодить ревизору, даже и неподозревая, что этот ревизор поддельный. Они понимают, насколько глупо выглядятлишь тогда, когда «ревизор» уезжает, его письмо вскрывает почтмейстер и всечитают это письмо. Но больший страх они испытывают в момент, когда вошелжандарм и сказал про приезд ревизора. 
Николай Васильевич Гоголь писалкомедию в далеком девятнадцатом веке. Что же мы можем увидеть спустя два века?Чиновники все так же жиреют, люди голодают. Как приезжают ревизоры, так в любомгородке мы можем увидеть ту же самую историю – делается вид, что все идетхорошо, все развивается, а на самом деле это лишь для того, чтобы ревизорыничего не заподозрили. Проблема все та же.  Это подтверждает то, что Николай ВасильевичГоголь написал действительно комедию, которая живет уже не годами, недесятилетиями, а веками. Если бы эта комедия не была бы написана НиколаемВасильевичем, то ее написал бы кто-нибудь другой в другое время. Возможно,проблема будет актуально еще очень долго, может быть, даже еще тысячу лет, ведьчиновники будут всегда. Конечно, есть нормальные чиновники, которыедействительно пытаются что-либо сделать, но на фоне остальных они лишь мелкиебелые звездочки на темном ночном небе.
Я не жалею того времени, котороея потратил на прочтение комедии «Ревизор», ведь это действительно одна из самыхлучших комедий русской литературы.
Список использованнойлитературы
·       wikipedia.org –Свободная Интернет-энциклопедия – “История создания комедии «Ревизор»”
·       «Собраниепроизведений Н.В.Гоголя» — Издательство «Ашхабад» 1984 год
·       «Жизнь итворчество Н.В. Гоголя» — Издательство «Ашхабад» 1984 год
·       «СоветскийЭнциклопедический Словарь» – Издание 4, Издательство «Советская Энциклопедия», 1986 год

[1] «Жизнь и творчество Н.В.Гоголя» — стр. 82
[2] «Собрание произведенийН.В. Гоголя» — Действие 1, Явление I, Явление III– стр. 167, 177
[3]  Кажущаяся интрига – на самом деле никакойинтриги нету