- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Сущность и функции культуры.



Сущность и функции культуры.

Термин «культура» произошёл от латинского сu1-tura, что означает «возделывание», «обработка», «уход»;Впоследствии «культура» получило еще одно значе­ние - «воспитание», «образование», «развитие». С этими двумя значениями слово «культура» вошло во все евро­пейские языки. Культура - это совокупность искусственных поряд­ков и объектов, созданных людьми в дополнение к при­родным; -это мир «упорядоченных» коллективов людей, объединённых системой отношений, опытом совместной жизнедеятельности.

Выделяется несколько классических подходов к культуре: деятельностный(культура - это специфически человеческий способ деятельности); аксиологический (культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми); исторический (культура есть продукт истории общества, развивается путём переда­чи приобретаемого человеком опыта от поколения к поко­лению); функциональный(культура проявляет себя через функции, которые она выполняет в обществе); антрополо­гический (культура включает в себя всё, что создано людьми и характеризует их жизнь в определенных истори­ческих условиях); идеациональный (культура - это духов­ная жизнь общества); семиотический (культура - это сис­тема знаков); социологический (культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокуп­ность идей, принципов, социальных институтов, обеспечи­вающих коллективную деятельность людей). Сущность культуры: Культура - это система внебиологически вырабо­танных способов (нормы и образцы поведения, парадигмы мышления), благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе. Виды к-ры: -фундаментальная (изучает феномены), - прикладная (проектирует, регулирует фундаментальные культурные процессы), - социальная (изучает человека как социальное сущ-во), - культурная (обычаи, формы, механизмы, становления норм), - историческая (изучает типологию исторического общества), - философская (роль культуры), - филологическая, - структурно-семиотическая. Функции культуры - это совокупность ролей, кото­рые выполняет культура по отношению к сообществу лю­дей, все функции культуры социальны, то есть обеспечи­вают коллективный характер жизнедеятельности людей, определяют и коррелируют почти все формы индивиду­альной активности человека в силу его связи с социальным окружением.1) Ф-ия трансляции социального опыта (состоит в передаче социального опыта от поколения к поколению, от одной эпохи - к другой. 2) Ф-ия регулятивная (нормативная )(связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей с помощью морали и права) 3) Ф-ия познавательная (гносеологическая)(оп­ределяется способностью культуры накапливать знания о мире, и формировать способы и механизмы познания мира). 4) Ф-ия ценностная (аксиологическая) (определя­ется способностью культуры формировать определённые ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди судят о степени культурности человека. 5) Ф-ия коммуникативная –ф. связи и общения с помощью языка, символов, жестов.

Данные функции, считаясь универсальными, присущи любой культуре. Различное выстраивание их в ценностный ряд определяется особенностями той или иной культуры.

2 Духовная культура.

Духовная культура - это деятельность общества, связанная с производством, применением идей, идеалов и др духовных –нематериальных ценностей. Совокупность духовных ценностей принято называть духовной культурой.

Воспитание определенного типа личности - главная цель в функционировании духовной культуры.

В основе функционирования всей духовной культуры лежит деятельность по производству и воспроизводству духовных цен­ностей, а также деятельность по овладению этими ценностями.

Показателем развития духовной культуры того или иного общества выступает прежде всего доступность ее продуктов ши­роким массам. Это зависит от количества поступающих в распре­деление ценностей духовной культуры, от количества учреждений культуры, которые организуют их распределение и потребление, от стоимости благ культуры и возможности пользоваться ими. Преемственность культуры важнейшее из свойств, т.к. осмысление и принятие духовного произведенных ценностей раннего период а позволяю сформировать базу для дальнейшего развития. Материализация духовно произведенных ценностей реализуется в искусстве: литературном, изобразительном, и прочих.

Таким образом возможности духовного развития человека сопряжены с материально-техническим разви­тием и наоборот — уровень совершенства материального производ­ства зависит от возможностей духовного потенциала общества. Ду­ховная культура включает в себя, с одной стороны, совокупность ре­зультатов духовной деятельности, а с другой — и саму духовную деятельность.

Артефакты духовной культуры существуют в разно­образных формах. Это обычаи, нормы и образцы поведения челове­ка, сложившиеся в конкретно-исторических социальных условиях. Это также нравственные, эстетические, религиозные или политиче­ские идеалы и ценности, различные идеи и научные знания. В общем, это всегда продукты интеллектуальной, духовной деятельности.

Иногда духовную культуру делят на две сферы:

1) духовные качества человека и деятельность по их воплощению;

2) духовные ценности, получившие как бы самостоятельное сущест­вование в виде научных теорий, произведений искусства, норм права.

В духовной культуре выделяют обычно те элементы, которые принято иначе называть формами общественного сознания. В таких случаях вместо термина «сознание» употребляют термин «культура»: политическая, правовая, эстетическая (искусство, литература), этическая (иногда — нравственная или мораль), философская, социальная (язык, быт, традиции и обычаи,) и религиозная. Именно по состоянию потреб­ностей широких масс в пользовании ценностями духовной куль­туры и самостоятельной творческой деятельности можно судить о духовной атмосфере данного общества.

Художественная культура начинается с искусства, но не сводится к нему. Искусство - ядро художественной жизни и куль­туры, ее важнейший элемент, вокруг которого образуются другие слои и пласты художественной жизни. Развитие художественной культуры, как и культуры вообще, решающим образом зависит от культурной политики, проводимой государством, творческими организациями и другими субъекта­ми, воздействующими на культурную жизнь.

 

Культурогенез.

Культурогенез - один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций. Сущность к- процесс постоянного самообновления культуры. К - это порождение новых культурных форм и систем.

Причина возникновения культурогенеза - необходимость в адаптации человеческих сообществ к меняющимся условиям их существования путем выработки новых форм деятельности и социального взаимодействия.

В культурогенезе выделяют следующие процессы:

1) генезис культурных форм и норм;

2) формирование новых культурных систем человеческих сообществ;

3) формирование новых межэтнических культурных общностей и исторических типов культурных систем

Генезис культурных форм структурируется на следующие фазы: 1)новаций;

2) создания новых культурных форм;

3) «конкурса» их функциональной и технологической эффективности и внедрения новых форм в социальную практику.

Генезис социокультурных идей проходит следующие стадии:

1) вызревание «социального заказа» на новые виды

деятельности;

2 практическое формирование технологий, приемов и навыков этих новых направлений в процессе разделения труда;

3) выделение субъектов, специализирующихся в этих областях социальной практики.

Генезис этнокультурных систем, включает такие фазы:

1) появление факторов, локализующих группы людей на определенных территориях и стимулирующих повышение уровня их коллективного взаимодействия;

2) накопление исторического опыта их совместной жизнедеятельности;

3) аккумуляция этого опыта в ценностных ориентаци-ях и преобразование их в системы образов идентичности данных сообществ.

Динамика культуры.

Динамика - изменения, ко­торые происходят в культуре и во взаимодействии различ­ных культур. Динамика культуры невозможна без закономерных изменений в самом обществе. Поскольку культура - содержательный аспект социальной жизни людей, говорят о социальной динамике. Спектр проблем социокультурной динамики составляют следующие вопросы: 1)прогрессивность и регрессивность культуры; 2)характер изменений (постепенные, революционные или эволюционные).

Исследуя эти проблемы, ученые ищут ответы на вопросы: 1)почему мир меняется;

2) можно ли руководить этими изменениями;

3) какова скорость, темп и направление изменений в обществе Существуют две крайние позиции во взглядах на социокультурные динамические процессы: 1)точка зрения К. Поппера, утверждающего, что каждое поколение имеет право по-своему интерпретировать исторический процесс. Единой истории человечества не существует, есть бесконечное множество историй, связанных с разными аспектами человеческой жизни; 2) концепция Э. Дюркгейма, утверждающего, что ход истории, судьба народов и жизнь каждого человека управляются высшими силами и предопределены. Человек бессилен перед этой предопределенностью, он может лишь пытаться угадать свою судьбу.

Концепция Э. Дюркгейма соотносится со взглядами О. Конта, утверждающему, что один и тот же закон управляет ходом эволюции. Это закон трех состояний, или эпох, через которые человечество последовательно проходило. Эти эпохи - теологическая, метафизическая и эпоха позитивной науки.

Проблемы социокультурного развития группируются вокруг трех глобальных направлений:

1) идеи цикличности цивилизационного процесса; Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер

2) идеи критического эволюционизма; Ч. Спенсер, Э. Тейлор,

3)актуальных социально-синергетических подходов.

Выделяются три типа эволюционных концепций:

1)однолинейная; 2)универсальная; 3)многолинейная.

Прогресс культуры, ее динамичность связаны с увеличением внутреннего разнообразия культурной системы. Синергетическая модель эволюции обнаруживает широкие перспективы применения в понимании и решении разного рода социокультурных проблем.

 

6 Традиции Культура содержит в себе как устойчивые, так и из­менчивые моменты. Устойчивость, «инерционность» в культуре - это традиция - это элементы культурного наследия (идеи, ценности, обычаи, обряды, способы мировосприятия и т.д.), которые сохра­няются и передаются от поколения к поколению в неизменном виде.

Традиции существуют во всех формах ду­ховной культуры.

Т. бывают: научные, религиоз­ные, моральные, национальные, трудовые и др. Система традиций отражает целостность, устойчи­вость, статику общественного организма. В неё нельзя грубо вмешиваться, так как могут быть нарушены тонкие и сложные механизмы культуры. Культура не может существовать, не обновляясь. Творчество, изменение являются другой стороной разви­тия общества. Новация (от лат. novatio - обновление, из­менение) - это способ обновления культуры. Единство традиции и обновления - универсальная характеристика любой культуры. Соотношение традиций и обновления в культуре классифицируют общество: - традиционное, - современное. В традицион­ных обществах традиция господствует над творчеством. Культурные образцы воспроизводятся в «первозданном» виде. Изменения вносятся в рамках традиции бессистем­ным и случайным образом. В современном обществе базисной ценностью явля­ется обновление, новаторство. Здесь действует принцип «запрета на плагиат». Всякая новация - научная, художе­ственная, технологическая - имеет индивидуального авто­ра.

7 Источники и факторы культурной динамики. Культурная динамика - это целост­ный, упорядоченный процесс, имеющий направленный ха­рактер. Выделяется несколько источников формирующих и поддерживающих культурную динамику: 1. Инновация как изобретение или выработка новых идей, моделей, нацеленных на культурные изменения. Носителями новаторства могут быть творческие личности (пророки, правители, мудрецы, деятели культуры, ученые и т. д.) или новаторские группы, выдвигающие новые идеи, нормы, отличные от общепринятых идей и норм. 2. Диффузия - распространение культуры путем взаимопроникновения. Изучение материальной культуры, обрядов, искусства и мифологии позволили убедительно раскрыть роль диффузии в формировании любого локального культурного типа. Ф. Боас делает следующие выводы: 1) две фундаментально различные культурные формы, наблюдаемые на разных участках периферии, вступают в контакт; 2) ни одна из них не возникает из другой; 3) смешение двух форм вызывает к жизни новые формы в промежуточных областях. Проникновение новых идей — это не автоматическое приложение к некоему типу культуры, но мощный фактор динамики культуры. 3. Синтез — это взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает культурное явление, течение, стиль, отличающиеся от обоих составляющих компонентов и имеющее собственное качественное содержание или форму. В современных условиях синтез становится важным источником преобразования социокультурной системы многих развивающихся стран. Прогресс (от лат. progressus — движение вперед) есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. 4. Наследование – прямая передача сформированных свойств, традиций, знаний.

Типы культурных изменений

Культурная изменчивость - свойство самообновления культуры, в т.ч. развитие, деградация. Причины культурной изменчивости:

1)адаптация к изменившимся внешним условиям бытия сообществ; 2)необходимость разрешения накопившихся внутренних противоречий; 3) творческая инициатива отдельных лично­стей. Изменчивость бывает: - прогрессивной, - дегра­дирующей( связана с утратой функциональной эффективности тех или иных объектов и структур). Преобладание статики над культурной динамикой неиз­бежно ведёт к культурному застою, культура регрессирует, упрощается. Культурный застой- это состояние длительной ее неизменно­сти, при которой резко ограничиваются или запрещаются нововведения. Нормы, ценности, способы деятельности, идеалы воспроизводятся практически в неизменном виде. Общество огражда­ется от внешних воздействий и от внутренних изменений при помощи жёсткого контроля со стороны раз­личных социальных институтов - государства, церкви, системы образо­вания и т.д. К. з. неизменно ведет к примитивизации и деградации общества. Социокультурная деградация выражается в подмене сословно­го мышления или мышления устойчивых социальных групп с их опре­делёнными ценностными ориентирами. В этих условиях действуют, как правило, низшие люмпенизированные слои общества, объединённые в толпу «Эффект толпы». Толпа-это прежде всего негативно активно действующее сплочённое множество индивидов. В истории общества культурная динамика может реализовываться в видах: поступа­тельно-линейном и циклическом. Циклические изменения отличаются, от эволюционных тем, что они повторимы.

Каждый "культурно-исторический тип" проявляет себя в четырех сферах: религиозной, собственно культурной, политической и социально-экономической. Их гармония говорит о совершенстве той или иной цивилизации. Цикл жизни культурно-исторического типа состоит из четырех периодов и продолжается около 1500 лет, из которых 1000 лет составляет подготовительный, "этнографический" период; примерно 400 лет - становление государственности, а 50-100 лет - расцвет всех творческих возможностей того или иного народа. Завершается цикл длительным периодом упадка и разложения. Данилевский: необходимым условием расцвета культуры является политическая независимость. Без нее невозможна самобытность культуры, т.е. невозможна сама культура. Д. отрицает существование единой мировой культуры, выделял 10 культурно-исторических типов (египетский, китайский, ассиро-вавилонский, индийский, иранский и др.), частично или полностью исчерпавших возможности своего развития. Одной из позднейших стала европейская романо-германская культурная общность. Новым и имеющим большую историческую перспективу Д. провозглашается славянский культурно-исторический тип, призванный объединить во главе с Россией все славянские народы в противовес Европе, якобы вступившей в период упадка.

Социальное и культурное.

Социология культуры - одна из дисциплин цикла наук о культуре, раздел культурологии, особенностью которого является применение методов общей социологии к изучению культуры во всей полноте ее проявлений.

Социология согласно концепции О. Конта - «наука, стремящаяся понять социальное действие и объяснить его процесс и воздействие».

Культура с точки зрения социологии - созданная людьми вещевая среда существования, включающая в себя: 1)вещи; 2)символические системы (язык, музыку, кино); 3)обычаи;4)верования; 5)ценности 6) нормы и т.д.

Культура как основное понятие социологии культуры обладает следующими неотъемлемыми характеристиками:

1) она искусственна, создана людьми, т. е. противостоит биологическому наследуемому от природы; 2)она всеобща в том смысле, что для социологического взгляда не существует некультурных взглядов, вкусов или вещей; любые верования, представления, разделяемые какой-либо группой людей, формируют конкретное культурное пространство; 3)культура возможна благодаря социальной коммуникации, т. е. именно посредством обмена идеями, оценками, знаниями между людьми возможно выполнение культурой своей основной функции - регуляции жизнедеятельности социума; 4) культура не есть застывший образец, она изменчива, развивается в ходе исторического процесса. Основные понятия общей социологии - «общество», «социальные институты», «социальные отношения», «социальная норма», «социальные изменения» и другие используются и в социологии культуры. Основная задача социологии культуры - выявление движущих мотивов реального поведения индивидов и групп, принципов регуляции различных сфер социального бытия.

 

Феномен моды.

Феномен моды- это процесс социального конструирования границы между модной и немодной частями социального пространства и, соответственно, между модными и немодными людьми, находящимися в них. В модной части социального пространства развивается быстротекущий процесс смены потребительских моделей, выполняющих роль символов современности и престижности. В немодной части процессы потребления идут гораздо медленнее. Эти две части социального пространства идентифицируются их участниками с помощью категорий «мы» и «они».

Самоидентификация «Я модный человек» влечет за собой соответствующую динамическую потребительскую практику: мониторинг модных, адаптацию модных новинок применительно к собственным телесным, интеллектуальным, культурным и финансовым возможностям, управление собственным бюджетом и т.д. Самоидентификация «Я из тех, кто плюет на моду» влечет за собой практику игнорирования модных процессов, ориентацию на иные ценности: функциональность, полезность, долговечность и т.д. Нет содержательных признаков, по которым можно опознать модные объекты. Сравните модные вещи этого года, прошлого десятилетия, столетия. Что общего в их форме, материале – ничего! Мода не имеет субстанции. Но на всех этапах ее существования ей присуще стремление обозначить границу между «нами» (модными) и «ими» (немодными). Мода – это процесс, который имеет тенденцию к постепенной институционализации. Она включает в себя прежде всего появление разнообразных профессионалов в области моды. Чем отличается модное поле от немодной части социального пространства? В модном поле доминируют две ценности – современность и престижность. Они тесно переплетены в единое целое, поэтому содержанием модного поля является престижная современность. Модный процесс – это производство символов престижной современности

14. основания типологизации культуры

Историческая типология культуры — классификация культур по типу и определение места конкретной культуры в культурно-историческом процессе. Как метод исследования включает диахронный и синхронный подходы. Методологическую основу классификации культур по историческому типу на всем протяжении их развития составляют различные концепции культурно-исторического процесса. К ним относятся:1) эволюционные концепции, 2) формационный подход в отечественной традиции; 3) циклический или цивилизационный подход. О. Шпенглер выделял восемь основных культур (цивилизаций), обладающих собственным стилем: 1-египетская, 2-индийская, 3-вавилонская, 4-китайская,5-греко-римская, 6-майя, 7-магическая (византийско-арабская), 8-фаустовская (западно-еврoпейская),9-русско-сибирская. Западная и Восточная типы культур. Деление культур на восточные и западные фиксирует не только их территориальное расположение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностной ориентации, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических структур.

В рамках мировой культуры Восток – это в первую очередь, Китай, Индия, Япония, Персия; европейскую культуры и преемственную ей византийскую относят к западным культурам.Западная культура ориентирована на ценности технологического развития, динамичный образ жизни, совершенствование культуры и общества. Идея значимости личности, приоритет инициативы и творчества закрепляется в конституционных формах. Для социодинамики западной культуры характерны волнообразность, рывки, неравномерность. Восток является воплощением некой иррациональности, трансцендентности, принимающего, женского принципа-начала, он никогда не отступал от заповедей существования в мире. На Востоке новое не отвергает и не разрушает старое, традиционное, а органично вписывается в него. Западная культура нацелена вовне, тогда как для восточной культуры характерна погруженность во внутренний мир человека. Многие восточные мыслители были убеждены в том, что усовершенствовать мир можно лишь обретя цельность и гармонию в самом себе. Если западная культура пошла по пути создания техники, посредующей отношения с природой, то для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом. Восток - это сжатость, глубина, тишина.

 

 

Массовая культура.

С завершением формирования индустр. общества связывают и становление массовой культуры. Предпосылками этого процесса выступили массовая миграция населения в города. Возникновение многомиллионных армий, развитие различных обществ. Происходит резкий разрыв старых связей между людьми и поколениями, а монополия церкви и власти на управление сознанием людей подрывается. В соперничество за сознание человека вступают частные производители информации, товаров и услуг массового потребления. Это требовало создания канала трансляции знаний, установок и норм, а также социально-значимой информации широким массам населения, всей нации. Первым шагом стало введение всеобщего обязательного начального и среднего образования, затем развитие средств массовой информации, демократизация политических процедур (выборы). Огромную роль сыграло изобретение кинематографа, фотографии, граммофонной записи, ставших основой массового искусства, не требующего даже элементарной грамотности для своего восприятия.

Современная массовая культура связана со средствами массовой информации, опосредована техническими возможностями второй половины 20 века (кассеты, спутник, связь, видеофильм). В такой ситуации массмедиа - выступают и носителями культуры и средством манипулирования. Функциональность культуры: ·обеспечение социализации человека. Через массовую культуру человек учится новым способам регуляции своего поведения, новым ценностям и социальным ролям, необходимым стилям поведения и образу жизни, форме отношений между людьми, возможностям разрешения конфликтной ситуации, · массовая культура удовлетворяет потребность в восстановлении сил и отвлекает индивида от интенсивной гонки жизни за успехом. Она складывается не только на основе развлекательно-религиозных форм искусства, спорта, игр, но и постоянно расширяющейся сферы потребления пищи, одежды, бытовой техники, предметов обихода, образования. Все поступает к человеку через механизм массовой культуры.

Признаки государства

1. Отделение публичной власти от общества,

2. Территория, очерчивающая границы государства.

3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения.(тюрьма смерть,армия...)

5. Право на взимание налогов и сборов с населения.

6. Обязательность членства в государстве. (гражданство)

Сущность и функции культуры.

Термин «культура» произошёл от латинского сu1-tura, что означает «возделывание», «обработка», «уход»;Впоследствии «культура» получило еще одно значе­ние - «воспитание», «образование», «развитие». С этими двумя значениями слово «культура» вошло во все евро­пейские языки. Культура - это совокупность искусственных поряд­ков и объектов, созданных людьми в дополнение к при­родным; -это мир «упорядоченных» коллективов людей, объединённых системой отношений, опытом совместной жизнедеятельности.

Выделяется несколько классических подходов к культуре: деятельностный(культура - это специфически человеческий способ деятельности); аксиологический (культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми); исторический (культура есть продукт истории общества, развивается путём переда­чи приобретаемого человеком опыта от поколения к поко­лению); функциональный(культура проявляет себя через функции, которые она выполняет в обществе); антрополо­гический (культура включает в себя всё, что создано людьми и характеризует их жизнь в определенных истори­ческих условиях); идеациональный (культура - это духов­ная жизнь общества); семиотический (культура - это сис­тема знаков); социологический (культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокуп­ность идей, принципов, социальных институтов, обеспечи­вающих коллективную деятельность людей). Сущность культуры: Культура - это система внебиологически вырабо­танных способов (нормы и образцы поведения, парадигмы мышления), благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе. Виды к-ры: -фундаментальная (изучает феномены), - прикладная (проектирует, регулирует фундаментальные культурные процессы), - социальная (изучает человека как социальное сущ-во), - культурная (обычаи, формы, механизмы, становления норм), - историческая (изучает типологию исторического общества), - философская (роль культуры), - филологическая, - структурно-семиотическая. Функции культуры - это совокупность ролей, кото­рые выполняет культура по отношению к сообществу лю­дей, все функции культуры социальны, то есть обеспечи­вают коллективный характер жизнедеятельности людей, определяют и коррелируют почти все формы индивиду­альной активности человека в силу его связи с социальным окружением.1) Ф-ия трансляции социального опыта (состоит в передаче социального опыта от поколения к поколению, от одной эпохи - к другой. 2) Ф-ия регулятивная (нормативная )(связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей с помощью морали и права) 3) Ф-ия познавательная (гносеологическая)(оп­ределяется способностью культуры накапливать знания о мире, и формировать способы и механизмы познания мира). 4) Ф-ия ценностная (аксиологическая) (определя­ется способностью культуры формировать определённые ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди судят о степени культурности человека. 5) Ф-ия коммуникативная –ф. связи и общения с помощью языка, символов, жестов.

Данные функции, считаясь универсальными, присущи любой культуре. Различное выстраивание их в ценностный ряд определяется особенностями той или иной культуры.

2 Духовная культура.

Духовная культура - это деятельность общества, связанная с производством, применением идей, идеалов и др духовных –нематериальных ценностей. Совокупность духовных ценностей принято называть духовной культурой.

Воспитание определенного типа личности - главная цель в функционировании духовной культуры.

В основе функционирования всей духовной культуры лежит деятельность по производству и воспроизводству духовных цен­ностей, а также деятельность по овладению этими ценностями.

Показателем развития духовной культуры того или иного общества выступает прежде всего доступность ее продуктов ши­роким массам. Это зависит от количества поступающих в распре­деление ценностей духовной культуры, от количества учреждений культуры, которые организуют их распределение и потребление, от стоимости благ культуры и возможности пользоваться ими. Преемственность культуры важнейшее из свойств, т.к. осмысление и принятие духовного произведенных ценностей раннего период а позволяю сформировать базу для дальнейшего развития. Материализация духовно произведенных ценностей реализуется в искусстве: литературном, изобразительном, и прочих.

Таким образом возможности духовного развития человека сопряжены с материально-техническим разви­тием и наоборот — уровень совершенства материального производ­ства зависит от возможностей духовного потенциала общества. Ду­ховная культура включает в себя, с одной стороны, совокупность ре­зультатов духовной деятельности, а с другой — и саму духовную деятельность.

Артефакты духовной культуры существуют в разно­образных формах. Это обычаи, нормы и образцы поведения челове­ка, сложившиеся в конкретно-исторических социальных условиях. Это также нравственные, эстетические, религиозные или политиче­ские идеалы и ценности, различные идеи и научные знания. В общем, это всегда продукты интеллектуальной, духовной деятельности.

Иногда духовную культуру делят на две сферы:

1) духовные качества человека и деятельность по их воплощению;

2) духовные ценности, получившие как бы самостоятельное сущест­вование в виде научных теорий, произведений искусства, норм права.

В духовной культуре выделяют обычно те элементы, которые принято иначе называть формами общественного сознания. В таких случаях вместо термина «сознание» употребляют термин «культура»: политическая, правовая, эстетическая (искусство, литература), этическая (иногда — нравственная или мораль), философская, социальная (язык, быт, традиции и обычаи,) и религиозная. Именно по состоянию потреб­ностей широких масс в пользовании ценностями духовной куль­туры и самостоятельной творческой деятельности можно судить о духовной атмосфере данного общества.

Художественная культура начинается с искусства, но не сводится к нему. Искусство - ядро художественной жизни и куль­туры, ее важнейший элемент, вокруг которого образуются другие слои и пласты художественной жизни. Развитие художественной культуры, как и культуры вообще, решающим образом зависит от культурной политики, проводимой государством, творческими организациями и другими субъекта­ми, воздействующими на культурную жизнь.

 

Культурогенез.

Культурогенез - один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций. Сущность к- процесс постоянного самообновления культуры. К - это порождение новых культурных форм и систем.

Причина возникновения культурогенеза - необходимость в адаптации человеческих сообществ к меняющимся условиям их существования путем выработки новых форм деятельности и социального взаимодействия.

В культурогенезе выделяют следующие процессы:

1) генезис культурных форм и норм;

2) формирование новых культурных систем человеческих сообществ;

3) формирование новых межэтнических культурных общностей и исторических типов культурных систем

Генезис культурных форм структурируется на следующие фазы: 1)новаций;

2) создания новых культурных форм;

3) «конкурса» их функциональной и технологической эффективности и внедрения новых форм в социальную практику.

Генезис социокультурных идей проходит следующие стадии:

1) вызревание «социального заказа» на новые виды

деятельности;

2 практическое формирование технологий, приемов и навыков этих новых направлений в процессе разделения труда;

3) выделение субъектов, специализирующихся в этих областях социальной практики.

Генезис этнокультурных систем, включает такие фазы:

1) появление факторов, локализующих группы людей на определенных территориях и стимулирующих повышение уровня их коллективного взаимодействия;

2) накопление исторического опыта их совместной жизнедеятельности;

3) аккумуляция этого опыта в ценностных ориентаци-ях и преобразование их в системы образов идентичности данных сообществ.