Сущность и содержание государства
Posted By Автор не известен On In Ж | No CommentsСущность отражает явление гос-ности содержание полнее, богаче
сущности. Два аспекта: 1 общефилософский - определенное явление,
отличающееся от других качеств. м. б. отличия гос-ва как
организации, например, от родового строя или от политической
партии; 2. социальной сущности, доминирование той определенной
социальной группы, чьи интересы выражает гос-во (например, интересы
среднего класса вомногих современных демократических гос-вах).
Типология различных гос-в по социальным признакам (например,
феодальное, капиталистическое и т. д.). Подходы, анализ сущности
гос-ва (анималистские), от лат. animal-животное) объяснение природы
гос-ва путем сравнения с колониями пчел, муравьев и т. д.,
(органические теории) сравнение гос-ва с частями человеческого тела
(голова - парламент, руки - исп-ная власть и т. д. В настоящее
время пять подходов сущности государства: 1. теологический -
рассматривает гос-тво как богоустановленное явление (сочинения
исламских фундаменталистов); 2. арифметический (классический)
подход, широко используется специалистамипо международного
публичного права, государство — это совокупность трех элементов
власти, территории и населения; 3. юридический понятие гос-ва,
господствовавшего в юридической науке до 1-ой мировой войны, анализ
гос-ва как совокупность правонарушений, нормативного единства; 4.
социологический, господ-ий. Ученые либерального направления (много
течений) рассматривают гос-во как юр-кую персонификацию нации
(нация- все население страны). В марксистско-ленинской теории
гос-во рассматривается как классовый институт. Это орган диктатуры
буржуазии или (после революции) пролетариата. Задача преобразование
общества, после ликвидации эксплуататорских классов перерастает в
общенародное гос-во, а затем постепенно отмирает. На смену приходит
безгос-ное общественное коммунистическое самоуправление; 5.
информационно-кибернетический - структура, действующая на основе
системы ввода-вывода, прямых и обратных связей. Информация вводится
в «гос-ные рецепторы» (органы), после чего следует «вывод»
(принятие решений), воспринимаемый населением по-разному,
информация вновь поступает в рецепторы, цикл повторяется постоянно.
Мусульманская теократическая концепция (принцип аш-шура: принятие
решений правителем после совета с авторитетными людьми). Общие
черты гос-ва как общественного явления. 1. Гос-во - это объединение
людей, политическое сообщество, проистекающее из факта совместной
жизни на общей территории (с гос-ным традициями), требует
регулирования отношений людей и их группировок, имеющих различные
интересы. Политический характер гос-ва обусловлен социальной
асимметрией любого общества. 2. Гос-во- универсальная организация.
Всякое сообщество предполагает какую-то организацию, но гос-во
охватывает все население страны. Подчиняет своим админ-но-террит-ым
делением Все лица, находящиеся на его территории (а граждане к за
его пределами), подчинены власти гос-ва. 3. Государство -
регулятивный политический институт, управляющий делами общества,
удовлетворяет потребности общества, регулирует общественные (не
всякие) отношения между людьми и их группировками, но оставляет
необходимые пределы для саморегулирования общества. Регулируя
отношения социальных слоев, гос-во выполняет роль арбитра, хотя
этот арбитраж не является беспристрастным, а роль гос-ва не
ограничивается только арбитражем. 4. Важнейший признак гос-ва, -
гос-ная власть. Вследствие этого гос-во — единственный орган
легализованного и легитимного принуждения, насилия. 5. Гос-во
обладает верховенством по отношению к другим институтам в обществе,
ему принадлежит гос-ный суверенитет. Другие признаки: разделение
населения по административно-территориальным единицам, налоги и
сборы, существования права - особой системы юр-ких норм,
обеспечиваемых государственным принуждением. Социальная сущность
гос-ва – это зависит какому классу, социальному слою принадлежит
экономическое господство, политическая и гос-ная власть в обществе
страны. В странах Древнего мира власть принадлежала рабовладельцам,
в условиях феодализма - феодалам (в свободных городах — мастерам
цехов), в современном капиталистическом гос-ве рычаги полит-кой
власти находятся в руках крупного капитала. Содержание гос-ва: В
рамках единой сущности содержание может быть неодинаковым. Оно
зависит от степени воздействия различных сил на гос-ную власть.
Содержание гос-ва входит за пределы воздействия соц-но – эк-ких
факторов. На него могут оказывать географич-ие факторы, природные
условия, наличие прир-ых богатств (залежи нефти.). Гос-во –
универсальная политическая орг-ция в обществе, обладающая особой
публичной (гос-ной) властью и спец-ым аппаратом регулятивного
воздействия на общество, выражающая интересы эк-ки доминирующего
слоя, но выполняющая «общие дела» и осущ-щая соц-но-полит-ий
арбитраж в отечестве.