- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

СУЩНОСТЬ ИСЛАМСКОЙ ЭКОНОМИКИ



 

 

Согласно различным определениям западных интеллектуа-лов, суть экономических проблем заключается в наличии огра-ниченных ресурсов, призванных удовлетворять неограничен-ные потребности человека. Отсюда следует, что при обсуждении основных экономических понятий нужно учитывать, что произ-водить, как производить и для кого производить.

 

Поэтому необходимо понять, должно ли развитие знаний в исламской экономике происходить тем же путем, что и в тради-ционной.

 

Первый момент, требующий корректировки, – это теория огра-ниченности или недостатка всех ресурсов на Земле, принятая в


34 Глава 1

 

традиционной экономике. В качестве решения была создана за-падная система, учитывающая методы распределения этих огра-ниченных ресурсов, также известных как экономические блага. Согласно этой логике, если все, чего захочет человек, может быть им получено без истощения ресурсов, то дисциплина экономики не должна существовать вовсе. В случае, если мы также примем тот факт, что ресурсы, созданные Богом, исчерпаемые, то основа обсуждения будет строиться на той же платформе, что и предпо-ложения западной экономики.

 

Однако некоторые исламские экономисты считают понятие ограниченности ресурсов чуждым исламскому учению. Моха-мед Арифф (1989) полагает, что Аллах предоставил человечеству достаточное количество ресурсов, которого хватит ему до конца жизни. Нехватка ресурсов обусловлена не их отсутствием, ис-черпаемостью или исчезновением, а скорее пренебрежительным отношением человека к процессу разведывания и обнаружения новых источников или заменителей. К примеру, Бог поощряет мусульман искать Его щедрость на земной поверхности. Это опи-сывается в следующих аятах:

 

«Ваш Господь ведет для вас по морю корабли, дабы вы могли снискать Его милость. Воистину, Он милосерден к вам».

 

(Коран 17: 66, перевод Э. Кулиева).

 

«Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие».

 

(Коран 28: 77, перевод Э. Кулиева, смотрите также Коран 30: 41).

 

«Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, – быть может, вы преуспеете».

 

(Коран 62: 10, перевод Э. Кулиева).

 

«Он – Тот, Кто сделал для вас землю покорной. Ступайте же по свету и вкушайте из Его удела, и к Нему вы явитесь после воскрешения».

 

(Коран 67: 15, перевод Э. Кулиева).


Основные положения исламской экономической системы

 

В вышеприведенных коранических стихах нигде мусульманам не сообщается об истощении или исчезновении щедрот Алла-ха. Однако аяты являются инструкцией и правилами, которые должны соблюдаться верующими. Далее приведены некоторые из правил:

 

Ø богатство или щедроты Аллаха не сосредоточены только в одном месте. Иными словами, Всевышний призывает мусуль-ман рассеиваться по земле и морям в поисках Своих даров – дары Аллаха в изобилии можно обнаружить во всех краях;

 

Ø в поисках богатства никогда не следует забывать о жизни после смерти. Поэтому, прилагая усилия в поисках даров, человек должен понимать, что он несет ответственность за все свои действия в следующей жизни;

 

Ø поиск щедрот не должен наносить вреда окружающей среде. Смысл сказанного весьма глубок. В целом, люди могут стре-миться получить столько богатства, сколько они желают, но, в то же время, это должно происходить без ущерба окру-жающей среде; нельзя ставить под угрозу жизнь на Земле и

 

эксплуатировать невозобновляемые источники.

 

Второй важный фактор, признанный Западом в процессе раз-вития экономических знаний, заключается в том, что челове-ческие желания безграничны. Ненасытные желания будут про-должать развивать экономику, а продукты по-прежнему будут создаваться, дабы удовлетворить неограниченные потребности. Западные ученые, изучая желания человека, породили много разных теорий.

 

Одной из ранних теорий Запада, принятая большинством, яв-ляется теория «Иерархии потребностей», выдвинутая Абрахамом Маслоу. Согласно этой теории, человек мотивируется пятью при-родными потребностями; начиная с первого уровня потребностей действия человека направлены на удовлетворение своих требо-ваний, и так до тех пор, пока он не дойдет до последнего уровня (Maslow, 1943). На первом уровне находятся физиологические по-требности человека: потребность в еде, жилье, здоровье. Второй уровень говорит о потребности в безопасности. Третий включа-ет в себя социальные потребности, то есть потребность в любви, привязанности. Потребность в чувстве собственного достоинства


36 Глава 1

 

находится на четвертом уровне. И последний, пятый уровень, опи-сывает потребность в самовыражении. Таким образом, мы стара-емся осуществить свои желания посредством способностей, ко-торыми обладаем. Теории человеческих желаний и потребностей были представлены и многими другими западными теоретиками.

 

Анас Зарка (1989) в своих трудах о поведении человека с точки зрения Ислама принял во внимание мнения Аль-Газали и Аль-Шатиби о том, что желания мусульман могут быть разделены на три основные иерархии: предметы первой необходимости, комфорт и улучшения. Так, например, термин «потребность» включает в себя мероприятия по формированию, развитию и поддержанию пяти основных компонентов, которые необходи-мы человеку для достижения звания «лучшего в умме», а имен-но религия, жизнь, мысли, дети и благосостояние. Существует множество учений, основанных на Коране и Сунне, обучающих человека совершенствовать указанные компоненты.

 

Третий важный фактор, который необходимо учесть при раз-витии теории исламской экономики, заключается в переоценке экономических теорий, разработанных Западом. Теории долж-ны быть подвергнуты пересмотру, так как они не могут служить основой для развития исламской экономики. Арифф (1989) представил ряд западных экономических теорий, которые явля-ются сомнительными или вовсе не могут быть использованы в исламской экономике. Некоторые теории, которые должны быть пересмотрены – теория конкуренции, теория максимизации прибыли, и теория, связанная с процентными ставками.

 

На основании ключевых фактов, приведенных выше, можно сделать вывод, что сущность исламской экономики довольно сильно отличается от западной. Более того, вопрос развития этих знаний тесно связан с развитием личности и исламского общества, и этот процесс должен происходить согласованно с нормами Ислама, изложенными в Коране и Сунне. Адиварман Карим (2002) подытожил, что процесс развития исламской эко-номики должен основываться на пяти основополагающих прин-ципах: таухид (единство Аллаха), адль (справедливость Аллаха), нубуввах (пророчества), халифа (наместник Аллаха на Земле) и ма'ад (конечная судьба человечества).


Основные положения исламской экономической системы

 

Таухид – это система взглядов, в соответствии с которой че-ловек формирует свое поведение исходя из цели своего соз-дания. Человечество было создано для поклонения Всевышне-му; следовательно, в этом мире люди должны вести себя от-ветственно по отношению к этой цели. Таким образом, любая деятельность, связанная с экономическим развитием или биз-несом, должна сопровождаться ответственностью. Любой, кто действует в разрез с исламским учением, должен нести ответ-ственность за свои поступки. Концепция адль или справедли-вости включает в себя философию «не будь несправедливым по отношению к другим и не будь несправедливо обиженным». То есть эксплуатация и предательство не приемлемы. Нубув­ вах – это концепция, согласно которой человечество должноруководствоваться поведением и поступками пророков. Сре-ди качеств выделяются такие, как сиддик (правдивость), амана (ответственность и надежность), фадана (ловкость, интеллект

 

• мудрость) и таблиг (восприимчивость к мнениям других и способность к общению). Концепция халифа подразумевает, что человек является лидером и хранителем всего, что есть на земле. Посредством этого положения человек несет ответ-ственность за использование ресурсов таким образом, чтобы приносить пользу не только людям, но и всем другим творени-ям Всевышнего на земле. Последняя концепция ма'ад – пред-ставление о существовании Судного дня, – согласно которой человек должен творить добро, чтобы получить воздаяние и награду в Судный день.

 

Мухаммад Умар Чапра (1971) обозначил следующие ценности

 

• цели исламской экономики:

 

Ø экономическое благосостояние в рамках исламских мораль-ных ценностей;

Ø чувство братства и справедливости;

 

Ø честное и справедливое распределения доходов и матери-альных ценностей;

Ø свобода личности в контексте социального благососто­ яния.


 

Часть красоты и силы Ислама заключается в его учении о том, как важно пожинать плоды в этом мире и зарабатывать благи-


38 Глава 1

 

ми делами для будущей жизни. Ислам поощряет мусульман в их стремлении к дарам Всевышнего и повышению уровню жизни (смотрите Коран 17: 66, 28: 77; 62: 10 и 67: 15) Помимо этого, в Коране говорится, что все, созданное на земле, было уготовано для людей. Вот некоторые из аятов:

 

«Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле, а затем обратился к небу и сделал его семью небесами. Ему извест­ но обо всякой вещи».

 

(Коран 2: 29, перевод Э. Кулиева).

 

«Скажи: "Кто запретил украшения Аллаха, которые Он да­ ровал Своим рабам, и прекрасный удел?". Скажи: "В мирской жизни они предназначены для тех, кто уверовал, а в День воскресения они будут предназначены исключительно для них". Так Мы разъясняем знамения людям знающим».

(Коран 7: 32, перевод Э. Кулиева). Мусульмане могут извлечь много пользы из тех щедрот, ко-торые даровал Аллах, при условии, что они повысят свой уро-вень экономических знаний. К примеру, имея материальный достаток, мусульмане могут выплачивать закят (очистительная милостыня), раздавать милостыню, оказывать помощь другим и стремиться к милости Всевышнего. Об этом свидетельствуют

 

следующие аяты:

 

«Совершайте намаз, выплачивайте закят и кланяйтесь вместе с кланяющимися».

 

(Коран 2: 43, перевод Э. Кулиева, смотрите также Коран 2: 110, 117, 277; 4: 162; 5: 55; 9: 103 и 92: 178).

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, ищите пути приближения к Нему и сражайтесь на Его пути, – быть мо­ жет, вы преуспеете».

 

(Коран 5: 35, перевод Э. Кулиева, смотрите также Коран 4: 95; 9: 20-21; 9: 41; 22: 78; 29: 6; 45: 15 и 29: 69).

 

«Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель. И творите добро, поскольку Аллах любит творящих добро».

 

(Коран 2: 195 перевод Э. Кулиева, смотрите также Коран 2: 267; 14: 31; 34: 39 и 57:10).


Основные положения исламской экономической системы

 

Помимо отмеченных стихов Корана есть целый ряд хадисов с подобными призывами. К примеру, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) советовал мусульманам часть своего вре-мени расходовать на мирские дела, а часть времени посвящать вопросам будущей жизни, и настоятельно призывал свою об-щину совершать добро и распоряжаться своим благосостояни-ем так, чтобы получить благословение Всевышнего. В отноше-нии прибыли или выгоды применяются те же принципы. Гово-ря о теории прибылей, в западной экономике подразумевается теория максимизации прибыли. В исламской экономике вопрос прибыли рассматривается не только с точки зрения экономиче-ского прироста или денежного дохода, но и как способ укрепле-ния веры.

 

В Исламе прибыль имеет долгосрочную перспективу, так как будет иметь вес в этом мире и в будущей жизни. Вот некоторые аяты Корана, которые описывают преуспевающих в обоих ми-рах людей и их качества: Коран 2: 2-5; 3: 200; 5: 35, 90, 100; 6: 21, 135; 7: 8-9; 8: 45; 9: 88; 35: 29; 41: 35; 42: 20; 45: 30 и 64: 16. Предан-ные и верные Всевышнему Аллаху люди достигнут процветания; кроме того, в Коране изложены качества, которыми должны об-ладать люди, стремящиеся к благополучию.

 

Далее Чапра говорит, что цель исламского экономическо-го развития характеризуется такими понятиями, как чув-ство братства и социально-экономическая справедливость. Под этим подразумевается, что исламское экономическое раз-витие не должно учитывать интересы только одной группы мусульман, в то время как другие группы мусульман терпят лишения и страдают. Как говорит Всевышний в Коране в суре «Комнаты»:

 

«Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас на­ родами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и са­ мый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее бого­ боязненный».

 

(Коран 49: 13, перевод Э. Кулиева). В различных аятах Корана и хадисах, призывающих мусуль-ман делать добро друг другу, большое значение придается та-кому качеству, как всеобщее братство. В качестве руководства


40 Глава 1

 

можно привести следующий хадис. Абдулла бин Умар сообщил, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

 

«Каждый мусульманин – брат мусульманину, а потому он не должен притеснять его. Всякому, кто поможет в нуж­ де своему брату, Аллах поможет в его собственной нужде. Всякого, кто оградит мусульманина от напасти, Аллах оградит от тягот в День Суда».

 

(Сахих аль-Бухари). Анас сообщил, что Посланник (да благословит его Аллах и

 

приветствует) сказал:

 

«"Помоги брату своему – обидчику или обиженному". Какой-то человек спросил: "О, Посланник Аллаха, я помогу ему, если он обижен. Скажи, а если он – обидчик, как помогу я ему?". И он сказал: "Удержи его – или не позволь ему совер­ шить зло. Это и есть твоя помощь"».

 

(Сахих аль-Бухари). Абу Мусса сообщил, что Посланник (да благословит его Аллах

 

и приветствует) сказал:

 

«"Верующие подобны единому строению, разные части ко­ торого укрепляют друг друга" и при этом сцепил свои руки так, что пальцы одной руки прошли между пальцами дру­ гой».

 

(Сахих аль-Бухари). Нуаман ибн Башир сообщил, что Посланник (да благословит

 

его Аллах и приветствует) сказал:

 

«Аналогия этой уммы, как одно тело. Если одна часть тела чувствует боль, то тогда все тело страдает от двух ве­ щей: бессонница и лихорадка».

 

(Сахих аль-Бухари). Следовательно, важнейшее место в развитии исламской эко-номики занимают принципы взаимной жертвы и сотрудниче-ства. Эти принципы тесно связаны с понятием справедливости, которая также является важнейшей концепцией в Исламе, и об

 

этом свидетельствуют многие стихи Корана, среди которых:

 

«О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть лю­ дей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте спра­


Основные положения исламской экономической системы

 

ведливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Алла­ ха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете».

 

(Коран 5: 8, перевод Э. Кулиева, смотрите также Коран 4: 58; 6: 152 и 49: 9).

 

Чапра (1994) считает, что понятие справедливости может де-литься на социальную и экономическую. Социальная справед-ливость тесно связана со взаимоотношениями мусульман друг с другом независимо от расы, цвета кожи или мировоззрения, так как в Исламе единственными критериями отличия являются вера в Бога и благочестие. И в Коране многие аяты побуждают мусульман совершать благое словами и делом, быть полезны-ми друг другу (смотрите Коран 2: 95, 104; 4: 36, 48; и 148-9, 5: 93; 16: 90, 128; 17: 23, 153; 28: 77; 29: 46; 42: 40 и 60: 8). Экономическая справедливость подразумевает отсутствие признаков эксплуата-ции и злоупотребления правами других, ставя выше свои лич-ные интересы. В суре «Поэты» Всевышний предостерегает:

 

«Не убавляйте людям того, что им причитается, и не творите на земле зла, распространяя нечестие».

 

(Коран 26: 183, перевод Э. Кулиева). На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что производитель, работающий по принципам исламской экономи-ки, обязан знать не только свои права, но и права своих работ-ников, производящих товар, а также права тех, кто этот товар

 

приобретает.

 

Третья цель в рамках исламской экономики, которую обозна-чил Чапра, это справедливое и честное распределение доходов. Идея исламской экономики заключается в том, что каждый му-сульманин сможет воспользоваться правом пользования дара-ми, которыми Всевышний усыпал нашу землю. Согласно кора-ническому тексту, все благое на земле было создано для человека и он является владельцем этих богатств (смотрите Коран 2: 30; 6: 165 и 35: 39). В связи с этим исламская экономика не долж-на упустить такие важные вопросы, как распределение благосо-стояния и ресурсов между менее удачливыми членами общества. Процесс распределения благосостояния в рамках исламской эко-номики включает в себя помощь нуждающимся, сбор и выплату закята, распределение имущества умершего среди наследников.


42 Глава 1

 

Следующие аяты указывают на то, что наличие неравенства в обществе является замыслом Всевышнего.

 

«Он – Тот, Кто сделал вас преемниками на земле и возвысил одних из вас над другими по степеням, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Воистину, твой Господь скор в наказании. Воистину, Он – Прощающий, Милосердный».

(Коран 6: 165, перевод Э. Кулиева).

 

«Воистину, твой Господь увеличивает или ограничивает удел тому, кому пожелает. Он видит и знает Своих ра­ бов».

 

(Коран 17: 30, перевод Э. Кулиева, смотрите также Коран 17: 21; 2: 269; 13: 26; 16: 15; 9: 21, 62; 30: 37; 34: 36, 39; 39: 52 и 42: 12).

 

Чапра считает, что свобода личности является конечной ­целью исламской экономической системы. Свобода является абсолютным правом индивидуума и, согласно учению Ислама, человечество создано исключительно для поклонения Аллаху. Однако свобода не является синонимом произвола, следователь-но, у человека есть ряд ограничений, которых он должен придер-живаться. Исламские юристы считают, что личностная свобода в Исламе учитывает следующие принципы:

 

• интересы большинства приоритетнее интересов отдельного человека;

• несмотря на то, что облегчение бремени мусульман и поиск выгод являются целями Шариата, первый принцип являет-ся более предпочтительным;

 

• во избежание более значительных потерь, малые – допусти-мы. Принесение в жертву малой прибыли с целью получе-ния большей – оправдано.


Основные положения исламской экономической системы