Своеобразие конфликта в «Горе от ума» А. С. ГрибоедоваАвтор:
Грибоедов А.С.
Своеобразие конфликта в комедии “Горе от ума” состоит в том, что в
произведении происходит взаимодействие социального и любовного
планов. Конфликт как бы обретает двойственность. И. А. Гончаров в
статье “Мильон терзаний” писал: “Две комедии как будто вложены одна
в другую: одна, так сказать, частная, домашняя, между Чацким,
Софьей, Молчаливым и Лизой — это интрига любви, вседневный мотив
всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является
неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия
разыгрывается в общую битву и связывается в один узел”.
В пьесе “Горе от ума” А. С. Грибоедов переосмысляет традиции,
связанные с эпохами классицизма и романтизма, что выражается как на
уровне создания образов, характеров, языка, особой проблематики,
так и на уровне самого конфликта.
Традиционной для комедии классицизма является сюжетная схема, где
на руку благородной девицы претендуют сразу два молодых человека,
образы которых противопоставлены, причем один из них уверен в своем
превосходстве, говорлив и насмешлив, а второй скромен и почтителен;
его любит невеста, обладающая такими же качествами, и он в конце
пьесы добивается ее руки. Сохранив эту схему, Грибоедов изменил
трактовку характеров, оставив их характеристики. В его комедии
соответственно противопоставлены Чацкий и Молчалин, который и
пользуется успехом, причем основными его качествами остаются
“умеренность и аккуратность”.
В эпоху романтизма существовал традиционный конфликт, непременно
присутствовавший в любой романтической поэме, драме. Он заключался
в противопоставлении высокого и низкого; исключительного героя и
света, общества, мира в целом. Этот конфликт был неразрешим. Чацкий
своим поведением и трагичностью похож на романтического героя,
борющегося с “жестокими нравами”. Но конфликт у А. С. Грибоедова
становится исторически конкретным. Так, можно понять, что эпоха,
изображенная в “Горе от ума”, — эпоха секретных союзов, с одной
стороны, и аракчеевщины — с другой. Чацкий имеет много общего с
декабристами (любовь к русскому народу, желание “служить делу, а не
лицам”, ненависть к крепостничеству, истинная культура и
просвещенность, “он очень положителен в своих требованиях и
заявляет их в готовой программе, выработанной не им, а уже самим
веком”), но за ним не стоит сила, все декабристское общество. Он
один против всех.
Необычный этот конфликт “Горя от ума” заложен в сюжете комедии.
Первое действие представляет собой экспозицию конфликтного
развития. Первые 5 явлений этого действия рисуют довольно подробную
картину жизни Фамусова и Софьи до приезда Чацкого, тем самым
подготавливая фон, на котором затем с нарастающей силой разовьется
будущий конфликт. Мы узнаем о любви Софьи к Молчалину, которая
скрывается от Фамусова, и о притворном отношении Молчалива к Софье
(рассказ Лизы о тетушке и молодом французе). 7—9-е явления —
завязка любовной интриги, связанная с приездом влюбленного в Софью
Чацкого. Личный конфликт служит одновременно проявлением и
общественного конфликта, который угадывается в сатирических
репликах Чацкого о московских нравах (уже в 7-м явлении Софья
замечает: “Гоненье на Москву. Что значит видеть свет!”). Завязка
общественного конфликта и усложнение личной линии относится ко 2-му
явлению второго действия, в котором Чацкий сватается, получает
отказ из-за своего несовместимого с устоями фамусовского общества
образа жизни, происходит прямое столкновение с Фамусовым по вопросу
о нравах (монолог Фамусова “Вот то-то, все вы гордецы!..”' и ответ
Чацкого монологом “И точно, начал свет глупеть...”). Так
осуществляется естественный переход с конфликта личного на конфликт
общественный. Противостояние Чацкого и Фамусова достигает накала в
монологе Фамусова “Вкус, батюшка, отменная манера...” и в ответе
Чацкого: “А судьи кто?..” Этот монолог Чацкого подтверждает
невозможность примирения между героем и обществом. В третьем
действии отчуждение Чацкого усиливается, его отношения с Софьей не
улучшаются. Личный конфликт усложняется сплетней Софьи о
сумасшествии Чацкого, и только в 13— 14-м явлениях четвертого
действия наступает развязка личной интриги. Общественная же линия
борьбы Чацкого с московским обществом так и не завершается ничем в
пьесе. Финал “Горя от ума” остается открытым. “Комедия дает Чацкому
“мильон терзаний” и оставляет, по-видимому, в том же положении
Фамусова и его братию, в каком они пребывали до этого, ничего не
говоря о последствиях борьбы”.
А. С. Грибоедов создает произведение, в котором заявляется
“энергический протест против гнусной расейской действительности”.
Конфликт комедии А. С. Грибоедова не просто необычен, он
своеобразен, поскольку отражает внутренние противоречия,
существовавшие в русском обществе в первой четверти XIX века.
Наряду с ним в комедии присутствует любовная линия, играющая важную
роль: любовная драма Чацкого становится выражением идейного
одиночества героя. Таким образом, своеобразие конфликта этого, по
словам А. А, Блока, “неразгаданного до конца” в произведении А. С.
Грибоедова состоит в тесном взаимодействии общественной и личной
линий, каждая из которых выглядит в пьесе нетрадиционно. А. С.
Грибоедов переосмысляет прежние образцы и создает новаторскую
комедию, интерес к которой не пропадает с середины XIX века, когда
Чацкий стал восприниматься как единственный положительный герой в
русской драматургии.