Своеобразие проблематики ранней прозы М.Горького на примере одного
из рассказов («Макар Чудра»).Автор: Горький М.
Начнем с конца. С напевного, как и весь рассказ, абзаца,
завершающего рассказ Горького. "… Мне не хотелось спать. Я смотрел
во тьму степи, и в воздухе перед моими глазами плавала царственно
красивая и гордая фигура Радды. Она прижала руку с прядью черных
волос к ране на груди, и сквозь ее смуглые, тонкие пальцы сочилась
капля по капле кровь, падая на землю огненно-красными звездочками.
А за нею по пя там плыл удалой молодец Лойко Зобар; его лицо
завесили пряди густых черных кудрей, и из-под них капали частые,
холодные и крупные слезы… Усиливался дождь, и море распевало
мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган — Лойко
Зобару и Радде, дочери старого солдата Данилы. А они оба кружились
во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко
поравняться с гордой Раддой".
Центральным образом романтических произведений Горького раннего
периода является образ героического человека, готового к
самоотверженному подвигу во имя блага народа. Герои всех
романтических рассказов Горького — люди «с солнцем в крови»,
сильные, гордые, красивые. Эти герои — мечта писателя. Такой герой
должен был усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж
против действительности, против всякого гнета.
Первый рассказ будущего певца революции, сокола и буревестника
мятежных лет борьбы с царским режимом сильно отдавал романтизмом и
плохо переваренным ницшеанством. Степь, ветер, старый цыган с
трубкой, неторопливый рассказ о молодых, красивых и свободных
людях. Не жалел красок будущий основоположник социалистического
реализма и писал не просто о любви, а о страсти, о соперничестве
двух гордых сердец, которые хоть и тянутся друг к другу, но свободу
и волю ставят превыше всего. Понятно, что без пролития крови тут
никак не обойтись, добром такое кончиться не может. А потому
пронзил Лойко Зобар ножом грудь прекрасной Радды. А потом тем же
ножом зарезали его самого.
Такую поистине шекспировскую историю
поведал старый цыган Макар Чудра, начав свое повествование
предостережением: "… Берегись девок! Лгут всегда! Люблю, говорит,
больше всего на свете, а ну-ка, уколи ее булавкой, она разорвет
тебе сердце. Знаю я! Эге, сколько я знаю! Ну, сокол, хочешь, скажу
одну быль? А ты ее запомни и, как запомнишь, — век свой будешь
свободной птицей".
Потом начинается рассказ —
притча, цыганский эпос.
"… И запел Лойко:
Гей-гей! В груди горит огонь,
А степь так широка!
Как ветер, быстр мой борзый конь,
Тверда моя рука!
… Повернула голову Радда и, привстав, усмехнулась в очи певуну.
Вспыхнул, как заря, он".
Кончается история противоборства двух гордых цыганских сердец
печально.
«Мы и догадаться еще не успели, что хочет делать Зобар, а уж Радда
лежала на земле, и в груди у нее по рукоять торчал кривой нож
Зобара. Оцепенели мы. А Радда вырвала нож, бросила его в сторону и,
зажав рану прядью своих черных волос, улыбаясь, сказала громко и
внятно:
— Прощай, Лойко! я знала, что ты так сделаешь!.. — да и умерла…
Понял ли девку, сокол?! Вот какая, будь я проклят на веки вечные,
дьявольская девка была!
— Эх! да и поклонюсь же я тебе в ноги, королева гордая! — на всю
степь гаркнул Лойко да, бросившись наземь, прильнул устами к ногам
мертвой Радды и замер. Мы сняли шапки и стояли молча».
Потом, позже, вера Горького в человеческое величие будет вложена в
уста Сатина в пьесе «На дне»: «Человек — вот это правда! Все — в
человеке, все для человека! Существует только человек, все же
остальное — дело его рук и мозга! Чело-век! Это великолепно! Это
звучит… гордо!»
Нельзя не сравнить этот рассказ с «Песней о Буревестнике», в
которой с необычайной силой выражено предчувствие нарастающей
революции. Горький воспевал близкую, несомненную революционную
бурю: «Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет
между молний над ревущим гневно морем, то кричит пророк победы:
„Пусть сильнее грянет буря!“
Современник Горького А.Богданович писал: „От большинства очерков
г.Горького веет этим свободным дыханием степи и моря, чувствуется
бодрое настроение, что-то независимое и гордое, чем они резко
отличаются от очерков других авторов, касающихся того же мира
нищеты и отверженности“.
Своеобразие проблематики ранней прозы М.Горького на примере одного из рассказов Макар Чудра.
40
0
2 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!