- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

C. Сотворчество участников театрального процесса



В книге "Пустое пространство" Питер Брук пишет: " Я убедился, что существует фундаментальная, главная для театра проблема. … В театре ХХ столетия самой главной проблемой является проблема взаимоотношения актеров и зрителей".[148]

Рассматривая функционирование системы "сцена - зритель" с точки зрения психосемантики процесса, необходимо отметить следующий момент: осуществление акта сценического искусства происходит в сложной системе сотворчества, элементами которой являются:

-драматург

-переводчик (возможно)

-режиссер

-актер

-зритель

По существу эту систему можно условно разделить на две группы – креативную и репрезентативную или тех, кто создает спектакль и тех, кто его воспринимает. Условность разделения обусловлена тем, что зрителя нельзя характеризовать как чисто воспринимающего субъекта в силу того факта, который еще Брехт назвал искусством зрителя. "Если есть желание добиться художественного наслаждения, то недостаточно стремления к комфортному и дешевому потреблению результата художественной продукции; необходимо быть частью этой продукции, быть самим собой на определенном творческом уровне, дать некоторую волю воображению, присоединить свой собственный опыт к опыту артиста или же его ему противопоставить" (Брехт).[149] При этом восприятие в процессе взаимоотношений воспринимающего субъекта с эстетическим объектом уже есть интерпретация и, тем самым, сотворчество. Театральное действо провоцирует в зрителе его способность идентификации. У него создается впечатление, что он свидетель и участник событий, сопоставимых с его собственным опытом. В качестве конкретного примера можно привести декларацию Новосибирского Пластического театра "ПробуждениЯ" (Театр зрительских историй). Свою Миссию театр видит в том, чтобы быть "пространством для глубокой внутренней трансформации танцоров и зрителей". Вот как они сами позиционируют себя и свой способ взаимодействия со зрителем:

"Это уникальное и магическое пространство, где рассказанная зрителем история немедленно превращается в танцевально-театральную постановку. Это труппа из подготовленных актёров, способных проживать, проводить через себя различные состояния, осознавать их, находить пути решения и давать качественную обратную связь зрителю.

Как это происходит? Зритель рассказывает свою историю и с помощью "режиссёра" выбирает роли в своей постановке и актёров из труппы на роли. Затем актёры спонтанным образом импровизируют, разыгрывая эту историю. Задача актёров театра — стать "Зеркалом" для зрителя, отразить и выразить в движении, танце, звуке его внутренние состояния и противоречия. Через игру актёры делают внутреннюю жизнь зрителя видимой и подвижной.

Зритель всегда смотрит этот спектакль по-особенному, включаясь, присоединяясь и проживая всё действие вместе с актёрами, которые как правило исполняют роли различных частей личности зрителя.

Зачем это? Это возможность сделать свой внутренний мир проявленным, увидеть его своими глазами, со стороны. Стать в позицию свидетеля всего происходящего и в то же время через присоединение прожить все роли.

Это исцеляющий и магический процесс, в котором на сцене разворачивается спектакль вашей жизни".[150]

Одной из важнейших составляющих искусства зрителя является наличие у него воображения, которое он должен творчески включать в процесс восприятия того, что происходит на сцене. Собственно, это касается не только театра. "Конечно, любая область искусства требует от нас активного творческого отношения. Каждый раз художественное произведение с различной силой и яркостью заново воссоздается в сознании и в воображении читателя, слушателя, зрителя и непроизвольно дополняется его жизненным и духовным опытом. Это бесспорно, иначе большие произведения искусства не имели бы такой многообразной судьбы у своих современников и такой длительной исторической жизни среди следующих поколений. Иначе мы не могли бы, возвращаясь к одному и тому же художественному произведению в различные периоды нашей жизни, открывать в нем для себя все новые и новые богатства мыслей и образов, как будто незамеченные нами раньше".[151] Только при наличии воображения, фантазии возможно восприятие внесценического и внетекстового. Составляющие театрального дискурса лишь частично присутствуют на сцене в явном виде, и отсутствие воображения не позволит зрителю усвоить весь информационный поток во всей его полноте. Для расшифровки и театральных знаков, символов и индексов недостаточно одного только дискурсивного восприятия, недостаточно умения логически мыслить, строить умозаключения. При наличии всех этих умений, но без воображения, без полета фантазии, зритель никогда не станет ни активным сотворцом, ни даже пассивным участником творческого процесса. По Канту "воображение есть способность представлять предмет также без его присутствия в созерцании".[152] Не обладая этой способностью, зритель никогда не получит всей той семантической полноты, которая потенциально наличествует во время реализации сценического акта. Полноценное зрительское участи в творческом процессе подразумевает понимание предлагаемого текста, что в свою очередь приводит к порождению новых текстов. Или, по словам Хайдеггера, проектирование, забегание вперед себя. То есть, с точки зрения семантики, воображение дает возможность зрителю активно порождать новые смыслы.

Зритель активно участвует в создании произведения; его работа соприкасается с работой автора, актеров и критика. "Театральная деятельность, конечно, находится частично на уровне представлений о спектакле, но, с другой стороны, она начинается раньше, продолжается во время и после, когда читаются статьи, когда о спектакле говорят, видят актеров, и т.д. Это цепь обменов, касающихся всей нашей жизни".[153] Через критику, СМИ и живое общение осуществляется обратная связь между репрезентативной и креативной группами. Можно сказать, что деятельность критиков, активно внедряемую в сознание зрительской аудитории, в равной мере можно охарактеризовать и как креативную и как репрезентативную. Аудитория, декларируя свои ожидания и оценки деятельности креативной группы, оказывает воздействие на ее функционирование, тем самым, оказываясь причастной к творческому процессу. Естественно, что сегодня невозможно оказать влияние на творчество Шекспира или Софокла, невозможно внести изменения в давно осуществленные и ставшие каноническими переводы, но на современных драматургов, переводчиков, режиссеров и актеров (то есть креативную составляющую коммуникативной системы) воздействие потенциальной аудитории оказывают несомненное влияние. И совпадение или несовпадение театрального процесса со зрительскими ожиданиями формирует ту или иную модель восприятия, которая, в свою очередь, вновь оказывается источником обратной связи на новом витке и т.д. "Мы говорили уже о чрезвычайной зависимости театра от своего времени, от реальностей современной жизни. И творчество каждого художника театра отличается тем, что протекает в определенных исторических условиях, на определенном театральном, общекультурном фоне и – так или иначе – соответствует данному конкретному этапу в развитии общества в целом, театра и режиссерского искусства в частности… Одна эпоха в жизни театра подразумевает и "вымагничивает" одни выразительные средства, другая – по преимуществу нуждается в других".[154]

Таким образом, мы видим, что и креативная и репрезентативная группы одновременно являются сотворцами акта сценического искусства. Исходя из этого, можно сделать вывод, что акт творчества в рассматриваемой ситуации обладает перцепторными характеристиками, касающимися обеих составляющих системы "сцена - зритель". А значит, модель восприятия сценического действа является не жестко фиксированной, а вариативной. Что, собственно, и делает искусство искусством, а не ремеслом.