- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

F. ЦИФРОВЫЕ СИСТЕМЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ



33.118. Самые последние технические разработки в области вещания направлены на улучшение качества несущих сигналов, что также означает улучшение качества приема населением, а также комфортность систем. Что касается улучшения качества передачи сигналов, различные страны в настоящее время работают над внедрением телевизионных систем высокой четкости, что, как ожидается, приведет к появлению полностью электронно-цифрового телевидения. В то же время продолжается работа по созданию трансляционных сетей для музыкальных, аудиовизуальных и других произведений, записанных на полностью цифровых носителях. Предоставление населению средств цифровой записи делает возможным производство высококачественных копий произведений (подобно компакт-дискам), которые затем можно распространять при помощи либо кабельной связи (оптическое волокно), либо иной эквивалентной системы.

33.119. Между двумя этими системами есть значительные различия. Телевидение высокой четкости, а впоследствии цифровое телевидение будет оставаться формой массового вещания, предназначенного для населения, принимающего одну и ту же программу в одно и то же время; по сравнению с существующим телевидением появится возможность изготавливать электронно-цифровую копию, а не видеокассету, качество которой ухудшается по мере ее использования и с числом тиражируемых копий. С точки зрения авторского права возникает проблема, связанная с тиражированием и распространением копий в домашних условиях без разрешения правообладателя.

33.120. Распространение музыкальных и аудиовизуальных произведений в цифровой форме по заказу поднимает такие же проблемы, но в совершенно другом масштабе. Используя такие системы, разрабатываемые в настоящее время в США, Японии и с недавних пор в Европе, пользователь, находясь дома, может в любое время заказать фильм, музыкальное произведение или, возможно, даже компьютерную программу, текст или иной тип произведения, который может быть выполнен в цифровой форме, то есть любое произведение, переведенное в бинарный формат, что позволяет компьютеру обрабатывать его как простые данные в цифровой форме. Эти данные могут затем обрабатываться, воспроизводиться большое число раз безо всякой потери качества и затем передаваться по телефонной линии, кабелю или копироваться на дискету.

33.121. Если становится возможным получать у себя дома любой вид музыкального или аудиовизуального произведения, компьютерной программы или иного типа произведения из огромной центральной базы данных, которая посредством спутника может быть связана с другими аналогичными базами данных во всем мире, то потребитель таким образом получает доступ практически ко всем произведениям, имеющимся где-либо в мире. Теперь он может делать копии на электронно-цифровых носителях и, следовательно, тиражировать произведение бессчетное число раз или вести его обработку с помощью компьютера, преобразуя его и создавая новое произведение на его основе или, по крайней мере, произведение, вдохновленное оригиналом. Этот вид деятельности известен как «sampling — созидание по образцу», и он уже широко распространен в виде преобразования и модификации человеческого голоса или музыкальных исполнений с помощью компьютера.

33.122. Распространение произведений таким образом будет иметь огромные последствия для авторского права и смежных прав. Это вызовет серьезные перемены в сетях распространения, поскольку пользователям больше не придется приобретать традиционные носители, как это имеет место сейчас при приобретении компактных дисков, видеокассет и других записей. Это приведет к радикальным изменениям финансовых потоков, поскольку розничная торговля, обеспечивающая сбыт этих носителей, уже не будет представлять собой основной источник поступлений для производителей, а от них к авторам и исполнителям. Более того, каждый пользователь потенциально становится источником пиратства, в то время как изготовители, используя простые компьютеры, создают произведения на основе существующих охраняемых авторским правом работ. Точно так же станет легко выпускать мультимедийные произведения, комбинируя музыку, изображения, текст и прочее.

33.123. В качестве одного из средств решения первой упомянутой проблемы (изменение потоков финансирования) необходимо будет предусмотреть обеспечение сбора значительных отчислений за продажу чистых носителей, которые могут быть использованы пользователем дома для изготовления копий произведений, распространяемых посредством цифровых систем связи. Сбор указанных отчислений может осуществляться органами коллективного управления, и полученное вознаграждение будет выплачиваться изготовителям и импортерам записывающего оборудования и носителей. Указанные производители и импортеры смогут возместить себе все или часть средств, включенных в цену своей продукции, т.е. компенсация будет выплачиваться теми, кто фактически копирует такие произведения. Впоследствии органы коллективного управления будут делить полученную компенсацию между авторами и другими правообладателями, чьи произведения были предположительно скопированы для личных целей. Методика распределения собранных средств меняется от страны к стране но в целом распространение основано на методе выборочного обследования, который наиболее часто используется обществами, обеспечивающими сбор средств за исполнение музыкальных произведений. Хотя эта ме тодика несовершенна, она все же обеспечивает относительно справедливое распределение средств между различными авторами и правообладателями и в целом правильно отражает использование соответствующих произведений. Различные исследования показали, что в том, что касается звукозаписей, производимых в домашних условиях, основными источниками для воспроизведения являются звуковые записи (фонограммы) и радиопрограммы. Выявить действительную структуру записей на дому можно, используя данные, представляемые радиостанциями о количестве продаваемых записей, а также иные аналогичные данные. Затем собранные отчисления могут распределяться между авторами и другими правообладателями практически с той же самой степенью точности, что и другие традиционные категории авторских гонораров, уплачиваемых за право исполнения, при чрезвычайно низких накладных расходах. Что касается видеозаписей на дому, которые в большинстве случаев касаются прямого копирования телевизионных программ, то представляется трудным выявить наиболее часто копируемые произведения, но соответствующая методика выборочного обследования позволяет тем не менее получить достаточно достоверные результаты.

33.124. Указанное вознаграждение выплачивается в отношении основной формы использования литературных и художественных произведений, т. е. их воспроизведения. Поэтому оно причитается авторам и другим правообладателям таких произведений. Очевидно, что это право и соответствующее вознаграждение зависят от принятой концепции в отношении авторских прав и от того, что согласно статье 5 (1) Бернской конвенции эти права зависят от применения принципа национального режима.

33.125. Тем не менее в настоящее время применение принципа национального режима к распределению таких отчислений не единообразно, и страны — участницы Бернской конвенции могут быть разделены на четыре категории: (i) предоставляющие национальный режим в соответствии с Бернской конвенцией, (ii) в целом предоставляющие национальный режим, но чье законодательство предусматривает внесение определенного процента на коллективные нужды или развитие культуры, (iii) отказывающие в предоставлении национального режима или применяющие принцип взаимности, (iv) просто отказывающие в предоставлении национального режима. Это означает, что они признают права только своих граждан.

33.126. Вышеприведенный анализ показывает, что отказ в предоставлении национального режима в отношении выплаты вознаграждения за перезапись на дому противоречит принципу национального режима и соответствующим положениям Бернской конвенции. Что касается выделения определенного процента вознаграждения на коллективные нужды или содействие развитию культуры, это вполне законно, если санкционировано высшим органом сообщества, занимающегося сборами отчислений для граждан своей страны, и в случае иностранных граждан определено двусторонними соглашениями, заключенными соответствующими сообществами по сбору отчислений.

33.127. С появлением электронно-цифровой технологии частное копирование для личных целей, которое уже сейчас представляет одну из самых распространенных форм воспроизведения, превратится, без сомнения, в самую распространенную форму. Это ясно показывает абсурдность любых попыток отмахнуться от применения принципа национального режима в отношении права на вознаграждение, пытаясь изъять его из объема авторских прав и отрицая его истинную правовую природу. Поэтому можно сделать вывод, что принцип национального режима должен применяться к праву на вознаграждение, точно так же как и к другим правам, охраняемых авторским правом, и что любые попытки на национальном уровне отменить это правило могут быть однажды разрешены в рамках спора между государствами, рассмотренного в компетентном органе.

Литература к разделу F:

Международное бюро ВОИС. Новые телекоммуникационные технологии и авторское право. WIPO/ACAD/E/93/23.