- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

I. 3. СТРУКТУРА И СОСТАВ СОВРЕМЕННОГО



КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Структура культурологического знания сегодня включает философию культуры, социологию культуры, историю культуры, культурную антропологию, культуру повседневности, теоретическую и прикладную культурологию, морфологию культуры и другие смежные области научного знания.

Философия культуры. Философский подход к культуре направлен на выявление особенностей культурно-исторического развития человечества. Знания о развитии культуры, выделение таких ее исходных оснований, как культура – природа; культура и общество; культура — человеческая деятельность, культура — личность. Рассматриваются философско-культурологические идеи; отношения культуры и цивилизации, типологии культур, проблема «Запад» — «Восток», место России в мире; проблемы культурной универсализации в мире, глобальные проблемы современности и др.

Важное место здесь принадлежит трудам таких мыслителей, как И.Г. Гердер [«Идеи к философии истории человечества»], Г.В. Гегель [«Философия истории»], К. Маркс [«Немецкая идеология»], В.С. Соловьев [«Философские начала цельного знания»], Н.А. Бердяев [«Воля к жизни и воля к культуре»], Л.А. Уайт [«Энергия и эволюция культуры»], К. Леви-Стросс [«Структурная антропология»], Ж.Ф. Лиотар [«Состояние постмодерна»], С. Хантингтон; таким антропологам, как Э.Б. Тайлор [«Первобытная культура»], Дж. Фрезер [«Золотая ветвь»]; классикам психоанализа: З. Фрейд [«Тотем и табу», «Недовольство культурой»]; К.Г. Юнг [«Архетип и символ»] и др.; направлению «философия жизни»: В. Дильтей; Ф. Ницше [«Рождение трагедии из духа музыки»]; Э. Кассирер (концепция «символических форм»); Й. Хейзинга [«Homo Ludens] «игровая» теория культуры; Г. Риккерт [«Науки о природе и науки о культуре»] проблемы культурных ценностей и др.

В философии культуры так же рассматриваются: теория «осевого времени» К.Ясперса [«Истоки истории и ее цель»]; теории «локальных» цивилизаций: Н.Я. Данилевский [«Россия и Европа»], О. Шпенглер [«Закат Европы»], А. Дж. Тойнби [«Постижение истории»], П.А. Сорокин [«Социокультурная динамика»] и др.

Социология культуры синтез социологического и культурологического знания и имеет теоретическую и практическую направленность. При исследовании культуры используются социологические методы.

Культуру рассматривают здесь с точки зрения социальных функций (аксиологическая, нормативная, сохранения традиций, интегрирующая, коммуникативная, информативно-познавательная, морально-регулятивная, игровая, латентная и др.).

Рассматриваются отношения культуры, как части социальной системы и ее структур; социальные отношения; социальные институты культуры; социальные формы культуры; динамика культуры; национальная культура; элитарная и массовая культура; культурные традиции; культурная модернизация; межкультурные коммуникации. Как отдельные «субкультуры», выделяют группы, сословия, классы (страты), отличающиеся своим статусом, возрастом, этническими, психологией, социальными интересами (субкультуры этнических меньшинств, маргиналов, молодежные субкультуры и др.).

В социологии культуры рассматривают социальные формы бытия культуры; социокультурную динамику; социальную мобильностьиндивидов, групп населения (изменения своего общественного положения); социальные статусы и стратификацию (расслоение) общества; социальную среду, нормативное поведение, приобретение социального опыта, формирование социально-психологических типов.

Социология культуры рассматривает деятельность организаций культуры и образования; социокультурные проблемы семьи, способы воспроизведения и передачи культурного опыта от одного поколения к другому; изучает взаимосвязи между культурой и экономикой, политикой, наукой, образованием и др.

Практический аспект социологии культуры — концепции культурной политики государства и деятельности культурных институтов (структур общества, связанных с функционированием культуры, сохранением культурного наследия); социокультурное прогнозирование, проектирование и регулирование; культурологического образования; исследования социализации личности и т. д. Социокультурные процессы всех регионов образуют содержательный контекст развития культуры России.

Культурная антропология (от лат. — «cultura» и греч. «anthropologia» — наука о человеке) рассматривает природно-биологические и социальные феномены, лежащие в основании любой культуры. Рассматриваются проблемы культурогенеза, мифа, религиозные верования; традиционные культуры, этнические культуры и их взаимодействие; особенности различных языков, других средств коммуникации, общения, информационного обмена и пр.

Культурная антропология дает более полную картину жизни в сотворенной человеком среде. Рассматриваются этапы развития культуры от дикости, варварства к «цивилизации».

В культурной антропологии широко используются данные археологии, мифологии, этнографии, лингвистики, религоведения, языкознания, фольклористики, истории, социологии, философии и др. Культурантропология широко использует материалы естественных наук, имеющих отношение к жизнедеятельности человека. В западной науке приоритет в культурологическом знании принадлежит культурной антропологии.

История культурыизучает историю материальной и духовной культуры, но является не столько историко-хронологическим описанием развития культуры, как теоретическим анализом культурно-исторического процесса. История культуры выступает сегодня как история древних, сменявших друг друга, так и существующих сегодня цивилизаций.История культуры включает изучение мировоззренческих идеалов и духовных ценностей, материальных памятников, все наследие мировой и отечественной культуры.

Историко-культурные исследования опираются на историю общества, филологию, литературоведение, историю религий, наследие мировой художественной культуры, историю искусства и пр., используя новые, культурологические подходы.

Выделяются исследования историко-культурной специфики религий, искусствоведческие и литературоведческие исследования культуры, исследования мифологии, лингвистики, эстетики, семиотики (теория знаковых систем) и др.

Понятие «историческая культурология».Вопрос состоит в том, тождественны или нетождественны понятия «историческая культурология» и «история культуры». Есть мнение, что «историческая культурология» — некорректный термин, ибо «неисторической» культурологии быть не может. Наиболее верным будет представление, что «историческая культурология» объединяет культурологические подходы к истории культуры, но, по сравнению с историей культуры, более теоретична. В целом же, круг анализа истории культуры и исторической культурологии сходен — от описания исторического развития и прогресса культуры к теоретическому анализу этих процессов.

Характерен синтез на базе теории и философии культуры историко-культурных, социокультурных и психологических знаний, что позволяет исследовать проблемы ментальностей, этнопсихологических характеристик отдельных культур, «соматической» (телесной культуры) и др. Так, представители французской «Школы Анналов» (М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель и др.) в 20-е гг. ХХ века создали направление под названием «Новая историческая школа», связанное с исследованиями историко-психологических изменений ментальности (своеобразия восприятия картин мира человеком в различных культурах).

Со «Школой анналов» связано развитие такой области культурологического знания, как «Культура повседневности».В различных социальных условиях и группах она выступает как в общности культурных универсалий, так и в их своеобразии. Для характеристики культуры повседневности в целом, типичен образ жизни какого-либо этноса, одной цивилизации. Каждый человек находится «в лоне» повседневной культуры (жизненный опыт, быт, труд, отдых, традиции, обычаи, обряды; этикет, церемонии, ритуалы, манеры, нравы и пр.).

Различны культура «верхних» слоев общества и «народных масс», культура города и села. Картину различного образа жизни и культуры показывает кастовое деление общества в Индии; сословное в царской России и др. В середине XIX в. русские этнографы И. Забелин и А. Терещенко опубликовали исследования по бытовой повседневной культуре таких различных социальных групп России, как крестьяне и царский двор.

В отечественной науке видными исследователями культуры повседневности являются А. Я.Гуревич [«Категории средневековой культуры»], петербургский культуролог В. Д. Лелеко [«Пространство повседневности в европейской культуре», СПб., 2002].

Экологическое направлениев культурологиивыступает за сохранение культурного наследия (академик Д. С. Лихачев), гуманистические отношения человека с миром природы (писатель и публицист С. Залыгин и др.).По мнению директора Государственного научно-исследовательского института искусства и культуры, А.И. Комича, в России только зарождается система охраны культурно-исторических памятников. Это касается финансирования и ответственности федеральных и региональных органов, осуществляющих управление, охрану, сохранение памятников культурного наследия.