Митрополит Питирим (Нечаев)
К середине XVII века Русь достигла значительной политической и
экономической мощи. Внешне это выглядело как время полного и
незыблемого благополучия. Иностранцы, посещавшие Россию, удивлялись
богатству московских государей. Архитектура этого периода сказочно
красива. Деревянное зодчество достигает своего расцвета, но наряду
с этим начинает широко распространяться каменное строительство.
Многие московские храмы, документально известные еще с XIV – XV вв.
именно в XVII в. отстраиваются в камне и приобретают те формы,
которые дошли до наших дней. Каменные храмы возводятся не только в
Москве, но и в других городах — Суздале, Ростове, Переславле
Залесском. Все это свидетельствует о богатстве и силе русского
государства. Однако середина XVII столетия ознаменовалась
трагическим событием, до сих пор не преодоленным — старообрядческим
расколом.
Доктрина «Москва — Третий Рим» таила в себе серьезную опасность,
предъявляя слишком высокие требования как к Церкви, так и к
государству. Поместная Русская Церковь воспринималась как
хранительница всей полноты Православия, а русский царь — как
единственный законный православный правитель.
Нарушение равновесия, сомнение в истинности одного или другого
компонента, влекло за собой кризис и ломку всей системы.Сам
славянский перевод греческого слова «Ортодоксия» как «Православие»
свидетельствует о том, что первостепенно важной у славян считалась
правильность прославления Бога, предполагающее общение с Ним, а не
просто правильное представление о Нем. В Московской Руси
богослужение, обряд занимали центральное место в духовной жизни,
поэтому искажение обряда считалось недопустимым. Систематическое
богословское образование на Руси действительно отсутствовало,
разница между догматом и обрядом массами не ощущалась, тем не менее
само по себе изменение обряда едва ли могло привести к столь
тяжелым последствиям.
Изучение различных списков Священного Писания и других
богослужебных книг показывает, что книжная справа не была на Руси
чем-то исключительным. Книги переписывались и исправлялись,
церковные обряды приобретали местные особенности — и это был
естественный процесс. В исправлении книг при патриархе Никоне
причиной резкого противодействия в значительной мере был его
властолюбивый характер.
В XVII в. Россия являлась покровительницей всего православного
мира. В 1653 г. произошло воссоединение Украины с Россией. Россия,
таким образом, выступила в поддержку единоверцев, находившихся под
властью католической Польши. Восточные патриархи, приезжавшие в
Москву за материальной помощью, старались утвердить царя и
патриарха в мысли о том, что Россия призвана освободить
христианский Восток от власти турок и стать во главе всего
православного мира. Этот план увлек патриарха Никона масштабностью
духовно-политических представлений о месте Московского государства
и Церкви.
В этой связи примечательны грандиозные постройки, возводившиеся по
плану и под непосредственным наблюдением Никона. Это Иверский
Валдайский монастырь на Валдайском озере, построенный в 1653 г. по
образцу Афонского Иверского монастыря, и являвшийся своего рода
молитвенным напоминанием о связи Руси как с Афоном, так и с
Грузинской (Иверской) Православной Церковью; Крестный монастырь на
острове Кие в Белом море (основанный в 1656 г.), где хранился
кипарисовый крест, бывший точным подобием иерусалимского Креста
Христова; наконец — подмосковный Воскресенский монастырь «Новый
Иерусалим», заложенный в 1657 г., главный собор которого в плане
соответствует иерусалимскому храму Гроба Господня. Эти строения как
бы переносили на Русь святыни вселенского Православия, утверждая ее
духовное первенство в православном мире.
Только в этой связи можно понять смысл и значение предпринятой
книжной «справы» и унификации богослужебного обряда. Инициаторами
их были приезжавшие на Русь греки, которые отмечали разницу в
богослужении греческой и русской Церквей. По мнению патриарха
Никона исправление книг по греческим образцам возвысило бы Русь и
упрочило ее первенствующее положение на Христианском Востоке.
Однако его противники увидели в этом измену истинному Православию,
поскольку Православие греческое считалось «поврежденным». В этом
утверждении была доля истины: после Флорентийской унии греческие
книги издавались в Венецианской типографии и правились по западным
образцам, некоторые обряды (как, например, троеперстие) были
позднего происхождения, и нельзя сказать, что они чем-то лучше и
точнее прежних с точки зрения богословского содержания. Хотя
экспедицией Арсения Суханова с Афона были привезены многочисленные
греческие книги, реально исправление текстов проводилось по
новопечатным греческим, а также украинским и белорусским книгам,
уже приведенным в соответствие с западными. Справщиками были
малороссийские монахи, репутация которых далеко не всегда была
безупречна и для которых не много значили древние традиции
московского благочестия. Все это вызывало резкое неприятие круга
«ревнителей древнего благочестия», к которому первоначально
принадлежал и сам Никон.
В своих взаимоотношениях с царем Алексеем Михайловичем патриарх
Никон стремился к ведущей роли. Он утверждал, что «священство выше
царства», претендуя на власть, которой до сих пор Церковь не
обладала. Это в конечном итоге вызвало его расхождение с царем и
навлекло на него опалу. Отход Никона от дел дал возможность его
противникам активизироваться и начать противодействие проводимым
реформам. Однако Собор 1666 г., в котором принимали участие
восточные патриархи, низложив Никона, осудил и его противников, а
собор 1667 г. предал анафеме приверженцев «старой веры».
С этого времени начались преследования раскольников, наиболее
ревностные из них — как, например, известный протопоп Аввакум, —
были казнены. Оплотом старообрядчества стал Соловецкий монастырь. В
течение восьми лет продолжалась осада монастыря правительственными
войсками. В Москве в связи со старообрядческими волнениями
проходили бунты стрельцов. Вожди старообрядчества были казнены, но
это не прекратило смуту. Неоправданно жестокие меры,
предпринимаемые властью, оскорбляли религиозное и национальное
чувство и только обостряли противоречия. Для русской истории раскол
имел самые трагические последствия. «В народе проснулось
подозрение, что православное царство, Третий Рим, повредилось,
произошла измена истинной веры. Государственной властью и высшей
иерархией овладел антихрист. Народное православие разрывает с
церковной иерархией и государственной властью и уходит под землю» —
писал Н. А. Бердяев, — Раскол делается характерным для русской
жизни явлением… В видимом царстве царит неправда. В московском
царстве, сознавшем себя Третьим Римом, было смешение царства
Христова, царства правды, с идеей могущественного государства,
управляемого неправдой Раскол был обнаружением противоречия, был
последствием смешения".
Внешне конец XVII в. еще отмечен процветанием. Возводятся
удивительные по красоте ансамбли Ярославского кремля, Ростовского
митрополичьего двора, монастырей — Иосифо-Волоцкого,
Николо-Вяжищского, крепость Кирилло-Белозерского монастыря. В
архитектуре распространяется стиль нарышкинского барокко, который
уже носит отпечаток западного влияния. Однако, несмотря на внешнее
великолепие, внутренне это время также, как и начало XVII в.,
является смутным. Уверенность в правильности избранного
исторического пути поколебалась, обострились противоречия,
обнаружилась военная и техническая отсталость Московского
государства. Путь национальной обособленности и контакта с
Востоком, казалось, завел в тупик. Таким образом почва для
петровских реформ была готова: России предстояло сблизиться с
Западом. Список литературы
1. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X – XVII
вв.
2. Домострой. М., 1990.
3. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII. М.,
1990.
4. Зеньковский С. Русское старообрядчество. М. 1995.
5. Каптерев Н. М. Патриарх Никон и его противники в деле
исправления церковных обрядов. М., 1887, 1913.
6. Каптерев Н.М. Характер отношений России к православному Востоку
в XVI и XVII веках. М., 1914.
7. Платонов С.Ф. Очерки по истории смуты в Московском государстве.
М., 1937.
8. Рябушинский В.П. Старообрядчество и русское религиозное чувство.
М., 1994.
9. Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря. М… 1996