- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

"Обломов" и обломовщина

«Обломов»
Выход «Обломова» былвоспринят русскими людьми как важнейшее общественное событие. «В типеОбломова и во всей этой обломовщине, — писал Добролюбов в своей знаменитойстатье „Что такое обломовщина?“, — мы видим нечто более, нежелипросто удачное создание сильного таланта; мы находим в нем произведение русскойжизни, „знамение времени“».
Эти слова Добролюбова заключалив себе очень глубокий смысл. Если роман Гончарова являлся «произведениемрусской жизни» и «знамением времени» — значит, он отвечалглавным интересам и стремлениям современности, значит, он многое объяснил врусской общественной жизни.
Передовая русская литературатого времени в лице таких писателей, как Щедрин, Некрасов, Островский,Тургенев, Писемский, произносила беспощадный приговор крепостничеству. К ихголосу присоединил свой голос и Гончаров. Он выступил как страстный обличителькрепостничества, «всеобщего застоя», косности, обломовщины.
Однако когда Гончаров писал«Обломова», он был далек от каких-либо революционных намерений. Говоряо себе, что в сороковых-пятидесятых годах и он проникся «новыми веяниями»,Гончаров имел в виду идеалы прогресса, гуманизма и борьбы с крепостничеством,которые, по его мнению, должны были осуществиться в рамках существующего строя.Гончаров верил «в светлую перспективу будущего», и это воодушевлялоего как художника, вселяло в него надежду, что ликвидация крепостническогоуклада послужит делу преобразования всей русской жизни. Это и определилоидейный пафос романа.
Так как борьба скрепостничеством была тогда основным жизненным интересом русского народа,творчество писателей, посветивших себя этой борьбе, не могло не быть в большейили меньшей степени народным по своей направленности и сущности. В творчествеГончарова, так же как и в творчестве Тургенева, Островского и других, нашлисвое отражение чаяния и интересы русского народа. Это позволяет говорить осущественных чертах народности в творчестве Гончарова.
Гончаров страстно стремилсяписать «правду жизни». По глубокому его убеждению «правда жизни»,верность изображаемой действительности, «нужны художнику», чтобыслужить «целям жизни», то есть прогрессивным идеалам. Все образы икартины своих произведений он черпал из действительности. Образы Обломова иобломовщины возник и сложился у Гончарова в результате вдумчивого, зоркого идлительного наблюдения над жизненными явлениями.
Известное «представление обобломовщине», по словам самого писателя, «зародилось» у него ещев детстве. В дальнейшем — в годы пребывания на родине и службы в симбирскомгубернском управлении, а также в Петербурге — это представление об обломовщине,о ее социальной сущности и формах проявлении на много расширилось и обогатилось.Гончаров увидел, что обломовщина является тяжким общественным пороком. И уже всороковых годах романист поставил себе цель — изобразить «лень и апатию вовсей ее широте и закоренелости», показать обломовщину как «стихийнуючерту», характерную для крепостнического общества.
Чтобы нарисовать это зло во всейего полноте и сущности, требовалось широкое полотно. Ни один русский роман неотображал такого большого периода жизни, как «Обломов». А.Г. Цейтлинустановил, что действие «Обломова» охватывает с промежутками периодвремени с 1819 года (когда Илюше Обломову было только семь лет) по 1856 год. Вромане отражена целая жизнь человека и вместе с тем целая эпоха русской жизни.
Великие художники-реалисты вцентр своего внимания всегда ставили человека и изображали его в живой связи сокружающей его средой. Характер своего героя они, прежде всего, стремилисьобъяснить условиями воспитания. Гоголь, например, имея в виду Тентетникова из«Мертвых душ», писал: «Родятся ли уже такие характеры или потомобразуется как порождение печальных обстоятельств, сурово останавливающихчеловека? Вместо ответа на это, лучше рассказать историю его воспитания идетства».
По мнению Гончарова, характерыопределяются, «создаются» средой, окружающей человека,обстоятельствами, в которых он воспитывается и развивается. В письме к С.А. Никитенкоот 25 февраля 1873 года Гончаров писал: «Я старался показать в „Обломове“как и от чего у нас люди превращаются прежде времени в …кисель-климат, среда,протяжение-захолустья, дремотная жизнь — и еще частные, индивидуальные укаждого обстоятельства».
Илью Обломова «превратили вкисель» прежде всего условия, в которых он воспитывался в детстве. Рассказуоб этом Гончаров посвятил первую часть романа — «Сон Обломова».
Обломовка — вот та почва, накоторой вырастала и коренилась обломовщина, вот та колыбель, которая лелеяла иуродовала тело и душу ребенка, та жизненная стихия, которая определила егосудьбу, обрекла на никчемное существование и жалкую гибель.
Но что же представляет собою этаОбломовка, которая приобрела столь символическое значение в русской истории?
Обломовка — это застывшая всвоей неподвижности и патриархальной отсталости дворянско-поместная усадьбадореформенной поры. Источником существования обломовцев является трудкрепостных крестьян.
Обломовка живет по законампримитивного натурального хозяйства. Ленин подчеркивал, что в силу господстванатурального хозяйства, «крепостное поместье должно было представлять изсебя самодовлеющее, замкнутое целое, находящееся в очень слабой связи состальным миром». Таким поместьем как раз и была Обломовка. Ее обитателиоторваны от внешнего мира: «Интересы их, — говорится в романе, — былисосредоточены на них самих, не перекрещивались и не соприкасались ни с чьими».Обломовцы «глухи были к политико-экономическим истинам о необходимостибыстрого и живого обращения капиталов, об усиленной производительности и менепродуктов», и не пытались «открыть какие-нибудь новые источникипроизводительности земель». Все в Обломовке, как и в адуевских Грачах,«живет повторениями».
Все силы Обломовцев направленына удовлетворение своих потребностей. В Обломовке «забота о пище былапервая и главная жизненная забота». Даже сон был чем-то вроде всеобщейтрудовой повинности. После обеда в Обломовке всегда наступал «всепоглощающий,ничем не победимый сон, истинное подобие смерти». И даже если приходилосьугорать, так угорали все вместе.
Стихия бытия обломовцев — косность. Они неотступно придерживаются старых традиций и обычаев, завещанныхих предками. В этом пафос их жизни. Их загрызет тоска, если завтра не будетпохоже на сегодня, а сегодня на завтра. Духовный мир обломовцев беден,ограничен тесными рамками их быта. Они никогда не задавались вопросом: «Зачемдана жизнь?» Не смотря ни на что, «они продолжали целые десятки летсопеть, дремать и зевать или заливаться добродушным смехом от деревенскогоюмора», цвести здоровьем и весельем. Жизнь их течет, «как покойнаярека» — «монотонным узором». В Обломовке «все дышалопервобытной ленью, простотою нравов».
Пуще огня берегут помещики своихдетей от труда, от какого-либо намека на труд. Ведь они сами «сносилитруд, как наказание». У каждого из них «Захар да еже 300 Захаров».Им-то и спать Захар помогает, и даже жениться, как выразился один из персонажейромана — Тарантьев.
Гончаров с изумительнойхудожественной верностью и полнотой показал крепостнический характер Обломовки.Крепостническая среда и крепостнические нравы, воспитавшие Обломова, предстаютв романе во всей натуральности и наглядности. Картину, нарисованную Гончаровым,Ленин считал глубоко типичной для дореформенного периода. В ряде своих работ ондля характеристики крепостного хозяйства использовал гончаровский образОбломовки.
С присушим великимхудожникам-реалистам даром Гончаров за видимостью явления сумел разглядеть ипоказать его сущность. В изображении Гончарова Обломовка предстает в «невозмутимомспокойствии и тишине», но за внешне безмятежным, идиллическим образомжизни обломовцев скрывается неблагополучие, глубокий кризис всей крепостническойсистемы.
Это прежде всего находит своевыражение в застое, неподвижности жизни не только в поместье Обломовых, но и вих деревнях. «Тихо и сонно все в деревне… Та же глубокая тишина и мирлежат и на полях, только кое-где, как муравей, гомозится на черной ниве,палимый зноем пахарь, налегая на соху и обливаясь потом».
«Ну, разве так можно дальше!»- как бы слышится укоряющий голос романиста.
Когда-то Обломовка была крупным поместьем,но потом «бог знает отчего захирела и измельчала». Этот факт позволяетписателю еще сильнее подчеркнуть невозможность сохранения крепостного хозяйства.
В одной из работ Ленин,характеризуя предреформенную обстановку в России, указывал, что сложившиесятогда обстоятельства требовали отмены тех учреждений и условий, которые «задерживаютпреобразование патриархальной, застывше1 в своей неподвижности, забитости и отброшенностиобломовки…» Социальную действительность первой половины XIXвека России нельзя правильно понять, если упустить тот факт, что Россия ужетогда вступила на путь капиталистического развития, что русская экономика ктому времени уже оказалась втянутой, так или иначе, в мировое хозяйство, всвязь с мировым рынком.
Патриархальная безмятежность обломовцевначинала нарушаться. Жизнь «трогала» и их. Новое вторгалось и взамкнутую семейную жизнь поместного дворянства.
Старые обломовцы начинают,например, понимать «выгоду просвещения», но только внешнюю выгоду. Онивидят, что благодаря учению все начали выходить в люди, то есть приобретатьчины, кресты и деньги. Вот почему родители Ильи Обломова решают тоже «уловить»для своего сынка «некоторые блестящие преимущества», то естьбюрократическую карьеру. Однако они стремятся всячески «обойти тайкомразбросанные по пути просвещения и частей камни и преграды, не трудясьперескакивать через них». «Учиться слегка, не до изнурения души итела», а так, чтобы «только соблюсти предписанную форму и добытькак-нибудь аттестат».
От природы Илюша Обломов былживым и любознательным ребенком, но в силу барского воспитания его «ищущиепроявления силы обратились внутрь и никли, увядая». Мальчик приучилсясмотреть на все окружающее по-обломовски. Его детский ум пропитался психологиейкрепостнической лени и барства. И он решил, «что так, а не иначе следуетжить, как живут вокруг него взрослые». Он видел, как в Обломовке всесбывали работу с плеч, как иго, и с детства стал пренебрежительно относиться ковсякому труду и в конце концов «выгнал труд» из своей жизни.
Так по своему образу и подобиювоспитала патриархальная, крепостническая среда Илью Обломова. «Ум исердце ребенка, — подчеркивает романист, — исполнились всех картин, сцен инравов этого быта прежде, нежели он увидел первую книгу. А кто знает, как раноначинается развитие умственного зерна в детском мозгу? Как уследить за рождениемв младенческой душе первых понятий и впечатлений?»
Уменье показывать развитиечеловеческой психики, раскрывать внутреннюю психологическую жизнь человека — одна из важнейших задач реализма в искусстве. В «Сне Обломова» Гончаровблестяще решил еще более трудную и сложную задачу — проследил началоформирования личности человека, «развитие умственного зерна в детскоммозгу», рождение в душе ребенка «первых понятий и впечатлений». Пословам Добролюбова, Гончаров явился мастером «необычайно тонкого иглубокого психологического анализа».
Воспитание, полученное ИльейОбломовым, обусловило его характер, его нравственные понятия, отразилось навсем облике, на всей его судьбе. «Началось с неумения надевать чулки, акончилось — неумением жить» — эти слова в романе, хотя и высказаны вмягком юмористическом тоне, имеют острый обличительный смысл.
Обломов ничего не сумел сделатьполезного ни для общества, ни для себя. Он вообще ничего не умеет делать, кромеразве того, что целыми днями лежать на диване. «Я ничего не умею делать, ябарин», — без какого-либо сожаления или угрызения совести, даже сизвестной гордостью для себя, говорит он.
Облов не замечает, что он ужедавно стал рабом апатии и лени. "…Гнусная привычка получать удовлетворениесвоих желаний не от собственных усилий, а от других, — говорит Добролюбов обОбломове, — развила в нем апатическую неподвижность и повергло его в жалкоесостояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барствомОбломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обусловливается,что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудьграницу".
Апатия, неподвижность, лень,«нравственное рабство» отражены во всем внешнем облике Обломова,составляю типические, характерные черты его портрета. И все же «жизньтревожит» Обломова. Тревожит его и друг — Андре Штольц. Он предостерегаетИлью от гибели, чертит перед ним перспективу возрождения и светлого будущего.
В пору бездейственного лежанияОбломова на диване Обломовка, как это показал романист, во многом изменилась. Ина нее «упали лучи солнца». Капитализм проник всюду. «Медвежьиуглы и захолустья», по замечанию Ленина, становились «антикварнойредкостью».
Обломов чувствует драматизмположения. На миг его увлекает перспектива обновления: «Идти вперед — этозначит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума,вместе с пылью и паутиной со стен смести паутину с глаз и прозреть». Нобоязнь борьбы, жизни оказывается у Обломова сильнее. Обломов колеблется,мучается, думая, какое принять решение. Глубоко драматичной является историявзаимоотношений Обломова с Ольгой Ильинской.
Список литературы
1.        А.П. Рыбасов «И.А. Гончаров» (издательство ЦК ВЛКСМ «Молодаягвардия» 1957г)
2.        В.И. Ленин, сочинения, т.3, 6