- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Тема 1. Характеристика ранних форм материальной культуры человечества. Особенности познания и технического освоения природы человекам в первобытном обществе.



Ю.В. Одношовина

 

 

Программа
государственного междисциплинарного экзамена

по дисциплине «История дизайна»

 

по специальности070601.65 Дизайн

 

Челябинск

Содержание

Общие положения…..………………………………………….……………….4

 

Программа государственного комплексного междисциплинарного

экзамена……………………………………………………………..…………...5

 

Вопросы к государственному комплексному междисциплинарному

экзамену…………………………………………...…..………………………..11

 

Расшифровка вопросов………………………………………………………...12

 

Критерии оценивания ответа на экзамене………………………………...….17

 

Список литературы………………….…………..…………..…………………18

 

 


Общие положения

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» освоение образовательных программ высшего профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.

Итоговая государственная аттестация выпускников Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинский гуманитарный институт» по специальности 070601.65 «Дизайн» включает в обязательном порядке следующие виды испытаний:

- государственный междисциплинарный экзамен;

- выпускную квалификационную работу.

Государственный междисциплинарный экзамен определяет уровень усвоения студентом теоретического материала, позволяет выявить и оценить уровень теоретической подготовки, готовность к основным видам профессиональной деятельности.

Перед началом государственного экзамена проводятся обзорные лекции и консультации.

К государственному экзамену допускаются студенты, завершившие полный курс обучения по основной образовательной программе и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом.

Государственный междисциплинарный экзамен проводится по билетам, составленным в соответствии с утвержденной программой. На государственном экзамене студенту предоставляется право пользоваться программами, альбомами с репродукциями. При подготовке к устному экзамену студент ведет записи в листе устного ответа, который по окончании экзамена сдается секретарю экзаменационной комиссии.

Результаты государственного экзамена определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационной комиссии.

Неудовлетворительная оценка на государственном экзамене лишает студента права защищать выпускную квалификационную работу.

Пересдача государственного экзамена с целью повышения оценки не допускается.

Студент, не сдавший государственный экзамен, допускается к повторной сдаче не ранее, чем через три месяца, но не более чем через пять лет после прохождения итоговой аттестации.

Студент, не сдавший государственный экзамен по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных документально подтвержденных случаях), имеет возможность сдать государственный экзамен без отчисления из высшего учебного заведения. В этом случае по приказу ректора организуется дополнительное заседание государственной аттестационной комиссии в течение месяца с момента подачи заявления студента о готовности к государственному междисциплинарному экзамену.

 

Программа государственного междисциплинарного

Экзамена

Тема 1. Характеристика ранних форм материальной культуры человечества. Особенности познания и технического освоения природы человекам в первобытном обществе.

Выход человека на цивилизационный уровень развития

Дизайн как феномен художественной культуры ХХ века. Связь дизайна с культурой общества (архитектурой, искусством, наукой, техникой). Дизайн – компоновочная деятельность. Основные понятия и определения дизайна. Виды дизайна. Технические предпосылки современного дизайна.

Особенности взаимоотношений человека и природы в первобытном обществе. Начало изготовления орудий труда, техника периода палеолита, мезолита, неолита. Социально-экономические последствия развития производственных сил первобытного общества. Дизайнерские решения первобытного общества. Предметное окружение человека с древнейших времен. Первые орудия труда, процесс передачи и преобразование движения в ранних технически сложных орудиях (лук, стрелы, тетива). Толчок в развитии техники – изобретение колеса. Появление техники плетения и ткачества, гончарного искусства, первых искусственных материалов (текстиль, керамика, 5-3 тыс. до н.э.). Начало массового производства орудий труда из металла, литье с использованием разъемных каменных форм как первое массовое производство орудий.

Разделение труда. Процесс обособления ремесел, появление отдельных ремесел и специализации орудий труда, условий для развития науки и искусства.
Политические, социально-экономические особенности рабовладельческого способа производства и их влияние на переход к новому этапу развития техники. Первые зачатки научного познания мира. Обеспечение жизненных потребностей как первичный фактор развития строительства, водного и сухопутного транспорта, освоения и обработки материалов; использование приводных источников энергии-ветра, воды, устройство различного типа механизмов. Развитие военной техники.

Появление элементов научных технических знаний в эпоху эллинизма. Начала механики и гидростатики в трудах Архимеда. Закон рычага. Пять простых машин. Развитие механических знаний: работы Паппа и Герона по пневматике, автоматическим устройствам и метательным орудиям. Техническая мысль античности в труде Марка Витрувия “Десять книг об архитектуре” (1 век до н. э.). Первые представления о прочности.

 

 

Тема 7. Становление и развитие инженерного и художественного проектирования в России кон. XVIII - нач. XX века

Период протодизайна в России. Русская инженерная школа на рубеже XIX – XX вв. Становление технического и инженерного образования. Учреждение средних технических школ в России: Школа математических и навигационных наук, Артиллерийская и Инженерная школы - 1701г.; Морская академия 1715; Горное училище 1773. Военно-инженерные школы Франции: Национальная школа мостов и дорог в Париже 1747; школа Королевского инженерного корпуса в Мезьере 1748. Парижская политехническая школа (1794) как образец постановки высшего инженерного образования. Первые высшие технические учебные учреждения в России: Институт корпусаинженеров путейсообщения 1809, Главное Инженерное училище инженерных войск 1819.

Машинизация промышленности и упадок художественного производства. Русское техническое общество (1866 г.), российские промышленные выставки, их роль и значение. Оценка производителя и изделия, выставка в Нижнем Новгороде 1896 г. Русские изобретатели, механики, инженеры – И. Кулибин, И. Ползунов, А. Нартов, А. Попов. Гиперболы инженера В.Г. Шухова (1853 – 1935), гусеничный трактор Ф. Блинова (1887), самолет с паровым двигателем А. Можайского (1881), И. Сикорский и др.

Теоретическое осмысление проблем формообразования: П. Страхов, Я. Столяров, “Атлас машин” А. К.Нартова (1742). Работы М. В. Ломоносова (1711-1765) по металлургии и горному делу Учреждение “Технологического журнала” Санкт-Петербургской. Академией наук (1804).

Сближение научно-технического и художественного творчества, меценатство. Творческие объединения художников с привлечением народных мастеров – Абрамцево и Талашкино.

Тема 8. Первые практические шаги промышленного дизайна кон. XIX - нач. XX века

(на примерах Чикагской архитектурной школы, германского Веркбунда,

Творчества Петера Беренса и компании АЭГ)

Новый художественный стильна рубеже XIX-XX веков. Краткая характеристика стиля модерн (кон. XIX-XX в.в.). Принципы формообразования, стилевые направления (Анри Ван де Вельде, Ч. Макинтош). Модерн в в архитектуре, в живописи, в монументальном искусстве, в книжной графике, плакате, рекламе, дизайне, одежде.

Ранний американский функционализм. Чикагская архитектурная школа – новое индустриальное строительство высотных зданий: Лейтер-билдинг, ныне "Сирс и Робак", 1889-1891, архитектор У. Ле Барон Дженни; Рилайенс-билдинг, 1890-94, архитектор

Д. Х. Бёрнем, Дж. У. Рут при участии Ч. Б. Атвуда; универмаг фирмы "Карсон-Пири-Скотт", 1899-1900, архитектор Л. Салливен. Принцип определения красоты изделия степенью соответствия его формы и функции. Творчество Л. Салливен, Ф. Райт. Значение чикагской школы для истории дизайна.

Идеи функционализма в Европе. А. Лоос – предтеча европейского функционализма. Создание Германского художественно-промышленного союза (Веркбунд) – ориентация на современные условия производства. Теоретические взгляды основателей Германского Веркбунда (Г. Матезиус, П.Беренс, Анри Ван де Вельде). Концерн АЭГ. Проектный метод П. Беренса, создание "фирменный стиль", воспитание массового вкуса.

 

Тема 9.Художественный авангард и производственное искусство Советской России - предшественники современного дизайна

Художественный авангард в Европе в начале ХХ века. Рождение абстрактного искусства. Стилистические особенности кубизма, футуризма, абстракционизма. Голландская группа "Де Стейл" – переходное звено, соединявшее функционализм с искусством. Начало европейского функционализма. Творчество Г.Т. Ритвелда отправная точка новой линии формообразования мебели. Влияние абстрактного искусства на процесс обучению дизайну.

Архитектурно-художественное творчество в советской России: супрематизм Казимира Малевича, конструктивизм Татлина. Башня Татлина - один из символов нового искусства, визитная карточка конструктивизма. Рациональности и функциональности формы.

Производственное искусство - интеграции искусства и техники и "новая форма практической деятельности", слияния искусства, оторванного развитием капитализма от ремесла, с материальным производством на базе высокоразвитой промышленной техники. Течения левых художников и теоретиков, их связь с производственным искусством. Теоретические построения производственного искусства (О. Брик, Н. Пунин, Б. Арватов, Н. Чужак, Б. Кушнер и др.). Производственное искусство в практике (В. Степанова, А. Родченко, А. Экстер, В. Татлин, Л. Попова и др.). Малевич, Кандинский, Лисицкий, Родченко. Значение производственного искусства в истории дизайна и мировой культуре. Оформление революционных праздников.

Тема 10. Первые школы дизайна 20-30-х годов. Баухауз как основоположник современного формообразования в дизайне. Основные принципы и направления деятельности

Баухауз – высшая школа строительства и художеств, конструирования учебное заведение, идейный центр европейского функционализма и архитектурно-художественное объединение в Германии. Баухауз - исторический экскурс (Ваймер, Дессау, Берлин). Основные принципы и направления деятельности. Основные педагогические принципы, цели учебного и научно-исследовательского объединения. Объективно-формальный метод пропедевтического курса. Направления деятельности Баухауза: педагогическое; практическое; организационное; теоретическое: а) обоснование комплексного подхода в проектировании вещей (надежность, назначение, композиция, человек, экономика, экология), б) логика промышленного мышления дизайнера (функция - назначение - конструкция, форма).

Трудовая практика студентов в производственных, художественных и проектных мастерских, где, наряду с работами этюдно-учебного характера, создавались архитектурные проекты (в том числе типовые проекты жилых домов), образцы массовой промышленной продукции (главным образом мебели, ламп, тканей), произведения декоративной живописи и пластики как главное звено учебного процесса.

Преподавательская и творчески-экспериментальная работа крупных архитекторов-функционалистов (В. Гропиус, Х. Мейер, Л. Мис ван дер Роз), пионеров современного дизайна (И. Иттен, Л. Мохой-Надь), а также некоторых художников-авангардистов (П. Клее, В. В. Кандинский, Л. Фейнингер, О. Шлеммер).

Эстетика функционализма, принципы современного формообразования в архитектуре и дизайне, формирования материально-бытовой среды средствами пластических искусств. Известные ученики и произведения.

Развитие творческих идей Баухауза в Высшей школе формообразования в Ульме. Значение Баухауза в истории дизайна и художественной культуре.

 

Страны Скандинавии

Скандинавский дизайн (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия): лаконичность, легкость, умение сосредоточить и организовать в небольшом пространстве разнообразные функции; традиционная любовь к природным материалам; пристрастие к неярким, приглушенным тонам, цветам прибрежного песка, скал и холодного голубовато-серого северного моря. Чистота линий, простота и естественность традиций, и современность. Органический дизайн: А. Аалто, А. Якобсен, Т. Вирккала, Х. Вегнер, К.Франк, Юрье Куккапуро и др. Развитие демократического дизайна в Швеции. Основа формообразования - адаптация функционализма как прогрессивного и политически корректного направления в эстетике. Готхард Йохансон (Gotthard Johansson) программа «Жилищный тест», 1952 год функциональная модель организации компактной кухни под названием «шведская кухня». Пристальное внимание к функциональным качествам и эргономичности. «Датский стиль тикового дерева». Развитие органического дизайна в Америке.

 

Италия

Итальянское экономическое чудо. Особенности итальянского дизайна: синтез искусства и ремесла, дизайн как область культуры, "радость эксперимента". Италия как лидер новых начинаний в дизайне. Предметы как индивидуальные личности и символ определенного статуса: "Итальянский Гауди" Карло Моллино. Стиль Оливетти (Этторе Соттсасс, Марко Занузо, Марио Беллини). Новые материалы, новые технологии: фирма Картель; К. Моллино, П. Форназетти, Дж. Понти, Э. Соттсасс, О. Борсани, братья Кастильони. Дизайн в Италии специальность инженеров, архитекторов, философов, писателей. Ассоциация дизайна (АДИ) 1956 г. - пропаганда и поощрение развитие дизайна в стране, привлечение дизайнеров к работе, направленной на повышение технического и эстетического уровня промышленной продукции, установление контактов и сотрудничества между дизайнерами, инженерами и предпринимателями. Ежегодная премия «Золотой циркуль» 1954 г. - присуждаемая за лучшие изделия массового или серийного производства, при разработке которых наряду с решением функциональных, технических и технологических проблем были достигнуты высокие эстетические качества.

Итальянский арт-дизайн второй пол. XX века. Общая характеристика периода. Основные причины возникновения оппозиционных движений в обществе. Радикальный дизайн – как своеобразная реакция протеста на господствующий "хороший дизайн". Утопические проекты, борьба с геометрией модернизма, создаваемые конкретные объекты отличались провокационностью или ироничностью. Разработка альтернативной среды обитания, нового жизненного пространства. Развитие непромышленных способов производства, а также провозглашение права изменять и формировать среду обитания. Эторе Соттсасс, Гаэтано Пеше, Алессандро Мендини, Андреа Бранци, Archizoom (основана во Флоренции,1966), Superstudio (Флоренция, 1966), UFO (Флоренция, 1967), «Группа 9999» (Флоренция, 1967), Strum (Турин, 1963), школа-лаборатория “Global Tools” (Флоренция, 1973).

Антидизайн - «дизайн без предметов» – дизайн поведения, отказ от канонических методов проектирования и замена их игрой, большая экспериментальная направленность и политизация. Критическое отношение к развитию современных технологий и потребительскому настроению, утверждение теории «бегства» и через провокационные действия. Поиск новых альтернативных форм. Итальянские группы, представители новых направлений. Пьеро Гатти, Чезаре Паолини, Франко Теодоро.

Новые лидеры поп-дизайна: "Алхимия" и "Мемфис". Вторая волна антидизайна в конце 70-х.

 

Япония

Целостность как характерная черта японского дизайна. Японский дизайн и национальные ремёсла. Государственные информационные центры по развитию дизайна (1952 г.), международные конференции, Фонд японского дизайна. Роль в формировании японского дизайна компаний Toyota, Nisan, Honda, Sony, Mitsubishi. Становлению японского дизайна как коммерческого. Обучение дизайнерским навыкам в школе – как часть государственной политики (человек, воспитанный в любви к красоте, не позволит себе брак на производстве; развитие чувства прекрасного способствует развитию внутреннего рынка; способствует формированию всесторонне развитого человека, гуманизации характера). Единствов современном японском дизайненациональных и интернациональных мотивов и принципов. Основные черты японского дизайна: практическая направленность, единство пользы и красоты, опора на традицию, связь с природой, синтетичность, посредством дизайна должна раскрываться сущность, истинность вещи.

 

Тема 19. Дизайн в послевоенной Германии. Высшая школа формообразования в Ульме

Список литературы

а) основная литература

1. Афонов, В. Конгрессы ИКСИД. // Техническая эстетика, 1976, №1.

2. Вигринский, В.С., Хотеенков, В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины 15 века. Книга для учителя. / В.С. Вигринский, В.Ф. Хотеенков. – М., 1993.

3. Вигринский, В.С., Хотеенков, В.Ф. Очерки истории науки и техники 16-19 вв. / В.С. Вигринский, В.Ф. Хотеенков. – М., 1984.

4. Воронов, Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна в 2 т. / Н.В. Воронов - М.: «Союз дизайнеров России», 2001. – Т. 1-2.

5. Гропиус, В. Границы архитектуры. / В. Гропиус - М.: Искусство, 1971.

6. Дорфман, Я.Г. Всемирная история физики с древнейших времен до конца 18 в. / Я.Г. Дорфман. – М., 1974.

7. Земпер, Г. Практическая эстетика. / Г. Земпер - М.: Искусство, 1970.

8. Итальянская модель дизайна. - М.: ВНИИТЭ, 1993.

9. Кантор, К. Правда о дизайне. / К. Кантор - М.: АНИР, 1996.

10. Кирилин, В.А. Страницы истории науки и техники / В.А. Кирилин. – М: Наука, 1986.

11. Михайлов, С., Кулиева, Л. Основы дизайна. / С. Михайлов, Л. Кулиева - Казань: Новое знание, 1999.

12. Михайлов, С.М. История дизайна: учебник для вузов в 2 т.: / С.М. Михайлов. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Союз дизайнеров России, 2002. – Т. 1-2.

13. Моррис, У. Искусство и жизнь. / У. Моррис – М.: Искусство, 1970.

14. Назаров, Ю. Постсоветский дизайн (1987-2000). / Ю. Назаров - М.: СД России, 2002.

15. Основные термины дизайна: Краткий словарь-справочник. — М.: ВНИИТЭ, 1989

16. Проблемы дизайна / сб. статей под ред. В.Л. Глазычева. — М.: СД России, 2003.

17. Розенталь, Р., Ратука, X. История прикладного искусства нового времени. / Р.Розенталь, X. Ратука - М.: Искусство, 1971.

18. Рунге, В.Ф. История дизайна, науки и техники: учеб. пособие в 2 т. Т.1 / В.Ф. Рунге. – М.: Архитектура – С, 2006.

19. Рунге, В.Ф. История дизайна, науки и техники: учеб. пособие в 2 т. Т.2 / В.Ф. Рунге. – М.: Архитектура – С, 2007.

20. Рунге, В.Ф., Сеньковский, В.В. Основы теории и методологии дизайна : учеб. пособие / В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский. — М.: МЗ-Пресс, 2003.

21. Самин, Д.К. Сто великих научных открытий / Д. К. Самин. – М.: Вече, 2002.

22. Сто дизайнеров Запада. - М.: ВНИИТЭ, 1994.

23. Теоретические концепции зарубежного дизайна. - М.: ВНИИТЭ, 1992.

24. Шухардин, С.В. История науки и техники. С древнейших времен до конца 18 в.: учебное пособие / С.В. Шухардин. – М., 1974.

25. Шухардин, С.В. История науки и техники. С конца 18 в. до начала 20 в.: учебное пособие / С.В. Шухардин. – М., 1976.

 

 

б) дополнительная литература

1. Азерников, В.З. Неслучайные случайности. Рассказы о великих открытиях и выдающихся ученых / В.З. Азерников. - М.: Наука, 1990.

2. Актуальные вопросы истории техники / под ред. Г.Г. Григоряна. – М: Знание, 1990.

3. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. — М.: Прогресс, 1974.

4. Аронов, В.Р. Художник и предметное творчество / В.Р. Аронов. — М.: Советский художник, 1987.

5. Архитектура и эмоциональный мир человека / Б.А. Забельшанский, Г.Б. Минервин [и др.] — М.: Стройиздат, 1985.

6. Власов, П. Беседы о рентгеновских лучах / П. Власов. - М.: Молодая гвардия, 1979.

7. Гинзбург, М.Я. Стиль и эпоха / М.Я. Гинзбург. - М., 1924.

8. Глазычев, В. О дизайне / В. Глазычев. — М.: Искусство, 1970.

9. Кирсанов, В.С. Научная революция 17 века / В.С. Кирсанов. - М.: Наука, 1987.

10. Памятники науки и техники в музеях России. Альбом. - М.: Знание, 1992.

11. Памятники науки и техники. Вып. 2 Альбом. - М.: Знание, 1996.

12. Рыжов, К.В. Сто великих изобретений / К.В. Рыжов. - М.: Вече, 2001.

13. Тищенко, В.Е., Младенцев, М.Н. Дмитрий Иванович Менделеев: его жизнь и деятельность / В.Е. Тищенко, М.Н. Младенцев. – М., 1993.

14. Френкель, В.Я., Явелов, Б.Е. Эйнштейн - изобретатель / В. Я. Френкель, Б.Е. Явелов. - М.: Наука, 1981.

15. Фуско, Р. Д. Ле Корбюзье — дизайнер / Р. Де. Фуско. — М., 1996.

16. Хайниг, К. Биография великих химиков / К. Хайниг. - М.: Мир, 1981.

17. Хан-Магомедов, С.О. Пионеры советского дизайна / С.О. Хан-Магомедов. — М.: Галарт, 1995.

18. Шухардин, С.В. Техника в ее историческом развитии: от появления ручных орудий труда до становления технических машин. / С.В. Шухардин. - М.: Наука, 1979.

19. Щеблыкин, И.П. Михаил Васильевич Ломоносов / И.П. Щеблыкин. - М.: Просвещение, 1993.

20. Яковец, Ю.А. История цивилизаций / Ю.А. Яковец. - М., 1999.

Ю.В. Одношовина

 

 

Программа
государственного междисциплинарного экзамена

по дисциплине «История дизайна»

 

по специальности070601.65 Дизайн

 

Челябинск

Содержание

Общие положения…..………………………………………….……………….4

 

Программа государственного комплексного междисциплинарного

экзамена……………………………………………………………..…………...5

 

Вопросы к государственному комплексному междисциплинарному

экзамену…………………………………………...…..………………………..11

 

Расшифровка вопросов………………………………………………………...12

 

Критерии оценивания ответа на экзамене………………………………...….17

 

Список литературы………………….…………..…………..…………………18

 

 


Общие положения

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» освоение образовательных программ высшего профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.

Итоговая государственная аттестация выпускников Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинский гуманитарный институт» по специальности 070601.65 «Дизайн» включает в обязательном порядке следующие виды испытаний:

- государственный междисциплинарный экзамен;

- выпускную квалификационную работу.

Государственный междисциплинарный экзамен определяет уровень усвоения студентом теоретического материала, позволяет выявить и оценить уровень теоретической подготовки, готовность к основным видам профессиональной деятельности.

Перед началом государственного экзамена проводятся обзорные лекции и консультации.

К государственному экзамену допускаются студенты, завершившие полный курс обучения по основной образовательной программе и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом.

Государственный междисциплинарный экзамен проводится по билетам, составленным в соответствии с утвержденной программой. На государственном экзамене студенту предоставляется право пользоваться программами, альбомами с репродукциями. При подготовке к устному экзамену студент ведет записи в листе устного ответа, который по окончании экзамена сдается секретарю экзаменационной комиссии.

Результаты государственного экзамена определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационной комиссии.

Неудовлетворительная оценка на государственном экзамене лишает студента права защищать выпускную квалификационную работу.

Пересдача государственного экзамена с целью повышения оценки не допускается.

Студент, не сдавший государственный экзамен, допускается к повторной сдаче не ранее, чем через три месяца, но не более чем через пять лет после прохождения итоговой аттестации.

Студент, не сдавший государственный экзамен по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных документально подтвержденных случаях), имеет возможность сдать государственный экзамен без отчисления из высшего учебного заведения. В этом случае по приказу ректора организуется дополнительное заседание государственной аттестационной комиссии в течение месяца с момента подачи заявления студента о готовности к государственному междисциплинарному экзамену.

 

Программа государственного междисциплинарного

Экзамена

Тема 1. Характеристика ранних форм материальной культуры человечества. Особенности познания и технического освоения природы человекам в первобытном обществе.