- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСКУССТВОЗНАНИЕ. ВИДЫ И ЖАНРЫ



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

История искусств.

Специальность «Народное художественное творчество»

 

Индекс цикла по ГОС ОПД.Ф.04

 

Форма Всего часов по ГОС 210

обучения дневная Из них:

Аудиторных, 104

Лекционных 52

Семестр 2, 3 Практических, (семинары) 52

Лабораторных -

Вид Самостоятельная работа 106

отчетности экзамен – 3 семестр

 

Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности «Народное художественное творчество», утвержденного Минобрнауки в _____году на основании примерной программы дисциплины «История культуры и искусства», одобренной Советом УМО вузов РФ по образованию в области истории искусства о составе и содержании специализаций в рамках специальности 03 14 01.

 

Составитель рабочей программы Беломоева О. Г., профессор

 

Рабочая программа утверждена «___»__________2012 г.

на заседании кафедры протокол № ______

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к

уровню освоения содержания …………….……………………………… 3

1.1 Цель изучения дисциплины…..…………………………..……. .3

1.2 Задачи дисциплины…………………………………………… ...3

1.3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины . .3

2. Связь с другими дисциплинами……………………………………….…. 4

3. Технологическая карта дисциплины (см. приложение 1)………….…… 4

4. График учебного процесса ………………………………...……… ….…. 4

5. Содержание дисциплины………………………………………….. . 5

5.1 Разделы и темы дисциплины, виды занятий…… . . …..… .5

5.2 Программа курса..……………………………………………….. 5

5.3 Темы практических (семинарских) занятий и методические рекомендации по их проведению……………………………………..25

5.4 График самостоятельной работы студентов (СРС) (см.прило-

жение 2) и методические рекомендации по организации СРС….. 27

6. Организация текущего и итогового контроля знаний………...………..29

6.1 Тестирование………………………………………......………... 29

6.2 Вопросы к экзамену…………………………………….............43

7. Технические средства обучения, использование ЭВМ…...……………..47

7.1 Компьютерное и мультимедийное оборудование…….…..…..47

7.2 Ресурсы INTERNET…………………………………………….47

8. Материальное обеспечение дисциплины………………………………....47

9. Методическое обеспечение…………………………………….………... .47

Основная литература………………………………………………...47

Дополнительная литература…………………………………….......48

Глоссарий …………………………………………………………....50

Приложение 1

Приложение II


1. Цели и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины.

1.1 Цели изучения дисциплины:

Настоящий курс предназначен для ознакомления студентов с основными этапами развития западноевропейского и отечественного художественного процесса, его включенностью в культурный контекст, его стилями и направлениями, творчеством ведущих мастеров изобразительного искусства и архитектуры, что является необходимой основой профессиональной подготовки студентов.

Цели преподавания дисциплины «История искусств»

– изложение в системном виде современных представлений о закономерностях и механизмах развития мирового художественного процесса;

– задание устойчивой системы поступательного развития мирового художественного процесса, поэтапной смены основных художественных стилей и направлений, специальной терминологии, используемой при анализе произведений изобразительного искусства;

– развитие в студентах навыков ориентирования в стилях и направлениях мирового художественного процесса, в хронологии его развития; способности ассоциативного мышления; визуального запоминания важнейших памятников изобразительного искусства и архитектуры.

 

1.2 Задачи дисциплины:

– изучить особенности мировой и отечественной культуры различных этапов и ее влияние на развитие художественного процесса;

– раскрыть специфические особенности основных видов изобразительного искусства;

– дать представление об основных этапах развития мирового изобразительного искусства и их особенностях в восприятии и образном воспроизведении действительности;

– сформировать понимание сложности и неоднозначности путей развития мирового художественного процесса, его зависимости от культурно-исторического контекста;

– заложить устойчивую систему знаний о творчестве ведущих мастеров различных видов изобразительного искусства, его включенности в систему стилей и направлений, формировании индивидуальной манеры и почерка художника.

 

1.3 Требования к уровню подготовки студентов, завершившего изучение

данной дисциплины:

 

Студенты после изучения дисциплины должны:

иметь представление:

– о предмете, объекте и методах теории и истории изобразительного искусства как науки;

– о стилях и направлениях в истории изобразительного искусства;

– о творчестве великих мастеров мирового художественного процесса;

– о главных художественных коллекциях и музеях Европы и мира;

знать:

– основные этапы развития западноевропейского и отечественного искусства;

– основные художественные стили и направления;

– виды и жанры изобразительного искусства;

– особенности архитектуры как вида искусства;

– творчество художников – главных представителей различных этапов развития мирового художественного процесса;

– основные произведения живописи, скульптуры и архитектуры различных периодов западноевропейского и отечественного искусства;

уметь:

– ориентироваться в современных теоретических проблемах истории искусства;

– оперировать терминологией, заданной курсом;

– ориентироваться в учебной, учебно-методической и научной литературе курса;

– анализировать произведение изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики) и архитектуры;

– определять стиль и направление, к которому принадлежит то или иное произведение;
– соотносить произведение искусства с общим культурным контекстом эпохи.

 

2. Связь с другими дисциплинами

Роль и место курса: изучение данного курса тесно связано с такими отраслями знания как культурология, отечественная история, эстетика, теория и история народной художественной культуры, история и современные проблемы ДПИ».Специфика данной учебной дисциплины обусловлена системным изложением современных представлений в области истории, культурологии, эстетики.

3. Технологическая карта дисциплины (см. приложение 1)

График занятий

№ недели
Лекции, ч.
Практические занятия
Самостоятельная работа
Зачет                                    
Лекции, ч.                  
Практические занятия                  
Самостоятельная работа
Экзамен                                 *

 

5. Содержание дисциплины

5.1 Разделы дисциплины и виды занятий:

№ п/п Название раздела дисциплины Количество часов
лекции семинары самостоятельная работа (СРС)
1. Искусство Древнего мира
2. Искусство Средних веков и эпохи Возрождения
3. Зарубежное искусство Нового и Новейшего времени
4. Искусство Древней Руси
5. Отечественное искусство XVIII – начала XX веков
6. Отечественное искусство советского периода и рубежа XX – XXI столетий

 

Программа курса

Раздел I

Искусство Древнего мира

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСКУССТВОЗНАНИЕ. ВИДЫ И ЖАНРЫ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (4 ч.)

Цель и задачи предмета. Основные виды и жанры изобразительного искусства. Графика как вид искусства, ее технологические и образные особенности. Живопись: станковые и монументальные формы, технологические особенности, жанры станковой живописи. Скульптура: особенности воспроизведения окружающей действительности в специальных материалах, отношение к объему и форме. Архитектура как вид искусства. Понятие «памятник архитектуры». Понятие стиля в изобразительном искусстве. Периодизация мирового художественного процесса: отражение основных этапов развития человеческого общества в истории развития искусства.

 

Тема 4. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

Раздел II

Искусство Средних веков и эпохи Возрождения.

Раздел III

Зарубежное искусство Нового и Новейшего времени.

Раздел IV

Искусство Древней Руси

Тема 12. ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО XI – XII вв. КИЕВСКАЯ РУСЬ (2 ч.)

Искусство древних славян. Искусство Киевской Руси XI – XII вв. Многообразие и богатство художественного наследия Древней Руси. Культовые сооружения: языческие святилища, идолы. Предметы быта, ювелирные изделия, украшения. Славянские художественные традиции в искусстве Древней Руси.

Образование и расцвет Киевского государства. Культурные связи с Византией. Деревянное зодчество Древней Руси. Киевская София – символ могущества и величия Киевского государства. Архитектурная композиция Киевской Софии – главного собора Киевской Руси. Монументальность архитектурных памятников Чернигова XI –XII вв.

Мозаики и фрески Киевской Софии. Светские бытовые сюжеты в фресках башен собора. Мозаики церкви Михаила Архангела Михайловского монастыря. Одухотворенная человечность, высокое мастерство исполнения иконы «Владимирская богоматерь»; ее история.

Высокий уровень прикладного искусства и книжной миниатюры.

Искусство Владимиро-Суздальского княжества XII в. Феодальная раздробленность Древней Руси в XII в. Сложение местных художественных школ. Своеобразие Владимиро-Суздальской художественной школы.

Крепостные и дворцовые сооружения Владимира: Золотые ворота, дворцовый ансамбль в Боголюбове.

Гармоничная связь русской архитектуры с пейзажем. Церковь Покрова на Нерли. Успенский собор и Дмитриевский собор во Владимире. Символический смысл скульптурного декора Дмитриевского собора.

Монументальность, выразительность, высокое совершенство формы в русской иконописи XII в. Ярославская школа иконописи. Богоматерь Оранта Великая Панагия («Ярославская Оранта»).

 

Раздел VI

НАЧАЛА 1980 -х ГОДОВ (2 ч.)

Патриотическая роль и большое значение искусства в годы войны. Единство художников и народа. Образ героического народа в искусстве. Гуманизм советского искусства.

Большая мобилизующая роль плаката и политической карикатуры. Плакаты И.М. Тоидзе, В.Б. Корецкого, «Окна ТАСС». Работы Кукрыниксов. Графические серии Д.А. Шмаринова и А.Ф. Пахомова.

Живопись. А.А. Дейнека – «Оборона Севастополя». А.А. Пластов – «Фашист пролетел», С.В. Герасимов – «Мать партизана». Патриотическая роль исторической живописи. П.Д. Корин – триптих «Александр Невский». Военный пейзаж в творчестве А.А. Дейнеки и Г.Г. Нисского.

Скульптурные портреты героев войны в творчестве В.И. Мухиной, Е.В. Вучетича. Образы народных героев в творчестве М.Г. Манизера: «Народные мстители», «Зоя».

Расцвет искусства в послевоенный период. Восстановление исторических городов и памятников архитектуры.

Обращение к темам прошедшей войны: философское осмысление (Кукрыниксы – «Конец»), прославление мужества и силы духа советского воина (П.А. Кривоногов – «Защитники Брестской крепости», М.А. Савицкий – «Партизанская мадонна»), раскрытие его характера (Ю.М. Непринцев – «Отдых после боя»), воспоминания и размышления (А.И. Лактионов – «Письмо с фронта», А.П. и С.П. Ткачевы – «Между боями», В.Н. Костецкий – «Возвращение», В.Е. Попков – «Шинель отца»).

Тема борьбы за мир как одна из центральных в отечественном искусстве. Графическая серия Б.И. Пророкова «Это не должно повториться!», «Испанский триптих» А.А. Мыльникова.

Разработка «Ленинианы» и историко-революционной темы. Б.В. Иогансон – «Выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола», В.А. Серов – «Ходоки у В.И. Ленина», «Зимний взят». Новые решения темы в работах Е.Е. Моисеенко – «Красные пришли», Г.М. Коржева – триптих «Коммунисты».

Отражение созидательного труда советских людей: Т.Н. Яблонская – «Хлеб», А.А. Пластов – «Ужин трактористов», С.А. Чуйков – «Дочь Советской Киргизии», П.Ф. Никонов – «Геологи». Творчество В.Е. Попкова, Т.Т. Салахова.

Портрет как создание обобщающего образа современника. П.П. кончаловский – «Автопортрет в желтой рубашке», П.Д. Корин – «Портрет Кукрыниксов», Д.Д. Жилинский – «Гимнасты».

Развитие жанра исторического портрета в творчестве С.П. Викторова. Поэтическая трилогия: «Маяковский в мастерской РОСТА», «А. Блок», «Сергей Есенин».

Определяющая роль эпического пейзажа. Развитие индустриального пейзажа. Работы Г.Г. Нисского, М.С. Сарьяна. Городской пейзаж: Ю.И. Пименов.

Натюрморт в творчестве В.Ф. Стожарова – «Хлеб, соль и братина» и А.Ю. Никича – «Завтрак».

Решение творческих задач в области монументальной и портретной скульптуры. Монументы и ансамбли Воинам- освободителям. Е.В. Вучетич: Трептов-парк, мемориальный комплекс Мамаева кургана в Волгограде. Монумент В.И. Ленина в Берлине (Н.В. Томский). Памятники жертвам фашизма в Пирчуписе (скульптор Г.А. Иокубонис), генералу Д.М. карбышеву (скульптор В.Е. Цигаль), А.С. Пушкину в Ленинграде (скульптор М.К. Аникушин), Карлу Марксу в Москве (скульптор А.П. Кибальников). Станковая скульптура. С.Т. Коненков и др.

Развитие графики. Иллюстрации В.А. Фаворского к «Слову о полку Игореве», «Борису Годунову» и «маленьким трагедиям», С.А. Красаускаса – к поэме «Человек» Э. Межелайтиса. Д.А. Шмаринова – к «Войне и миру».

Архитектура. Массовое строительство после окончания Великой Отечественной войны. Борьба за архитектуру, отвечающую современным общественным, техническим и эстетическим требованиям: Лужники, Дворец пионеров, Кремлевский дворец съездов. Здание СЭВа, Олимпийские комплексы в Москве.

Архитектурные ансамбли Вильнюса, Ташкента. Еревана.

Развитие искусства на современном этапе. Рубеж XX-XXI века.

 

 

Тестирование

Тест 1. Виды и жанры искусства.

 

1.К видам изобразительного искусства относят следующие (нужное подчеркнуть):

– архитектура

– музыка

– живопись+

– скульптура+

– литература

– графика+

– театр

– художественная фотография+

2. К основным техникам монументальной живописи относят следующие (нужное подчеркнуть):

– витраж+

– темпера

– акварель

– фреска+

– мозаика+

– энкаустика

– офорт

– литография

3. Основным материалом графики является (нужное подчеркнуть):

– холст

– бумага+

– камень

– металл

4. К жанрам живописи относят следующие (нужное подчеркнуть):

– интерьер+

– скульптура

– графика

– натюрморт+

– энкаустика

– пейзаж+

– фреска.

5. Продолжите фразу:

офорт – это техника живописи

жанр, скульптуры

техника графики+

скульптура – это жанр искусства

вид искусства+

техника искусства

6.Главное выразительное средство живописи – это:

– Цвет+

– объем

– линия

Шкала оценок

1. От 75 % до 100% правильных ответов – «отлично»

2. От 50% до 74% правильных ответов – «хорошо»

3. От 30% до 49% правильных ответов – «удовлетворительно»

4. Ниже 30% правильных ответов – «неудовлетворительно»

Вопросы к экзамену

1. Искусство в системе культуры.

2. Живопись как вид искусства.

3. Графика как вид искусства.

4. Скульптура как вид искусства.

5. Архитектура как вид искусства.

6. Декоративно-прикладное искусство.

7. Искусство эпохи каменного века

8. Искусство эпохи бронзы.

9. Искусство эпохи железа.

10. Искусство Древнего Египта (эпоха Древнего царства).

11. Искусство Древнего Египта (эпоха Среднего царства).

12. Искусство Древнего Египта (эпоха Нового царства и Позднего периода).

13. Искусство архаики.

14. Искусство классической Греции.

15. Искусство эпохи эллинизма.

16. Искусство периода Римской республики.

17. Искусство периода римской империи.

18. Искусство романского периода.

19. Искусство эпохи готики.

20. Искусство Раннего Возрождения.

21. Творчество Леонардо да Винчи.

22. Творчество Рафаэля.

23. Творчество Микеланджело.

24. Особенности Возрождения в Венеции. Творчество ведущих мастеров: Джорджоне, Тициана.

25. Итальянское искусство XVII века. Творчество Л. Бернини.

26. Фламандское барокко. Творчество П. П. Рубенса.

27. Искусство XVII века в Голландии. Творчество Рембрандта.

28. Испанское искусство XVII века. Творчество Веласкеса.

29. Французское искусство XVII века. Творчество Н. Пуссена.

30. Развитие искусства во Франции XVIII века.

31. Английское искусство XVIII века.

32. Французское искусство конца XVIII – начала XIX века. Классицизм (творчество Л. Давида), академизм (творчество Энгра), романтизм (творчество Делакруа).

33. Развитие реализма в искусстве Франции XIX века. Творчество Ж. Милле, О. Домье, Г. Курбе.

34. Особенности английского искусства начала XIX века. Констебль, Тернер.

35. Испанское искусство начала XIX века. Творчество Гойи.

36. Импрессионизм как художественное явление.

37. Творчество О. Родена.

38. Творчество постимпрессионистов: П. Сезанн, В. ван Гог, П. Гоген.

39. Развитие искусства на рубеже XIX – XX веков. Основные черты, тенденции, художественные направления.

40. Искусство Киевской Руси (конец IX – XII вв.).

41. Искусство Владимиро-Суздальской Руси (вторая половина XII – XIII вв.).

42. Особенности искусства Новгорода и Пскова XI – XV вв.

43. Демократический характер искусства Пскова (XII – XIII вв.).

44. Творчество Феофана Грека.

45. Ансамбль Московского Кремля.

46. Искусство Москвы XIV - первой половины XV века: развитие архитектуры.

47. Творчество Андрея Рублева и его историческое значение.

48. Творчество Дионисия.

49. Особенности шатровой архитектуры (XVI в.).

50. Особенности развития искусства в XVII веке.

51. Искусство Петровской эпохи. Архитектура.

52. Искусство Петровской эпохи. Изобразительное искусство.

53. В.В. Растрелли – главный представитель русского барокко в архитектуре.

54. Русская живопись середины XVIII века.

55. Развитие архитектуры во второй половине XVIII века

56. Развитие живописи во второй половине XVIII века.

57. Развитие скульптуры второй половине XVIII века

58. Особенности развития архитектуры высокого классицизма в России.

59. Творчество К. И. России.

60. Смена художественных стилей и направлений (классицизм, академизм,

сентиментализм, романтизм, реализм) в русской живописи первой по

ловины XIX века.

61. Развитие исторической живописи в первой половине XIX столетия:

Творчество Брюллова и А.Иванова.

62. Развитие портрета в русской живописи XIX века: творчество О. Ки

пренского и В. Тропинина.

63. Творчество А.Г. Венецианова и его нововведения в художественно-

педагогическую систему.

64. Зарождение критического реализма в русской живописи: творчество

П.А. Федотова.

65. Образование и деятельность Товарищества передвижных художествен

ных выставок.

66. Творчество В.Г. Перова.

67. Творчество И.Е. Репина.

68. Основные тенденции развития пейзажной живописи во второй полови

не XIX в.

69. Историческая живопись второй половины XIX века. Творчество Н.Н.

Ге, .В. Верещагина, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.М. Васнецова.

70. Развитие портретного жанра в живописи второй половины XIX века.

71. Творчество М.А. Врубеля, в. А. Серова, К. А. Коровина

72. Художественные группировки рубежа веков.

73. Отечественное искусство 1920-х годов.

74. Отечественное искусство 1930-40-х гг.

75. Искусство второй половины ХХ века: 1950-е – 60-е годы. Суровый

стиль.

76. Искусство 1970-80-х гг.

Требования к экзамену:

Во время ответа студент обязан:

– знать основные этапы развития западноевропейского и отечественного искусства;

– знать особенности основных художественных стилей и направлений;

– знать виды и жанры изобразительного искусства;

– охарактеризовать особенности архитектуры, живописи, скульптуры графики как видов искусства;

– анализировать творчество художников – главных представителей различных этапов развития мирового художественного процесса;

– анализировать основные произведения живописи, скульптуры и архитектуры различных периодов западноевропейского и отечественного искусства;

 

Таким образом, студент должен показать прочное теоретическое и

практическое усвоение изучаемого материала.

 

Критерии оценки знаний по дисциплине

В основе оценки знаний по данной дисциплине лежат следующие основные требования:

– освоение содержания учебного курса в комплексе профессиональных знаний, умений и навыков;

– логически стройное и аргументированное изложение содержания тем;

– умение соотносить теоретические знания с практическими навыками;

– систематическая самостоятельная работа студента.

Ответ заслуживает оценки «отлично» в том случае, если студент обнаруживает знания, в полной степени отвечающие предъявляемым к ответу требованиям.

Оценка «отлично» отражает свободную ориентацию в историко-теоретической проблематике предлагаемой темы. Студент уверенно демонстрирует приобретенные навыки и отвечает на все вопросы преподавателя, в том числе и дополнительные; обнаруживает знания, полученные при изучении не только учебной, но и монографической литературы, а также владеет специальной терминологией и профессиональной эрудицией. По форме ответ, претендующий на оценку «отлично», должен излагаться уверенно, логически стройно и грамотно.

Оценка «хорошо» характеризует ответ, в целом удовлетворяющий вышеперечисленным критериям, но вопросы темы раскрыты в узком объеме и студент лишь частично ответил на дополнительные вопросы преподавателя.

Оценка «удовлетворительно» выставляется за то, что ответ экзаменуемого не обнаруживает достаточные знания в объеме данной учебной программы и показывает поверхностную осведомленность в ответах на дополнительные вопросы.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется за отсутствие знаний по данной дисциплине и за невыполнение требований промежуточной и итоговой форм отчетности.

Оценка ответа представляет собой среднеарифметическое из всех оценок, выставляемых за ответ по каждому предложенному вопросу. Определенную роль могут оказывать такие факторы, как отношение к учебным занятиям (посещение лекций, семинаров), оценки, полученные в течение семестра, культурный уровень в целом.

 

 

Учебники

1. История зарубежного искусства. Под ред. М. Кузьминой. М.: Искусство, 1988.

2. История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток, античность. Колл. Авт. Ин-та им. И.Е. Репина Акад. Художеств СССР. М.: Изобраз. искусство, 1980. 384 с.

3. История русского искусства: Учебник/ Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина; М.: Изобраз. Искусство, 1980. 400 с.

4. История русской живописи. В 12 т. М.: Белый город, 2006.

5. Очерки истории советского искусства. 1917 – 1977. М.: Советский художник, 1980.

6. Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. Учебник для вузов. Л., 1984.

7. Cокольникова Н. М. История изобразительного искусства: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 2-х т. М.: «Академия», 2007.

 

9.2 Дополнительная литература

Монографии

1. Акимова Л. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика. М.: Азбука-классика, 2007.

2. Акимова Л. Искусство Древней Греции. Классика. М.: Азбука-классика, 2007.

3. Алексеева Т. В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже

XVIII – XIX веков. М.: Искусство, 1975.

4. Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. В 2-х т. М.: Искусство, 1967.

5. Английские художники от Хогарта до Тернера. М.:1966.

6. Андреева Е. Постмодернизм. Искусство второй половины ХХ – начала XXI века.

М.: Азбука-классика, 2007.

7. Афанасьева В.К. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. М.: Искусство,1976. – 375 с.

8. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993.

9. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1983.

10. Белоусова Н.А. Джорджоне. М.: Изобразительное искусство, 1996. -168 с.

11. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М.: Искусство, 1973. – 224 с.

12. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. М.: Республика, 1999.

13. Бритова Н.Н. Римский скульптурный портрет. М.: Искусство, 1975. –104 с.

14. Вздорнов Г.И. Феофан Грек. Творческое наследие. М.: Искусство, 1983.

15. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс. В 2-х т. М.: Искусство, 1979.

16. Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. М.: Наука, 1978.

17. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изобраз. искусство. 1985. – 288 с.

18. Вощина А.И. Античное искусство. М.: Академия художеств, 1962. – 393 с.

19. Герман М. Импрессионизм. Основоположники и последователи. М.:

Азбука-классика, 2008.

20. Герман М. Модернизм. Искусство первой половины ХХ века. М.: Азбука-классика,

2008.

21. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М.: Современник, 1999. – 494 с.

22. Даниэль С. Европейский классицизм. Эпоха Пуссена. Эпоха Давида. М.:

Азбука-классика, 2003.

23. Даниэль С. Рококо. От Ватто до Фрагонара. М.: Азбука-классика, 2003.

24. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М.: Искусство, 1991.-318 с.

25. Дживелегов А.К. Леонардо да Винчи. М.: Искусство, 1969, 219 с.

26. Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII века.

М.: Изд-во МГУ. 1987. 196 с.

27. Знамеровская Т.П. Веласкес. М.: Изобраз. Искусство, 1978. – 272 с.

28. Зограф Н.Ю. Николай Ге. М., 1974. 167 с.

29. Коваленская Н.Н. Русский классицизм. Живопись, скульптура. Графика. М., 1964.

30. Коваленская Н.Н. История русского искусства XVIII века. М.: Изд-во МГУ, 1962. 385 с.

31. Кожина Е.Ф. Искусство Франции XVIII века. М.: 1971.

32. Колпакова Г. Искусство Древней Руси. Домонгольский период. М.: Азбука-классика, 2007.

33. Кукаркин А.В. По ту сторону расцвета. М.: Полит. литература, 1977. – 400 с.

34. Кантор А.М. Искусство XVIII века. М.: Искусство, 1977. – 375 с.

35. Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески. XI-XV вв. М.: Искусство, 1973.

36. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVII в. М.: Искусство, 1983.

37. Либман Л. Искусство Германии. М.: Искусство, 1964. – 248 с.

38. Лисовский В. Архитектура эпохи Возрождения. Италия. М.: Азбука-классика, 2007.

39. Лифшиц Л.И. Монументальная живопись. XIV – XV вв. М.: Искусство, 1987.

40. Маковский С.К. Силуэты русских художников. М.: Республика, 1999.

41. Мириманов В.Б. Малая история искусств. Первобытное и традиционное искусство. М.: Искусство, 1973. – 319 с.

42. Муратова К.М. Мастера французской готики. М.: Искусство, 1988. – 350 с.

43. Нессельштраус Ц. Искусство раннего Средневековья. М.: Азбука-классика, 2000.

44. Пленники красоты. Русское академическое и салонное искусство 1830-х –1910-х гг. М., 2006.

45. Полевой В.М. Искусство XX века. Малая история искусств. М.: Искусство, 1991. – 303 с.

46. Популярная история живописи. Западная Европа. М.: Вече, 2001.–480 с.

47. Прусс И. Е. Западноевропейское искусство XVII века. Малая история искусств. М.: 1974. – 383 с.

48. Пунин А. Искусство Древнего Египта. Раннее царство. Древнее царство. М.: Азбука-классика, 2008.

49. Пунин А. Искусство Древнего Египта. Среднее царство. Новое царство. М.: Азбука-классика, 2010.

50. Раздольская В. Европейское искусство XIX века.Классицизм, романтизм. . М.: Азбука-классика, 2009.

51. Рапацкая Л.А. Русское искусство XVIII века. М.: Просвещение, Владос. 1995. – 191 с.

52. Ривкин Б.И. Античное искусство. Малая история искусств. М.: Искусство, 1972. – 356 с.

53. Ротенберг Е.И. Искусство Италии. М.: Искусство, 1966.–232 с.

54. Семенов В. Первобытное искусство Каменный век. Бронзовый век. М.:

Азбука-классика, 2008

55. Смирнова И.А. Искусство Италии конца XIII-XV веков. Памятники мирового искусства. М.: Искусство, 1988. – 144 с.

56. Соколов Г.И. Искусство Древней Греции. М.: Искусство, 1980 – 272 с.

57. Соколов Г.И. Искусство этрусков. М.: Искусство, 1990. – 319 с.

58. Степанов А. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV – XV века. М.: Азбука-классика, 2005.

59. Степанов А. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XVI век. М.: Азбука-классика, 2007.

60. Степанов А. Искусство эпохи Возрождения. Нидерланды, Германия, Франция, Испания, Англия. М.: Азбука-классика, 2009.

61. Столяр А. Д. Происхождение изобразительного искусства. М.: Искусство, 1985. – 298 с.

62. Тяжелов В. Н. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе. М.: Искусство, 1981.– 383 с.

63. Чегодаев А.Д. Импрессионисты. М.: Искусство, 1971.- 156 с.

64. Яворская Н.В. Западноевропейское искусство XIX века. М.: Искусство, 1962..

65. Якимович А. Новое время. Культура и искусство XVII – XVIII веков. М.: Азбука-классика, 2004.

Глоссарий

Авангардизм - (от фр.avantgard-передний край, передовой отряд), авангард- понятие, объединяющее экспериментальные, модернистские, подчеркнуто необычные начинания, поиски в искусстве 20 в.

 

Автопортрет (от греч.autos-сам)- графическое, живописное или скульптурное изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал. Эта особая разновидность портретного жанра выражает оценку художником своей личности, ее роли в мире и обществе, своих творческих принципов.

Академизм (фр.aсademisme) –художественное направление, базой развития которого служат академии художественные. Академизм - неотъемлемая часть художественной культуры, связанная с сохранением и развитием высших традиций и наиболее совершенных образцов искусства и созданием на этой основе художественной школы, профессионального образования.

 

Алла – прима (итал. alla prima – в первый момент) – то же , что живопись по сырому; так же способ исполнение в один прием, за один сеанс, без предварительных прописок и подмалевка.

 

Аль – фреско (итал. al fresco, affresco), аффреско – техническая разновидность стенной живописи – письмо по свежей известковой штукатурки.

 

Ампир (франц. empire­­ – империя) – стиль в архитектуре, декоративно – прикладном и изобразительном искусстве первой трети 19 в. в странах Европы, завершающая фаза эволюции классицизма.

 

Артель художников(Санкт- Петербургская артель художников) – объединение, основанное (1863) молодыми живописцами (Б.Б. Вениг, А.К. Григорьев, Ф.С. Журавлев и др.) – участниками «бунта четырнадцати» в петербургской Академии художеств, покинувших ее в связи с отказам писать на заданную программу.

 

Архаика (от греч. archaikos-древний) – древнегреческое искусство, развивавшееся в 7 -6 вв. до н.э. на территории Греции, островов Греческого архипелага, Малоазийского побережья и Юж. Италии.

 

Атрибуция(лат. attribution – приписывание) – установление принадлежности анонимного произведения конкретному автору, национальной или местной художественной школе, определение времени создания.

 

Аукцион – продажа на конкурсной основе с публичных торгов, при которой произведение искусства приобретаются лицом, предложившим за них наивысшую цену.

 

Аукционный дом – фирма – аукционер, являющаяся посредником между продавцом и покупателем на художественном рынке.

 

Бидермайер – стилевое направление в искусстве Германии, Австрии, Словении между 1815- 1848 гг. здесь отразились демократизм бюргерской среды, утверждавший свою самостоятельность и самобытность.

 

«Бубновый валет» – выставочное объединение московских художников учрежденное П.П. Кончаловский, А.В. Куприным, И.И. Машковым, В.В. Рождественским (1910). «Общество художников «Бубновый валет» имеет целью распространение современных понятий по вопросам изобразительных искусств» (Устав Общества художников «Бубновый валет», 1911).

 

Вариант (от лат. varians- изменяющийся) – художественное произведение, сходное с другим того же автора на ту же тему. Вариант повторяет основной замысел сходной работы, но может существенно отличатся от нее в выражении этого замысла.

 

Веризм (итал. verismo, от vero - истинный, правдивый) – направление в итальянской художественной культуре последней трети 19в. возникло на рубеже 1880-х гг. первоначально в литературе и театре, затем распространилось и в изобразительном искусстве.

 

Галерея(ит. galleria) – 1) специально устроенное помещение для обозрения произведений искусств. 2) государственное, общественное или частное предприятие, постоянно занимающееся экспонированием, хранением изучением и пропагандой искусства.

 

«Голубая роза» – выставка, показанная в Москве (1907) и ознаменовавшая «декоративно-романтическое» направление в русском искусстве.

 

Графика (греч. graphike, от grapho - пишу, рисую) – вид изобразительных пространственных (пластических) искусств. Графика связана с изображением на плоскости.

 

Групповой портрет – портрет включающий группу персонажей ( не менее трех), соединенных в одной обстановке, сцене, часто связанных единым действием.

 

Декоративная живопись(от лат. decorare - украшать) – живопись, являющаяся частью архитектурного ансамбля или произведения декоративно-прикладного искусства и предназначенная прежде всего для украшения, а так же для подчеркивания конструкции и функции здания или предмета.

 

Декоративная скульптура – обширная область скульптуры, объединяющая многообразные средства пластического украшения городов, зданий и сооружений, садов и парков общественных и частных интерьеров.