- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Тема 1.2. Раннехристианская скульптура. Мозаики раннехристианского периода



Причины появления и характерные особенности символических изображений. Библейские и очищенные языческие символы. Перечень и расшифровка их. Изображения библейской истории также напоминают о важнейших истинах христианства. Перечень сюжетов. Отсутствие системы росписи. Отличия от языческого искусства этого времени.

Особенность техники мозаики. Основа стенописи. Штукатурка. Краски. Связующее во фреске и росписи по сухой штукатурке. Процесс написания. О росписи масляными и другими красками.

Вопросы для самоконтроля

1. Характерные особенности символических изображений.

2. Перечень христианских сюжетов.

3. Особенность техники мозаики.

4. Связующее во фреске и росписи по сухой штукатурке.

5. Связующее во фреске и росписи по сухой штукатурке.

 

Раздел II. Византийский период христианского искусства.

Тема 2.1. Ранние иконы. Период иконоборчества (VIII век). Поздневизантийское искусство (ХШ-ХV). Византийская рукописная книга.

Искусство до эпохи иконоборчества. Эпоха Юстиниана. Возвышение Константинополя. Храмовая архитектура св. София. Архитектура и живопись Равенны. Книжная миниатюра. Ранняя икона - сложение иконографии. Мозаики. Византийское искусство после эпохи иконноборчества. Период полного господства феодальных отношений. Оформление всех видов искусства в средневековых эстетических нормах. Крестово-купольная система храма. Принципы иерархической системы монументальной живописи. Мозаики в храмах св. Софии, монастырей Дафни и Хора. Икона эпохи Комнинов и Палеологов «Владимирская богоматерь», «Двенадцать апостолов». Расцвет миниатюры и декоративно-прикладного искусства.

Последствия 1453 года. Остров Крит и Венеция как новые центры искусства греков. Икона - главное из церковных искусств. Выбор манеры письма заказчиком. Следование традициям конца XIV-1 половины XV в. Новое в традиционной иконе (влияние Запада, подписные иконы, авторство и ремесло). Прозападное направление итало-критских икон. Переход ряда художников к западной религиозной живописи (Доменико Теотокопулос - Эль Греко). Фрески в поствизантийский период (Феофан Критский). Падение Крита в 1669 году и упадок церковного искусства греков.

Вопросы для самоконтроля.

1. Как сложилась иконография.

2. Определение термина «икона».

3. Храмовая архитектура св. София.

4. Крестово-купольная система храма.

5. Определение термина «мозаика».

Раздел III. Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески Х-ХVI веков.

 

Тема 3.1. Мозаики и фрески Киевской Руси IX-XIII веков. Монументальная живопись Великокняжеской Москвы (XV-XVI).

Особый характер искусства Древней Руси. Мозаики и фрески Х-ХVI веков. Мозаики и фрески Киевской Руси IX-XIII веков. Монументальная живопись Великокняжеской Москвы (XV-XVI).

Монументальная живопись продолжает традиции Киевской Руси микенской эпохи. Постепенное нарастание реалистических тенденций.

Вопросы для самоконтроля.

1. Особый характер искусства Древней Руси.

2. Определение термина «фреска».

3. Определение термина «монументальная живопись».

4. Монументальная живопись Великокняжеской Москвы.

5. Реалистические тенденции в искусстве Древней Руси.

 

Раздел IV. Древнерусская живопись XI-XVII веков.

Тема 4.1. Иконостас как художественный ансамбль. Иконы Феофана Грека.

Техника иконы. Приготовление иконной доски. Паволока и левкас. Рисунок иконы. Золочение. Связующее и темперные краски (минералы, земли, химические красители). Процесс написания иконы. Защитный слой.

Иконы Феофана Грека.

Вопросы для самоконтроля.

1. Иконостас как художественный ансамбль.

2. Иконы Феофана Грека.

3. Техника иконы.

4. Связующее и темперные краски в иконе.

5. Процесс написания иконы.

 

Тема 4.2. Московская школа иконописи: творчество Андрея Рублева и мастеров его круга (конец XV- XVI начало веков).

История развитиямосковской школы иконописи. Андрей Рублев – самобытный творец русской иконы. О значении и судьбах древнерусской иконы. Музей древнерусского искусства имение Андрея Рублева. Спасо-Андронников монастырь.

Вопросы для самоконтроля.

1. История развитиямосковской школы иконописи.

2. Московская школа иконописи.

3. Андрей Рублев – самобытный творец русской иконы.

4. Спасо-Андронников монастырь.

5. Иконописцыконца XV- XVI нач. веков.

Тема 4.3. Московская школа иконописи: творчество Дионисия и мастеров его круга (конец XV- XVI начало веков).

Роль Москвы как центра объединения русских земель уже в 20-30-х гг. XIV в. обусловила широкий размах культового (соборы - Успенский, 1327, и Архангельский, 1333 - оба в Московском Кремле). Московский тип белокаменного храма: компактный, четырехстолпный, с повышенными подпружными арками, ярусами кокошников, резными декор, поясами на фасадах (Успенский собор на Городке, 1399; Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, 1405, - оба в Звенигороде; Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, 1412 или 1427).

Живопись Московской школы в XIV в. Расцвет Московской школы в конце XIV - начале XV вв. связан с деятельностью выдающихся художников Феофана Грека, Рублёва Андрея, Даниила Чёрного, в творчестве которых глубокий философский смысл сочетался с проникновенным лиризмом, с непосредственностью чувства.

Вопросы для самоконтроля.

1. Московский тип белокаменного храма.

2. Живопись Московской школы в XIV в.

3. Творчество Феофана Грека.

4. Творчество Рублёва Андрея.

5. Творчество Даниила Чёрного.

Тема 4.4. Суздальская иконопись XII- XVI веков.

Росписи, удивительные фрески, уникальные иконы Суздаля служат превосходным памятником древнерусской живописи. Суздаль - живой учебник иконописи. История эволюции старинной живописи. Для суздальской иконописи характерны возвышенность образов, уравновешенность, как цветовая, так и композиционная, нежная и спокойная, плавная передача ликов на иконах.

Вопросы для самоконтроля.

1. Суздальская иконопись XII- XVI веков.

2. История эволюции старинной живописи.

3. Суздаль - живой учебник иконописи.

4. Характерные черты суздальской иконописи.

5. Технология написания ликов на иконах.

Тема 4.5. Иконы Новгорода и Пскова XI- XVII веков.

Главные иконописные школы – Новгород и Псков как две самостоятельные школы. Период политической раздробленности Руси. Устойчивые художественные традиции иконописи.

Вопросы для самоконтроля

1. Особенности иконописной школы Новгорода.

2. Особенности иконописной школы Пскова.

3. Период политической раздробленности Руси.

4. Устойчивые художественные традиции иконописи.

5. Отличительные характеристики иконописных школ Новгорода и Пскова.

 

Тема 4.6. Строгановская школа иконописи XI- XVII веков. Основные стилистические направления иконописи XVII века. Царские иконописные мастерские и Симон Ушаков.

Русская школа иконописи, сложившаяся в конце XVI века. Купцы-солепромышленники - Строгановы. Лучшие мастера школы – московские иконописцы, работавшие в царских мастерских. Разделение труда между иконописцами узкой специализации: «личник», «доличник», мастер «палатного письма», и т. п. Пейзажные панорамы с овражками и лесными полянами, с холмами, поросшими золотолиственными деревьями, травами и цветами, с извилистыми серебристыми реками, со множеством зверей и птиц.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Русская школа иконописи конца XVI века.

2. Купцы-солепромышленники – Строгановы.

3. Определение и характеристикииконописцев узкой специализации.

4. Пейзажные панорамы в иконописи.

5. Царские иконописные мастерские и Симон Ушаков.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Текущая аттестация студентов заочной формы производиться в следующих формах:

а) в межсессионный период – на основе выполнения контрольных работ (тестов);

б) во время экзаменационной сессии – в процессе проведения занятий, предшествующих получению зачетов.

Промежуточная аттестация по дисциплине проходит в форме предусмотренных учебным планом семестра (курса обучения) дифференцированного зачета, включает в себя ответы на теоретические контрольные вопросы, написание эссе и рефератов.

Список тем рефератов.

 

1. Культура и духовность.

2. Религиозная культура

3. Христианство и православие

4. Духовная основа православной культуры.

5. Древнерусский монастырь – центр христианской православной культуры

6. Святыня как основа христианского искусства

7. Христианские святыни

8. Православная культура – великое наследие мировой культуры

9. Православные праздники

10. Отражение христианских традиций в русском искусстве.

11. Язык древнерусского искусства

12. Символы христианской православной культуры

13. Семантика христианской православной культуры

14. Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма.

15. Внутреннее устройство православного храма

16. Религиозная живопись

17. Православная икона

18. Письменные источники христианской православной культуры

19. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.

 

Список тем эссе.

 

1. Фантазии на тему искусства Суздальской иконописи.

2. Мифологические сюжеты в Древнерусской иконописи.

3. Мои впечатления от росписей Дионисия.

4. Фантазии на тему искусства иконописных школ – Новгород и Псков.

5. Впечатление о творчестве иконописца Андрея Рублева.

6. Путешествие по Царским иконописным мастерским.

7. Фантазии на тему искусства Строгановской школы иконописи.

8. Символические образы византийского храма.

9. Впечатления от византийских мозаик.

20. Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма.

10. Экскурсия по Московскому типу белокаменного храма.

11. Фантазии на тему старинной иконописной живописи.

12. Мои фантазии на тему мозаики.

13. Фантазии на тему иконостаса как художественного ансамбля.

14. Впечатление о творчестве иконописца Феофана Грека.

15. Что мне понравилось в монументальной живописи Великокняжеской Москвы.

16. Самые интересные мозаики раннехристианского периода.

17. Экскурсия по Спасо-Андронникову монастырю.

18. Самые интересные раннехристианские скульптуры.

19. Размышления о народных и библейских сюжетах.

20. Самые интересные фрески.

21. Фантазии на тему искусства живописи катакомб.

22. Размышления о расшифровке христианских надписей.

21. Святыня как основа христианского искусства

23. Чем отличается изображение Богоматери на картине и иконе.

24. Фантазии на тему миниатюры и декоративно-прикладного искусства

25. Что мне понравилось в византийском искусстве.

26. Любимый вид христианского искусства.