- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Тема 13. Культура европейского средневековья



План

1. Генезис средневековой культуры

2. Средневековье как теоцентрическая культура

3. Основные элементы средневековой культуры

Методические рекомендации

Первый вопрос уместно начать с изложение исторического материала. В русле данного изложения следует указать на генетические истоки христианской культуры, обосновать роль христианской религии в процессе ее становления. Христианство является наиболее совершенным типом моноцентрической религии. Изложив ее основы, нужно показать существенные отличия христианства от иудаизма. Нельзя оставить без внимания античный элемент, который хоть и отвергался первоначально христианами в качестве греховного. Постепенно в преображенном виде вошел в средневековый культурный комплекс. Также нельзя не отметить собственно творческий момент, ту титаническую культурную работу, которую осуществили люди церкви, основатели христианской культуры.

Второй вопрос требует теоретического разбора идейных оснований христианской культуры.

Теоцентризм - главная идея средневековой культуры. Бог является абсолютным творческим субъектом творцом бытия. Он высшая ценность и источник красоты. Он есть тот максимум к которому должен стремиться человек. Данная концепция должна быть прослежена при исследовании основных элементов культуры.

Третий вопрос уместно начать с характеристики религии. Затем необходимо поставить и конкретно исследовать вопрос о роли науки в средние века. Необходимо не упустить, что наука деградирует. Но остается философия, которая приобретает характер теологии. В заключении уместно рассмотреть вопрос о роли искусства в средневековой культуре (Библия для не умеющих читать).

 

Тема 14. Искусство как эпицентр культуры Возрождения

План

1. Возрождение как "эстетический тип" культуры

2. Основные эстетические принципы искусства Возрождения

3. Основные особенности и социальный смысл искусства

Методические рекомендации

Первый вопрос уместно начать с исторического введения, в котором следует коротко изложить вопрос о генезисе культуры Возрождения. Далее можно перейти к осмыслению вопроса о специфики гуманизма. Основное достоинство человека - творческая способность. Нужно не упустить, что данный подход к проблеме принято обозначать в качестве эстетического. Культура возрождения по определению А.Ф. Лосева является антропоцентрической. Человеческое измерение видится главным. Правда человек мыслится в данном случае. Скорее как идеал, т.е. гений, титан.

Второй вопрос нужно начать с характеристики эстетики как науки. Затем следует перейти к искусству. Необходимо изложить специфическое для эпохи возрождения понимание прекрасного, смысла искусства, задач художника. Нужно разобрать вопрос о роли живописи. Также выявить содержание концепции Леонардо, согласно которой живопись является синтетической наукой.

Приступая к изложению третьего вопроса нужно упомянуть выдающихся деятелей искусства эпохи Возрождения - Леонардо, Микеланджело, Рафаэля, Данте, Шекспира, Сервантеса и др.

Далее следует разъяснить вопрос об особой роли художника в связи с концепцией идеала эпохи - личности всесторонней, гармонически развитой. Социальная роль художника не ограничивается этим. Искусство, которое он творит, мыслится в духе пантеизма как продолжение божественного творчества, преобразующего мир.

 

Тема 15. Культура и цивилизация

План

1. Понятие культуры и цивилизации

2. Культура и цивилизация как единство

3. Историческое многообразие культур и проблема их взаимовлияния

Методические рекомендации

Первый вопрос носит теоретический характер. Излагая его, необходимо выявить историю вопроса и показать культурно-этимологическое значение данных понятий. Затем, после отождествления их, необходимо разобраться в концепции, сформировавшейся на рубеже 19 - 20 веков, согласно которой понятие цивилизации отображает технологический аспект человеческого бытия, а культура - духовный.

Второй вопрос следует посвятить осмыслению взаимоотношения культуры и цивилизации в системном аспекте. Цивилизация без культуры вырождается и становится враждебной человеку. Она без культуры слепа и бездушна. Культура, как духовный пласт человеческого бытия без поддержки цивилизации (технологический средств) становится слабой. Нельзя упустить тот факт, что многие цивилизационные открытия стимулировали развитие культуры, способствуя выявлению новых аспектов человеческой духовности.

Приступая к изложению третьего вопроса, необходимо четко изложить концепцию многообразия культур, разобрав понятия этнической, народной, национальной, общечеловеческой культуры. В данном контексте культура мыслится как специфическое единство технически (материальных) и духовных элементов. В плане интенсификации динамизма культурного процесса взаимодействие культур выглядит полезным. Но взаимодействие может привести к упрощению, деградации. Постановкой данной актуальной проблемы в связи с современным процессом глобализации, а также практикой модернизации национальной культуры уместно закончить изложение материала.

 

Тема 16. Культура Древнего Египта

План

1. Генезис культуры Древнего Египта

2. Особенности культуры Древнего Египта

3. Основные элементы культуры Древнего Египта

Методические рекомендации

Изложение первого вопроса уместно предварить, хотя бы в коротком, конспективном изложении, материалом о научном открытии Египта, которое произошло в 19 веке. Проблему генезиса, в этой связи, можно излагать синхронно с археологическими открытиями. Нужно хотя бы вкратце охарактеризовать роль различных наук в исследовании названной культуры. Затем необходимо изложить материал, характеризующий специфику культурогенеза в районе Нила.

Второй вопрос требует привлечения знаний о культуре других народов. Лучше всего культуру Египта сравнить с месопотамской культурой. Параметры сравнения - географическая среда, этнический состав, своеобразие генезиса и истории. Также в этом вопросе уместно представить в сжатом виде историю цивилизации в Древнем Египте.

Третий вопрос лучше начать с характеристики основных элементов, точнее, достижений изучаемой культуры - научных знаний, прежде всего математики, языческой религии, письменности, достижений в области архитектуры, скульптуры и поэзии. Особенно следует сконцентрировать внимание на политическом аспекте культуры, ибо египтянам удалось создать первое государство. Завершить вопрос уместно характеристикой того влияния, которое оказала египетская культура на мировой культурный процесс.

 

Тема 17. Образно-символический и религиозный смысл средневековой культуры

План

1. Основные черты средневековой культуры

2. Культура средневековья как знак

3. Культура средневековья как мезокосм

Методические рекомендации

Изложение первого вопроса полезно предварить исторической справкой, где нужно указать временные рамки эпохи, назвать самых значительных ее представителей. Далее нужно охарактеризовать идею средневековья, которую А.Ф. Лосев обозначил как теоцентризм, а также прояснить роль христианства как духовной основы эпохи.

Приступая к изложению второго вопроса, следует уяснить, что культура носит знаковый характер. Данная ее характеристика особенно отчетливо выявляется при изучении культуры Средневековья. В соответствие с мистической традицией, знак есть любой предмет (элемент мира), содержание которого доступно только посвященному. Скрытый смысл (значение) выявляется в связи с мистическим взглядом на мир. Красота природы для средневековья мистична символична, ибо прекрасное есть символ божественного. Столь же символичны элементы культуры, прежде всего связанные с церковной жизнью. Осмысление знаковой природы средневековой культуры позволяет выявить содержание понятия «культурный код». Понятие, введенное в научный обиход известным культурологом У. Эко, является популярным в настоящее время, хотя конечно не исчерпывает всех вариантов углубления в сложнейшую проблему языка средневековой культуры.

Третий вопрос предполагает выявление образного смысла культуры. Культура для средневковья - дух ушедших поколений. Дух воплощается в формах красоты. В соответствие с христианским вероучением, мир представлен как два космоса – макрокосм и микрокосм. Культура (то есть то, что создает человек), определяется как мезокосм, то есть то, что связывает единое человечество в единую общность (церковь). А также мир Божественный с миром земным. Далее, необходимо показать, что соотнесение действия с идеалом - царством божьим - является основной идеей, основным идеалом культурного строительства в средние века. Личность растворяется в церковности. Соборность, о которой будет писать Хомяков в 19 веке только намечается в качестве идеала. Художественная культура, достигшая высших образцов в живописи и архитектуре, тяготеет к соборному синтезу, который символизирует Божественный мир, являясь знаком присутствия Бога в бытии.