- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Тема 18: Основы прикладной культурологии.



Значимость прикладных культурологических исследований и их практикоориентированная направленность. Проблемы социального заказа на проведение прикладных культурологических исследований. Основные подходы к определению содержательной области прикладной культурологии (М.А. Ариарский, И.М. Быховская, Л.В. Никифорова, В.М. Розин, А.Я. Флиер и др.).

Предмет и объект, цель и задачи прикладной культурологии. Функции, специфика и проблемное поле прикладной культурологии. Основные разделы и общая характеристика прикладной культурологии: культурологическая статистика и аналитика, культурологическая экспертиза, культурологическая диагностика, культурологическая прогностика, культурологические менеджмент и инженерия (культурная политика и охрана культурного наследия).

Теоретико-методологические проблемы прикладной культурологии. Методы и методика прикладных культурологических исследований. Особенности и типы прикладных культурологических исследований. Экспертные возможности прикладной культурологии. Прикладной культурологический анализ различных сфер, институций и практик социокультурной реальности. Прикладной потенциал культурогенетических исследований.

Содержание и принципы культурологической диагностики. Культурология как «лекарь» «болезней социокультурного организма» (Э.С. Маркарян, В.М. Межуев). Проблемы диагностики социокультурной сферы. Диагностика идеологических, религиозных, этических и аксиологических установок общественного сознания для осуществления эффективного управления практическим социальным поведением людей (А.Я. Флиер).

Прикладные культурологические исследования культурной политики. Разработка рекомендаций по оптимизации социокультурных процессов и тенденций. (О.Н. Астафьева, Г.М. Бирженюк, А.П. Марков, В.Н. Минина и др.). Ожидаемый результат социокультурного управления: проблема установления «оптимального» уровня и «желаемого» качества социокультурной жизни. Проблемы разработки социокультурных и гуманитарных технологий: практическая организация и регуляция культурных процессов в обществе. Генерация и внедрение культурных ценностей и норм. Изучение проблем манипуляции массовым сознанием.

Возможности и ограничения культурологической прогностики. Обеспечение достоверности результатов прогноза. Принципы и методики социокультурного прогнозирования. Верификация процесса и результатов социокультурного прогнозирования.

Возможности и пределы прикладной культурологии в контексте решения конкретных социокультурных проблем.

Заключение.

Значение и перспективы развития культурологии.


Практические занятия.

По каждой теме предполагаются как лекционные, так и практические занятия. Последние проводятся в форме обсуждения студенческих докладов. Одно из обязательных требований к студенту в ходе изучения дисциплины – один раз в семестр сделать доклад. Доклад должен быть результатом самостоятельной работы – знакомства с литературными текстами, ведения «читательского дневника» и осуществления анализа текста с применением критической литературы. Доклад является устным выступлением, он требует особой подготовки. Результатом этой формы деятельности должен стать навык устной речи – емкой, насыщенной, выразительной, сочетающей цитирование с изложением собственного мнения.


ДОКЛАД

Требования к устному выступлению

· Время выступления строго должно быть лимитировано: ок. 5-10 мин. для сообщения по семинарским вопросам и не более 15-20 мин. на доклад по индивидуальной теме.

· Структура. Доклад должен быть четко и логично внутренне структурирован по хронологическому, проблемному, либо проблемно-хронологическому принципам. В соответствии с наиболее адекватным избранной теме принципом составляется тезисный план-конспект выступления.

· Содержание. В докладе необходимо представить основные аспекты избранной научной проблемы или положения взятой для рассмотрения концепции, события и этапы развития научного творчества создавшего её учёного.

· Использование наглядных материалов, составление презентаций.


ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА*

Требования к оформлению и содержанию итоговой отчётной работы

Письменная работа должна представлять собой индивидуальный, завершенный труд, отражающий интересы студента, его знания, навыки и умения по материалам данного курса. Она является формой приобщения студента к специфике теоретического научного исследования и должна быть цельным изложением определенной темы.

Отчётная работа может быть представлена в следующих формах:

Ø в форме аналитической минихрестоматии,

Ø либо в виде презентации с письменным сопровождением.

Требования к реферату

В форме аналитической минихрестоматии

Анализ статьи/монографии предполагает самостоятельную работу учащегося по всестороннему раскрытию основных положений произведения исследуемого автора.

Форма письменного отчёта:аналитическая минихрестоматия, представляющая собой краткое аналитическое пояснение к выбранной студентом статье (разделу монографии) из предложенного преподавателем списка источников и литературы.

Объём работы:аналитический раздел – 15 стр., хрестоматийное приложение (прочитанная статья/ раздел монографии) – 50 стр.

Форма предоставления отчёта: в письменном (распечатанный текст) и электронном виде.

Внешнее оформление работы. Реферат должен быть правильно и аккуратно оформлен, текст (рукописный, машинописный или набранный на компьюторе) – ясным, логичным, без стилистических и грамматических ошибок. Работа выполняется на вертикально расположенных листах формата А4, заполненных с одной лицевой стороны и скреплённых слева. Титульный лист оформляется в соответствии с ГОСТом. Каждая страница имеет поля по 2 см со всех сторон. Все страницы работы, кроме титульного листа нумеруются арабскими цифрами внизу страницы по центру. Отступ абзаца: 1-1,5 см.; межстрочный интервал – одинарный.

Структура работы.

1. Титульный лист

2. Оглавление

3. Аналитический раздел – краткий тезисный анализ прочитанной статьи (подробнее см. ниже).

4. Приложения:

Ø хрестоматийное приложение (прочитанная статья с её полными выходными данными).

Ø иллюстративные материалы (портреты учёных, схемы, графики, таблицы и т.д.);

Ø Хронологическая таблица научной жизнедеятельности автора анализируемой работы

Ø Интеллектуальная генеалогия автора (в форме таблицы)

5. Использованные источники и литература (выходные данные работ, которыми пользовался учащийся при подготовке конспекта).

Содержание аналитического раздела

I. Краткое введение. Обоснование выбора источника для анализа; раскрывается научная актуальность и историко-культурная значимость избранного текста; формулируются цели и основные проблемы, которые предполагается осветить (0,5-1 стр.).

II. Внешний анализ. Здесь следует дать внешнюю характеристику избранного текста: его форма (статья или раздел монографии), место и год публикации, издательство, общее описание структуры, содержания, особенностей авторского стиля написания и т.д. Анализ названия работы (монографии или статьи) и названия части работы, которую конспектирует учащийся[1]: о чем оно говорит? (0,5 стр.)

III. Реферирование. Представить в виде развернутого тезисного плана-конспекта. Сформулировать главные тезисы и выделить ключевые идеи, лежащие в основе данного текста. доказательная база работы, степень убедительности авторской аргументации (ок. 3 стр.).

IV. Внутренний анализ(не менее 8 стр.):

1. общие данные об авторе, к какой научной школе принадлежит, кто был его учителем, предшественниками, последователями и т.д. Особенности научной деятельности. Основные идеи автора, их актуальность, фундаментальность и т.д. Эволюция идей автора (если была). Судьба его теоретических взглядов, как они были восприняты, их значение и внесенный вклад в науку.). Место данной работы в научной биографии автора. Не более 2-3 страниц.

2. Логический переход к анализу самого текста (между всеми разделами должна быть логическая связка!). Показать историческую обусловленность написания и публикации работы (когда написана, издана, общественный резонанс). Как согласовалось время выхода работы с современной ей обстановкой (публикация была своевременна, запоздала, опередила своё время).

3. Обязательно выделить главную тему и идею работы (как она представлена, последовательность; её новационность, её судьба).

4. определения наиболее важных терминов, используемых автором публикации и представляющих особое значение для понимания основного замысла данной работы.

5. анализ основных тезисов (положений, идей) данного текста, выявленных в разделе «Реферирование»: актуальность, новизна, фундаментальность, аргументированность, перспективность, значение. Получили ли эти идеи развитие, если не получили, то почему.

6. источники выдвинутых идей (впервые сформулированы или были предшественники, ссылается ли автор на них, как он их оценивает; если не ссылается, то почему).

7. Если автор упоминает (ссылается, полемизирует, цитирует) других ученых, необходимо в контексте изучения данного источника представить краткую справку о них (биографические сведения), отметить, в связи с чем они были отмечены автором (оказали ли какое-либо влияние на развитие его идей и теории). Сравнение с другими трудами автора данного текста (была ли эволюция взглядов).

V. Эссе(2 страницы) – свободное рассуждение учащегося по поводу прочитанного материала (с соблюдением норм научного стиля изложения). Цитирование аутентичного текста допускается в пределах 20% всего объема отчетной работы (в печатных знаках).

VI. В заключении (1-2 страницы) подводятся основные итоги и даются самостоятельные обобщающие выводы, при формулировке которых необходимо учитывать различные точки зрения на исследуемый предмет в историографии. Каково значение высказанных автором идей для той области знаний, которой посвящается статья.

Наличие самостоятельного анализа и выводов. Во всей работе, особенно во введении и заключении, должно присутствовать личное отношение автора к рассматриваемым вопросам. Каждое приводимое авторское суждение должно быть непременно аргументировано и обосновано. Этот параметр призван определить способности студентов к аналитическому и критическому мышлению; умению грамотно оперировать основным понятийно-категориальным аппаратом культурологии; устанавливать междисциплинарные связи на материале выбранной темы. Студенты должны продемонстрировать умения анализировать основные культурогенетические концепции в историческом контексте их создания, обосновывать собственную позицию.

Дополнительные требования.Необходимо указать ссылки на использованную литературу. Список литературы располагается в конце реферата на отдельном листе. Список литературы может включать не менее 5 – 10 научных работ, расположенных в алфавитном порядке фамилий авторов или заглавий, перед которыми авторство не указано (энциклопедии, сборники, коллективные монографии, учебники). Библиографический список может быть составлен исключительно из тех работ, которые непосредственно были задействованы в реферате (они цитируются, на них ссылаются, или они послужили отправной точкой при формировании авторской концепции реферата, что указано во введении). Ссылки на литературу желательно помещать в конце каждой страницы как пронумерованные сноски.

 

Альтернативной формой отчётной письменной работы может быть составление хронологических (синхронистических) таблиц по истории культурологии в контексте развития отечественной и мировой науки ХХ в. (на основе материалов Интернет и др.)

Презентация

Объём работы:30-40 слайдов в программе Power Point.

Тематика:

1. основные подходы и направления культурологии:

1) по авторским концепциям

Разделы:

- введение

- биография автора концепции (по периодам, по направлениям научной деятельности)

- основное содержание концепции (тезисы, схемы, таблицы)

- иллюстрации

- список источников и литературы

2) общая характеристика определённого течения (школы, направления, подхода) в культурологии (или сравнение нескольких направлений)

Разделы:

- введение

- периодизация развития данного направления

- по периодам развития данного направления

- основное содержание концепций представителей данного направления (тезисы, схемы, таблицы)

- иллюстрации (авторы)

- список источников и литературы

 

3) обобщённая характеристика определённого периода в развитии культурологической мысли