- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Тема 2. Порождение реальности — герменевтического пространства жизни



1. Звук и речь — это побуждение

2. Пояс Афродиты и ошибка Эдипа. Герменевтика побуждений

3. «Край поля» и примирение с природой

 

1. Звук и речь — это побуждение. Избыточность праздничного поведе­ния. Она нормирована и осознается. Избыточность, свойственная нормально рабо­тающему обществу - назовают гулом.

Гул - отнесен к тексту, который сам является побуждением к действию и предпониманием. Главное в гуле вовсе не речения. Главное — в нем находиться, быть в со­обществе, в массе, в монолите.

Человеческая речь - текст-побуждение. Текст-побуждение произноситься не на своем языке, а на чужом. Слова чужой речи — абракадабра — звучат в эфиопских, грузинских, европей­ских заговорах.

Любой поэтический язык должен звучать как иностранный.

Стук при сборе меда — это зов природы войти в культуру.

Звук создает побудительное пространство жизни.

2. Пояс Афродиты и ошибка Эдипа. Герменевтика побуждений. Пояс - любовь, желания и даже слова обольщения, т.е. текст-побркдение. «В нем заклю­чается все». Пояс — один из древнейших предметов обихода человечества. Древнейшая функция пояса — хранилище, он не связан с поня­тием о стыде. Пояс-хранилище.

Герменевтическая история Эдипа. Три его по­ступка.

3. «Край поля» и примирение с природой. Суть топоментальности: это пространственно марки­рованный конец одного цикла и начало другого. В топоментальном центре, потенциально на­ходится некто Другой. В топоментальной точке человеческой жизни начинается ее ас­кетическое развитие.

Роль аскезы для индустриально-капиталистического общества на протестантском примере. «Отречение человека от всего — сущ­ность человека». Одно из важнейших отречений — примирение с природой.

Обряды «незавершенности». Примирение с прирдой.

Литература:[основная - 1,2; дополнительная - 9,18,33,43,63-66, 73,79,81,82,98,122,134]

Тема 3. Традиция как жанр и предание

1. Фрагменты и жанры

2. Признаки-условия

3. Распределение и дарообмен

4. Распределительное время и топ традиции

1. Фрагменты и жанры.Понимание традиции. Эпистемология наших дней видит в реальности культурное творение автора. Автор порождает текст. В традиции смыкаются история, семиотика и герменевтика. Традиция с точки зрения этих подходов — пере­живание культурного текста и еще точнее — произведения. Именно произведение является объектом герменевтических ин­терпретаций и объяснений.

Жанр, Любой жанр не просто структурная поэтика, он историчен. Будучи ситуационен в связи с высказыванием, жанр складывается во времени и закрепляет па­мять. Эта память жанра аналогична, памяти языков и обрядов, существует не в бессознательном, а в сознании.

2. Признаки-условия.Признаки-условия — это культурный средовый параметр этноло­гического явления. Будучи искусственными по происхождению и по организованности, они играют роль естественных обстоя­тельств. В этом своем облике признаки-условия выступают пред­ставителями реальности, ее предикатами с внешней точкой зре­ния. Признак-условие отвечает на вопрос: «Без чего нельзя помыслить данное явление?»

Хозяйственно-культурные типы выступают в роли естественных признаков-условий для каждого конкретного случая.

3. Распределение и дарообмен.Превращение искусственного в естественное лежит в основе рас­пределительного процесса — важнейшего в этнографической ре­альности. Примире­ние с природой. В распре­деление попадают не только вещи, но и страны света и цвета, системы родства как распределение брачных партнеров, сама судьба человека — его распределительная доля. Даже про­цесс инновации, включая изобретательство и аккультурацию, — распределительный.

Распределение — это топическая организация культуры. Оно сыграло и играет роль ее внутреннего механизма, который одно­временно может выполнять и функцию защитного пояса культу­ры. Любая инновация носит такой же оча­говый распределительный характер.

Распределение и есть накопление, наращение массы в одном месте. Обладание вещами облегчает и ускоряет этот процесс. Вещи, присоединяясь к вещам, уплотняют коммуникативное поле — поле предпонимания.

В наличии большого герменевтического круга кроется разгадка повседневности.

Для характеристики быта больше подходит язык метафор, чем понятий. Неразработанность в науке темы повседнев­ности. «Подлинная деятельность — бытовая, обеспечиваю­щая условия жизни».

4. Распределительное время и топ традиции.Повседневное время не линейно, но событийно и сферично. Распределительное время можно предсказать по его топам-за­менителям. Поэтому в традиционных обществах столь развита прогностика. Распределительное топическое время гораздо масштабнее. В его концепции, что положено делать в один момент, запрещено — вплоть до жестокой санкции — в другой. Диалог культур предстает как включенность их всех в одно распределительно-топическое время, в одну сферу, в которой культуры заняли свои топы.

Литература: [основная-1,2; дополнительная-1,15,37,38,50,92,93, 97,100,106,115,135,136,145,146]

Тема 4. Региональный процесс в исторической антропологии

1. Теория «культурных областей»

2. Хозяйственно-культурные типы

3. Историко-этнографические области

 

1. Теория «культурных областей».Учения о хозяйственно-культурных и историко-этнографических областях. Культурные области. Историко-этнографические области. Проблема стилевых организованностей и культурных дрифтов.

2. Хозяйственно-культурные типы.Создание тео­рии хозяйственно-культурных типов и историко-этнографических областей. «Этнографическое районирование культуры». Учение о «культурных кругах». (Фриц Гребнер, Лео Фро-бениус, Вильгельм Шмидт, М.Левин и Н. Чебоксаров). Под хозяйственно-культурными типами понимаются опре­деленные комплексы особенностей хозяйства и культуры, которые складываются исторически у различных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитаю­щих в сходных естественно-географических условиях.

3. Историко-этнографинеские области.Историко-этнографическая область — часть ойкумены, у населения которой в силу общности социально-экономического развития, длительных связей и взаимного влияния складываются сходные культурно-бытовые (этнографичес­кие) особенности.

Представление об узлах этногенеза.

Литература: [основная – 1,2; дополнительная – 2,4,12,45,80,101, 127,130,140,142,147]

Тема 5. Хозяйственно-культурная дифференциация и этнизация

1. Постановка вопроса

2. Теория этнизации

3. Передача этнокультурной информации

1. Постановка вопроса.Труд. В традиционных обществах опыт хозяйствования служит стержнем всех культурных ценностей.

Вопрос о месте этнической специфики, о ее историческом отношении к тому или иному хозяйственно-куль­турному типу. Конвергентно возни­кающее сходство у народов, живущих в близких естественно-гео­графических условиях при определенном уровне их социально-экономического развития. Вопрос о причинах сход­ства и различия в культуре разных народов.

2. Теория этнизации.Конкретный хозяй­ственно-культурный тип несет важные этнодифференцирующие и этноинтегрирующие свойства, следует назвать его этнизацией. Принципиальная возможность этнизации основана на широкой базе культурного единства этнической общности, которое нельзя свести к совокупности отличительных свойств. Понятие этнизации.

3. Передача этнокультурной информации.Особенности передачи этнокуль­турной информации, включая передачу установок через обучение и воспитание в семье и общине. Об­ращение к микроуровню направлено на изучение обыденного со­знания, имеет тенденцию абсолютизировать культуру в качестве комплекса этнических символов.

Удовлетворение человеком жизненных потребностей, обеспе­чение биологических условий его жизнедеятельности теснейшим образом связывает его с окружающей средой. Социальное разви­тие общества накладывает отпечаток на характер этих потреб­ностей.

Литература: [основная-1,2; дополнительная-55,76,102,148]

 

Тема 6. Этнонимы

1. Как возникает этноним

2. Древнейшие этнонимы (предэтнонимы)

3. Этнонимы и хозяйственно-культурные типы

1. Как возникает этноним. Этноним — самоназвание на­рода или другой этноним (название соседнего народа или того народа, о котором он знает из телепередач, газет или книг).

Как возникает этноним? Этнонимика. Этимология. Лингвистический анализ. В этнонимике действует тот же «закон ряда", который сформулирован для топонимики Вла­димиром Никоновым. Суть его заключается в том, что «названия не возникают в одиночку, они соотнесены стоят как бы в ряду названий коротком, это пара названии, или более длинном». «Закон ряда» следует всегда помнить, занимаясь историей этнонимов. Закон отражает тот факт, что этнонимы возникали не сами по себе, изолированно, а выражали опреде­ленные связи между коллективами, т.е. связи межэтнические. Этническое самоназвание возникло не только на почве этнической обособленности, но и на более широком основании — межэтнических связей и распределитель­ных отношений.

2. Древнейшие этнонимы (предэтнонимы).Основная общественная единица — локальная группа. В качестве на­звания такой группы бытует название местности. А последнее дается по тому или иному местному растению, минералу и т.д. Называют свои разрозненные общины по видам деревьев, дающих яд для стрел.

У всех народов, относящихся к группе хозяйственно-культур­ных типов охотников, рыболовов и собирателей, не обнаружено устойчивых племен. Таким образом, названия у охотников, собирателей и рыболо­вов, а также у архаических земледельцев выступают еще как на­рицательные, они не перешли грань имен собственных. Это пред-этнонимы.

Название общин, которые в древности носили тотемный характер. Древнейшие самоназвания типа «свои».

3. Этнонимы и хозяйственно-культурные типы.В этнониме, образованном по хозяйственно-культурному типу, в разных случаях берется разных признак. Прозрачна этимологическая семантика в названиях многих на­родов Сибири. Уже древние авторы пытаются связать название того или иного народа с типом его хозяйства. Хозяйственно-культурные типы, разделяя мелкие общности, отдельные народы (да и то в начальные периоды их существования), не разделяют большие этнолингвистические общности, какими являлись гер­манцы и славяне.

Об историческом развитии семантики этнонимов: на разных этапах в термин вкла­дывают различный смысл, определяемый социально-экономичес­ким и культурным развитием.

Литература: [основная-1,2; дополнительная-67,150,152]

Тема 7. Этнический образ

1. Этническое сознание и этнический образ

2. Индивид и этнос

5. Время и нравы

1. Этническое сознание и этнический образ.Этническое сознание порождает этнический образ — представ­ление о типичном для этноса индивиде. Этнический образ, ис­ходно воплощающий в себе единство всеобщего (универсального) и единичного (уникального), строится на основе такого понима­ния типичности, которое учитывает чувственную конкретность. Этнический образ — это выход единичности из герменевтичес­кого круга с задержкой ее возвращения внутрь круга.

Интраобраз — представлении о собст­венном этническом образе. Экстраобраз — представле­нии о нечленах своего этноса.

Этнический образ порождает представление о всем облике че­ловека и его поведении. В формулах-описаниях часто подчерки­вается внешность образа, что отражает представление о специ­фическом индивидуальном поведении, «нраве». Даже сведенные к жесту знаки-описания представителей разных этносов в языке глухонемых — это тоже образы.

В этническом образе в явном или скрытом виде присутствует какое-то представление об этнической территории.

Этнический образ воплощен в представлении об индивиде, фи­зическом типе человека.

Этнический образ — не стереотип, это эталон, мотиви­рующий собственный или ожидаемый от других поведенческий стереотип.

2. Индивид и этнос.Этнический образ - проблема лич­ности, особенности ее восприятия в разных культурах и в раз­ные исторические эпохи.

Личность как интеграция противоречивых семиотических структур предполагает осознание своей биологической субстан­ции. Людям осознать это было гораздо сложнее, чем собственные ментальные структуры. Ведь история последних — история идей. Осознание их человечеством лежит с ними самими в одной плос­кости.

3. Время и нравы. Этнический образ порождается особым видом традиции, в кото­рой знание эталона является основой трансляции. У этнического образа, воображаемого конструкта нет другого, кроме эталона, способа существования. В иных условиях он должен распасться.

Целостная трансляция усиливает относительную самостоятель­ность этнического образа по отношению ко всей культуре. Это не передача некоего «опыта», т.е. суммы знаний, навыков или эмоций. Благодаря целостности этнический образ сам может ста­новиться истоком мотиваций или своеобразной программой дей­ствий. Эта мотивационно-деятельностная нагрузка этнического образа порождает то, что обычно называют нравом.

Основной семантический круг, связанный с кровью, — био­логическое начало, начало жизни. Кровопускание из языка, руки или других частей тела марки­рует встречу гостя у некоторых индейцев Центральной Америки.

Как особый знак начала человеческая кровь проливается во время возрастных инициации, в обрядах вызывания дождя.

Осмысление единства этнического происхождения через сим­вол крови основано именно на ассоциации этого символа с на­чалом. Сакрализация начала порождает генеалогические этногонии, в которых происхождение этносов возводится к эпонимам, обычно мужским и связанным кровным родством.

Нрав, отраженный в этническом образе, — это тот или иной ритм, это особое био­логическое время. Время в традиционно-бытовой культуре даже на своих наиболее абстрактных макроуровнях субстантивировано в биологические процессы. Зато на макроуровнях (трудовые опе­рации, поведенческие акты) оно оказывается сакрализованным. Иными словами, в дихотомии природа — культура носители тра­диционно-бытового сознания, биологизируя человека, не отрыва­ют его от природы. Отсюда возникает необходимость рассмотреть этнический образ еще в одном отношении к природе.

Литература: [основная - 1,2; дополнительная - 10,75,83]