- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Тема 2. Творчество Поля Гогена (1848-1903) в контексте идей символизма.



Формирование индивидуального стиля. Бретонский период: характеристика живописной техники и символики сюжетов. Концепция символистского искусства: определение его основных параметров в теоретических высказываниях и практике художника. П. Гоген и А. Орье. Техника клуазонизма в ее отношении к имманентной способности живописных выразительных средств (вне их изобразительных функций) к символизации. Живописные и семантические особенности интерпретации религиозных сюжетов.

Эволюция взглядов и творческого метода. Первое и второе пребывания на Таити. Таитянское творчество мастера: характеристика стилистических особенностей, символических идей, поиск новых смыслов в экзотической первозданности действительности. Художественное решение и духовный смысл панно «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?».

Значение обращения Гогена к примитиву и его интерпретации изобразительного языка наивного, примитивного искусства для преодоления иллюзионизма в европейской изобразительной системе.

Скульптура Гогена и ее роль в преодолении классического понимания антропоморфного начала, характерного для европейской пластики.

Влияние искусства Гогена на современный ему художественный процесс, его значение для искусства XX века.

Тема 3. Направления, национальные школы и мастера в символизме.

Двуединый процесс в становлении структуры символистского знака: 1.) Сохранение значения литературных ассоциаций, сюжетного нарратива в картине и, в конечном итоге, иллюстративных, в определенном смысле, функций произведения. 2.) Трансформация взаимоотношении между литературной основой и символистскими значениями. Выстраивание новых, по сравнению с практикой искусства Нового времени, путей заимствования тем и образов, новых принципов сопоставления между собой культурных смыслов исторических эпох (античность, Средневековье) и возникновение на этой основе принципиально иных символистских контекстов, иной интерпретации культурной ретроспективы.

Проблема национальных школ и национального своеобразия на уровне выбора тем и сюжетов, принципов и механизмов символизации, художественной техники, отношения к академизму.

Творчество Пьера Пюви де Шаванна (1824-1898). Характеристика индивидуальной манеры: живописная техника, отношение к изобразительной плоскости, пути и степень стилизации и упрощения формы. Значение литературной основы произведения, роль аллегории в его творчестве. Шаванн – один из крупнейших монументалистов в искусстве XIX века. Пространственные, колористические и декоративные особенности его росписей, их тематика. Работы в музеях гг. Амьена, Лиона, Руана, ратушах Пуатье и Парижа, Сорбонне. Росписи для Пантеона в Париже.

Творчество Гюстава Моро (1826-1898). Индивидуальная манера: живописная техника, особенности колорита, понимание пространства, специфика декоративных эффектов. Образный мир произведений Моро и принципы генезиса символистских смыслов и значений. Темы и сюжеты, их истоки, оригинальность интерпретации. Переосмысление символико-аллегорического наследия классического искусства. Моро – мастер акварельной живописи. Значение Г. Моро как учителя будущих фовистов.

Творчество Одилона Редона (1840-1916). Графический период: характеристика техники, творческого метода, основные серии и их значение, иллюстративное начало и выбор литературных источников. Принципы синтеза символистских смыслов в системе знак – его содержание в графике Редона.

Развитие символистского метода от эпохи «Черных» к цвету в позднем периоде: проблема глубины и органичности символистского мышления и символистского языка. Оригинальность искусства Редона: адаптация возможностей европейского искусства к выражению духовных смыслов восточной культуры. Темы и образы, уникальность цветового решения, запечатлевшего иной (по сравнению с Гогеном) вариант активизации суггестивной и символико-выразительной силы цвета.

Идеал художника и образ искусства, попытка определения его сущности и глубинных целей на страницах дневника Редона «К себе самому». Значение этого документа для понимания интенций его творчества. Влияние Редона на современный ему художественный процесс и значение его искусства для развития ряда направлений XX столетия.

Творчество Арнольда Беклина (1827-1901). Сложение индивидуального стиля, значение Италии, искусства итальянского Ренессанса. Эволюция от романтического классицизма к символизму. Особенности интерпретации античной мифологии и христианских сюжетов. Антитетичность художественного языка в картине «Одиссей и Калипсо» как основа генезиса символистского содержания. Авторские варианты «Острова смерти», художественные и семантические принципы развития символической темы.

Творчество Ханса фон Маре (1837-1887).Истоки и этапы сложения творческой манеры – учеба в Берлине и Мюнхене, влияние античного искусства. Встреча с Беклином. Дружба с Конрадом Фидлером и Адольфом фон Гильдебрандтом, значение их творческого объединения для теории искусства. Путешествия по Голландии, Испании, Франции, знакомство с творчеством Делакруа. Символический потенциал античного мифа и художественные средства его выражения в творчестве фон Маре. Влияние художника на немецкое искусство начала XX века.

Творчество Ханса Тома (1839-1924). Творческая эволюция. Посещение Парижа, влияние французского реалистического пейзажа и Курбе. Знакомство с Беклином и обращение к символизму. Поездки в Италию и влияние итальянского искусства. Мифологическая и религиозная тематика и особенности ее интерпретации.

Творчество Франца фон Штука (1863-1928). Сочетание противоречивых тенденций в деятельности и искусстве Штука – академист и преподаватель в Мюнхенской академии; один из основателей Мюнхенского Сецессиона и журнала «Югенд». Роль Штука в формировании немецкого «югендштиля». «Вилла Штука» – образцовый пример устремлений ар-нуво к синтезу архитектуры, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, а работа самого Штука над ней – желание воплотить идеал синтетического творческого процесса, заканчивающегося не созданием одного произведения, а целостного и замкнутого художественного мира – среды обитания художника.

Соединение тенденций символизма и модерна в творчестве Штука. Влияние Беклина и фон Маре на его стиль. Символистская интерпретация античных тем, разработка иконографии женского образа.

Графическое творчество фон Штука.

Творчество Джеймса Энсора (1860-1949). Импрессионистический период и формирование зрелого стиля. Гротеск как категория символического языка художника. Мотив маски, тема смерти. Место картины «Вход Христа в Брюссель в 1889 г.» в его творчестве и в развитии религиозной тематики этого времени.

Творчество Энсора – у истоков экспрессионизма XX века.

Творчество Эдварда Мунка (1863-1944). Ранний период. Проблема влияния личного жизненного опыта на духовный настрой творчества. Роль Парижа и современного искусства Франции в его творческой эволюции. Пребывание в Берлине – формирование зрелого стиля и особенностей символистского мышления художника. Темы жизни, смерти, женщины в его творчестве. Монументальные произведения – от берлинского «Фриза жизни» к поздним работам на эту тему для Университета в Осло. Мунк у истоков немецкого экспрессионизма.

Тема 4. Группа «Наби»

Понт-авенская школа и влияние Гогена на молодых художников. Гоген и Эмиль Бернар (1868-1941). Гоген и Поль Серюзье (1863-1927). Группа Наби между типом сообществ художников, характерных для XIX века (назарейцы, прерафаэлиты) и группировками, отразившими в своей деятельности особенности культуры раннего XX (фовисты, футуристы, сюрреалисты).

Концепция искусства, сформулированная в теоретической и практической деятельности группы. Точки соприкосновения с символизмом и ар-нуво. Направления в Наби: а) представленное в творчестве Поля Серюзьеи Мориса Дени (1870-1943); б) представленное в творчестве Пьера Боннара (1867-1947) и Эдуара Вьюйара (1868-1940). Место и значение искусства Наби на переходном этапе между двумя столетиями.

Позднее творчество Боннара и Вьюйара.