- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

ТЕМА 2. ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО



(XI—XV вв.)

Основные проблемы

Канон в византийском искусстве XI—XII вв. Философско-эсте-
тические идеи и византийская икона XII—XV вв. Главные этапы
развития византийской иконы XII—XV вв. Церковные и светские
сосуды как явления зрелой византийской культуры. Церковные
диптихи XII—XIV вв. в сопоставлении с подобными памятниками
культуры Западной Европы.

Рекомендуемые темы и произведения
для подготовки к выступлению в Эрмитаже

1. Иконы:

— икона «Апостол Филипп, Феодор Стратилат и Св. Дмит-
рий», конец XI—начало XII в.;

— икона «Григорий Чудотворец», вторая половина XIIв.;

— мозаичные иконы XIII—XIV вв.: «Христос Пантократор»,
«Четыре святителя», «Пророк Самуил» и икона сборная в техни-
ке эмали, XIXIIвв.;

— икона «Иоанн Предтеча», XIV в.;

— икона «Христос Вседержитель», XIV в.;

— икона «Ветхозаветная Троица», первая половина XV в.;

— икона «Рождество Иоанна Предтечи», вторая половина XV в.

2. Изделия из серебра XII—XV вв.:

— чаша из Березова с изображением звериного гона, XII в.;

— чаша из собрания Базилевского;

— чаша из села Вильгорт, XII в.;

— чаша с крышкой из Тарту, XII в.;

— крышка чаши, найденная в Ненецком национальном окру-
ге, XV в. (можно выбрать два любых памятника).

3. Церковные диптихи и пластины XII—XIII вв.:

— пластинка (слоновая кость) с изображением шести празд-
ников, XI—XII вв.;

— триптих (слоновая кость) с изображением Богоматери с
младенцем, XI—XII вв.;

— диптих (слоновая кость) с изображением евангельских сцен
(Благовещение, Встреча Марии с Елизаветой, Рождество, Срете-
ние и др.), X— XI вв.;

— пластинка (слоновая кость) с изображением Христа Пан-
тократора, конец X в.

Студент может проанализировать любые две пластины из пред-
ложенных или другие резные изделия из слоновой кости X—XIV вв.


ТЕМА 3. ДОМОНГОЛЬСКАЯ ИКОНА

Занятия по темам 3—5 некоторые преподаватели проводят в
музее сами в форме эвристической беседы.

Основные проблемы

Византийский канон, его освоение и трансформация на Руси.
1конный образ и его душевное восприятие.

Основные памятники

Византийские и русские иконы:

— «Владимирская Богоматерь», XI в., ГТГ;

— «Богоматерь Белозерская», XIII в., ГРМ;

— «Ярославская Оранта», XIII в. ГТГ;

— «Устюжское Благовещение», XII—XIII вв., ГТГ;

— «Ангел — Златые Власы», XII в., ГРМ;

— «Спас Нерукотворный», вторая половина XI — начало
XIII в., ГТГ;

— «Спас — Златые Власы», конец XII — начало XIII в., ГТГ;

— «Петр и Павел», XIII в., ГРМ;

— «Георгий», XI — начало XIII в., ГТГ;

— «Успение Богоматери», XII в., ГТГ:

ТЕМА 4. ЖИВОПИСЬ НОВГОРОДА И ПСКОВА
(XIII—XV вв.)

(собрание ГРМ)

Основные проблемы

Канон и стиль в русской иконе. Понятие о художественной
школе и ее своеобразии: историческая динамика художественно-
го образа и определяющие ее факторы (на примере новгородской
и псковской икон).

Основные памятники

1. «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий», XIII в..

2. «Чудо Георгия о змие», XIV и XV вв. (сравнительный анализ).

 

3. «Сошествие во ад», псковский и новгородский варианты,
XIV—XVI вв. (сравнительный анализ).

4. «Дмитрий Солунский» и «Архангел Гавриил», XV в., Псков.


5. Четырехчастная икона, XV в., Новгород.

6. «Битва новгородцев с суздальцами», XV в., варианты: Нов-
городский музей, ГТГ, ГРМ.

7. «Илья Пророк в пустыне с житием и Деисусом», вторая
половина XIV в., Псков, ГТТ.

8. «Покров» — сравнительный анализ псковских и московс-
ких икон XV—XVI вв.

9. «Ангел — Златые Власы» и «Архангел Гавриил» (Псков,
XV в., ГРМ).

ТЕМА 5. МОСКОВСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ XV века.

ТВОРЧЕСТВО АНДРЕЯ РУБЛЕВА И ДИОНИСИЯ

(собрание ГРМ)

Основные проблемы

Общечеловеческая ценность русской живописи XV в. Ее
символика, духовный смысл и тайна воздействия на душу пред-
стоящего.

Основные памятники

1. «Троица Андрея Рублева», начало XV в., ГТГ.

2. Андрей Рублев и Даниил Черный. Из иконостаса Успенско-
го собора во Владимире: «Петр» и «Павел», «Сретение», «Креще-
ние»: жизненная реальность и идеал.

3. Дионисий. «Уверение Фомы», «Сошествие во ад», «Богома-
терь Одигитрия».

4. «Мертвый Христос» А. Мантеньи, 1474 г., «Распятие» и
«Вознесение» из Изенгеймского алтаря Грюневальда и «Распя-
тие» Дионисия из Павло-Обнорского монастыря, 1500 г., ГРМ.

5. Московские иконы XV в. (по выбору студента).

6. Дионисий и мастерская. Комплекс фресок собора Рожде-
ства Богородицы Ферапонтова монастыря, 1500 г.

ТЕМА 6. РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ (XVI—XVII вв.)

Проводится в форме семинара в аудитории.

Основные проблемы

«Горний» и «дольний» мир в иконе XVI в. Вторжение людских
разногласий и забот в иконный образ. Государство и искусство
на Руси в XVI—XVII вв.


Основные памятники

1.Исторические композиции во фресках Золотой и Царицы-
ной палатах Кремлевского дворца (См.: Бартенев С. Московский
Кремль. С. 182).

2. «Церковь Воинствующая» («Благословенно воинство»), се-
редина XVI в., ГТГ.

3. Иконы-притчи: «Видение Евлогия», 1530-е годы, «Лествица
райская Иоанна Лествичника», XVI в., «Притча о слепце и хром-
це», XV в., все в ГРМ.

4. Миниатюра XVI в. (по выбору студента).

5. Иконы и фрески Смоленского собора московского Новодеви-
чьего монастыря (так называемая Годуновская школа живописи).

6. «Строгановских писем иконы»: «Варлаам Хутынский в жи-
тии», 1650 г., ГРМ; Прокопий Чирин «Никита», 1593 г., ГРМ;
Никифор Савин «Деисус», начало XVII в., ГТГ.

ТЕМА 7. ПАМЯТНИКИ
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

(самостоятельное изучение экспозиций Эрмитажа)

ТЕМА 8. ЗАЧЕТНОЕ ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ:
«ХРАМ В КУЛЬТУРЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ»

(см.: Чаговец Т.П. Методические рекомендации. Самара, 1994)

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Искусство Византии

История

1. История Европы. Средневековая Европа. М., 1992. Т. 2.

2. История средних веков. В 2 т. Т. 1. М., 1989.

3. Курбатова Г.Л. История Византии (от античности к феода-
лизму). М., 1984.

4. Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. М., 1974.

5. Хрестоматия по истории средних веков: В 3 т. М., 1961.

Мифология. Христианство

1. Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли // Культура
Византии IV — первой половины VII в. М., 1984.

2. Аверинцев С.С. Философия VIII—XII вв. М., 1989.

3. Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1, ч. 2.


4. Кубланов СМ. Возникновение христианства. Эпоха. Идеи.
Искания. М., 1984.

5. Курбатов Г.Л., Фролов Э.А., Фроянов И.Я. Христианство.
Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988.

Общие труды

1. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности //
Новый мир. 1988. № 7—9.

2. Бычков В.В. Византийская эстетика. М., 1977.

3. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев,
1991.

4. Вагнер Г.К. Искусство мыслить в камне. М., 1990 (гл. «Ви-
зантийский храм как образ мира»).

5. Византия и Русь. М., 1989.

6. Гуревич А.Я- Категории средневековой культуры. М.,
1972.

7. Данилова И.Е. Работы разных лет. М., 1989.

8. Дворжак М. Очерки по искусству Средневековья. М.,
1934.

9. Культура Византии IV — первой половины VII века. М.,
1984.

 

10. Культура Византии. Вторая половина VII—XII в. М., 1989.
Статьи С.С. Аверинцева, В.В. Бычкова, В.Д. Лихачевой, В.П.
Даркевича, Г.Г. Литаврина.

11. Культура и искусство Византии: Тезисы докладов научной
конференции. Л., 1975.

12. Лазарев В.К- Византийская живопись. М., 1971.

13. Лазарев В.К- Византийская живопись. М., 1975.

14. Лазарев В.К- История византийской живописи. М., 1986.

15. Лихачева В.Д. Искусство Византии IV—XV вв. Л., 1986.

16. Очерки по истории эстетики / Под ред. В.П. Шестакова.
М., 1979.

17. Салтыков А.А. О пространственных отношениях в визан-
тийской и древнерусской живописи // Древнерусское искусство.
Зарубежные связи. М., 1975.

 

18. Тяжелое В.Н., Сопоцинский В.Н. Искусство средних ве-
ков. Византия. Армения и Грузия. Болгария и Сербия. Древ-
няя Русь. Украина и Белоруссия (Малая история искусства).
М., 1973.

19. Тяжелое В.Н. Искусство средних веков. М., 1968.

20. Удальцова З.В. Византийская культура. М., 1988.


Литература о памятниках искусства
в собрании Эрмитажа

1.Банк А.В. Византийское искусство в собрании Государствен-
ного Эрмитажа. М., 1974.

2. Банк А.В. Византийское искусство в собраниях Советского
Союза. Л.; М., 1966.

3. Банк А.В. Византийские серебряные изделия XI—XII веков
в собрании Государственного Эрмитажа. Византийский времен-
ник. М., 1958. Т. XIII.

4. Банк А.В. Опыт классификации византийских серебряных
изделий X—XIIвеков. Византийский временник. М., 1971. Т. XXX.

5. Банк А.В. Прикладное искусство Византии IX—XII вв. М.,
1978.

 

6. Византиноведение в Эрмитаже. Л., 1991 (см. библиогра-
фию, с. 120).

7. Византия и византийские традиции (памятники из фондов
Эрмитажа и Русского музея). Л., 1991.

8. Даркевич В.П. Произведения византийского художествен-
ного ремесла в Восточной Европе X—XIII веков. М., 1975.

9. Залесская В.Н. Прикладное искусство Византии IV—XII ве-
ков. СПб., 1997.

 

10. Искусство Византии в собраниях СССР. Каталог. В 3 т.
М., 1977. Т. 3.

11. Лихачева В.Д. Художественные функции бытовых предме-
тов в иконе «Троица» Государственного Эрмитажа // Византийс-
кий временник. М., 1965. Вып. 26.

12. Лихачева В.Д. К. вопросу об иконографии «Рождества
Иоанна Предтечи» // Известия института за изкустки. София,
1969. Т. 13.

 

13. Мацулевич Л.А. Византийские резные кости собрания
М.П. Боткина (Государственный Эрмитаж). Пг., 1923. Т. 2.

14. Попова О.С. Новгородская миниатюра раннего XIV века и
ее связь с палеологовским искусством — Византия. Южные сла-
вяне. Древняя Русь и Западная Европа. Л., 1973.

15. Попова О.С. Икона «Иоанн Предтеча» середины XIV в.
из Эрмитажа // Искусство Западной Европы и Византии. М.,
1978.

16. Смирнов А.П. Памятники византийской живописи ГРМ.
Л., 1928.

17. Шандоровская B.C. Византийские печати в собрании Эр-
митажа. Л., 1975.


Искусство Древней Руси

История

1. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь М., 1992.

2. Гумилев Л.Н. От Руси до России. СПб., 1992.

3. Зимин А.А. Россия на рубеже XV—XVI столетий. М.,
1992.

4. История Европы. От средневековья к Новому времени (ко-
нец XV — первая половина XVII века). М., 1993. Т. 3.

5. Кафенгауз Б.Б. Древний Псков. М., 1969.

6. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как истори-
ческий источник. СПб., 1871.

7. Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины.
М., 1982.

8. Лурье Я-С. Русские современники Возрождения. Л., 1988.

9. Новосельцев А.П. Древнерусское государство // История
Европы. Средневековая Европа. М., 1992. Т. 2.

 

10. Рогов А.К. Культура Руси VI—XV вв. // История Европы.
Средневековая Европа. М., 1992. Т. 2.

11. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества. М.,
1982.

12. Тихомиров М.Н. Российское государство XV—XVII вв. М.,
1957.

13. Хорошкевич А.Л. Русь и Восточная Европа XIII—XV вв. //
История Европы. Средневековая Европа. М., 1992. Т. 2.

14. Фроянов И.Я- Киевская Русь: Очерки социально-полити-
ческой истории. Л., 1980.

Христианство. Православие

1. Антология мировой философии. М., 1963. Т. 1.

2. Прот. Булгаков Сергей. Православие: Очерки учения пра-
вославной церкви. М., 1990.

3. История эстетики. М., 1962. Т. 1.

4. Мастера искусства об искусстве. М., 1966. Т. 1.

5. Мень А. Таинство. Слово и образ. Л., 1991.

6. Размышления о божественной литургии Н. В. Гоголя / Ре-
принтное издание. М., 1990.

7. Русское православие: вехи истории. М., 1989.

8. Соколов В.В. Философия средневековья. М., 1979.

9. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. М., 1991.


10. Философия русского религиозного искусства XVI—XX вв. //
Антология. М., 1993. Вып. 1.

11. Флоренский П. Иконостас. Избранные труды по искусст-
ву. СПб., 1993.

Общие труды

1. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1978.

2. Алпатов М.В. Андрей Рублев. М., 1972.

3. Андрей Рублев и его эпоха: Сб. статей. М. 1971.

4. Аверинцев С.С. Красота изначальная // Наше наследие.
1988. № 4.

 

5. Архитектура Московской Руси середины XV в. М., 1988.

6. Бартенев С. Московский Кремль в старину и теперь. М.,
1916. Т. 2.

7. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи.
М., 1993.

8. Буслаев Ф. Русский иконописный подлинник // О литера-
туре: Исследования. Статьи. М., 1990.

9. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живопи-
си. СПб., 1995.

10. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. М., 1992.

11. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве.
М., 1987.

 

12. Вагнер Г.К. Проблема жанров в древнерусском искусстве.
М., 1974.

13. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. М., 1977.

14. Данилова И.Е. Работы разных лет. М., 1989.

15. Демина Н.А. Отражение поэтической образности в древне-
русской живописи // Древнерусское искусство. Художественная
культура домонгольской Руси. М., 1972.

16. Демина Н.А. «Троица» Андрея Рублева. М., 1963.

 

17.Древнерусское искусство. Художественная культура Пско-
ва. (Статьи В.В. Филатова, М.А. Реформатской, Н.Г. Порфиридо-
ва.) М., 1968.
18. Живопись древнего Новгорода и его земель XII—XVII сто-
летий. Л., 1972.
19. Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник. СПб.,
1905. Т. 1.
20. Кондаков Н.П. Иконография Господа Бога и Спаса наше-
го Иисуса Христа. СПб., 1905.


21.Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. В 2 т. СПб.,
1914—1915.

22. Лазарев В.Н. Андрей Рублев. М., 1960.

23. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала
XVI в. 1983.

24. Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М., 1972.

25. Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. М., 1970.

26. Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и
Епифания Премудрого. М.; Л., 1962.

 

27. Овчинников Е.С. Портрет в русском искусстве XVII в.
М., 1965.

28. Покровский Н.В. Евангелие впамятниках иконографии
преимущественно византийских и русских. СПб., 1892. Т. 1.

29. Порфиридов Н.Г. Выдающийся памятник древнерусской
живописи (об иконе «Сошествие во ад», XIV в., ГРМ) // Искусст-
во. 1952. № 2.

30. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в древне-
русской живописи. М., 1975.

31. Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство X—XIII вв.
М., 1971.

32. Тихомиров М.Н. Русская культура X—XVIII вв. М., 1968.

33. Троица Андрея Рублева: Антология / Сост. Г.И. Вздорнов.
М., 1989.

Литература о памятниках искусства