- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Тема 3. Территориальные аспекты этнокультурной структуры размещения населения



3.1. Этнос

3.2. Иерархия этносов

3.3. Этнические контакты

3.3.1. Виды этнических контактов

3.3.2. Ассимиляция и депопуляция этноменьшинств.

3.4. Этнические конфликты

3.4.1. Причины этнических конфликтов.

3.4.2. Причины этнических конфликтов в бывшем СССР

3.5. Религия и этнос.

3.5.1. Социалистическая эпоха и религия

3.5.2. Распространение религий в Российской Федерации

3.6. Движение наций к самоопределению и стремление к образованию супернаций.

3.7. Некоторые особенности формирования этносов в России.

Этнос

Проблемы взаимоотношения людей всегда были актуальны, а в наше время тем более из-за повышенной плотности населения, более тесных производственных связей и пр. Недаром последнее время получили широкое распространение социологические науки, этология и т.д.

Немалую роль во взаимоотношениях играют национальные, аспекты. Тем не менее, одной из причин невозможности решения, а порой и понимания многих проблем межнационального и межгосударственного общения является то, что далеко не всегда четко определены понятия «народ» «национальность», «нация», «народность». Далеко не всегда понятно, что под этими терминами понимается – биологические аспекты, социальные, исторические, конфессиональные.

Попытаемся, прежде всего, определить эти понятия.

Национальность, согласно Энциклопедическому словарю «Конституция Российской Федерации» определяется как - принадлежность лица к определенному этносу, то есть устойчивой общности людей, характеризующейся особенностями культуры, психологии, традиций; производное от понятия “нация”, индивидуальное свойство составляющих ее людей. Следовательно, национальность определяется через другое понятие - этнос.

При этом, в Конституции РФ говорится, что каждый вправе сам определять и указывать свою национальную принадлежность, т.е. решающими являются самосознание лица, его культурная ориентация, языковой фактор, вероисповедание и т.д. (Конституция РФ, статья 26).

Энциклопедия социологии определяет понятие национальность, как термин, производный от слова "нация" и считается, что это определенная генетическая, социально-экономическая и культурная общность людей, социальная характеристика представителей конкретных наций. В западноевропейских языках понятие "Национальность" используется главным образом для обозначения государственной принадлежности (гражданства, подданства) людей, в отличие от обозначения этнической принадлежности, для чего, как правило, используется другой термин - "этническая национальность".

То есть принадлежность к национальности различные авторы оценивают по разным параметрам - генетическая, социально-экономическая общность, гражданство, отношение к этносу. При этом, если понятия гражданство, генетическая общность, как-то социально-экономическая общность, определены, то этнос часто употребляется, но без четкого и ясного определения.

Такой же разнобой при определении понятий народ, народность, нация. Для их понимания в каждом конкретном случае требуется предварительное и достаточно многословное пояснение, а не определения, которых в строгом понимании просто не существует.

В конце ХХ стали широко использовать термин «этнос». Это понятие отражает социально-исторический аспект жизни общества и достаточно четко определено в работах Л.Н. Гумилева. По Л.Н. Гумилеву под этносом (от греч. ethnos - общество, группа) понимается устойчивая общность людей, исторически сложившаяся в определенных физико-географических условиях, в которой возникает сознание своего единства и отличия от всех других подобных общностей.

В тоже время, межнациональные проблемы, многие миграционные процессы и пр. в современном мире, просто невозможно решать в рамках старой терминологии. Учитывая необходимость как-то обозначить, охарактеризовать общность людей с единой поведенческой реакцией было вполне естественно появление понятия «этнос».

Более широкое определение этноса, данное Л.Н.Гумилевым: этнос - естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующих как энергетическая система (структура), противопоставляющая себя всем другим таким же коллективам, исходя из ощущения комплиментарности.

Под комплиментарностью, положительной или отрицательной, Л.Н. Гумилев понимает ощущение подсознательной взаимной симпатии или антипатии, определяющее деление на «своих» и «чужих». Только не следует рассматривать «чужой» как проявление вражды. Просто различная (или просто другая) поведенческая реакция в сходных ситуациях.

Стереотип поведения является единственным критерием отличия этносов. Он является способом адаптации к окружающей социальной и природной среде (ландшафту), но он как этнический признак динамичен. Даже

³
на протяжении одной жизни человека могут в определенной мере измениться представления о том или ином стереотипе поведения. Свой стереотип поведения представители этноса нередко воспринимает как единственно возможный и правильный. Часто, применительно к своей среде, это так и есть.

Этническая характеристика является усредненной характеристикой большого количества индивидуумов, а не отдельной личности. Она лучше проявляется и улавливается в больших массах, нежели в единичных случаях.

Определенный стереотип поведения воспринимается человеком с первых часов жизни, от родителей, от сверстников, с которыми он общается. Этническую принадлежность изменить крайне трудно, это будет скорее только внешне, может быть на час-другой, день-два. Выработанные годами навыки не уничтожаются и окружающим это заметно. Для его изменения требуются поколения. Недаром представитель единого этноса в других странах образуют диаспоры и сохраняют свою культуру, язык, свои стереотипы поведения.

Люди относятся к определенному этносу на уровне не сознания, а ощущения. Так русские чувствуют себя комфортно среди русских, а французы - среди французов. Среди русских эмигрантов в Германии, Соединенных штатах можно услышать, что они часто общаются с некоторыми выходцами из России, с которыми в России интересы бы не совпадали, и общение было бы маловероятно. То есть в иной ситуации, даже при относительно благоприятном вхождении в другую среду возникает ощущение ностальгии, часто углубленное ландшафтным (природным и социальным) несоответствием. На Земле можно найти множество этнических групп, не имеющих единой территории, но при этом не теряющих этнического самоощущения.

Не бывает отсталых и прогрессивных этносов, бывают старые и молодые. «В каждой народной душе есть свои сильные и свои слабые стороны, свои качества и свои недостатки. Но нужно взаимно полюбить качества народных душ и простить их недостатки. Тогда лишь возможно истинное общение» (Н. Бердяев).

Нормальное восприятие различных взглядов и оценок помогает осознавать возможность разнообразия подходов к решению проблемы, расширению кругозора, способствует развитию. Поэтому как попытка приведения к единому абсолюту внутри этноса, так и бездумное принятие элементов поведения представителей другого этноса приводит к остановке развития, деградации отдельных этносов и государства в целом на территории которого проводятся подобные «эксперименты». Такого рода подход или от некомпетентности или заведомый обман.

Наиболее распространенный признак, который пытаются применить для классификации этносов - это язык как один из важнейших носителей человеческой культуры. Но нередко этнос складывается из разноязычных элементов. Примером может служить Россия, Канада, Швейцария. При этом в государстве государственный язык, может быть один, а может и несколько (Швейцария, Казахстан, некоторые субъекты федерации России).

Многие этносы говорят на каком-то одном языке. Но, с другой стороны, одним языком пользуются и различные этносы. Полного совпадения языка и этноса в природе не бывает.

Биологический признак или расовое родство как классификационный критерий, так же не является приемлемым. Каждый развивающийся этнос, создающий свою культуру, расширяющий свои возможности, не может существовать без притока из вне. Биологические особенности могут быть лишь дополнительными условиями общности этноса, но не основными.

Вероисповедание, так же как язык далеко не всегда служит определяющим этническим признаком. В пределах России много различных верований. Англия, Германия, США, Франция, далеко не моноконфессиональные государства.

Признак государственности, так же не приемлем. Конечно же, часто для более устойчивого существования этносы стремятся к созданию своей социально-территориальной организации (государства, автономии). Тем не менее, это далеко не всегда обязательное условие существования этноса. Большинство государств полиэтнические, а раздуваемые межэтнические конфликты далеко не всегда имеют собственно этнические причины.

Другой вопрос, что наличие государственности должно подразумевать минимизацию внутреннего непонимания, что на первый взгляд наиболее просто выполнить для единого этноса. Сосуществование нескольких этносов в пределах одного государства не только возможно, но скорей необходимо для развития. При взаимопонимании, взаимотерпимости, взаимоуважении серьезных проблем нет.

Когда же возникает раздражение и ненависть, то это приводит к конфликтам, в том числе вооруженным. В таком случае, чаще всего, межэтнические взаимоотношения не являются причиной, а лишь прикрытием при решении других вопросов, что не идет на благо развития ни одной из конфликтующих сторон. Чаще всего это проблемы государственные и межгосударственные.

Следовательно, перечисленные признаки – наличие общего языка, биологическое родство, государственность - вне всякого сомнения, могут характеризовать и являются признаками этноса, но они не обязательны и не определяющие формирование и существование самостоятельного этноса.

Иерархия этносов

Рассматривать этнос следует не просто как совокупность людей по какому-либо признаку, а как системное объединение. В таком случае, как и в любой системе, появляются новые свойства, одним из которых является иерархичность, то есть существование этносов различного ранга.

Проявление иерархичности характерно и в отношении основному признаку - к этническому самоощущению. Представитель любой нации России (российского этноса) - калмык, русский, бурят, башкир, и т.д., на любом участке территории России, где нет компактного проживания калмыков, русских, бурят и др. с полным основанием называет себя калмыком, русским, бурятом и пр. Но если он окажется за границей, то может назваться русским. Его самого это шокировать не будет, а местные жители вообще не обратят внимания на эту подмену.

Недаром еврейских эмигрантов в Израиле и на Брайтон-бич в США называют русскими. И они себя ощущают русскими, иногда не одно поколение. То же самое можно сказать о российских немцах, выехавших в Германию. Недаром можно услышать фразу, - мы живем не в США (Германии, Израиле), а в эмиграции.

Получается, что любые этнические группы являются частью более крупных этнических образований. Как в любой системе можно выделить условно три градации этносов (систем).

³
Субэтнос --à Этнос --à Суперэтнос

Иными словами, любой этнос состоит из совокупности более мелких этносов - субэтносов. В свою очередь входит в более крупный этнос – суперэтнос. Так в Якутии, Бурятии, Тыве, Татарстане, Германии можно выделить несколько различающихся групп (субэтносов) которые, представители каждой из которых считают себя якутами, бурятами, тувинцами, татарами, немцами.

Для любого, суперэтноса можно выделить свои этносы более низкого ранга - свои субэтносы. При этом комплиментарность может проявляться на весьма различных уровнях. Для москвичей «свои» - москвичи, а петербуржцы уже «чужие». Аналогично для жителей Западной Сибири - буряты. В то же время это все «свои» - россияне. Для всех их уже «чужими» будут англичане, немцы (из Германии) и т.д. С другой стороны, москвичи петербуржцы новосибирцы, буряты и др. будут «своими».

В общем плане субэтнос можно определить как низшую ступень этнической иерархии входящая в состав этноса. При этом они имеют свои особенности и не нарушают целостности единого этноса. Например, в составе бурятского, тувинского, французского этноса входят и др. входит по несколько групп.

Тогда суперэтнос можно рассматривать как верхнюю ступень этнической иерархии состоящая из нескольких этносов, возникших одновременно в одном ландшафтном регионе, проявляющаяся в истории как мозаичная целостность.

Наверное, если мы говорили, что любые жители России воспринимаются в Западной Европе, Америке как русские, то можно говорить российском этносе. В его состав входят русские, якуты, буряты, алтайцы, татары, российские немцы, адыгейцы и многие другие. Специфика российских природных условий накладывает определенный отпечаток на российский менталитет, отличный от немецкого, английского, Финского и т.д.

Вполне естественно, следует сказать и о структуре этноса как очень важной его особенности. Она всегда более или менее сложна и всегда для каждого этноса оригинальна в зависимости от условий его развития и существования. Именно сложность структуры, как и в любой системе, придает этносу устойчивость.

Снижение разнообразия внутри этноса не является его укреплением, а скорее показателем умирания этноса (субэтноса). Ведь уменьшение разнообразия людей при сохранении различий в ландшафте, окружающей среде (различный природный ландшафт, климат, различные структуры поселений и т.д.) ведет только к снижению устойчивости.

Поэтому понятия типа «единый советский народ» или «человек Вселенной» - это или некомпетентность, или попытка уйти от понимания проблем, а, следовательно, и их решения. Создание суперэтноса, имеющего в своей структуре свои этносы и субэтносы, не должно нарушать их единства и их своеобразия, не должно сглаживать различия при некотором их видоизменении в процессе развития.

В самом общем виде можно различать такие крупные суперэтносы, как российский, западноевропейский христианский мир, мусульманский мир и др. Сравнение их по величине, значимости, наверное, просто не правомерно. Это просто разные суперэтносы. У каждого своя история, вероятно роль в истории. Не значимая или не значимая, а просто своя.

В каком то смысле можно рассматривать создание Евросоюза, зоны распространения «евро» как создание суперэтноса. Процесс расширения этих категорий должен быть естественным. Как показывает практика, при искусственном его ускорении возникают проблемы межэтнического (межнационального), межгосударственного и пр. характера и, как следствие, конфликты, миграции и т.д.

 

Этнические контакты

Процесс развития этноса и его взаимодействия в процессе развития с этносами одного или различных рангов этнической иерархии, проживающих на одной территории, называется этногенезом. Это весь процесс его изменений (или превращений) от момента возникновения до исчезновения этнической системы (по Л.Н. Гумилеву).

Процессами этногенеза охвачены все этносы, находящиеся в динамическом состоянии. Следовательно, правомерно говорить об этногенезе как о процессе, движущими силами которого являются природные, биосферные факторы. Как частное их проявление экономическая активность и социальные формы жизни, которые создаются людьми разных этносов.

Виды этнических контактов

Смежные этносы (или субэтносы внутри этноса) существуя и развиваясь на одной территории, практически в любом случае находятся в более или менее активных взаимоотношениях. Результаты таких взаимодействий могут быть самыми различными. Это в той или иной степени стимулирование друг друга, заимствование друг у друга или подавление. Основные виды этнических контактов можно условно свести к четырем основным. Это – сосуществование, ассимиляция, метисация, слияние.

Сосуществование, когда этносы не смешиваются и не подражают друг другу, а сохраняют свое своеобразие. Не исключается заимствование технических нововведений, что оказывает положительное влияние на их развитие, без ущемления интересов друг друга. Примером могут служить народности России, для которых симбиоз с русскими не ущемил национальных достоинств и одновременно явился условием сосуществования и развития.

Следующим и достаточно распространенным видом этнических контактов является ассимиляция. В таком случае происходит поглощение одного этноса другим с полным забвением происхождения и былых традиций. Этот процесс можно рассматривать как депопуляцию последнего. Поглощение одного этноса другим активно происходило во Франции, в наше время завершается в Испании.

Широко распространена и метисация этносов, которую можно рассматривать как продолжение ассимиляционных процессов при наличии сосуществования чуждых суперэтнических систем в одной экологической нише. В таком случае сохраняются и сочетаются традиции предшествующих этносов и память о предках. Варианты таких сочетаний обычно бывают нестойкими и существуют за счет постоянного пополнения другими метисами. Этот процесс, прежде всего, связывают с взаимодействием этносов, относящимся к различным расам. Метисация характерна для стран Центральной Америки (например, Куба, юг Соединенных Штатов).

Процессы ассимиляции и депопуляции этноменьшинств проявляются в наши дни в самых различных формах и выражаются в утрате малыми этносами своего языка, культуры, религии, национального самосознания, а также с кровосмесительными браками, низкой рождаемостью, высокой смертностью и, соответственно, «отрицательным» естественным приростом населения.

Последний вид этнических контактов – слияние. Это, по существу, главный вариант этногенеза, происходящий более длительное время, чем предыдущие. При таком контакте забываются традиции обоих первичных компонентов. Рядом с предшествовавшими или вместо них возникает третий, новый этнос. Этот вариант встречается реже всех прочих.

Особо следует подчеркнуть, что невозможность слияния этносов вовсе не означает неспособности к добрососедству и искренней дружбе.

Развитие любого этноса, или этногенез, естественный природный процесс, и любое неразумное (непросчитанное) вмешательство в него может иметь негативные последствия.