- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

ТЕМА 4. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА



 

 

А) Древний Восток как культурная целостность.

1. Что подразумевается под понятием «Древний Восток»?

2. Какие культуры входят в данную культурную целостность?

3. Доказать, что географический критерий не является основополагающим для определения культуры Древнего Востока.

4. Что находится в основе культурной целостности «Древний Восток»?

5. Какие термины встречаются в литературе для обозначения культуры Древнего Востока? Что берется в основу каждого термина?

6. Каковы основные черты культуры Древнего Востока?

 

 

Б) Монументализм древневосточной культуры.

 

7. Где, как правило, возникли культуры Древнего Востока? В чем состоит главная особенность их местоположения?

8. В чем проявляется наглядное отличие древневосточной культуры от первобытной культуры?

9. Какую человеческую установку в отношении человека в мире демонстрирует монументализм культуры Древнего Востока?

10. Что относится к монументальным сооружениям? Чем можно объяснить их непомерную громадность, в частности, древнеегипетских пирамид?

11. В чем заключается сущность мировоззренческого переворота в культуре Древнего Востока?

12. Кто является источником монументальных сооружений в культуре Древнего Востока?

 

 

В) Фигура божественного царя на Древнем Востоке.

13. Чем обусловлено рассмотрение фигуры божественного царя в курсе культурологии при выявлении специфики древневосточной культуры?

14. В чем сходство и различие между царем-жрецом и царем-богом?

15. Что обуславливает божественность фараона?

16. Каковы взаимоотношения между фараоном и богами, фараоном и людьми?

17. Как трактовались завоевательные походы фараона?

18. Что символизируют драгоценные металлы и камни, и что означало украшение человека ими в культуре Древнего Востока?

19. В чем видится особенность положения египетских жрецов?

20. Какое именование фараона сближало его с подданными, уменьшая степень его божественности, абсолютности?

21. Кто являлся царями в городах-государствах Месопотамии, и как это укладывается в рамки типологического сходства в отношении понимания сакрального на Древнем Востоке?

22. В чем выражается особенность вавилонского царя Хаммурапи в аспекте божественности?

23. В чем заключается особенность возникновения ассирийского государства?

24. В чем видится парадоксальность ассирийского царя?

25. Как можно трактовать ассирийские рельефы со сценами охоты, агонии и гибели животных?

26. Какой принцип лежит в основе войны, и как трактовалось убийство чужих в Первобытности и на Древнем Востоке?

27. В чем заключается особенность статуса вавилонского и ассирийского царей в аспекте божественности?

28. По каким аспектам можно рассматривать фигуры правителей на Древнем Востоке? Распределить фигуры царей по данным аспектам.

29. Как изменяется осмысление человеческого, профанного бытия в связи с появлением фигуры божественного царя?

 

 

Г) Раб и рабство как измерение древневосточной культуры.

 

30. Дать определение раба.

31. Из чего проистекает ничтожество человека?

32. Кто относился к рабам в Первобытности и на Древнем Востоке?

33. Каков критерий градации рабства на Древнем Востоке?

34. В чем состояло земное счастье для древневосточного раба?

35. С кем соотносил себя древневосточный раб, и как в связи с этим проявлялась тенденция к индивидуализации на Древнем Востоке (как происходила идентификация человека)?

36. Проанализировать рассказ Синухета в аспекте тенденции индивидуализации человека.

37. В чем выражалась главная заслуга подданного на Древнем Востоке?

38. На какие две группы можно разделить живописные и скульптурные изображения египтян? Дать их краткую характеристику.

39. Как осмыслялась деятельность подданных, в частности, сановников, жрецов, чиновников, на Древнем Востоке?

40. При каких обстоятельствах раб на Древнем Востоке мог изменить свою природу и статус в профанном мире?

 

Д) Душа древневосточного человека.

 

41. Как можно определить статус души согласно древнеегипетским представлениям о ней?

42. Из какого количества оболочек состоит человек, по представлениям древних египтян? Дать их название и охарактеризовать каждую оболочку.

43. Почему египтяне сохраняли тело после смерти человека, мумифицируя его?

44. Почему при бальзамировании сердце не извлекали из тела в отличие от других органов, а мозг удаляли?

45. О каком понимании человека свидетельствует наличие у человека души, нескольких оболочек и нечеткость в понимании их функций?

46. Что было заменителем души египтян в Месопотамии? Поясните, в чем в связи с этим состоит различие в понимании человека в Древнем Египте и Месопотамии.

 

 

Е) Древневосточные представления о смерти и загробном существовании.

47. Какую тенденцию в осмыслении человеческого бытия удостоверяет проблема смерти?

48. Какие факты в древнеегипетских представлениях о смерти и загробном существовании свидетельствуют об индивидуализации человека?

49. Как мыслилось египтянами загробное блаженство и от чего зависело достижение его согласно концепции жизни как нравственной миссии?

50. Какие противоречия можно обнаружить в древнеегипетских представлениях о смерти и загробном существовании?

51. К каким приемам прибегали египтяне, чтобы обеспечить себе благоприятные показания на загробном суде?

52. Какие концепции жизни, смерти и загробного существования были разработаны в Древнем Египте?

53. Почему в Древнем Египте нигилизм в отношении загробного существования человека не стал доминирующей тенденцией?

54. Какие факторы обусловили иное понимание профанного мира в культуре Древнего Востока?

 

ТЕМА 4. ДРЕВНЕЕВРЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА

А) Древние евреи: становление культурной целостности.

1. На каком основании древнееврейскую культуру традиционно рассматривают в рамках культуры Древнего Востока?

2. Какие черты культуры Древнего Востока не характерны древнееврейской культуре? (Что свидетельствует о древнееврейской культуре как ином типе культуры?)

3. Что является «механизмом» создания древнееврейской культуры?

4. В чем заключается специфика культурологического подхода к Библии?

5. Что представляет собой Библия? Какова ее структура?

6. Каковы фундаментальные факты Ветхого завета, что отражает специфику древнееврейской культуры? (Назвать факты и дать их краткое изложение.)

7. Перечислите Десять заповедей.

8. Какие факты и заповеди наиболее ярко характеризуют специфику древнееврейской культуры?

9. В связи с какими обстоятельствами появились у Израиля Судьи, какие функции они выполняли, и почему на смену Судей пришли цари?

10. Кто были царями единого Израильского царства? Чем они знамениты и в чем был грех каждого?

11. Назовите основные этапы становления древнееврейской культуры.

 

 

Б) Радикальный монотеизм и качественное своеобразие древнееврейской культуры.

 

12. Что лежит в основе культуры рода (первобытной культуры) и культуры «территориального царства» (культуры Древнего Востока)?

13. Какой эпизод Ветхого завета наиболее ярко свидетельствует об отмежевании от Израиля от культуры рода? Прокомментируйте этот эпизод как основное установление родовой организации жизни. В чем проявилась новизна Израиля через данный эпизод?

14. Какой эпизод Ветхого завета наиболее ярко свидетельствует об отмежевании Израиля от культуры «территориального царства»? Ответ прокомментировать.

15. Какое представление является фундаментальным в Библии, которое обуславливает все ее другие представления?

16. Что понимается под небом и землей 1-го стиха Библии?

17. Какое представление в Библии указывает на выход из космического цикла как модели времени?

18. Что указывает в Библии на преодоление обожествления человеком мироздания?

19. Как понимается творение в Ветхом завете?

20. Какой характер времени создает Израиль?

21. Что символизирует еврейская суббота? Почему суббота является важным установлением Израиля?

22. Каким образом в субботу человек становится творцом?

23. Как соотносятся Бог Израиля и человек, воля Бога и воля человека, что наиболее выражено еврейской субботой?

24. Почему Бог Израиля не имеет определенной формы?

25. Что понимается под Откровением в Библии? Как понимается будущее?

26. Охарактеризуйте Бога Израиля.

27. Как можно определить веру, характерную для Израиля?

28. Какой ежегодный еврейский праздник соответствует еврейской субботе? Каков смысл этого праздника?

29. Какой институт древнееврейской культуры призван освободить человека от власти прошлого и настоящего в пользу будущего? Дайте характеристику этому институту. Какой путь богопознания явили представители этого института Израиля?

30. Что подразумевается под эсхатологизмом и мессианизмом древнееврейской культуры?

31. Почему евреи не приняли Иисуса в качестве Мессии?

32. Как оцениваются все вещи, все существующее в древнееврейской культуре?

33. Почему возможен и необходим диалог человека и Бога согласно Израилю?

34. Чем создано качественное своеобразие древнееврейской культуры?

 

 

В) Израиль и проблема единства человеческого рода.

 

35. Кого евреи называли язычниками?

36. Каковы два аспекта язычества?

37. Как выглядит история у язычников?

38. Какой метод использует Израиль для отмежевания от язычества и более-менее мирного сосуществования с языческими народами? (Какова суть отношения Израиля к языческим культурам?)

39. Что заимствует Израиль у:

а) родовой культуры;

б) культуры Древнего Востока;

в) античной культуры?

40. В виде какого образа представлено в Библии единство человеческого рода?

41. Что является внутренним импульсом языческой культуры?

42. Что является внутренним импульсом Израиля?

43. Что/кто находится в начальном моменте:

а) каждой языческой истории;

б) истории, согласно Израилю?

44. Какую мировоззренческую установку удостоверяет культурный герой язычников?

45. Как, с точки зрения Израиля, изначально существовало человечество и почему?

46. Что является высшей ценностью у язычников? Что означает принесение первенцев в жертву у язычников с точки зрения высшей ценности язычников?

47. В чем состоит замысел древнееврейской культуры?

48. Как можно истолковать расселение евреев по всему миру и их пристрастие к торговле, с точки зрения исторической миссии Израиля?

49. О чем в народе или человеке свидетельствует антисемитизм?

50. Как охарактеризовал Вл. Соловьев материализм, присущий менталитету Израиля?

51. Как рассматривалась материя в древнееврейской культуре?

52. К чему, по мнению Вл. Соловьева, была направлена вся религиозная история евреев?

 

ТЕМА 5. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

А) Античная культура и полис.

1. Чем отличаются античные государства от древневосточных государств в аспекте социально-политического устройства?

2. Какими должны быть оптимальные размеры государства, с точки зрения Платона и Аристотеля, и почему?

3. Почему греческие полисы-победители не присоединяли побежденные полисы?

4. Каков критерий деления на «своих» и «чужих» у греков?

5. Каково отношение греков к древневосточным народам?

6. Кто являлся источником полиса?

7. Как понимался царь у греков?

8. Когда прекращалось царствование граждан в полисе?

9. Что является фундаментальной характеристикой царственности и божественности человека в представлении греков?

10. Как понималась греками свобода?

11. Каковы основные проявления полисной жизни?

12. Поему в греческих полисах не было бюрократии? Чем обусловлено появление бюрократии?

13. Какие занятия не входили в полисную жизнь?

14. Кем являлся исходно полисный человек?

15. Что входило в досуг?

16. Как понимался греками досуг?

 

 

Б) Тема судьбы в Античности.

17. О какой тенденции в человеческом бытии свидетельствует появление представления о судьбе?

18. Как изменилось представление о реальности в Античности по сравнению с Первобытностью и культурой Древнего Востока? Как новая реальность изменила представление античного человека о мире?

19. В чем проявляется противоречие греков в отношении понимания феномена рабства?

20. В чем заключается парадоксальность судьбы?

21. Почему, с точки зрения греков, не родиться лучше, чем появиться на свет?

22. В чем заключается вина индивида, живущего под знаком судьбы?

23. Какими способами греки «приручали» судьбу?

24. Почему греки ассоциировали судьбу с женскими образами?

25. О чем свидетельствует нумерическая неопределенность мойр?

26. Какое обстоятельство заставляло усомниться в могуществе языческих богов?

27. Как соотносятся принцип божественности и судьбы у Гомера?

28. Как греки пытались преодолеть непознаваемость судьбы, и какие трудности на этом пути возникали? (Пояснить на примере мифа об Эдипе и истории с лидийским царем Крезом.)

29. В чем заключается законченное выражение судьбы?

30. Как можно совладать с судьбой? (Прокомментировать на примере Ахилла.)

31. Чем можно объяснить сжигание умерших у греков в рамках темы судьбы?

 

 

В) Герой, раб, человек «золотой середины».

 

32. На каком пути в Античности могла быть преодолена зависимость человека от судьбы и созданы предпосылки для его свободы?

33. Каковы предпосылки появления героя? (Каковы варианты трансформации царя-жреца в послепервобытной культуре?)

34. В чем состоит основное сходство и различие между героем, царем-жрецом и царем-богом?

35. Какого рода жертвоприношение характерно для героя?

36. Как появление фигуры героя (царя-героя) способствует процессу индивидуализации в позднепервобытной общине?

37. Каков статус царя-бога в пространстве и во времени?

38. Каким по своему статусу должен быть герой?

39. В чем заключается особенность индивидуализма по линии героя? (Как происходит идентификация героя? С кем должен соотносить себя герой?)

40. Почему Геракла нельзя отнести к героям?

41. Каков путь героя и чем выражалась избранность героя?

42. В чем состоит различие царствования царя-бога и царя-героя?

43. Что значит поединок, битва для героя? (Поясните двойственность поединка, битвы.)

44. Как изменилось представление а) о власти, б) о рабстве (по сравнению с первобытным представлением) с появлением фигуры царя-героя?

45. Как определяет статус раба Аристотель в своем сочинении «Политика»?

46. Как меняется представление о профанном, и в чем состоит парадокс этого представления в связи с появлением царя-героя?

47. Проанализируйте, как соотносятся герой и раб с судьбой:

- соотношение раба и судьбы;

- соотношение раба и героя;

- исходная данность героя и высшее измерение бытия героя.

48. Как понимается человек по преимуществу там, где герой и раб – несовместимые полюсы мира? (Каким путем идет к божественности герой?)

49. Каков принцип бытия человека «золотой середины»?

50. О каком процессе в человеческом бытии свидетельствует появление человека «золотой середины»?

51. В чем состоит своеобразие столкновения человека «золотой середины» с судьбой? (Пояснить путем сравнения отношений с судьбой героя и раба.)

52. В каком отношении к истории находятся человек «золотой средины» и герой?

53.Каковы главные добродетели человека «золотой середины», и, в связи с этим, какая иллюзия о судьбе характерна человеку «золотой средины?

54. Что самое уязвимое в позиции человека «золотой середины»? (Как соотносит принцип божественности и принцип судьбы человек «золотой середины»?)

55. В чем видит цель своего существования человек «золотой середины», и каковы его составляющие? (как пример - ответ Солона о Телле из «Истории» Геродота)

56. Чем герой и человек «золотой середины», с одной стороны, противопоставлены рабу, с другой?

57. С каким/какими из трех типов ассоциировала себя греческая культура? Ответ пояснить.