- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Тема 4. Значение деятельности пифагорейцев. (01.03.2016)



1. Пифагор, биография, учение.

2. Гераклит, учение, значение деятельности.

3. Выводы.

 

Вопрос 1. Пифагор, биография, учение.

Пифагор жил в первой половине 6 века до н.э. Его жизнь сильно мифологизирована. Родился на острове Самосе – современная Турция, где развивалась милетская школа. На острове правил тиран, поэтому Пифагор уехал. Фалес посоветовал уехать в Египет, чтобы учиться математике. Учился там 22 года, жрецы обладали знанием математиками. Египет захватила Персия, в том числе и Пифагора. Он попал в плен к персам, его отправили в Вавилон. Он там учился у жрецов Вавилона, которые наблюдали за небесными телами. Потом он сумел вернуться в Грецию в город Кротон, где основал свою знаменитую организацию – пифагорейский союз. Автор теоремы Пифагора, возможно разработали его ученики. Он был философом, математиком и руководителем секты «пифагорейский союз». Эта пирамидальная иерархическая структура, но отличие в том, что адепты в других организация помутнее сознание. А у Пифагора наоборот очищение: вегетарианство. Он избегал охотников и убийц. Пифагор говорил: «Не прикасайтесь к бобам», «не прикасайтесь к черному петуху».

Первый ранг составляли те, кто выполнял бытовые запреты (не ешь то и другое).

Следующая ступень – слушатели. Это учителя, но им запрещалось задавать вопросы. Вообще представители этого слоя молчат, они дают обет молчания. В конце для них ведут дневник. Котором записывают мысли за день.

В определенный момент им можно задавать вопросы и заниматься математикой – это следующая ступень – математики. А на вершине Пифагор.Он говорил, что есть 3 типа существ: люди, боги и подобные Пифагору.

Пифагор придумал термин философия (любовь к мудрости). Он считал, что мудрость недостижима, ею владеет лишь бог, а люди могут только стремиться к ней, то есть любить её – это и есть философия. Человек подобен кораблю, который идет за горизонт, чем дальше идёшь, тем дальше горизонт.

Путешествую по Греции сам Пифагор услышал удары молота о наковальню, и Пифагор задался вопросом: от чего зависит высота звука молота? Между высотой звука и массой молота есть зависимость. И это можно исчислить. Это его самое большое открытие.Он говорит, что звук состоит из числа, природа звука есть число.

Он задается вопросом, что есть первоначало космоса. И отвечает – это число. Если первоначало звука есть число, то весь мир состоит из числа. Начало всего число 1. 1 в геометрии является точка. 2 – это прямая, ограниченная 2 токами. 3 – это плоскость, ограниченная 3 точками. 4 – это трехмерная фигура, пирамида с треугольным основанием (тетраэдр). И получается священная сумма – 10. Она означает основные фигуры мироздания. Весь мир – это сочетание этих фигур. Число само конфигурирует мир. Душа тоже состоит из чисел. Пифагорейцы верят в переселение душ, и характер переселения зависит от того, какую жизнь он прожил. В математике пифагорейцев нет нуля, следовательно, отсутствует пространство между нулем и единицей, то есть нет ½ и т.д. Нуля нет. Так как он задает пустоту, ничто.

«Природа не терпит пустоты» - так говорили древние греки.

Целью пифагорейской математики – приближение к богу. А бытовые процессе с нулем их не волновали. Поэтому. Когда один из учеников, Гипос, открыл иррациональные числа, его придали забвению при жизни. Признали умершим и воздвигли гробницу.

Гипос обиделся и увел учеников. Нуль – это изобретение индусов. Назывался «шунията» – то есть пустота. Они переходили в европейскую культуру и укоренялись, а у греков нет. Пифагор заставлял делать резонаторы – деревянный ящик, на который натянута струна. И ученики вычисляли зависимость между длиной струны и высотой звука. Так они постигали мир.

Пифагору казалось, что они создали цельное мировоззрение. И на происхождения стихий – он говорил, что это есть числа. Их можно представить геометрически – икосаэдр, тетраэдр, додекаэдр. Но стихии не предельные, они состоят из чисел.

Космос – это совокупность сфер, посередине Земля, тоже сферическая. Сфера – символ совершенства. К внутренним сторонам сфер прикреплены солнце, луна и звезды. И они вращаются вокруг неподвижной Земли. Сферы стекловидные и они звенят. Но звук простым смертным не доступен, только интеллектуалы могут услышать. Гармония сфер. Про Пифагора ходили анекдоты про воскресение.

Значение учения Пифагора: был сделан ряд открытий (таблица умножения, геометрические фигуры и т.д.), он прокладывает дорогу теории музыки, кибернетика во многом обязана Пифагору. Если мр-3 формат: двоичный код.

 

Вопрос 2. Гераклит, учение, значение.

 

Гераклит умер в 460 до н.э. Гераклит жил в горах, в уединении, ходя был потомком царского рода из города Эфес, что тоже в Малой Азии. Гераклит не создает школу в отличие от Фалес и Пифагора, не то чтобы школа ему не нужна, он был честолюбивый. Он имел ужасный характер, от него уходили. И его учение считалось темным, трудным для понимания.

Прожив в уединении, он создал теорию космоса и теорию первоначала. Кроме того, он говорит о устройстве мышления. Первоначалом мира является огонь, вечно живой огонь. Огонь – это принцип рождения и разрушения. Воду мы можем представить статичный, воздух тоже, но огонь не стоит на месте, н вечно пляшет. Если первоначало огонь, то и сам мир динамичен. Всё обменивается на огонь, и огонь на всё. Подобно тому, как золото на товар и товары на золото. От Гераклита дошли только обрывки, поэтому мы его знаем в цитатах.

Он объясняет стихии. Смерть земли – рождение воды. Смерть воды – рождение воздуха. Смерть воздуха – рождение огня. Космос ждет катастрофа, считает Гераклит, его ждет пожар.

«В одну и туже реку нельзя войти дважды». Гераклит показывает двойственность всех явлений. В том смысле, что река остается сама собой, но при этом меняется. Она та же и одновременно не та же. И это относится ко всему. К человеку тоже – изменение психики. В мире сталкиваются противоположности, говорил Гераклит. Везде в мире мы видим эти противоположности: зама и лето. День и ночь, сухое и влажное, горячее холодное, мужское и женское и т.д.

Морская вода и жизнь и смерть, для рыб жизнь, для человека смерть. Идет постоянная борьба двух начал. Первый шаг младенца – это первый шаг к его смерти. Гераклит говорит, что борьба – это закон жизни. Жизнь определила одних рабами, а других свободными.

Гераклит говорит, что лучник оттягивает тетиву – это сопротивление. Потом лучник слушает свист – гармония.

Скрытая гармония сильнее явной, но люди её не видят, они видят только конфликт. Гармонию видит бог, для него всё гармонично и справедливо. Тут он повторяет Пифагора, которого он не любил.

Здесь начинается учение о познании Гераклита. Гераклит задается вопросом, может ли человек познать космос. Он считает, что может, так как у всех людей есть душа. Душа бывает двух видов:

1. Влажная или тяжелая;

2. Сухая или легкая (огненная душа). Огонь тянется в верх. И душа мыслящего человека тянется вверх как огонь. Гераклит называет такую душу – логос(учение, слово, понятие, мировой закон).

Когда перевили библию – «вначале было слово» - то есть бог творил словом. Влажная душа не может жить с богом – это души пьющих людей, глупцов. Эти души не способны к познанию. Глаза и уши плохие свидетели истины. Но глаза лучше ушей. То есть Гераклит относится с подозрением к чувственному познанию. Логос и логика – надежный источник познания.

Люди верят сплетням и народным певцам, поэтому таким как Гомер и Гесиодом нужно наказание за небылицы. Эрудиция – это не разум, многознание уму не научает. Иначе бы оно научило Гесиода и Пифагора, а также Ксенфана и Гиготея.

Главное, это логика – непротиворечивость суждений и последовательность.

Моральные идеи Гераклита: людям не стало бы лучше, если все желания сбылись. Он говорит, что большинство желаний – неразумны. У людей нет фантазии и выдумки, всё примитивно.

Люди находятся в рабстве у страстей, их исполнения – потеря души. При этом он говорит, что великие люди ищут вечную славу.

Один равен 10 000, если он лучший. От сюда и вытекает аристократия – власть лучших.

 

Вопрос 3. Выводы.

 

Гераклит создал новую теорию первоначала. И она в общем-то утратила актуальность, но в процессе создания теории он открыл двойственность, учение о двойственностидиалектика – представление о двойственности всех явлений и процессов и что эта двойственность и является причиной изменений. В дальнейшем это учение будет использовано Гегелем и Марксом.

 

Тема 5. Элеаты. (14.03.2016)

1. Ксенофан, жизнь, учение;

2. Парменид, жизнь, учение;

3. Зенон, жизнь, учение.