- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Тема 5. Иоганн Себастьян Бах



Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) - великий классик немецкой и мировой музыки. Наследие Баха и современность. Центральные образы музыки Баха - человек с его богатым духовным миром, идеи морального подвига личности.

Творческий путь Баха (композитор и исполнитель - органист, клавирист, дирижер, педагог).

Музыкальный стиль Баха. Особенности мелодики, ее интонационная выразительность, связь с немецким фольклором, протестантским хоралом. Органический синтез полифонического и гомофонного начал как новое достижение полифонии свободного письма.

Вокально-инструментальные жанры в творчестве Баха. Духовные и светские кантаты, оратории, пассионы, мессы. Их глубоко гуманистическое содержание. Исторические традиции и новаторство в принципах композиции. Народно-бытовые черты светских кантат (“Кофейная”, “Крестьянская”). “Страсти по Матфею” Баха. Высокая месса. Ее идейно-философский замысел, грандиозные масштабы, выход за рамки культовой музыки. Обобщенность образов мессы. Композиция. Высокое мастерство.

Инструментальная музыка Баха, ее основные жанры. Myзыка для клавира. “Хорошо темперированный клавир” - круг образов, особенности композиции, соотношение прелюдий и фуг. Клавирные сюиты (французские, английские), партиты. Их связь с бытовыми музыкальными прообразами: новая трактовка сюиты. Концерты для клавира с оркестром. “Итальянский концерт” - соло, его новаторский характер.

Органная музыка Баха - токкаты, фантазии, прелюдии, фуги, пассакальи. Монументальность, импровизационная свобода. Обработки хоралов, их типы.

Скрипичные и виолончельные сонаты и партиты (соло). Разнообразие в использовании выразительных и технических возможностей инструмента.

Оркестровые концерты и сюиты Баха. Бранденбургские концерты. Их образы, строение. Роль концертов Баха в подготовке классического симфонизма.

Русские и зарубежные композиторы-классики о Бахе. Русская и зарубежная литература о Бахе.

Тема 6. Георг Фридрих Гендель

Роль творчества Георга Фридриха Генделя (1685-1759) в развитии музыкальной культуры не только Германии, но и Англии.

Творческий путь Генделя, его основные этапы (Галле, Гамбург, Италия, Англия). Разносторонность исполнительской деятельности Генделя как органиста, клавириста, дирижера. Немецкая основа его творчества, влияние других национальных школ.

Оперное творчество Генделя. Сохранение связи с традициями итальянской оперы - сериа, ее драматизация.

Антемы как дань композитора традициям английской музыкальной культуры. Выработка приемов ораториального письма.

Оратории - высшее творческое достижение Генделя. Героико-патриотическая идея в оболочке ветхозаветных сюжетов. Связь ораторий Генделя с общественной жизнью Англии первой половины XVIII в. Монументальный демократический характер ораторий. Черты театральности. Различные типы ораторий (“Иуда Маккавей”, “Мессия”, “Иевфай”). Их структура, роль хоров, арий, речитативов.

Основные жанры инструментальной музыки Генделя: концерты, камерные ансамбли, сонаты и сюиты для различных инструментов. Особая роль concerto grosso, органного концерта. Произведения, предназначенные для исполнения на открытом воздухе (“Музыка для фейерверка”, “Музыка на воде”).

Историческое значение творчества Генделя, его роль в развитии мировой музыки

Тема 7. Франц Йозеф Гайдн - основоположник классической симфонии

Франц Йозеф Гайдн (1732-1809). Творческий путь. Основные черты искусства Гайдна: жизненная правдивость, демократичность, оптимизм, связь с народной музыкой - австрийской, а также славянской, венгерской. Тема крестьянской жизни, быта, труда, картины природы в творчестве Гайдна. Конкретность музыкальных образов, жанровая характерность.

Роль симфонии и квартета в творчестве Гайдна. Их интонационные и жанровые истоки. Кристаллизация яркого музыкального тематизма, его разработка. Изобретательное использование форм сонатного allegro, вариаций, рондо. Соотношение частей цикла в связи с общим замыслом. Формирование классического состава симфонического оркестра.

Эволюция творчества Гайдна, углубление содержания симфонического цикла. “Парижские” и “Лондонские” симфонии - высший этап симфонизма Гайдна.

Богатство образного содержания сонат для фортепиано сольных концертов, различных ансамблей.

Оратории Гайдна, оригинальность их музыкальных концепций. “Времена года” - замысел, народно-бытовой сюжет, строение и музыкальный язык оратории. Оратория “Сотворение мира”. Исполнение оратории Гайдна в России.

Тема 8. Вольфганг Амадей Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) - великий классик австрийской и мировой музыкальной культуры. Содержание творчества. Исключительное жанровое разнообразие при ведущем значении оперы. Жизненный путь. Эстетические взгляды Моцарта, его творческие принципы.

Особенности музыкального языка. Красота и богатство мелодики, высокохудожественное претворение в ней австрийских, немецких, славянских, итальянских интонаций. Контрастно-конфликтная драматургия музыкальной формы.

Оперное творчество Моцарта, его выдающееся реформаторское значение, идейная связь с движением “Бури и натиска”. Создание реалистической музыкальной драматургии на основе исторически сложившихся оперных жанров. Жизненная правдивость, богатство выражения внутреннего мира героев, индивидуализация их характеров. Роль арий, ансамблей, финалов в оперной драматургии. Роль оркестра.

Высшие оперные достижения Моцарта. “Похищение из сераля” - лирико-психологическая трактовка зингшпиля. “Свадьба Фигаро” - реалистическая комедия характеров. “Дон Жуан” - уникальный образец совершенного синтеза музыкальной драмы и оперы-буффа. “Волшебная флейта” - сказочный, философски-возвышенный зингшпиль.

Инструментальная музыка Моцарта, ее единство с оперным творчеством композитора. Расширение круга образов в симфонических и камерно-инструментальных произведениях. Новые черты музыкальных циклов. Последние симфонии Моцарта как новый этап в развитии симфонизма, особенности их музыкально-драматических концепций. Концерты для скрипки и фортепиано Моцарта как связующее звено между “развлекательно-бытовой” и симфонической музыкой. Их значение в эволюции жанра.

Фортепианные произведения, инструментальные ансамбли (дивертисменты, серенады) Моцарта.

Выдающееся философское и художественное значение “Реквиема”. Творческое развитие в нем этических и художественных идеалов Генделя и Баха. Наследие Моцарта в мировой музыкальной культуре.

Тема 9. Людвиг ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен (1770-1827). Мировое значение его творчества. Отражение идей и музыкальной практики французской буржуазной революции и немецкого Просвещения. Эстетические взгляды Бетховена, его отношение к И. Канту, И. В. Гете и другим писателям и мыслителям.

Бетховен как представитель нового этапа развития венской классической музыкальной школы. Его связи с австрийской музыкальной культурой, интерес к песенному творчеству разных народов.

Творческий путь Бетховена, основные периоды и их характеристика. Борьба за свободу против насилия и угнетения - главная тема творчества. Философское осмысление действительности.

Бетховенский симфонизм. Его монументальность, драматизм и острота контрастов как отражение жизненных противоречий и конфликтов. Диалектические принципы симфонизма Бетховена. Музыкальный тематизм. Особенности мелодики, ритмики, гармонии, оркестровки. Новый подход Бетховена к сонатной форме и сонатно-симфоническому циклу.

Симфоническое творчество и его ведущая роль в наследии Бетховена. Симфонии № 3, 5, 9, в которых наиболее полно и широко воплощена идея “через борьбу к победе”. Итог творческого пути - Девятая симфония, утверждающая идею братства и свободы народов. Новаторская трактовка симфонического жанра. Многообразие воплощения народно-массовых, лирических и жанрово-бытовых образов в симфониях № 2, 4, 6, 8. Увертюры “Эгмонт”, “Кориолан”, “Леонора” (№ 3) как образцы программного симфонизма.

Инструментальные концерты Бетховена - новая ступень в развитии жанра (симфонизация, расширение круга образов и их драматическое развитие).

Фортепианные сонаты Бетховена (богатство и глубина их содержания, новаторская трактовка цикла и многообразие решений). Обогащение выразительных возможностей фортепиано. Бетховен-пианист.

Опера “Фиделио”, ее свободолюбивая, этическая и гражданственная идея. Основные образы, особенности музыкальной драматургии. Сочетание традиций зингшпиля и “оперы спасения”. Ораториальные черты, особенности симфонического развития.

Музыка Бетховена к трагедии Гете “Эгмонт”, ее революционная идея и круг образов.

"Торжественная месса”, философско-этическое содержание и музыкальный стиль.