- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Тема 6. Архитектура рубежа веков



 

Архитектуре конца XX и рубежа XX и XXI вв. присущ ряд особенностей, которые являются прямым следствием тенденции развития зодчества предшествующих десятилетий. Однако реальное воплощение в строительстве они получили только в конце века. Эти тенденции охватывают весь спектр архитектурной деятельности – градостроительство, типологию, эстетику.

В градостроительстве реализована смена модели развития городов – с экстенсивной на интенсивную. Это привело к росту объемов так называемого «внутригородского» строительства с масштабными работами по санированию и реконструкции исторической застройки. Растет объем индивидуального проектирования, так как типовые объекты трудно вписать в стесненные условия городской застройки; соответственно уменьшается объем применения полносборных железобетонных конструкций, которые вытесняются железобетонными монолитными, сборно-монолитными или металлическими.

Активная управленческая и финансовая деятельность, сосредоточенная в крупнейших городах, привела к градостроительной реконструкции объектов, в которых реализуется деловая активность, - формированию деловых центров с многочисленными многоэтажными и высотными офисами. Эти комплексы «коммерческой архитектуры» размещаются на участках, близких к историческому ядру города. Таков, например, «Фронт Сены» (арх. Р. Лопез, А. Потье, М. Пру) в левобережной части Парижа или застройка офисами финансового центра набережной Гудзона в Нью-Йорке (арх. С. Пелли). Чаще всего такие комплексы воспринимаются как «вставная челюсть» в исторической панораме города. Более продуманным, не нарушающим гармонию исторической застройки, стало продолжавшееся около 20 лет создание нового делового района Парижа – Дефанс, отстоящего от центра на 15 км, но связанного с ним надземными и подземными скоростными транспортными связями. Большим достоинством проекта Дефанса является его многофункциональность (офисы, жилье, гостиницы, торговля, индустрия развлечений и др.).

К удачным компромиссным решениям делового центра при его расположении в историческом ядре следует отнести реконструкцию Фридрихштрассе в Берлине. Это сильно разрушенная во время войны одна из центральных и любимых берлинцами улиц была омертвлена в послевоенные десятилетия пересекавшей ее Берлинской стеной. Правительство ГДР приступило к ее реконструкции только на исходе 80-х гг., и завершено оно к концу 90-х гг. уже в объединенной Германии по новым проектам, к разработке которых были привлечены ведущие архитекторы и проектные фирмы ФРГ и других стран (О. Унгерс, Й. Клейхус, Ж. Нувель, американская фирма СОМ и др.). Радикально реконструируя застройку, проектировщики бережно сохранили ее основные параметры: ширину магистрали и этажность. При этом они резко повысили интенсивность использования территории за счет освоения подземного пространства (оно решено в три – четыре уровня и простирается на всю площадь кварталов при их наземной обстройке только по контуру).

В типологии зданий на рубеже веков сформировались и были реализованы ряд новаций, основные из которых являются следствием поисков многофункциональности зданий и сооружений. Самым масштабным среди них стало формирование «архитектуры больших пространств» или «сверхзданий».

Феномен «больших пространств» начал формироваться в 70-е гг., первоначально в виде крупных крытых атриумов зданий гостиниц и офисов (арх. Д. Портмен), ряда многофункциональных зданий и, наконец, громадных сооружений типа «город входит в дом» со всеми его элементами; магазинами, кафе, ресторанами, кинозалами, залами для игр и т.п.

Возник и быстро приобрел популярность более скромный тип общественного здания – аква-парк. В отличие от давно сложившегося чисто спортивного здания крытого плавательного бассейна, аква-парк многофункционален; спорт, развлечения, игры, образование (изучение водной флоры и фауны в процессе игры).

Естественно, пересмотру подвергалась и самая массовая отрасль архитектуры – архитектура жилища. Здесь грандиозные многоэтажные полносборные комплексы уступили место более соответствующей интимности жилища плотно-низкой (в 2 – 4 этажа) застройке с традиционными, полносборными или сборно-монолитными конструкциями, а свободная планировка застройки – регулярной с замкнутыми или полузамкнутыми небольшими дворовыми пространствами.

В эстетическом отношении архитектура на рубеже веков плюралистична. Отшумела яростная борьба за становление принципов Современного достижения, столь же яростное их отношение после почти одновременного ухода из жизни его корифеев в 60 – 70-е гг. (Ле Корбюзье, В. Гропиуса, Миса ван дер Роэ), утратил прелесть новизны и сменивший модернизм постмодернизм. В современной проектно-строительной практике сравнительно мирно сосуществуют неомодернизм, неоэкспрессионизм, хай-тек, постмодернизм, декон и другие направления при явном количественном преобладании неомодернизма.

Эстетический плюрализм при высоком уровне строительной техники конца века позволяет зодчим уходить от строгости концепции модернизма и структурализма и вводить в архитектурные композиции элемент «игры».

Виртуозные возможности современной строительной техники позволяют «игриво» относится к принципам тектоники: проектировать явно атектонические (визуально) сооружения, либо представлять тектонические элементы чисто символически. Это легко оценить сопоставляя композиции зданий крытой спортивной арены г. Такмацу в Японии (арх. К. Танге, 1962 – 64 гг.), которое называют по образной ассоциации «баркой», с возведенным в конце века в Лондоне многоэтажным офисом, называемым «Ноевым ковчегом». В обоих случаях здания имеют характерный сужающийся книзу силуэт лодки, установленной на суше и удерживаемой в равновесии внешними опорами. Но, если в Такмацу это мощные опоры, действительно воспринимающие нагрузку от здания о образно отражающие «игру сил» в сооружении, то в лондонском объекте все нагрузки воспринимает внутренний каркас здания, а внешние наклонные опоры ничего не несут, соответственно весьма «худосочны» и являются по сути игровыми, «знаковым» элементом фальшивой тектоники.

Нельзя не упомянуть, что к концу века возрастает влияние массовой культуры на творчество даже выдающихся мастеров.

В архитектурную композицию включаются не присущие ей элементы натурализма и кича.

Известный архитектор Ф. Гери в композиции здания рекламного центра в г. Венеция (Калифорния) включает центральный портал (он же въезд в подземный паркинг) в виде увеличенной в десятки раз модели бинокля, а в комплексе олимпийской гостиницы в Барселоне – макет гигантской рыбы, парящей над зданием, рядом с Бальбао деконструктивистским зданием музея С. Гуггенхейма стоит превышающий высоту здания одернованный и засаженный цветочками макет сидящей собаки, выполненный американским мастером кича Д. Куинсом. В Берлине в композицию нового здания технического музея, возведенного в 1999 г. в стиле хай-тек Й. Ганцем, включен макет самолета. Это обстоятельство вызывает грустную оценку своего творчества ведущими мастерами.

Однако, далеко не все так безнадежно. Архитектура, как говорил В. Гропиус, не заканчивается – она лишь непрерывно меняется. Влияют на ее развитие эволюция социальных основ, новой техники, разных, иногда, казалось бы, забытых архитектурных течений.

 

Литература: [4, с. 179-197].

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы особенности стилевой направленности архитектуры на современном этапе?

2. Что такое интенсивный путь развития городов?

3. Что такое «архитектура больших пространств»?

 

Контрольная работа

При выполнении контрольной работы студент изучает общие понятия об архитектуре, этапы закономерностей ее исторического развития, зависимость архитектуры от историко-социальных, климатических, общественно-политических условий и национальных традиций. Знакомится с функциональной сущностью зданий, конструктивно-техническими возможностями, свойствами строительных материалов и художественными принципами каждой исторической эпохи. Изложение материала должно сопровождаться схемами, рисунками иллюстрациями по теме контрольной работы.

 

Задания на контрольную работу

Вариант 1

Первобытнообщинный период. Зарождение зодчества

Вариант 2

Архитектура Египта периода Раннего и Древнего царства

Вариант 3

Архитектура Египта периода Среднего и Нового царства

Вариант 4

Египетский ордер. Пропорции в египетской архитектуре

Вариант 5

Архитектура Двуречья и Месопотамии

Вариант 6

Архитектура Древнего Ирана

Вариант 7

Архитектура Древней Индии

Вариант 8

Архитектура Древнего Китая

Вариант 9

Архитектура Древней Америки

Вариант 10

Архитектура Эгейского (Крито-Микенского) мира

Вариант 11

Архитектура Древней Греции (древнейшая и архаическая эпохи)

Вариант 12

Архитектура Древней Греции (эпоха рассвета и эллинизма)

Вариант 13

Архитектурные ордера Древней Греции. Происхождение ордера

Вариант 14

Архитектура Древнего Рима (этрусская архитектура, архитектура Римской республики)

Вариант 15

Архитектура Римской империи

Вариант 16

Раннехристианская архитектура

Вариант 17

Архитектура Византии

Вариант 18

Архитектура древнерусского государства (X – XII вв.)

Вариант 19

Архитектура раннего средневековья (дороманский период) стран Западной Европы

Вариант 20

Архитектура Франции периода XI – XIII вв.

Вариант 21

Архитектура Англии периода XI – XIII вв.

Вариант 22

Архитектура Германии периода XI – XIII вв.

Вариант 23

Архитектура Италии периода XI – XIII вв.

Вариант 24

Архитектура Пиренейского полуострова периода XI – XIII вв.

Вариант 25

Архитектура Франции периода XII– XV вв.

Вариант 26

Архитектура Англии периода XII– XV вв.

Вариант 27

Архитектура Германии периода XII– XV вв.

Вариант 28

Архитектура Италии периода XII– XV вв.

Вариант 29

Архитектура Пиренейского полуострова периода XII – XV вв.

Вариант 30

Архитектура феодальных княжеств Руси (XIII – XV вв.)

Вариант 31

Архитектура эпохи Возрождения в Италии (1420 – 1520 гг.)

 

Вариант 32

Архитектура эпохи Возрождения в Италии (1520 – 1580 гг.)

Вариант 33

Архитектура эпохи Возрождения во Франции

Вариант 34

Архитектура эпохи Возрождения в Испании

Вариант 35

Архитектура эпохи Возрождения в Португалии

Вариант 36

Архитектура эпохи Возрождения в Великобритании

Вариант 37

Архитектура эпохи Возрождения в Нидерландах

Вариант 38

Архитектура эпохи Возрождения в Германии

Вариант 39

Архитектура эпохи Возрождения в Австрии

Вариант 40

Архитектура эпохи Возрождения в Нидерландах

Вариант 41

Архитектура эпохи Возрождения в Австрии

Вариант 42

Архитектура Италии конца XVI – начала XIX в.

Вариант 43

Архитектура Франции XVII – XIX вв.

Вариант 44

Архитектура Испании и Португалии XVI – XIX вв.

Вариант 45

Архитектура Германии XVII – XIX вв.

Вариант 46

Архитектура Англии XVII – XIX вв.

Вариант 47

Архитектура США XVII – XIX вв.

Вариант 48

Архитектура Московского государства (XIV – XVII в.)

Вариант 48

Архитектура эпохи Российской империи XVIII – XIX вв.

Вариант 49

Архитектура Индии V – XVIII вв.

Вариант 50

Архитектура Китая III – XIX вв.

 

6 Содержание и оформление контрольных работ

 

6.1 Контрольная работа выполняется на листах формата А4 по ГОСТ 2.301-68. Текст может быть выполнен рукописно или с помощью средств компьютерной техники. Рукописный текст может быть записан на одной стороне листа формата А4 с высотой прописных букв не более 10 мм. Текст следует размещать, соблюдая размеры полей:

правое –15 мм;

левое – 30 мм;

верхнее - 15 мм;

нижнее – 25 мм.

При оформлении текста, заголовков, иллюстраций и приложений следует руководствоваться с требованиями ГОСТ 2.105-95, используя стандартную терминологию, а при ее отсутствии принятую в технической литературе.

Листы контрольной работы нумеруют арабскими цифрами. Номер листа проставляют на нижнем поле листа справа. На титульном листе номер листа не проставляют.

6.2 Структура и содержание разделов контрольной работы:

- Содержание - располагаютпосле титульного листа и записываютстрочными буквами с первой прописной, в которое включают наименования всех разделов;

- Введение, в котором кратко излагаются цель контрольной работы;

- Основная часть, в которой излагается материал задания контрольной работы с рисунками, схемами, иллюстрациями;

- Список использованных источников, в которых приводятся сведения об использованных источниках, упомянутых в тексте контрольной работы в порядке их упоминания по ГОСТ 7.1-2003.

Пример

1. История архитектуры и строительной техники. Часть 2. Зодчество индустриальной эпохи (Учебник для вузов) Т.Г. Маклакова. – М.: Издательство АСВ, 2003. – 256 с.

2. Алексеев Ю.В., Сомов Г.Ю. Градостроительное планирование поселений т.1. Эволюция планирования: Учебник в 5 т. – М.: Издательство АСВ, - 2003. – 336 с.

7 Вопросы для подготовки к зачету

1. Первобытнообщинный период. Зарождение зодчества.

2. Архитектура Древнего Египта. Египетский ордер.

3. Архитектура стран Двуречья и Месопотамии.

4. Архитектура Древней Индии.

5. Архитектура Древнего Китая.

6. Архитектура Древней Америки.

7. Архитектура Древней Греции (крито-микенская, древнейшая и архаичные эпохи).

8. Архитектура Древней Греции (эпоха рассвета и эллинизма).

9. Архитектура Древнего Рима (этрусская архитектура, архитектура Римской республики).

10. Архитектура Древнего Рима (архитектура Римской империи, раннехристианская архитектура).

11. Архитектура Византии.

12. Архитектура Древней Руси.

13. Архитектура раннего средневековья стран Западной Европы.

14. Романская архитектура.

15. Готическая архитектура.

16. Архитектура эпохи Возрождения.

17. Архитектура барокко стран Западной Европы.

18. Архитектура классицизма стран Западной Европы.

19. Архитектура Московского государства.

20. Архитектура эпохи Российской империи.

21. Архитектура арабских стран.

22. Архитектура Индии.

23. Архитектура Китая.

24. Архитектура эпохи капитализма.

25. Архитектура индустриальной эпохи.

Список рекомендуемой литературы

 

1 Архитектура гражданских и промышленных зданий: Учебник для вузов. В 5-ти т./ЦНИИ теории и истории архитектуры, Моск. инж. строит. ин-т им. В.В. Куйбышева. – М.: Стройиздат, 1984. – Т.1. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. 3-е изд., доп. 1984. – 334 с. – 59000 экз.

2 Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей: Учебное пособие. – М.: Изобраз. искусство, 1983. – 368 с. – 35000 экз.

3 Саверенская Т.Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды: Учебник для вузов. – М.: Стройиздат, 1984. – 376 с. – 24000 экз.

4 История архитектуры и строительной техники. Часть 2. Зодчество индустриальной эпохи (Учебник для вузов) Т.Г. Маклакова. – М.: Издательство АСВ, 2003. – 256 с. – 3000 экз. - ISBN 5-93093-167-4.

5 Литвинова О.А. Русские архитекторы. – М.: ООО «Издательство «РОСМЕН-ПРЕСС», 2003. – 366 с. – (Великие русские). – 5000 экз. ISBN 5-353-01025-6.

6 Алексеев Ю.В., Сомов Г.Ю. Градостроительное планирование поселений т.1. Эволюция планирования: Учебник в 5 т. – М.: Издательство АСВ, - 2003. – 336 с. – 2000 экз. - ISBN 5-93093-172-0.

7 Алексеев Ю.В., Казачинский В.П., Бондарь В.В. История архитектуры градостроительства и дизайна. Курс лекций. – М. Издательство АСВ, 2004, - 448 с. – 2000 экз. - ISBN 5-93093-253-0.

8 Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры: Учебник для вузов. – М.: Архитектура-С, 2004. – 512 с. - ISBN 5-9647-0014-4.

Приложение

Перечень памятников архитектуры в хронологическом порядке

 

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНИХ ЭПОХ

Эпоха неолита V-II вв. до н.э.

Городище Бискулин в Польше (V вв. до н.э.)

Городище Березники в верхнем Поволжье (V вв. до н.э.)

Екимауцкое городище III – II вв. до н.э.

Эпоха позднего неолита.

Менгиры, дольмены, кромлехи.

Кромлех Стоунхендж в графстве Солсбери 1900 – 1600 гг. до н.э.

 

АРХИТЕКТУРА АНТИЧНОГО МИРА

Архитектура Древнего Египта(III тысячелетие до н.э. – XI в. до н.э.)

Древнее царство (3000 – 2400 г. до н.э.)

Мастаба, Ансамбль пирамид в Гизе. Пирамида Хеопса (архит. Хемиун).

Среднее царство (2400 – 1800 г. до н.э.)

Храмы в Дейр эль-Бахри.

Новое царство (1800 – 1100 г. до н.э.)

Храмы в городах Карнаке и Луксоре.

Архитектура Древней Месопотамии (III тыс. до н.э.)

Зиккурат в городе Ур.

Архитектура Древнего Ирана (VI – IV в. до н.э.)

Город Персеполь, дворец царя с многоколонным залом-апанадой.

Архитектура Древней Греции(VIII в. до н.э. – первая половина II в. до н.э.)

Архаический период (VIII в. до н.э. – VI в. до н.э.)

Классический период (V – IV в. до н.э.)

Типы греческих ордеров.

Ансамбль Афинского Акрополя (зодчие Иктин и Калликрат, скульптор Фидий).

Храмы: Парфенон, Эрехтейон, Ники.

Эллинистический период (IV в. до н.э. – первая половина II в. до н.э.)

Памятник Лисикрата и Башня Ветров в Афинах, Мавзолей в Галикарнасе.

Архитектура Древнего Рима (VI в. до н.э. – 476 г. н.э.)

Республиканский период (VI в. до н.э. – 30-й г. до н.э.)

Императорский период (30-й г. до н.э. – 476 г. н.э.)

Римские ордера.

Колизей (Амфитеатр Флавиев) в Риме (I в. н.э.)

Пантеон (архитектор Апполодор из Дамаска, II в. н.э.)

Гардский мост (акведук) в г. Ним (II в. н.э.)

Триумфальные арки: Тита (I в. н.э.), Константина (IV в. н.э.)

Базилика Константина (IV в. н.э.)