- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Тема 7 правовые системы современности



· Понятие правовой системы.

· Романо-германская правовая семья.

· Семья общего права.

· Семья мусульманского права.

· Семья традиционного права.

· Понятие правовой системы

Правовая система обществаэто конкретная совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства. Правовую систему можно определить как целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей.

В струтуру правовой системы входят следующие главные элементы:

o право (законодательство);

o юридическая практика;

o господствующая правовая идеология.

Помимо вышеперечисленных основных элементов в правовую систему входят и другие слагаемые: правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и правопорядок.

Правовая карта мира включает множество национальных правовых систем, каждая из которых интегрирует всю правовую действительность конкретного государства (доктрину, структуру, источники, ведущие институты и отрасли, традиции, правосознание, правопорядок, правоую культуру др). Категория правовая семья служит для обозначения группы национальных правовых систем, имеющих общие черты.

Существует множество различных классификаций правовых систем. Наиболее последовательная типология разработан французским автором Р. Давидом и выражается в том, что следует выделять три основные правовые семьи: романо-германскую, англосаксонскую и социалистическую. Исследование последней группы правовых систем в совремнный период несколько утратило свое значение в связи с ликвидацией социалистичекого режима в большинстве стран. Большее внимание следует уделить правовой семье мусумальманского и традиционного права. (См. Приложение 5, таблицу 7.1)

· Романо-германская правовая семья

Правовые системы романо-германской правовой семьи являются наиболее распространенными в мире. Система отличается нормативной упорядоченностью и структурированностью источников, устойчивыми демократическими правовыми принципами, обеспечением строгой юридической техники. Носителями и двигателями данной системы были наиболее мощные государства: два тысячелетия назад Римская империя, а затем зарождающиеся и развивающиеся государства Европы – Франция, Германия и другие.

Романо-германская правовая система охватывает страны, в которых юридическая наука сложилась на основе римского права. В романо-германской семье, начиная с XIX века, господствующая роль отведена закону. Отличительная особенность романо-германской правовой системы – строгая отраслевая классификация. Система права подразделяется на отрасли, среди которых базовыми являются конституционное, административное, гражданское, уголовное право, а также гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право.

Для системы романо-германского права характерна устойчивая иерархия его источников. Верховенствующее положение занимает конституция, которая закрепляет основы статуса личности, политического, правового и социального строя, атрибуты государства. В системе источников права, урегулированной в конституционно-нормативном порядке, особое место занимает закон. Верховенство закона – стабильный принцип романо-германской правовой системы.

Романо-германской правовой системе присущи следующие теоретические концепции государственной власти и демократических институтов, получившие распространение в современном мире:

o признание доктрины и принципов правового государства;

o закрепление принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную;

o обеспечение систематического конституционного контроля (конституционное правосудие);

o регулирование административной юстиции;

o гарантии развития многопартийной системы;

o обеспечение местного самоуправления.

· Семья общего права

Изучение общего права должно начинаться с изучения англо-саксонского права. Общее право – это система, несущая на себе глубокий отпечаток истории, а эта история до XVIII века – исключительно история английского права. Не только в самой Англии, где исторически сложилось общее право, но и во многих других странах английское право продолжает быть моделью, от которой, конечно, можно отклоняться в ряде вопросов, но которая в целом принимается во внимание и почитается.

Английское право, в отличие от континентального, развивалось не в университетах, не учеными-юристами, не доктринально, а юристами-практиками. Отсюда некоторая стихийность и необозримость правового массива, отсутствие рациональных начал и строгой логики в его построении. Общее право было создано судьями, разрешавшими споры между отдельными лицами. Норма общего права менее абстрактна, чем норма права романо-германской правовой семьи, и направлена на то, чтобы разрешить конкретную проблему, а не сформулировать общее правило поведения на будущее.

Общее право характеризуется специфическими источниками. Это «право судебной практики», когда в решениях судов не только применяются, но и создаются нормы права. Вторым источником английского права наряду с судебной практикой является закон – закон в прямом смысле этого слова и различные подзаконные акты, принятые во исполнение закона. Наряду с судебной практикой и законом существует третий источник английского права – обычай. Значение обычая весьма второстепенно и не идет в сравнение с основными источниками английского права.

Правовая система США, несмотря на то, что является частью семьи общего права, имеет свои особенности.

Во-первых, двухуровневое правовое развитие, при котором параллельно и в то же время во взаимодействии действуют правовые системы федерации и штатов.

Во-вторых, высокое положение федеральной Конституции, удельный вес которой практически определяется толкованием ее положений Верховным судом.

В-третьих, сохранение приоритетной роли судебной практики сочетается с масштабным и стремительным развитием отраслевого законодательства. Но его кодификация, в отличие от континентального права, происходит скорее в виде консолидации актов и норм.

В-четвертых, наблюдается немалое различие в юридической терминологии Англии и США.

· Семья мусульманского права

Мусульманское право продолжает быть одной из крупных систем современного мира и регулировать отношения между более чем 800 миллионами мусульман, кототрые составляют большинство населения в трех десятках государств и значимое меньшинство – в других. Мусульманское право, в отличие от ранее рассматривающихся правовых систем, не является самостоятельной отраслью науки. Оно лишь одна из сторон религии ислама. Эта религия содержит, во-первых, теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить; во-вторых, шариат, который предписывает верующим, что они должны делать и чего не должны. Шариат означает в переводе «путь следования» и составляет то, что называют мусульманским правом. Он представляет собой совокупность норм или правил, извлеченных из божественных откровений, которым обязан следовать верующий мусульманин, если он хочет правильно исполнять свой религиозный долг.

Мусульманское право имеет четыре источника права. Это прежде всего Коран – священная книга ислама; затем Сунна, или традиции, связанные с посланцем бога; в-третьих, иджма, или единое соглашение мусульманского общества; наконец, в-четвертых, кияс, или суждение по аналогии.

Основой мусульманского права, как и всей мусульманской цивилизации, является священная книга ислама – Коран, состоящая из высказываний Аллаха последнему из его пророков и посланцев Магомету. Коран – бесспорно первый источник мусульманского права.

Сунна рассказывает о бытии и поведении пророка, примером которого должны руководствоваться верующие. Сунна – это сборник адатов, то есть традиций, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников. Адаты разделяют на аутентичные, хорошие и слабые. Только адаты, считающиеся аутентичными, могут служить основой для выработки правовых норм. Рассматриваемая как вторичный источник права после Корана, Сунна послужила восприятию норм обычного права, предшествовавших появлению ислама.

Отвергаемая некоторыми шиитами, иджма считается третьим источником мусульманского права. По единодушному мнению докторов права, иджма используется для углубления и развития легального толкования божественных источников. Для того, чтобы норма права была основана на иджме, необязательно, чтобы масса верующих признала ее или чтобы эта норма соответствовала единому чувству всех членов общества. Иджма не имеет ничего общего с «обычаем» (орф).

Обязанные толковать закон мусульманские юристы призывают на помощь рассуждение по аналогии (кияс). Кияс становится легитимным благодаря Корану и Сунне. Рассуждение по аналогии можно рассматривать только как способ толкования и применения права.

Рассматривая отдельные отрасли и мусульманское право в целом, следует иметь в виду, что ему в полной мере присуща характерная черта феодальных правовых систем – партикуляризм, неопределенность и противоречивость содержания при сложности структуры.

· Семья традиционного права

Семья традиционного права охватывает, прежде всего, слаборазвитые страны Африки. Исторические племена и народности этого континента руководствовались такими «вечными» источниками регулирования жизни, как приверженность общности людей (роду, племени, семье) и почитание предков.

В XIX веке вся Африка подпала под господство европейцев. Страны Африки, входившие в Британскую империю, считают себя сейчас странами общего права, а страны, входившие во Французскую империю – примыкают к системе романо-германского права.

В данном случае имело место двойное развитие. С одной стороны, произошла рецепция современного права, затронувшая, прежде всего, те сферы, где особенно ощущался переход к новой цивилизации и где, следовательно, традиционные обычаи были практически бесполезными. С другой стороны, можно отметить преобразования обычного права даже и там, где оно давало полную регламентацию. Это происходило либо потому, что держава-колонизатор не рассматривала его как достаточно цивилизованное, либо потому, что обычное право было вынуждено приспособиться к изменениям в других областях.

Со времени обретения африканскими государствами независимости в серединеXX века их национальными руководителями предпринимались усилия, по сближению древних традиций, выраженных в обычаях, с современными принципами, необходимыми странам, находящимся на пути экономического и политического развития. Вместе с независимостью возобладало новое отношение к традиционному праву. В традиционном образе жизни не все необходимо отвергать. В частности, солидарность между членами группы является тем позитивным элементом, который следует сохранить. Поэтому, хотя страны Африки в какой-то мере и заимствуют западные идеи, они в значительной мере, остаются верны взглядам, в которых право понимается совсем иначе и не призвано выполнять те же функции, что в западных странах.

Современный этап развития африканской правовой семьи как и прежде характеризуется «правовой многослойностью», но более отчетливо стала проявляться тенденция к оригинальным юридическим конструкциям и способам правовой регламентации. Сильнее сказывается и воздействие норм африканских межгосударственных объединений и институтов, а также общих норм международного права. Общей тенденцией многих африканских стран является постепенное формирование общетерриториального права.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое правовая система?

2. Чем правовая система отличается от ситемы права?

3. Какие элементы формируют правовую систему?

4. Что такое правовая семья?

5. Какие правовые семьи Вам известны и какие государства их составляют?

6. Охарактеризуйте семью романо-германского права.

7. Охарактеризуйте семью англо-саксонского права.

8. Охарактеризуйте семью мусульманского права.

9. Охарактеризуйте семью традиционного права.