- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

ТЕМА 7. ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ



 

 

Творчество – биологически обусловленная потребность человека. Американскими социологами доказано, что равнодушные ко всему люди, не видящие в своей учебе и работе интереса, ничем не увлеченные, отказывающиеся решать новые задачи, требующие элемента творчества, чаще болеют, быстрее стареют и уходят из жизни. А люди, чья жизнь до предела заполнена творчеством (и не важно, каким его видом – литературным, музыкальным, техническим, спортивным), часто доживают до глубокой старости.

 

Творческой личностью (ТЛ) может стать каждый! Для этого совсем не обязательно быть вундеркиндом. Не нужно считать себя человеком со скромными способностями.

Далеко не всегда ярко выраженные задатки были с детства присущи людям, которых теперь мы считаем гениями. Согласно психологическим исследованиям, способности развиваются в деятельности, в достижении цели. В таком случае развитые способности – результат деятельности творческой личности, а не ее причина. Ярким примером является биография Ломоносова. Имея плохое начальное образование, он пришел в Москву пешком. Преодолев все трудности, стал известным ученым.

 

Теория развития творческой личности (ТРТЛ) создана Г.С. Альтшуллером и И.М. Верткиным [12] на основе анализа нескольких сотен биографий выдающихся людей. Это позволило им выделить следующие качества творческой личности.

 

●1. Наблюдательность.

●2. Высокая работоспособность.

●3. Эрудиция, умение обрабатывать информацию.

●4. Способность отстаивать свои цели и результаты, умение держать удар.

●5. Результативность. Выдача промежуточных результатов на пути к достойной цели (патенты, статьи, книги).

 

Пример высокой работоспособности – результаты работы российского академика Обручева: 600 научных трудов, около 2500 рецензий и рефератов, 323 научно-популярные работы, 17 художественных произведений, более 160 геологических карт и схем. При этом Обручев многие годы провел в путешествиях, занимал административные посты, жил интенсивной общественной жизнью, имел семью, не раз менял место жительства.

Другой пример – советский штангист Алексеев, поднимавший за тренировку до тридцати тонн металла. Это несколько часов почти ежедневного упорного физического труда. Через пот, боль и травмы. Но и результат выдающийся: В.И. Алексеев – двукратный олимпийский чемпион, обладатель восьмидесяти (!) рекордов мира.

 

Понятие достойной цели, описанное в [12], возникло в поисках ответа на следующие вопросы:

 

● Какие цели может ставить перед собой человек, владеющий ТРИЗ?

●Что мешает большинству людей заниматься тем делом, которое соответствует их душевным наклонностям?

●Как преодолеть жизненные обстоятельства и достичь поставленной цели?

 

Что такое достойная цель?

 

 

●1. Цель обязательно должна быть положительной и направленной на развитие жизни. Например, недопустима разработка новых вооружений или наркотиков.

 

●2. Цель должна быть «бесконечной», т. е. такой, чтобы её можно было превратить в часть более общей цели (переход к надцели – один из ходов творческой личности).

 

●3. Часто достойная цель опережает свое время и потому воспринимается окружающими как еретическая, странная, а то и просто как пустые фантазии.

 

●4. Достойная цель лежит в области «отсутствия конкуренции». Это обеспечивает качественную работу без спешки, без халтуры.

 

●5. Для разработки достойной цели необходимо иметь обширный информационный фонд. Либо в готовом виде, либо легко набираемый. Пример – сорок тысяч изобретений, проана-

лизированных Г.С. Альтшуллером при создании ТРИЗ.

 

●6. Независимость, т. е. возможность разработки цели даже в минимальных жизненных условиях. Для этого достижение цели не должно требовать недоступного оборудования или

большого коллектива разработчиков: достойную цель в принципе можно достичь в одиночку.

 

Примером достойной цели является создание ТРИЗ. Другой пример – деятельность Александра Невского по сохранению и защите Русской земли в середине тринадцатого века, когда Русь одновременно начали атаковать татаро-монголы и крестоносцы.

 

Академик Михаил Алексеевич Лаврентьев, основатель Сибирского отделения Российской Академии наук, писал: «Ни в науке, ни в жизни ничего не приходит сразу. Не всегда признают твою правоту, не всегда вовремя восстанавливают справедливость, накажут виновного. Надо уметь ждать. И последнее: не бояться драк. За свои убеждения и принципы, за свое дело, своих товарищей надо драться до последнего».

 

 

Несомненными достоинствами теории развития творческой личности являются:

 

 

●1) описание опасностей и ошибок, которых следует избегать (а это колоссальная экономия времени и сил!);

 

●2) изложение типовых приемов, облегчающих продвижение к достойной цели.

 

 

В настоящее время ТРТЛ развивается, и появляются новые вопросы. В частности:

 

●1. Как искать достойные цели? Должен ли их искать сам исследователь или можно пользоваться фондом достойных целей? Если пользоваться фондом, кто будет его пополнять?

 

●2. Есть примеры творческих личностей, работавших как в одной области, так и в разных областях (можно вспомнить А.Д. Бородина, занимавшегося музыкой и химией). Следует ли работать в одной области науки или в разных? Если в разных, то в каких?

 

●3. Какие научные методы можно применять для развития ТРТЛ?

 

●4. Как нужно собирать информацию о творческих личностях? Какую? Как ее анализировать?

 

 

В заключение необходимо сказать о перспективах развития теории решения изобретательских задач. Вот несколько вопросов, еще ждущих своих исследователей.

 

 

1. Возможно ли применение математических методов в ТРИЗ? Если да, то каких? Если нет, то почему?

2. Каким образом далее будет развиваться ТРТЛ?

3. Возможно ли дальнейшее развитие ТРИЗ?

4. Какова взаимосвязь ТРИЗ с другими науками – с физикой, математикой, психологией творчества и т. д.?

5. Что является надсистемой ТРИЗ?

6. Каковы должны быть цели обучения ТРИЗ? Кого учить,как, в каком объеме?

7. Каково место ТРИЗ в наукоемком бизнесе?

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Задачами преподавания дисциплины «Основы технического творчества» в инженерных вузах являются: знакомство студентов с методами решения нестандартных задач, приобретение ими опыта решения технических проблем, разработки технических инноваций.

 

В современном обществе необходимы специалисты, способные применять полученные знания, творчески их использовать, генерировать новые идеи. Поэтому представленный теоретический материал направлен в первую очередь на освещение методов решения проблем.

 

Знание приемов и методов технического творчества – еще не гарантия достижения успешного результата. Необходимо многое другое – развитое воображение, умение сознательно уйти от типовых решений, не соответствующих требованиям сегодняшнего дня, хорошее знание фундаментальных наук, способность преодолеть психологическую инерцию… Список качеств квалифицированного инженера можно продолжить.

 

Приемы творческой работы, изложенные ввыше, не заменяют профессиональных знаний и опыта, а помогают структурировать проблемы и наметить направления поиска решений.

 

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И ТЕРМИНОВ.

 

АРИЗ – алгоритм решения изобретательских задач.

ИКР – идеальный конечный результат.

НИОКР – научно-исследовательские опытно-конструкторские разработки.

ТЛ – творческая личность.

ТП – техническое противоречие.

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.

ТРТЛ – теория развития творческой личности.

ТС – техническая система. Это система, созданная человеком для удовлетворения определенных потребностей.

ФП – физическое противоречие.

Надсистема – система, включающая данную систему.

Подсистема – система, содержащаяся в анализируемой системе.

Системный анализ – это система методов исследования или проектирования сложных систем, поиска, планирования и реализации изменений, предназначенных для решения проблем в различных областях.

Структура – совокупность связей между элементами системы.

Элемент – часть системы, рассматриваемая как неделимая.

Эмерджентность – особенность систем, состоящая в том,

что свойства системы не сводятся к совокупности свойств частей, из которых она состоит, и не выводятся из них.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Основная литература

 

1. Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука. 2-е изд., до-

полненное / Г.С. Альтшуллер. – Петрозаводск : Скандина-

вия, 2004. – 208 с.

2. Альтшуллер, Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения

изобретательских задач. 2-е изд. / Г.С. Альтшуллер. – М. :

Альпина Бизнес Букс, 2008. – 410 с.

3. Голиков, Ю.Я. Методология психологических проблем про-

ектирования техники / Ю.Я. Голиков. – М. : ПЕР СЭ,

2003. – 223 с.

4. Митрофанов, В.В. От технологического брака до научного

открытия / В.В. Митрофанов. – Томск, 2008. – 395 с.

5. Орлов, М.А. Основы классической ТРИЗ. Практическое

руководство для изобретательного мышления. 2-е изд.,

испр. и доп. / М.А. Орлов. – М. : СОЛОН-ПРЕСС, 2006. –

432 с.

6. Перегудов, Ф.И. Основы системного анализа / Ф.И. Перегу-

дов, Ф.П. Тарасенко. – Томск : НТЛ, 2001. – 396 с.

7. Спицнадель, В.Н. Основы системного анализа. Учебное по-

собие / В.Н. Спицнадель. – СПб. : Бизнес-пресса, 2000. –

326 с.

8. Тарасенко, Ф.П. Прикладной системный анализ: наука и ис-

кусство решения проблем / Ф.П. Тарасенко. – Томск : Изд-

во Том. гос. ун-та, 2004. – 186 с.

9. Теория и практика решения изобретательских задач. Сбор-

ник докладов конференции. – М, 2007. – 328 с.

10. Филичев, С.А. Основы технического творчества: практикум :

учеб. пособие / С.А. Филичев. – Томск : Изд-во Том. гос.

архит.-строит. ун-та, 2008. – 58 с.

Дополнительная литература

11. Акофф, Р. Искусство решения проблем / Р. Акофф. – М. :

Мир, 1982. – 224 с.

12. Альтшуллер, Г.С. Как стать гением. Жизненная стратегия

творческой личности / Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин. –

Минск : Беларусь, 1994. – 480 с.

13. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания

творческой личности / В.И. Андреев. – Казань : Изд-во ка-

занского ун-та, 1988. – 240 с.

14. Иванов, Г.И. Формулы творчества, или как научиться изо-

бретать / Г.И. Иванов. – М. : Просвещение, 1994. – 208 с.

15. Родари, Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство при-

думывания историй / Дж. Родари. – М. : Прогресс, 1978. – 207 с.

16. Саламатов, Ю.П. Система законов развития техники /

Ю.П. Саламатов. – Красноярск, 1996. – 137 с.

17. Тринг, М. Как изобретать? / М. Тринг, Э. Лейтуэйт. – М. :

Мир, 1980. – 272 с.

18. Первый указатель физических эффектов [Электронный ре-

сурс]. – Условия доступа:

http://www.triz-summit.ru/ru/section.php&docId=3672

19. Международная ассоциация ТРИЗ [Электронный ресурс]. –

Условия доступа : http://www.matriz.ru

20. Российская ассоциация ТРИЗ [Электронный ресурс]. – Ус-

ловия доступа : http://www.ratriz.ru

21. Альтшуллер Генрих Саулович [Электронный ресурс]. – Ус-

ловия доступа : http://www.altshuller.ru

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1