- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

ТЕМА: Семейно-бытовая обрядовая поэзия



I. Понятие «семейно-бытовая поэзия» (когда и кем исполнялись произведения, чем сопровождались, на что ориентированы). Общественный характер и функции русских семейных обрядов.

II. Свадебный обряд и народная поэзия.

· Происхождение свадебных обрядов. Архаические формы славянских браков (домоногамный, «умыкание», «свадьбы-самокрутки», «купля-продажа») и их отражение в классическом обряде русской свадьбы.

· Структура свадебного действа (основные моменты свадебного ритуала, участники, произведения, исполняющиеся в ходе свадьбы). Свадебные "чины": князь, княгиня, сваты, дружка, подруги невесты, тысяцкий и др. и их роль в свадебном действе.

· Жанры свадебной поэзии. Ритуальные, заклинательные, величальные, корильные и лирические песни. Устойчивые образы и мотивы, композиционные приемы. Поэтический язык свадебного фольклора.

III. Похоронные обряды и причитания. Система образов в причитании, символика причети (растительная, зооморфная, астральная и др.).

IV. Рекрутские обряды и фольклор. Рекрутский плач как форма социальной критики. Основные мотивы и эпизоды рекрутских причитаний, стилистические особенности.

 

Задание

1. Отработать и записать в «Словарик литературоведческих терминов» опорные понятия: величания, корильные песни, приговор свадебный, причитание.

2. Законспектировать статью Чистова К.В. «Русская причеть» (Чистов К.В. Русская причеть // Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике / Под ред. Ю.Г. Круглова. – М., 2003. – С. 111-117)

3. Выписать в цитатник по одному примеру на каждый жанр семейно-бытовой обрядовой поэзии.

4. Проанализировать две свадебные песни (письменно).

5. На занятие принести хрестоматию (Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия / Сост. Ю.Г. Круглов. – СПб., 1993 или Русское устное народное творчество: Хрестоматия. Учеб. пособие / Сост., вст. ст., коммент. В.П. Аникина. – М., 2006)

 

Литература

Основная

Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. – М., 2003. – С. 86-112.

Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники: Энциклопедия. – СПб., 2003.

Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор. – СПб., 2004.

Свадебный фольклор // Русское устное народное творчество: Хрестоматия. Учеб. пособие / Сост., вст. ст., коммент. В.П. Аникина. – М., 2006. С. 178-263.

Обрядовые и необрядовые причитания // Русское устное народное творчество: Хрестоматия. Учеб. пособие / Сост., вст. ст., коммент. В.П. Аникина. – М., 2006. С. 264-320.

Чистов К.В. Русская причеть // Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике / Под ред. Ю.Г. Круглова. – М., 2003. – С. 111-117.

Дополнительная

Семенова М. Быт и верования древних славян. – СПб., 2001.

Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – М., 1990.

Панкеев И. Обычаи и традиции русского народа. – М., 1999.

Аникин В.П. Календарная и свадебная поэзия. – М., 1970.

Круглов Ю.Г. Русские свадебные песни. – М., 1978 (М., 1982).

 


Практическое занятие № 3

по дисциплине "Фольклор"

ТЕМА: Русская народная сказка

I. Сказки, их определение, жанровый состав. Отношение вымысла и реальности, социальная и идейно-художественная характеристика вымысла.

II. Классификации сказок (В.П. Аникин, В.Я. Пропп, Э.В. Померанцева). Выделить и обосновать принципы классификаций: композиция, тип героя, сюжет.

III. Сказки о животных

· Проблема происхождения. Своеобразие вымысла.

· Персонажи сказок о животных (типологические блоки).

· Особенности сюжетов сказок о животных.

· Композиция и стиль сказок о животных.

· Анализ сказки "Кот и лиса" (тема, конфликт, сюжет сказки; соотношение реальных черт и элементов вымысла в изображении и поведении персонажей; Собственные имена как художественный прием; аллегорический, юмористический или сатирический смысл сказки; композиция сказки; роль повторов, диалогов; язык и стиль сказки).

IV. К какому типу относятся сказки «Звери в яме», «Волк и семеро козлят», «Колобок»? Найти переходные, синтетические элементы разных сказочных типов в этих произведениях.

V. Кумулятивные сказки: композиция, сюжеты, поэтика.

· Принцип кумуляции и поэтика финала.

· Проанализировать на примере 1 сказки ("Петушок да курочка", "Коза Тарата", "Коза луплена") особенность развития сюжетной цепи, систему образов, их сказочные функции.

VI. Композиция и поэтика докучных сказок.

VII. Бытовые (новеллистические) сказки.

· Проблема происхождения. Своеобразие вымысла.

· Тематика, проблематика. Персонажи.

· Разновидности бытовых сказок.

· Подобрать и проанализировать 2-3 сказки на разные сюжеты.

Задание

1. Отработать и записать в «Словарик литературоведческих терминов» опорные понятия: сказитель, сказка, сказка авантюрная, сказка бытовая, сказка волшебная, сказка докучная, сказка кумулятивная, сказка новеллистическая, сказка о животных, сказковедение.

2. Принести на занятие сборники сказок или хрестоматию (Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия / Сост. Ю.Г. Круглов. – СПб., 1993 или Русское устное народное творчество: Хрестоматия. Учеб. пособие / Сост., вст. ст., коммент. В.П. Аникина. – М., 2006). Прочитать указанные в плане сказки.

3. Письменно проанализировать сказку "Кот и лиса", кумулятивную сказку (по выбору студента), бытовые сказки (по выбору студента).

Литература

Основная

Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. – М., 2003. – С. 142-168.

Пропп В.Я. Собрание трудов: Русская сказка. – М., 2000.

Адоньева С.Б. Сказочный текст и традиционная культура. – СПб., 1997.

Юдин Ю.И. Русская бытовая сказка. – М., 1998.

Сказки // Русское устное народное творчество: Хрестоматия. Учеб. пособие / Сост., вст. ст., коммент. В.П. Аникина. – М., 2006. С. 637-666; 718-732.

Дополнительная

Аникин В.П. Русская народная сказка. – М., 1984

Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. – М., 1975 (Серия "Из истории мировой культуры")

Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – М., 1989

Померанцева Э.В. Судьбы русской сказки. – М., 1965

 


Практическое занятие № 4

по дисциплине "Фольклор"

ТЕМА: Волшебная сказка

I. Происхождение волшебных сказок, своеобразие вымысла.

· Древнейшие представления, сохранившиеся в виде фантастических мотивов в сказке: анимистические и тотемистические представления, магия, жертвоприношения, оборотничество, система табу и т.д.

II. Сюжетный состав волшебных сказок. Наиболее популярные сюжеты (добывание невесты и др.)

III. Сказочный хронотоп (рассмотреть на конкретных примерах):

– «Свой» и «чужой» мир; путь-дорога как организующий стержень сказочного пространства.

– Поэтика сказочного времени (длительность путешествия и мгновенность преодоления сказочных пространств).

IV. Персонажи восточнославянской волшебной сказки.

· Классификация персонажей

· Персонажи «первого ряда»

– «Высокий» герой. Происхождение образа, функции. Круг сюжетов с «высоким героем».

– «Низкий» герой. Идеализация «низкого» героя, его эволюция.

· Персонажи «второго ряда»

– «Помощники» главных героев, их функции, происхождение образов.

– «Противники»/ антагонисты, функции, происхождение образов. Баба Яга и Кощей Бессмертный: гипотезы о происхождении образов, сказочная функция.

V. Композиция волшебной сказки.

VI. Язык и стиль волшебных сказок.

Задание

1. Самостоятельно проанализировать сказки «Перышко Финиста ясна сокола», «Царевна-лягушка» (тема, идея, сюжет, композиция, система персонажей, художественно-изобразительные средства и приемы, особенности стиля).

2. Принести на занятия сборники сказок.

 

Литература

Основная

Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. – М., 2003. – С. 147-156.

Аникин В.П. Волшебная сказка «Царевна-лягушка» // Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике / Под ред. Ю.Г. Круглова. – М., 2003. – С. 235-246.

Мелетинский Е.М. Происхождение сказок о младшем брате и их роль в формировании сказочного эпоса // Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике / Под ред. Ю.Г. Круглова. – М., 2003. – 223-228.

Пропп В.Я. Собрание трудов: Русская сказка. – М., 2000.

Пропп В.Я. Собрание трудов: Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки. – М., 1998.

Волшебные сказки // Русское устное народное творчество: Хрестоматия. Учеб. пособие / Сост., вст. ст., коммент. В.П. Аникина. – М., 2006. С. 666-718.

Дополнительня

Адоньева С.Б. Сказочный текст и традиционная культура. – СПб., 1997.

Аникин В.П. Русская народная сказка. – М., 1984.

Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. – М., 1975 (Серия "Из истории мировой культуры").

Померанцева Э.В. Судьбы русской сказки.– М., 1965.

Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. – М., 1958 («Низкий» герой волшебной сказки»).

Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы («Замкнутое время сказки», «Художественное пространство сказки») // Лихачев Д.С. Историческая поэтика древнерусской литературы. Смех как мировоззрение. – СПб, 1997.–С. 20-23, 129-134. Эта же работа: Лихачев Д.С. Избранные работы: в 3-х тт. – Л., 1987. –Т. 1.– С. 507 – 511, 530-634.