№20. Основные традиции и тенденции развития
1. О понятии «современная западная философия». Классический и неклассический тип философствования: сравнительный анализ.
2. Проблема типологизации современной философии в свете постмодернистского культурно-исторического типа рациональности.
3. Общая характеристика современной философской ситуации. Антитеза сциентизма и антисциентизма как основополагающая антитеза современного типа философствования.
4. Крушение культа научного разума и новая парадигма рациональности. Новая «переоценка ценностей» в условиях постмодерна.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. В чем заключается основное различие между классическим и современным способом философствования, классической и современной философией?
2. Чем обусловлен крах научного разума в современной культуре?
3. Почему критицистская методология является наиболее адекватной в современной культуре?
4. В чем суть современного культурно-исторического типа рациональности?
5. Можно ли согласиться с поставленным Ницше диагнозом современной культуре: «Бог умер»?
Ключевые понятия: сциентизм, антисциентизм, тип философствования, модерн, постмодерн, фундаментализм, критицизм, рациональное, арациональное, классика, неклассика.
№ 21. Сциентистская традиция.
1. Сциентизм - аналитическая философия. Позитивизм как стиль мышления и образ жизни. Основные принципы и положения позитивизма.
2. Философия позитивизма: от О. Конта до Л. Витгенштейна.
- Философия классического позитивизма. О.Конт: Закон трех стадий развития человеческого духа. Дж. Ст. Милль: Философия как логика и методология науки. Г. Спенсер: Синтетическая философия.
- Философия махизма: Программа «очищения опыта» Р. Авенариуса. Теория нейтральных элементов мира Э. Маха. Принцип «экономии мышления».
- Философия неопозитивизма как аналитическая философия. Логический эмпиризм Венского кружка. «Логико-философский трактат» Л. Витгенштейна - Библия логического позитивизма. Лингвистическая философия «позднего» Витгенштейна. Философия семантического анализа Львовско-Варшавской школы.
3. Философия критического рационализма.
- Антипозитивистский характер философии критического рационализма. Коперниканский переворот К. Поппера в философии и методологии науки. Основные заповеди критицизма.
- Философия науки англо-американской исторической школы: Т.Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд.
- Философия немецкого критического рационализма: «Негативная» и «позитивная» программы Х. Альберта, или Критицизм против фундаментализма. «Неортодоксальный» критический рационализма Х. Шпиннера. Рациональный критицизм Х. Ленка.
4. Философия классического прагматизма.
- Прагматицистская доктрина Ч. Пирса: теория сомнения-веры, теория истины. Фаллибилизм и критицизм Ч. Пирса.
- Прагматизм и радикальный эмпиризм У. Джеймса как универсальная методология. Инструментализм Дж. Дьюи.
5. Философия структурализма.
- Методологические принципы структурной лингвистики Ф. де Соссюра.
- Структурная антропология К. Леви-Строса.
- Культурологический структурализм М. Фуко.
6. Современная философская герменевтика.
-Герменевтическая традиция от Ф. Шлейермахера до. М. Хайдеггера.
- Философская герменевтика Х.-Г. Гадамера: «герменевтический треугольник», герменевтический круг, предпонимание.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Чем можно объяснить «живучесть» позитивистского стиля мышления в современной культуре?
2. Как Вы понимаете следующее высказывание Маха: «Всё метафизическое, как нечто праздное и нарушающее экономию науки, должно быть из неё «изгнано»»?
3. Как Вы понимаете высказывание Витгенштейна: «Границы моего языка означают границы моего мира»?
4. Обоснуйте антипозитивисткий характер философии критического рационализма?
5. В чем сходство и различие между «третьим миром» К. Поппера и миром идей Платона?
6. Что означает понятие парадигма в контексте концепции развития науки Т. Куна?
7. Что такое «герменевтический треугольник» и «герменевтический круг»?
8. Что такое истина с точки зрения прагматизма?
9. Как Вы понимаете принцип Фейерабенда: «все дозволено»?
Ключевые понятия: демаркация, фальсификация, верификация, языковая игра, семейное сходство, корреспондентская истина, парадигма, трилемма Мюнхгаузена, фаллибилизм, сомнение-вера, верование, синхрония, диахрония, элемент, структура, эпистема, герменевтический треугольник, герменевтический круг, понимание, предпонимание, интерпретация.
№22. Антисциентистская традиция.
1. Метафизика воли А. Шопенгауэра:
-От теории познания к метафизике воли. Мир как воля и представление.
- От воли к жизни к нравственной воле.
2. Философия неприятных истин Ф. Ницше:
- Проклятие христианству.
- Опыт переоценки ценностей: воля к власти, имморализм, сверхчеловек, вечное возвращение. Судьба ницшеанства.
3. Философия экзистенциализма:
- Предтечи экзистенциализма: Б. Паскаль и С. Кьеркегор.
а) Паскаль: «философия разума» и «философия сердца»
б) С. Кьеркегор: философ отчаяния и абсурда.. Три стадии человеческого бытия.
- М. Хайдеггер: экзистенциальная аналитика бытия.
- Трансцендентный экзистенциализм К. Ясперса. Философская вера и экзистенция. Пограничные ситуации.
- Человек как «проект самого себя» (Ж.-П. Сартр) и «бунтующий человек» А. Камю.
4. Философия психоанализа.
- Бессознательное и психоанализ З.Фрейда. Структура личности в теории З.Фрейда: трехуровневый психический аппарат. Комплексы и защитные механизмы. Сублимация. «Эрос» и «Танатос». Понимание культуры в классическом фрейдизме. Фрейдовский анализ религии и искусства. Медицина и философия.
- Эволюция неофрейдизма. Аналитическая психология К.Г. Юнга.
Понятие коллективного бессознательного. Архетипы и символы. Экстравертный и интровертный типы личности. Концепция культуры К.Г.Юнга. Э. Фромм: психика и социальность, типы социальных характеров по Э. Фромму
5. Феноменологическая философия Э. Гуссерля.
- Феноменология как фундаментальная онтология.
- Феноменологическая редукция. Интенциональность и интерсубъективность. «Жизненный мир».
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Почему А. Шопенгауэра можно считать последним классическим философом и первым современным философом?
2. В чем сходство и различие между философией Шопенгауэра и Ницше?
3. Почему Ницше был философом «неприятных истин»?
4. В чем суть имморализма Ницше?
5. Прокомментируйте высказывание Кьеркегора: «Чем меньше я мыслю, тем больше
существую».
6. Как Вы понимаете высказывание М. Хайдеггера: Язык есть дом бытия»?
7. Как связаны архетип и символ в аналитической психологии К. Г. Юнга?
8. В чем, по Фрейду, суть конфликта между культурой и «животной» природой человека?
9. В чем, по мнению Паскаля, величие и ничтожество человека?
Ключевые понятия: пессимизм, декаденство, нигилизм, переоценка ценностей, имморализм, сверхчеловек, идея вечного возвращения, воля к власти, воля к жизни, «вот-бытие»(Dasein), время, философская вера, экзистенция, ничто, бытие к смерти, пограничная ситуация, Эдипов комплекс, комплекс Электры, бессознательное, предсознательное, «Я», «Оно», «Сверх-Я», толкование сновидений, сублимация, коллективное бессознательное, архетип, символ, интенциональность, феноменологическая редукция, жизненный мир, интерсубъективность.
№ 23. Религиозно-философская традиция.
1. Неотомистская философия Ж. Маритена. Томистский критицизм и программа возрождения томизма. Проблема существования и томистский «экзистенциализм».
2. Теория познания Ж. Маритена. Иерархия видов знания. Интегральный гуманизм Ж. Маритена.
3. Французский персонализм Э. Мунье. Личность и её бытие. Структура личностного универсума. Персоналистская концепция коммуникации. Персоналистская этика. Персонализм и христиантсво.
4. Христианский эволюционизм Тейяра де Шардена. «Преджизнь», «жизнь», «мысль» и «сверхжизнь» как основные этапы эволюции. «Точка Омеги». Феномен человека как культурно-социальное бытие.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Какая связь существует между философией персонализма Э. Мунье, с одной стороны, и философией Н. Бердяева и К. Маркса – с другой?
2. Что общего между философией Т. де Шардена и теософией школы Блаватской?
3. Каковы место и роль неотомистской философии в структуре и духовной жизни католицизма?
4. Чем объясняется модернистский характер современного католицизма?
Ключевые понятия: сущность, существование, личность, коммуникация, вера, жизнь, преджизнь, точка Омеги.
Тема 6: Русская философия.
№ 24. Своеобразие древнерусской философской мысли и