- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Тема урока: 24.1. Принципы классицистической архитектуры — 1 урок.

  • Организация внутреннего пространства при помощи анфилады небольших помещений. Парадный зал как архитектурная “кульминация” такой анфилады. Выделение комнат анфилады (их архитектурная акцентировка) при помощи высоты потолка, устройства печей и каминов, колонн и колоннад, арок, сводов и ниш.
  • Задания:

    1. Попробуйте представить, какие ощущения может вызвать у человека длительное пребывание (а тем более выполнение какой-либо работы) в “надбытовом” классицистическом особняке?
    2. Вспомните, в какой еще культуре здание строилось из кубов, параллелепипедов и сферических объемов? Что у той культуры общего с русской культурой?
    3. Может ли существовать классицистическое здание без элементов ордера? Почему?
    4. Вертикальная структура сооружений ярко символична практически во всех культурах. А возможен ли символизм в горизонтальных структурах? Как бы вы, например, символически обозначили здание, состоящее из пяти рядом расположенных объемов?
    5. Употребляется ли сегодня современными архитекторами анфиладный принцип организации интерьера? Что в нем осталось от классицистического мировоззрения?


    Тема урока: 24.2. Особенности живописи классицизма и рококо (Н. Пуссен, А. Ватто) — 2 урока.

  • Духовный кризис французского общества в последние голы царствования Людовика XIV. “Регенство” как символ легкомыслия, жажды наслаждений, развлечений и роскоши.
  • Возникновение стиля рококо в первой половине XVIII века как выражение ценностей светской культуры (двора, аристократии).
  • Камерность, интимность стиля рококо. Большая связь его с бытом.
  • Основное выражение стиля в прикладном искусстве, мебели, интерьере, костюме.
  • Дробность прихотливо изогнутых форм, ажурность, сложность орнамента, асимметрия — основные черты формы в искусстве рококо.
  • Появление пристального интереса к изображению тонких интимных переживаний, к любовным, эротическим сюжетам.
  • А. Ватто – яркий представитель живописи рококо:
  • “размышления” о недолговечности или недостижимости земного счастья в творчестве Ватто:
  • Задания:

    1. Подумайте, почему классицизм так “любит” античность? Какие “античные добродетели” необходимы для идеологии абсолютистского государства и почему?
    2. Попробуйте ощутить, как на ваше восприятие влияет внутренняя уравновешенность и упорядоченность полотен Пуссена? Смогли бы вы подобрать похожую по ощущению музыку?
    3. Что общего между характерными чертами произведений в стиле рококо и интимными человеческими переживаниями?
    4. Вспомните, где еще в мире искусства вы встречались с одновременным изображением одной и той же человеческой фигуры в разных ракурсах? О чем может говорить такое сходство?
    5. Ватто и Веласкес используют в своем творчестве тончайшие колористические нюансы. Значит ли это, что эти художники решают с помощью колорита одни и те же задачи? Попробуйте сравнить (по произведениям) взгляды этих художников на назначение искусства?


    Тема урока: 24.4. Классицистический театр (Корнель, Расин, Мольер) — 1 урок.

    Задания:

    1. Какие события из русской истории напоминает вам “исправление народного вкуса по древним образцам”?
    2. Может ли, на ваш взгляд, комедия стать “высокой” и в каком случае?
    3. Что, по-вашему, меняется в восприятии зрителя, если действие “разрывается” по времени, месту или действию? Почему такие “разрывы” недопустимы, если у театра стоит цель быть школой нравов?
    4. Существуют ли амплуа в современной повседневной жизни? Какие? А какие амплуа предпочитаете вы?
    5. Какие сюжеты из жизни современной России могли бы привлечь Мольера?


    Тема урока: 24.5. Рождение и основные принципы сценического балета (Новер, Люлли) — 1 урок.

  • Разработка в конце XVII века музыкальной основы балета Ж.-Б. Люлли. Превращение бального танца в танец сценический.
  • Претворение Ж.Ж. Новером в XVIII веке просветительских идей о “действенном танце” и о “возврате театра к природе” в балете. Введение в балет серьезной драматургии и превращение его в самостоятельный театральный жанр.
  • Объединение в конце XVIII века О. Вестрисом трех резко до того разграниченных танцевальных сфер: благородного танца, характерного танца и комического танца в единый жанр, ставший основой танцевальной техники XIX - XX веков.
  • Задания:

    1. Какие еще синтетические виды искусства вы знаете, объединяющие, по крайней мере, три различных самостоятельных искусства?
    2. Как выдумаете, мог ли танец, бытовавший в дворянском быту, стать простонародным? Если да, то попробуйте привести примеры?
    3. Подумайте, зачем нужны были маска и полумаскарадный костюм на придворных балетах? Что они скрывали?
    4. Как выдумаете, почему на Большой (королевский) балет не пускали профессиональных танцовщиков?
    5. Попробуйте сами придумать способ записи современного танца. Что можно зафиксировать в такой записи, а что принципиально не фиксируется?
    6. Понаблюдайте за своими движениями. Есть ли у вас предпочтительные (привычные) позы и движения? Что они обычно выражают? Можно ли на их основе построить танец?


    25. Культура русского классицизма