- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Тема урока: 26.2. Расцвет английской живописи (У. Хогарт, Т. Гейнсборо) — 2 урока.

  • Разработка нового типа пейзажа с человеческими фигурами, где человек из декоративного элемента становится личностью. “Пасторальные фантазии” Гейнсборо.
  • Задания:

    1. Какой бы увидел современную Москву, Лондон, Петербург, ваш родной город сатирический взгляд Хогарта?
    2. Попробуйте сравнить серии картин Хогарта и современные “мыльные оперы”. В чем они похожи? В чем различие?
    3. Хогартовский цикл о судьбе хорошего и плохого мальчиков и комедия А.С. Грибоедова “Горе от ума”. У кого, по-вашему, больше черт “хорошего мальчика” — у Чацкого или Молчалина? Совпадает ли отношение Хогарта к хорошему и плохому в человеке с современными взглядами на людей?
    4. Посмотрите вокруг! Часто ли в архитектуре, скульптуре, бытовых вещах встречается волнистая линия? В каких случаях без нее не обойтись и почему?
    5. Представьте, что вы — художник. И вам заказали картину, основные черты которой должны проявиться лишь при тусклом освещении свечей. Как бы вы подбирали краски для полотна?
    6. Эксперименты Гейнсборо в области колорита и русское гадание с зеркалом и свечей. Что в них общего? Какая особенность человеческой психики здесь используется?


    Тема урока: Опера Просвещения (К. Глюк, В. Моцарт) — 2 урока.

  • Оперное творчество В. Моцарта как вершина оперы Просвещения:
  • Задания:

    1. Попробуйте сформулировать общий принцип оперы-seria и классицистического здания. В каком еще виде искусства вплоть до XX века сохраняется тот же принцип?
    2. Попробуйте спроектировать (нарисовать, описать) классицистическое здание в форме оперной арии da capo. Почему это возможно?
    3. Знаете ли вы какого-либо живописца (или графика), мастерство которого можно сравнить с мастерством певца bel canto?
    4. Известно, что Глюк своей реформой нарушил один из основных законов классицистического искусства. Какой?
    5. “Свадьба Фигаро” Моцарта построена, в основном, как музыкальная “комедия характеров”. А что еще, кроме характера персонажа, можно взять за основу комедийного сюжета?
    6. Можно ли представить себе развитие сюжета “Свадьбы Фигаро” в современном быту? Как вы думаете, стоит ли сохранять музыку Моцарта для такого осовременивания или нужно написать другую?


    Тема урока: 26.6. Соната и симфония в творчестве Ћвенских классиковЛ (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен) — 3 урока.

  • Постепенное расширение классического состава оркестра и усложнение функций каждого из инструментов.
  • Ясность и логичность музыкального мышления как основные черты “венской классической школы”, выразившиеся в тональном принципе организации музыки и в простоте и гармоничности музыкальных форм.
  • Основные понятия тональной организации музыки: устойчивость и неустойчивость, тяготение, тоника.
  • Восприятие музыкального произведения, организованного гомофонно-гармонически как архитектурного сооружения:
  • Соната, симфония и инструментальный концерт — основные формы, построенные по принципу сонатно-симфонического цикла.
  • Четыре части классической симфонии, способной воплощать различные стороны человеческого бытия:
  • Сонатная форма как основное завоевание “венских классиков” в области музыкальной формы:
  • Постепенное формирование классической сонаты в 3-частный цикл: сонатное Allegro — медленная часть — финал.
  • Тематическое разнообразие в классических сонатах – сонаты лирические и драматические.
  • Задания:

    1. На что, по-вашему, больше похоже архитектурное сооружение — на орестр или на инструментальный ансамбль?
    2. Давно замечено сходство архитектурного и музыкального произведений. А живопись? Какие средства этого вида искусства могут, по-вашему, соответствовать каким музыкальным выразительным средствам?
    3. Подумайте, существует ли в архитектуре, живописи, графике, скульптуре принцип тяготения? И если существует, то где и как искать “тонику”?
    4. Подумайте, каким жанрам живописи можно поставить в соответствие части сонатно-симфонического цикла (сонатное Allegro, медленную часть, менуэт или скерцо, быстрый финал)?
    5. Вспомните, какой тип иконы отвечает всем “требованиям” сонатной формы?
    6. Попробуйте представить и описать картину, построенную по законам сонатной формы.


    Тема урока: 26.7. Жанр портрета в живописи. Русский парадный и интимный портрет (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский) — 3 урока.

  • Интерес к истории в начале XIX века и показ портретируемого в окружении вещей — “Ћинтерьерный портрет”.
  • Групповой портрет и его композиция по театральным законам.
  • Внимание к внутреннему миру человека во второй половине XIX века и “психологический портрет” (Серов, Суриков, Врубель).
  • Задания:

    1. Если с помощью театральной маски актер (жрец, шаман) превращается в “другого”, то какому перевоплощению соответствует погребальная маска?
    2. Подумайте, каким бы (какой бы) вы хотели выглядеть на портрете? Много ли на таком портрете, выполненном по вашему заказу, будет истинных черт вашей индивидуальности? А хотели бы вы иметь портрет, передающий абсолютно все черты вашей индивидуальности? Почему?
    3. Если в людях есть “свет”, то, наверное, есть в людях и “тьма”. Подумайте, как может художник донести до нас эту “тьму”, не вызвав неудовольствия заказчика?
    4. Вспомните, где располагался портрет на иерархической лестнице живописных жанров. А где бы вы разместили портрет сегодня? Почему именно здесь?
    5. Попробуйте представить себе и описать личность знакомого всем человека (хотя бы вашего школьного директора) во всех типах портрета. Что при этом меняется, а что остается неизменным?
    6. Попробуйте сообща сконструировать групповой портрет вашего класса. Найдите то общее, что вас всех связывает и обозначьте это ясным символом.


    Тема урока: 26.8. Мастера русского скульптурного портрета (Ф. Шубин, Э. Фальконе, М. Козловский) — 2 урока.

  • Рождение на русской почве круглой скульптуры, монумента, конного монумента (Б.-К. Растрелли). Барочные черты ранней русской скульптуры:
  • Основные черты монументальной скульптуры:
  • Конные памятники Петру I (Б.-К. Растрелли и Э. Фальконе) как различное понимание силы и мощи петровской России в первой и второй половине XVIII века. Канонизированный образ императора-победителя, достигшего вершины славы, родившийся в первой половине века (Б.-К. Растрелли) и неуспокоенный образ-устремление второй половины века (Э. Фальконе).
  • Мраморные бюсты Ф. Шубина как тонкая разработка портретной скульптуры. Человек во всем многообразии жизненного и духовного облика в скульптурных портретах Ф. Шубина.
  • Постоянная борьба и сочетание черт барокко и классицизма в скульптуре М. Козловского. Преодоление сухой классицистической рациональности в античных статуях Козловского.
  • Задания:

    1. Подумайте, можно ли обнаружить “языческие черты” в классицистической или барочной круглой скульптуре? Какие?
    2. Внимательно посмотрите на скульптуры в своем родном городе. Какие черты (народной скульптуры или классической западноевропейской) в них сильнее выражены? Как вы думаете, почему?
    3. Может ли быть монументальной небольшая статуэтка? Почему?
    4. Как известно архитектурный классицизм активно использовал элементы античного ордера. А классицистическая скульптура использовала ли скульптурные достижения античности? Какие?
    5. Попробуйте четко сформулировать, как именно влияет на монумент архитектура и ландшафт. А существует ли обратное влияние монумента на окружающую его архитектуру и природу? Какое?
    6. Что можно сказать о состоянии русского общества первой половины XVIII века и второй его половины, судя по конным монументам Петру I?


    Тема урока: 26.9. Русские столичные, провинциальные и крепостные театры — 1 урок.

  • Театр “охочих комедиантов” — основа будущего профессионального театра. Актеры из приказных, слуг, ремесленников и школяров. Репертуар — шутовские (пародийные) комедии и интермедии. Основное выразительное средство – живая, бойкая речь.
  • Оперно-балетные придворные театры середины века с иностранными труппами (французские, немецкие, итальянские). Герои балетов и опер – античные герои, пасторальные пастухи и пастушки. Первая в России танцевальная школа (Петербург, 1738).
  • Появление национальной драматургии в середине XVIII века. Классицистическая драматургия, построенная по строгим законам классицистического театра (“высокие” и “низкие” жанры, “классические единства”).
  • Появление в середине века государственных публичных театров в Петербурге (Русский публичный театр, театр на Царицыном лугу) и Москве (Университетский театр с первой профессиональной труппой, Петровский театр).
  • Городские и загородные крепостные театры (Шереметева, Юсупова, Воронцова).
  • Появление первых выдающихся русских актеров из крепостных трупп (П.И. Ковалева-Жемчугова) и трупп “охочих комедиантов” (Ф.Г. Волков).
  • Задания:

    1. Какие формы театральной жизни современной России вы знаете?
    2. Как вы думаете, почему пьесы, игравшиеся немецкими труппами, плохо воспринимались? Есть ли сейчас не русские пьесы, которые, тем не менее, воспринимаются как родные? Какие?
    3. Подумайте, что общего у народного театра с народными языческими обрядами? Мог ли народный театр взять на себя функции языческого обряда?
    4. Какой из театральных форм XVIII века ближе всего современная журналистика и почему?
    5. Русские крепостные театры, несмотря на отдельные яркие актерские таланты, представляли все же довольно убогое зрелище. Почему? Какое глубинное противоречие не позволяло крепостному театру рождать настоящие явления искусства?


    Тема урока: 26.10. Русская музыка конца XVIII века — 2 урока.

  • Утверждение бытовой великосветской музыки, берущей начало в быту петровского времени: музыка торжественных обедов, балов, маскарадов, шествий и фейерверков. Прославительные (виватные) канты — многоголосные светские песни.
  • Активная деятельность иностранных музыкантов в России XVIII века:
  • Открытие оперных театров в Петербурге и Москве. Смешанный репертуар театров (драматические, балетные и оперные спектакли).
  • Широкое распространение любительского домашнего музицирования.
  • Формирование национальной исполнительской школы в крепостных капеллах и театрах. Театр Н.П. Шереметева под Москвой.
  • Первые шаги русской национальной оперы (Е.И. Фомин, В.А. Пашкевич, Д.С. Бортнянский) – отражение воздействия на русскую культуру западной комической оперы (западные музыкальные формы при сохранении русских персонажей и сюжетов).
  • Развитие школы русского хорового пения в XVIII веке:
  • Первые шаги профессиональной “русской песни” — русского романса. Его близость народной песне.
  • Задания:

    1. Попробуйте себе представить, какая музыка могла звучать в царском быту до реформ Петра I?
    2. Как вы думаете, какие положительные и какие отрицательные стороны можно найти в исполнении драматических, оперных и балетных спектаклей одними и теми же актерами?
    3. Что, по-вашему, может дать для развития искусства развитие любительства? А какие опасные стороны для искусства можно обнаружить в этом явлении?
    4. Какие изменения в отношении к религии, к Богу можно увидеть в замене знаменного одноголосного песнопения на многоголосное партесное?
    5. Что такое “концерт”? Почему богослужебные сочинения русских композиторов конца XVIII века носят название “хорового концерта”?
    6. Подумайте, есть ли, на ваш взгляд, различия между песней и романсом? Какие?


    27. Романтизм в мировой культуре

    Тема урока: 27.1. Романтическая литература — 1 урок.

  • Гейдельбергские романтики (К. Брентано, Л. Арним, Э.Т.А. Гофман, А. Шамиссо, братья Гримм). Понимание народа как самостоятельной творящей сущности, вершины человеческой мудрости и красоты. Собирание фольклора (сборники ЋВолшебный рог мальчикаЛ, ЋНемецкие народные книгиЛ, ЋДетские и домашние сказкиЛ братьев Гримм).
  • Основные романтические черты творчества Э.Т.А. Гофмана:
  • Задания:

    1. Попробуйте сформулировать то главное, что отрицает романтизм в искусстве классицизма и просвещения.
    2. Подумайте, является ли эмоциональная сфера внутреннего мира человека той самой жизнью бессознательного, которая так интересовала романтиков?
    3. Какие стороны человеческой жизни удалось отразить романтикам с помощью введения понятия иррационального?
    4. Мы встречаем обилие символов в искусстве и барокко и романтизма. Одинаковы ли (по форме и назначению) барочный и романтический символы?
    5. Посмотрите вокруг! Свойственна ли романтическая ирония вашей учительнице, вашему другу, директору вашей школы? Почему вы так думаете?


    Тема урока: 27.2. Поэтический романтизм (Г. Гейне, У. Блейк, П.-Б. Шелли, Э. По) — 1 урок.

  • Основные формы поэтического романтизма:
  • Национальные особенности романтической поэзии:
  • Задания:

    1. Попробуйте сформулировать, чем романтическая идея отличается от романтического настроения?
    2. Как вы думаете, можно ли только ритмом (без музыки и слов) выражать те или иные эмоциональные состояния? Каким образом?
    3. Как известно, Данте рассказывал о путешествии между мирами. Можно ли на этом основании считать Данте романтиком? Докажите свое мнение.
    4. Часто говорят о “романтике революции”. Как вы думаете, то же ли это самое, что “революционный романтизм”?
    5. Только ли при виде могилы можно рассуждать о жизни и смерти? Какие формы таких рассуждений, кроме “кладбищенской лирики”, вы еще знаете?


    Тема урока: 27.3. Академизм и романтизм в живописи и скульптуре (Ж. Давид, Д. Энгр, Э. Делакруа, Ф. Гойя) — 2 урока.

  • Господство рисунка над цветом в ранних портретах Энгра (“Портрет Франсуа Мариуса Гране”, “Портрет госпожи Ривьер”).
  • Разработка Энгром сюжетов национальной истории (“Смерть Леонардо да Винчи”, “Испанский посланник застает короля Генриха IV играющим с его детьми”, “Жанна д’Арк на коронации Карла VII в Реймсе”).
  • Творчество Ф. Гойи как окончательное освобождение живописи от норм академического классицизма, не допускающих в искусство злободневные социальные, политические и психологические проблемы.
  • Сцены повседневной жизни и народных развлечений в картонах для королевской шпалерной мануфактуры (“Гончарный рынок”, “Осень. Сбор винограда”, “Жмурки”).
  • Правдивость передачи не только внешнего своеобразия модели, но и характера, темперамента, а, при случае, и уродства и ничтожества в портретах Гойи.
  • Осмысление трагических сторон действительности и мрачных глубин человеческой психики в картинах и циклах гравюр (“Процессия флагелланов”, “Расстрел повстанцев”, “Капричос”, “Бедствия войны”).
  • Зарождение французского романтизма в творчестве Т. Жерико.
  • Стремление художника к воплощению драматических явлений современности, их символического и исторического смысла (“Плот Медузы”).
  • Передача сильных страстей и героики наполеоновских войн (“Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку”, “Раненный кирасир, покидающий поле боя”).
  • Образ художника-романтика как независимой и эмоциональной личности в портретах Жерико (“Портрет двадцатилетнего Делакруа”, “Автопортрет”).
    Эжен Делакруа — младший товарищ Жерико и глава школы французских романтиков.
  • Обращение Делакруа к теме человека в кризисных ситуациях, к образам необыкновенных, неординарных людей (“Ладья Данте”, “Казнь дожа Марино Фальеро”, “Смерть Сарданапала”, “Кораблекрушение”, “Портрет Шопена”, “Портрет Паганини”).
  • Романтический интерес к сюжетам средневековой истории (“Битва при Тайбурге”, “Крестоносцы”, “Гамлет и Горацио на кладбище”).
  • Восточная экзотика в романтизме Делакруа (“Алжирские женщины”, “Львиная охота в Марокко”).
  • Создание символа романтической мечты о свободе в картине “Свобода на баррикадах, ведущая народ”.
  • Каспар Давид Фридрих — ярчайший художник раннего немецкого романтизма. Попытки проникнут в духовную суть бытия — отличительная черта в творчестве немецких романтиков и проявление ее в картинах Фридриха. Философское наполнение пейзажей художника, их многоплановость и символичность (“Лунный свет на море”, “Скалистый пейзаж в Элбсандстейнгебирге”, “Холм с пашней около Дрездена”, “Зимний пейзаж с церковью”).
  • Романтические образы и смыслы смерти, мистическая беспредельность мироздания и тонкое созвучие сил природы движениям человеческой души в творчестве К.Д. Фридриха (“Гибель “Надежды” во льдах”, “Месса в готической руине”, “Могилы древних героев”, “Церковный двор в снегу”, “Вход на кладбище”).
  • Встреча в Риме, дружба и соперничество двух признанных вождей скульптурного академизма: Антонио Кановы и Бертеля Торвальдсена. Проявление национальных темпераментов и типов (итальянского и скандинавского) в работах мастеров. Строгая композиционная ясность и холодная отвлеченность и обобщенность форм – основные стилистические черты творчества Кановы и Торвальдсена.
  • Задания:

    1. Попробуйте найти внутреннее противоречие в словосочетаниях “революционный классицизм” и “академический классицизм”?
    2. Подумайте, как бы изобразил процессию флагелланов средневековый художник или скульптор? Что изменилось в художественном восприятии религиозных проблем со времен средневековья?
    3. Как вы думаете, можно ли выразить символический смысл полотна Т. Жерико “Плот Медузы”, используя древнегреческие мифологические образы?
    4. Попробуйте сформулировать основную идею большинства картин Э. Делакруа?
    5. Внимательно рассмотрите картины “Кораблекрушение” Э. Делакруа и “Гибель “Надежды”” Л К.Д. Фридриха. Какая из них вам кажется глубже по смыслу? Почему?
    6. Попробуйте представить, в каких скульптурах выразили бы Канова и Торвальдсен идею картины Э. Делакруа “Ладья Данте”?


    Тема урока: 27.4. Романтическая опера (К. Вебер, Р. Вагнер) — 3 урока.