Одним из первых важнейшую роль в жизни человека ранней социализации
отметилЗ. Фрейд. С позиций своей концепции сексуальности и теории
бессознательного он обратил внимание на различные сексуальные
нарушения у детей и связанные с ними психологические травмы,
которые впоследствии могут стать источником неврозов. По мнению 3.
Фрейда, в детские годы формируется так называемый "Эдипов
комплекс", согласно которому ребенок испытывает любовь и половое
влечение к родителям противоположного пола. Мальчик испытывает
чувство любви и привязанности к матери, в то же время ненавидит
отца, испытывает к нему страх и избегает общения с ним. По мере
взросления ребенка, формирования сознания, он начинает понимать
ошибочность своих представлений, но эти чувства в бессознательном
виде надолго остаются в нем. Отсюда и название -"Эдипов комплекс"
по имени известного героя греческой мифологии, убившего своего
родного отца и женившегося на матери. Фрейдовские представления о
периоде ранней социализации ребенка кажутся очень спорными, но
несомненной заслугой Фрейда явилось привлечение внимания к
психотравмирующим обстоятельствам воспитания ребенка как источнику
будущих аномалий в психике взрослого человека и попытка объяснить
причины возникновения в детском возрасте таких эмоциональных
состояний, как чувство вины, страха, бессознательных влечений и
др.
Если на первоначальном этапе главным инструментом общения ребенка
со взрослыми являлось интуитивное узнавание родителей, то
качественно новый этап социализации начинается с момента овладения
ребенка языком и речью. Именно они выступают важнейшим средством
формирования сознания и мышления у ребенка. С этого момента он
становится активным участником социального взаимодействия, получает
разнообразные знания об окружающем мире, ему становится понятным
смысл и значение окружающих его вещей. Овладение языком делает
возможным включение в большой и уникальный мир человеческой
культуры, теперь ребенок в состоянии усваивать опыт и знания
предшествующих поколений.
Однако усвоение норм и ценностей культуры происходит у ребенка не
только благодаря взаимодействию с окружающими его людьми,
стремящимися объяснить малышу, что такое хорошо и что такое плохо.
Особую роль в усвоении нормативных элементов культуры, научении
ролевому поведению и выполнению ролевых требований принадлежит
подражанию, особенно тем близким людям, которых ребенок любит
(значимые другие - родители, родственники, друзья семьи, в их число
можно включить и героев детских сказок, повестей и др.). Подражая
взрослым, ребенок лучше начинает понимать окружающих его людей, их
помыслы, желания, настроения. Благодаря этому расширяется и
углубляется процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми,
общение становится более осмысленным. Уникальную роль в
формировании сознания ребенка, научении ролевому поведению
принадлежит детским играм. Принимая на себя ту или иную роль, будь
то игра в прятки, дочки-матери или спортивные игры, дети приучаются
к правилам и нормам поведения, которые регулируют любую игру, у них
развивается чувство ответственности, они учатся отстаивать свои
интересы и свое место в социальной группе. Большим вкладом в
объяснении социальных аспектов процесса социализации явились
взгляды американских социологов, представителей школы
символического интеракционизма - Ч. Кули и Дж.Г. Мида.
В социологии Ч. Кули (1864—1929 гг.) решающая роль в социализации
индивида отводится так называемым первичным группам (семье, детским
коллективам, соседской общине и др.), которые характеризуются
неформальными, интимными и доверительными межличностными
отношениями. Непосредственные и тесные контакты ребенка с членами
таких коллективов вызывают своеобразные психические реакции в его
сознании. Особое значение Ч. Кули в формировании сознания и
самосознания ребенка придавал мнениям и представлениям окружающих
его лиц в первичных коллективах - родителей, друзей, соседей.
Мнения окружающих становятся настолько важными и существенными для
индивида, что под их влиянием у индивида развивается чувство Я,
которое американский социолог называет "зеркальным Я", подчеркивая
специфику его образования. Другие люди - это зеркала, в которые
смотрится индивид, в постоянном общении с другими людьми
формируется его собственное Я, как некая сумма зеркальных Я, т.е.
человеческое Я оказывается результатом взаимодействия индивида с
окружающими его людьми. Фактически, "зеркальное Я" становится
важнейшим элементом самосознания ребенка.Благодаря этому у него
формируется самооценка, умение смотреть на себя глазами окружающих
людей. Он приучается осознанно выделять себя из окружающих его
людей, вырабатывая, вместе с этим, чувство гордости, уважения или
унижения за собственное Я. С течением времени, вместе с расширением
социального взаимодействия в первичных группах субъективное Я
становится все более устойчивым и фиксированным: под влиянием
требований окружающих у индивида вырабатывается чувство
самоконтроля, он все в большей степени усваивает нормы и ценности
социальной группы.
Положительной стороной выдвинутой Ч. Кули концепции социализации
явилось то, что он рассматривал процесс формирования человеческого
Я как результат социального взаимодействия, отводя социальной
группе решающую роль в социализации индивида. Однако он явно
абсолютизировал значение первичных групп в ущерб вторичным, т.е.
социальным институтам, которые также играют значительную роль в
социализации индивида.
Дж.Г. Мид (1863-1931 гг.), подобно своему предшественнику Ч. Кули,
придавал решающее значение в процессе социализации индивида
социальному взаимодействию, однако, в отличии от него, Мид пытался
более глубоко раскрыть роль символов и жестов в процессе
взаимодействия. Усматривая главную особенность человеческого
сознания в способности использовать символы и адекватно их
интерпретировать, американский социолог полагал, что необходимой
стороной взаимопонимания и согласованного социального
взаимодействия является способность человека, формирующаяся еще в
детском возрасте, принимать на себя роли других людей. Главное
место в формировании этой способности, по его мнению, принадлежит
детским играм. Уже само вступление в коллективную игру побуждает
ребенка принимать на себя определенную роль, затем по мере
накопления опыта и взросления он научается в процессе игры
принимать на себя роли нескольких лиц, участвующих в игре. Вместе с
этим развивается его разум и самосознание, ребенок все в большей
мере усваивает нормы и ценности социальной группы; ее требования и
установки по отношению к нему. Критерием формирования зрелого Я
служит способность индивида принимать на себя роль "обобщенного
другого", под которым Мид понимал некий обобщенный образ
коллективных требований и установок по отношению к данному
индивиду. "Установка обобщенного другого, - утверждает Дж. Мид, -
это установка всей общности. Через "обобщенного другого" общество
влияет на поведение индивида и осуществляет контроль над его
поведением, поэтому процесс социального взаимодействия в общности
входит в качестве решающего фактора в мышление индивида". Как
только индивид научается принимать установки и ценности социальной
группы, в которую он включается как активный участник, он начинает
формироваться как личность, обладающая своим зрелым субъективным Я.
С этого момента он участвует наравне с другими членами группы в
решении общих проблем, целиком разделяя общие заботы и интересы
группы.