- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Точно так же сейчас не может никакая страна (типа России) раскрыться и войти в рыночную экономику – ее там сожрут.



Запад сожрет нас, как зародыш, какие-то комочки жизни. Он, кстати, уже в XIX веке разрушал везде, где мог, структуры местной национальной рыночной экономики, капитализма, скажем так, прямо. И в Египте, и в Индии. Это особая история. И в Турции, кстати. Теперь можно, только закрывшись от Запада, выстраивать свои рыночные структуры. Рынок разрушает такие вещи, как воспроизводство человека, потому что оно всегда только на нерыночной основе происходит. Женщина рождает ребенка, вынашивает его, потом воспитывает на нерыночной основе. И невозможно заменить это куплей-продажей.

СУЛАКШИН: Материнским капиталом. Это как раз и суррогат российский в этом плане.

СОЦИАЛЬНАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

КАРА-МУРЗА: И что получается? Что рынок подавляет всякий неоплаченный труд, потому что воспитывать ребенка – это огромный труд. Так вот до сих пор, вообще говоря, рынок укоренился, и то, очень ограничено, только на Западе, а человечество живет в основном-то не в рыночной экономике, а в натуральном хозяйстве, и прежде всего в домашнем хозяйстве. Включая и сам Запад. Там они не замахиваются на то, чтобы подавить вот это домашнее хозяйство. Так вот в совокупности неоплаченный труд в мире, производящий ценности в домашнем хозяйстве или даже для обмена (но не рыночной в этом смысле экономики), все это производство составляет в мире (по уровню местных зарплат) 16 триллионов долларов США. А в целом все мировое производство вместе с рыночным – 23 триллиона. То есть нерыночное хозяйство в мире составляет сейчас 70%. В России пытаются всю нашу жизнь перевести на рыночные основания. Это же просто гибель!

Конечно, этого нет, и не будет, и государство, какое оно ни есть, оно чуть-чуть охраняет рынок, пытается обуздать – то в Кущевке где-то пытается кого-то прижать, предпринимателей, то еще где-то. Но, конечно, мы наблюдаем, что оно отступает перед рынком, и, прежде всего, поэтому он становится криминальным. Рынок не только подавляет неоплаченный труд. Смотрите, у нас сразу перестали детей рожать. Только объявили рыночную экономику, смотрите эти кривые, какие они. Но ведь на Западе то же самое происходит, Запад тоже не воспроизводится в человеческом потенциале. Наконец, рынок не оплачивает вред, который он производит. Рыночная экономика развитых рыночных стран, она весь вред, который производит, выбрасывает в мировое пространство, не выплачивая компенсации. Она всех нагружает, на все человечество, на каждого, кто даже и не пользуется рыночной экономикой, но она нагружает всех этим вредом. Это так называемая экстерналия, внешний эффект, экологический, например.

Вот обложите производителя автомобилей экологическим налогом на тот парниковый эффект, который каждый автомобиль производит, и вы увидите, что рухнет вся отрасль.

Потому что, конечно, весь вред раскладывается на всех, кто эти автомобили не имеет, и не будет иметь. Но главное, конечно, это тот вред, который наносят рыночные отношения воспроизводству человека, это главное. И тоже рынок этого компенсировать не может. Поэтому человечество живо, пока оно оставляет рынку, этому инструменту определенные границы применения, определенные ниши, а все остальные сферы нашей жизни регулируются другими отношениями, не куплей продажей.


СУЛАКШИН: Спасибо, Сергей Георгиевич. Я вот поймал себя на мысли (наверное, и те, кто сейчас нас слушает, смотрит) о том, что складывается впечатление, что категорически четверка против рынка. Да вовсе и не против мы, и Сергей Георгиевич об этом сказал – все в меру и все к месту! А вот когда мера безгранична, а место всеобщее, то там выигрывают только те, кто все это придумывает и кто манипулирует этим. Вот на самом деле, какова наша позиция. Профессор Лексин Владимир Николаевич.


ЛЕКСИН:После того, как мои коллеги с такой энергией и так доказательно обрушились на современный институт рынка, и все, что связано с ним, мне как экономисту, конечно, следовало бы сказать, что это все совсем не так, или только не так. Я хотел бы это сделать, но не уверен, что у меня это получится. Принято говорить, что рынок – это не базар, делайте различие между ними. Я вспоминаю, что такое базар, когда это был базар в свое время, и думаю, что это была одна из самых нормальных, наверное, форм рыночных отношений, когда за товар давали деньги, за эти деньги снова производили товар, и были определенные отношения по марксовской формуле «товар-деньги-товар». Но все меняется сейчас, и рынок у нас, к сожалению, с моей точки зрения, не базар в его классическом старом таком смысле, а это некое, совершенно иное такое образование, в котором есть пара совершенно удивительных вещей.

Во-первых, это то, что сейчас называется рынком. Это не столько фантом, сколько виртуальное такое образование, поскольку на мировом рынке около 90% – товаром являются не товары, а деньги. И на финансовом мировом рынке в основном покупают и продают деньги, как таковые. Если это рынок, то это весьма своеобразный рынок. Наш рынок экономический все более становится рынком финансовым. И это его вот первое такое отличие.

Я не думаю, что рынок столь не ограничен чем-то, как об этом проповедуют, и к чему нас всех призывают.

На самом деле мировые рыночные отношения регулируются необычайно жестко. Я только две таких структуры назову – это ВТО, всем известное, которое устанавливает правила торговли, норму торговли, то, что можно, и что нельзя в стране производить, и как облагать в каждой стране, кто присоединится к ВТО. И вторая структура – это ОПЕК, мощная картель международная, которая практически регулирует объемы выпуска нефти для того, чтобы цена на эту нефть не была бы более низкой. Регулирование это рынка или нет? Конечно, регулирование! Но регулирование в том случае, если оно обеспечивает интересы транснациональных компаний самых сильных государств, самых мощных игроков на мировом рынке. И самое, наверное, неприятное в рынке, и об этом мои коллеги уже говорили, и даже не столько в рынке, а в его современном изводе, (40:49) это то, что рынок перешел в систему всех общественных отношений в стране. Вспомним, что совсем недавно говорили советники первых лиц нашего государства: «Главная задача в России – сформировать современного потребителя, сформировать хорошего потребителя». И не того, кто производит товар, не того, кто реально может что-то предложить для рыночного обмена, нет, потребителя!

Это задача рынка, ставшего из средства обмена существом нашей жизни. И это на самом деле так. На Западе, по крайней мере, около 40% свободного времени женщины, да и мужчины, проводят за занятием, которое сейчас называется шопингом, то есть самой обыкновенной торговлей или высматриванием, что можно купить, каким образом купить и так далее. Это очень серьезная такая вещь. Самое-самое неприятное – это то, что можно назвать коммерциализацией, коммерциализацией всего. Рыночные отношения в сфере искусства. Какой самый хороший фильм? Это фильм с самым большим бюджетом, это фильм, на который пришло больше всего зрителей, и за который заплатили больше всего денег. Какая книга самая хорошая? Это книга, за которую больше всего заплатили люди. И по программе «Культура» вы очень часто можете услышать наших ведущих, постоянных ведущих, людей, которые отвечают за сферу культуры, они говорят, что книга – это текст, который надо выгодно продать. Бестселлер – это книга, которая лучше всего продается. Все это дело перетекло и в сферу образования. Мы знаем, что такое платные услуги образования, коммерциализация образования, коммерциализация здравоохранения, которая только будет усиливаться, несмотря ни на какие обещания того, что будут государственное, муниципальное и прочее здравоохранение действовать.

Коммерциализируются и все отношения в науке: все известные мне люди, работающие, по крайней мере, в близких мне сферах науки, живут только на то, что им дает участие в коммерческих структурах, почти не связанных с их профессиональной деятельностью.

ОСОБЕННОСТИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

 

«Рынок труда», появилось выражение. Рынок труда. На рынке труда все. Но мы забываем о том, что возродилась и новая работорговля, весьма удивительная такая. Нам показывают и в художественных фильмах, как это все делает в реальной жизни. Потом, как женщины продают новорожденных детей, и за это особо никого не осуждают. Вот недавно три года условно дали женщине за то, что она просто продала своего маленького ребеночка. Три года условно за то, что продала собственного ребенка! Я уже не говорю о рынке торговли органами человеческими, и так далее. Все продается и все имеет свою рыночную цену. И мы знаем, какова сейчас цена смерти в России. Это два миллиона рублей, которые решили заплатить вот тем людям, которые погибли сейчас в Домодедово. Это абсолютно рыночные расчеты. Это есть особые методики определения того, сколько стоит наша человеческая жизнь. Хотя там мог погибнуть человек, который бы сотворил, Бог знает, какие блага для человечества, для своей семьи и так далее. Два миллиона рублей – красная цена, всем одинаковая. Это и есть то, что можно назвать рынком. И я хотел бы, следуя примеру своих коллег, несколько цитат привести по весьма любопытной такой сфере коммерциализации, реальной сфере, связанной с тем, что рыночные отношения стали рыночной идеологией. Вот это вот пока словосочетание не употреблялось, но оно мне кажется очень существенным таким. «Рыночная идеология», на примере покажу, что это такое.

Семья на рынке брачных услуг. В середине прошлого века была очень известная женщина, феминистка, супруга (если можно это так называть) известнейшего философа Сартра, и сама известный философ Симона де Бовуар, которая написала книгу, и вот это был самый настоящий бестселлер, он назывался «Второй пол». И она там еще до той поры, пока стали говорить о рынке брачных услуг, говорила: «Из-за неустойчивости современной жизни обязанности молодого человека, связанные с его вступлением в брак, стали чрезвычайно тяжелыми, а выгоды значительно уменьшились, ведь он легко может заработать себе на жизнь и без труда удовлетворить свои сексуальные потребности. Конечно, вступая в брак, он получит определенные жизненные удобства, потому что дома питаться дешевле, чем в ресторане и нет необходимости ходить в публичный дом». Казалось бы, бредятина невероятная, да еще к тому же шестидесятилетней давности. Но ничего подобного! Один из недавних лауреатов Нобелевской премии Гари Беккер написал удивительную совершенно книгу об экономическом поведении человека. Собственно поэтому он и получил Нобелевскую премию. И там есть целый раздел такой о рынке брачных услуг тоже с весьма и весьма любопытными такими вещами.

Во-первых, это не только для читателей, но это изучается в ВУЗах, это преподается в школах, это транслируется по радио, это стало нормой общественной морали. Доказывается, что существует модель брачного мира, на котором есть пространство потенциальных партнеров, мужчин, с одной стороны, и женщин, с другой, между которыми должно установиться соответствие, то есть брак. Соответствие на чем и в чем? На этом пространстве должен произойти рыночный поиск контрагентов, то есть будущих супругов. Каким образом происходит оценка этого дела? С высокой такой экономической трибуны Нобелевский лауреат вполне серьезно, потому что на самом деле, как ни странно, в западном мире это уже дано все существует, и, к сожалению, сейчас начинает существовать и у нас. «Это возраст и образование, это статус занятости, это его заработная плата, наконец, носит ли он или она очки или нет, и так далее, и так далее». И вот если это все как-то соответствует чему-то, то тогда заключается то, что называется сейчас брачным контрактом с определенными обязательствами, с определенными имущественными и финансовыми отношениями друг к другу.

И опять же цитирую. Это уже цитаты из ученого труда моих же ученых коллег из Высшей школы экономики. Внимательно послушайте только, это вот рынок в своем (даже не знаю, в каком) в самом высшем выражении! «Когда люди вступают в брак, значение их общей функции полезности должно быть выше, чем сумма индивидуальной функции полезности употребляемых благ. Что же это за блага такие? Что люди приобретают в браке? Детей, радость общения и экономические преимущества. Люди получают выигрыш от брака также потому, что время, затраченное мужем и женой на производство благ, на детей и на любовь, не взаимозаменяемое. Это касается разделения труда между домом и рынком и так далее.