- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Тропические леса Южной Америки



Тропические леса Южной Америки расположены главным образом в бассейнах рек Ориноко и Амазонки. В XVI в. тропические леса населяли многочисленные народы, относившиеся к таким крупным языковым семьям, как аравакская, карибская и тупи-гуарани, и другим, более мелким. Араваки занимали в основном западную часть бассейнов Ориноко и Амазонки, а отдельные группы проникли далеко на юг, за Амазонку. Большая часть карибов проживала к северу от Амазонки восточнее Рио-Негро. Тупи-гуарани занимали по преимуществу южную часть бассейна Амазонки и побережье Атлантики между устьями этой реки и Ла-Платы. Представители разных языковых семей нередко расселялись вперемежку.

Хозяйство обитателей тропических лесов базировалось на подсечно-огневом земледелии в сочетании с рыболовством, охотой и собирательством, значение которых зависело от местных условий. Первые европейцы были поражены обилием пищевых ресурсов в некоторых местах Амазонии. Там выращивали маниоку и маис (помимо других культур), содержали множество черепах в специальных ограждениях. Озера изобиловали рыбой, в большом количестве водилась птица. Добычей становились также ламантины и кайманы. Из диких растений наиболее употребительны в пище были гигантская водяная лилия Виктория регия, у которой поедались корни и семена, и дикий рис. На территориях, удаленных от водных источников, пищевых ресурсов было меньше, снижалась плотность населения, возрастала его подвижность. Для охоты, помимо известных в других областях лука и стрел, обитатели тропических лесов использовали стрелометательные трубки с отравленными стрелами; в ряде мест они целиком вытеснили лук.

Земледельцы тропических лесов имели жилища нескольких типов. На западе и северо-западе Амазонии возводились большие овальные в плане дома с полусферической кровлей. Для Гвианы более характерны круглые высокие хижины конической формы. В некоторых районах строили жилища прямоугольные в плане и с двускатной кровлей. В любом случае каркас жилища возводился из деревянных столбов, вкопанных в землю, а стены, если они имелись, и кровля состояли из обрешетки, закрытой травой или листьями пальм. Поселения могли быть из одного большого дома или нескольких хижин, расположенных вокруг центральной площадки, на которой мог находиться мужской дом.

Утварь включала предметы из дерева и кости, а также сосуды из тыквы и плетеные изделия. Многие группы знали производство керамики (как и в других частях Америки - без гончарного круга). Изготовлением керамических сосудов занимались женщины. Керамика могла быть раскрашенной или орнаментированной посредством процарапывания и налепа (в последнем случае изображались фигурки животных, антропоморфные головки и т.д.). Некоторые народы знали ткачество; самым большим тканым изделием был гамак.

В пищу шли растения, как с огородов, так и собранные в диком состоянии. Особенно большого мастерства достигли обитатели тропических лесов в обработке горькой маниоки, клубни которой содержат вещества, превращающиеся, когда клубни отделены от ствола, в сильный яд (синильную кислоту). Клубни промывали, очищали от кожи, растирали на терках (обычно деревянных досках, армированных осколками камней), отжимали полученную массу в специально сплетенных рукавах и запекали ее в виде круглых лепешек на раскаленных глиняных сковородах. Лепешки могли храниться до года и более. Этим способом обитатели тропических лесов, где очень затруднено хранение пищи, могли создавать себе запасы как на сезоны с недостаточным обеспечением пищи, так и для переходов на длительные расстояния. Вариантом обработки маниоки было получение из нее муки -спекшуюся комочками массу измельчали в муку.

Лодки были почти у всех обитателей региона; их делали из коры или выдалбливали каменными топорами и теслами с помощью огня из стволов деревьев.

Общественное устройство земледельцев тропических лесов Южной Америки варьировалось от небольших общин, сохранявших тесные родовые связи по женской и мужской линиям, до крупных образований с усложненной социальной структурой, где уже выделились военные предводители.

Промежуточная область

В нее входят материковые земли, лежащие между Мезоамерикой и границами инкского государства; иногда в нее включают и Венесуэлу, а также Антильские острова. Тогда область называют Циркумкарибской.

В последнее время Промежуточная область, особенно районы прибрежной Колумбии, рассматриваются археологами как возможный источник культурного импульса, положившего начало цивилизациям Мезоамерики и Центральных Анд. Об этом заставляют думать находки самой древней в Америке керамики, Датируемой началом IV тысячелетия до н.э. Затем эта область стала отставать в своем развитии, и своеобразие ее культуры в сравнении с лесными земледельцами стало определяться воздействием, прямым или опосредствованным, древних Центров цивилизации.

Наиболее известные доколумбовы культуры этой области - Сан-Агустин на южном нагорье Колумбии и Таирона на севере той же страны. В Сан-Агустине уже в середине I тысячелетия до н.э. возводились земляные насыпи, строились храмы, воздвигались большие, до трех метров высотой, каменные скульптуры. Для Таирона была характерна архитектура, включавшая платформы для жилищ, насыпные дороги, лестницы, бассейны, облицованные камнем, и прочее, а также высокоразвитая металлургия золота и меди. И во многих других местах Колумбии, запада Венесуэлы и Центральной Америки выплавка металлов и их обработка достигли высокой степени совершенства. О жизни подобного рода обществ можно судить по испанским описаниям чибча, занимавшим саванны восточной части центрального Колумбийского плоскогорья.

Центры высокого развития Промежуточного ареала на материке представляли собой островки среди более отсталых народов, которые практиковали подсечно-огневое земледелие, комбинируя его с собирательством, охотой и рыбной ловлей. Венесуэлу и восток Колумбии населяли племена, говорившие на аравакских и карибских языках. От северного Эквадора до Коста-Рики и Никарагуа обитали народы языковой семьи чибча-муиска. По верхнему течению р. Магдалена жили панче, мусо и лаше, в Центральной Америке - носители языков группы пайя-ленка. На Антильские острова отдельные человеческие коллективы попали за несколько тысяч лет до н.э. На островах они занимались прибрежным морским собирательством, добычей крупных водных животных, охотой на птиц и грызунов. Важным сырьем для изготовления орудий стали большие морские раковины; использовались они и как емкости. В некоторых особо благоприятных районах, богатых пищевыми ресурсами, ранние обитатели островов вели оседлую жизнь.

На рубеже нашей эры на острова стали переселяться земледельческие группы из Южной Америки: по цепочке Малых Антильских островов они добрались до Пуэрто-Рико, Гаити, Багамских островов, Ямайки и Кубы. Ко времени появления испанцев доземледельческое население на островах сохранилось лишь в немногих изолированных районах Гаити и Кубы. Все земледельческие обитатели островов говорили в это время на аравакских языках и диалектах.

Земледельцы усвоили от своих предшественников многие навыки обработки местных материалов и использования местных пищевых ресурсов. С собой они принесли возделывание всех домашних растений, известных в области тропических лесов, в том числе и горькой маниоки. В некоторых районах Антил удачное сочетание земледелия (в ряде мест знали орошение) и богатых пищевых ресурсов природного происхождения привело к образованию больших постоянных поселений, развитию ремесел (обработка камня и твердых пород дерева, холодная ковка золота) и усложнению социальной структуры. Выделились крупные вожди, под властью которых находилось несколько деревень с десятками тысяч жителей; эта власть передавалась по наследству.

Религиозные верования обитателей Антил сочетали культ личных духов-покровителей, для общения с которыми прибегали к церемониям, частью которых было курение табака, вдыхание табачной пыли и доведение себя до экстаза, с земледельческими культами, где в ритуалы включались приношения маниоковых лепешек, коллективные танцы и пение, а также игра в мяч на специально сооруженных площадках. Источники содержат упоминания человеческих жертвоприношений и ритуальной антропофагии. Аксессуарами религиозных ритуалов были различные предметы, среди которых особого упоминания заслуживают тщательно сделанные большие каменные кольца с антропоморфными изображениями и орнаментом (отдельные экземпляры достигали полуметра в диаметре).

Центральные Анды

Данная область включает в себя побережье и высокогорье Анд, входящие ныне в состав Эквадора, Перу, Боливии и северного Чили. В прибрежной зоне растительность небогата, животный мир также беден. Более разнообразна морская фауна, много птиц. Оседлая жизнь на побережье сформировалась еще в доземледельческий период. Со II тысячелетия до н.э. обитатели высокогорья уже возводили каменные дома и строили храмы. В начале I тысячелетия до н.э. в 212

северной части Перуанского нагорья возникает религиозный центр Чавин-де-Уантар. Более поздние культуры - паракас и наска на южном побережье, мочика на северном, тиауанаку в горах - выделялись своими особенностями в монументальной архитектуре, изготовлении керамики, текстильных изделий, оросительными сооружениями или работали по металлу. В некоторых местах появились крупные города. Так, столица Чиму Чан-Чан на северном побережье Перу в середине II тысячелетия н.э. занимала площадь более 18 кв. км. Город имел правильную планировку; каждый из десяти кварталов был обнесен стеной. В кварталах располагались жилые дома, пирамиды, общественные постройки, кладбища, огороды и бассейны с водой.

К началу испанского завоевания всей этой огромной территорией управляли инки, которые на протяжении примерно столетия путем военных союзов и завоеваний создали огромное государство, протяженностью с севера на юг около 4 тыс. км и с населением около 10 млн человек, столицей которого был г. Куско. Здесь проживали многочисленные народы, относившиеся к следующим языковым группам: мочика (северное побережье), кечуа (область Куско), аймара (южные районы плоскогорья); языки многих народов, упоминаемых в испанских источниках, не поддаются классификации из-за недостатка лингвистических данных. Сами инки говорили на одном из языков кечуа.

Народы, населявшие "империю" инков, занимались главным образом земледелием. Землю вскапывали при помощи узкой деревянной лопаты, снабженной упором для ноги. Женщины и дети убирали камни и разбивали комья земли. Посадку растений делали с помощью заостренной палки, прополку - каменными мотыгами; применялись и бронзовые наконечники орудий. Земли орошались и удобрялись.

Главной культурой был маис. Его размалывали в муку, но чаще потребляли вареным или жареным (обработке подвергался весь початок). В горах маис замещался другой зерновой культурой, киноа (просообразное растение семейства маревых); из нее готовили каши. Там же выращивался картофель, который потребляли в разных видах. На побережье высаживали фасоль, бобы, тыкву, маниоку, томаты, перец и ряд других культур, а также фруктовые деревья. Разводили и технические культуры, хлопок и магей. Листья коки использовались в качестве тонизирующего средства, табак - как лекарство.

Практиковались охота и рыболовство. Там, где земледелие было малопродуктивным, основу хозяйства составляло разведение лам и альпак. Каждая община имела свое стадо. Ламы служили для транспортировки грузов с помощью вьюков и давали шерсть; альпаки использовались только для последней цели, их шерсть особенно ценилась за свои качества. В пищу эти животные шли очень редко.

Инки добывали руды и выплавляли металлы, в том числе несколько видов бронзы. Из нее отливали орудия (топоры, ножи, навершия мотыг и боевых палиц, серпы, щипцы, булавки и прочее) и украшения (бубенчики). Инкские мастера знали разные способы обработки металла.

Жилища в горах возводили из камня, они имели двускатные кровли, узкие Двери, закрываемые циновкой. Внутреннее пространство могло разделяться легкими перегородками. На побережье жилище строили из сырцового кирпича или плетня, обмазанного глиной. Окон в жилищах не было. Мебель отсутствовала. Из Утвари пользовались сосудами из глины и тыквы, корзинами, деревянными ложками, каменными ступами и зернотерками.

Женщины пряли шерсть и хлопок с помощью веретена, ткали разнообразные ткани, от очень тонких до ковровых. Ткани раскрашивали, вышивали, в них вплетали золотую нить и перья. Одежда мужчин состояла из набедренной повязки, туники и узкого плаща, завязываемого на груди. Женщины обвертывали тело длинным куском ткани на уровне груди и скрепляли его булавкой; обувью мужчинам и женщинам служили сандалии из невыделанной кожи или из магея.

Важное значение в огромном инкском государстве имели транспортные коммуникации. Через всю страну шли с севера на юг две дороги, от которых отходили более мелкие дороги и тропы. Строители умели воздвигать подвесные мосты < опорами в виде каменных столбов. Через реки переправлялись на плотах. На дорогах располагались посты со скороходами, которые доставляли сообщения во все уголки государства. Торговля и обмен были развиты слабо, так как перераспределение продуктов и сырья осуществлялось государством посредством сбора налогов в натуральной форме и доставки их туда, где в них испытывали необходимость.

Что касается общественных отношений в инкском государстве, то для него было характерно сочетание доклассовых и классовых признаков. Основной ячейкой общества инков была айлью - соседская община. Она распоряжалась отведенной для нее землей; ее члены, как правило, жили в одном селении. Айлью имели особое название - кондор, пума и т.п., они были экзогамны, счет родства велся преимущественно по женской линии. В общине насчитывалось около сотни жилищ, в каждом из которых обитала одна семья. Помимо жилого дома, в хозяйство входили хлев, амбар и огород. Возделываемые земли периодически перераспределялись между семьями. Члены общины обрабатывали также государственные земли (поля Инки) и храмовые (поля Солнца). Они имели равное право на пользование общинными лесами и выпасами.

Общинники покоренных земель должны были нести трудовую повинность (мита) в пользу государства: мужчины - строить мосты, каналы, дороги, крепости и храмы, а женщины - прясть, изготовлять ткани. Над общинниками стояла местная знать, которая следила за исполнением работы общинниками и сбором налогов. Выше нее находились инки, занимавшие самые высокие административные и жреческие должности, являясь в определенной мере замкнутой кастой, члены которой приобретали свое положение по рождению. Земли для них возделывали общинники. Кроме того, в личном услужении у них находились молодые люди из покоренных племен. Эти люди, называемые янакуна, использовались также для обслуживания дворцов, храмов, как носильщики в войске, сторожа складов или обучались какому-либо ремеслу и затем обслуживали своих хозяев. Сходное с янакуна положение имели девушки, которых называли акльякуна. Их забирали из айлью в возрасте 8-9 лет и воспитывали в строгости в неком подобии монастырей. Часть их становились жрицами, другие — наложницами правителей или выдавались замуж за янакуна. Их также обучали ремеслам, и они работали на господ – пряли, ткали, вышивали. Положение янакуна было наследственным, и некоторые исследователи считают возможным сближать его со статусом рабов.

Территории, которые были подчинены инкам, делились на четыре больший провинции, во главе каждой стоял свой правитель, который подчинялся верховному вождю - Верховному Инке (Сапа Инка). Верховный Инка возглавлял войско и вершил важные административные дела. Инки почти не вмешивались в правовые нормы различных народов государства и ограничивались установлением только таких обязательных порядков, которые обеспечивали государственную стабильность и поступление дани. За соблюдением порядка в общинах следили старейшины. Отношения между общинами регулировались провинциальными правителями. Только они могли принимать решение о смертном приговоре. Верховный правитель или его совет разбирали вопросы, связанные с опасностью для государства, а также с преступлениями, совершенными инками или местными вождями. В инкском государстве сурово карались личная месть и самосуд. Чтобы получить признание подсудимых, прибегали к пыткам. Частой мерой наказания была смертная казнь.

В инкском государстве важную роль играла его военная организация. Существовала постоянная армия, все дороги охранялись крепостями. Войны, как правило, носили захватнический характер. Войска снабжались либо из складов, расположенных на дорогах, либо из сопровождавших грузовых караванов. Оружием служили пращи, луки, копьеметалки, бронзовые топоры и булавы с бронзовыми навершиями. Тело защищали деревянные шлемы, хлопковые панцири и деревянные щиты. Пленников, в отличие от многих других обществ, освобождали, при этом побежденные вожди получали место в системе государственного управления.

Инки владели разнообразными положительными знаниями. Для наблюдения за небесными светилами в Куско были построены обсерватории. Инки пользовались как лунным, так и солнечным календарем. Детей знатных лиц обучали в школе. Там они в течение года учили язык кечуа, который был государственным, затем религию и связанный с ней календарный цикл и так называемое "узелковое письмо" (кипу).

Инки не знали настоящей письменности, и необходимые им сведения накапливались и передавались с помощью кипу - завязанных узелками шнурков, где посредством цвета, положения и формы шнурков, а также положения узлов можно было отразить не только вид и качество подати, но и обозначить время, в том числе, календарные даты и т.д. Для расшифровки кипу готовились специальные люди.

В религиозных воззрениях народов, входивших в состав инкского государства, заметный слой составляли тотемические верования, культ предков, а также культы природных Сил. Каждая айлью почитала своего тотемического предка; покровителей имела и каждая семья - их воплощения, обычно в виде камешков особой формы, хранились в доме. Верили в духов, способствующих урожайности возделываемых растений (в первую очередь маиса) и плодовитости домашних животных. Инки не искореняли местные божества завоеванных народов и не заменяли их своими. Более того, местные боги находили место в общегосударственном пантеоне. Верховными божествами были Инти (солнце), Ильярпа (гром) и Килья (луна). Другими божествами государственного уровня были Мамакоча (море), Пачамама (мать-земля) и Виракоча (творец мира). Наиболее почитаемым у инков был бог-Солнце. С его культом был связан и культ обожествленных верховных правителей, считавшихся "Детьми Солнца". Храм бога-Солнца находился в Куско; помимо изображения Солнца в виде золотого диска, там находились изображения Виракочи и Луны.

В жертву богам приносили все, что ценилось человеком при жизни: раковины, перья, драгоценные камни и металлы, домашних и диких животных и т.д. В храме Солнца в Куско каждое утро приносилась в жертву белая лама. В отдельных случаях (война, землетрясение, эпидемии, смена правителя) жертвами могли стать люди. Наиболее впечатляющими были церемонии, связанные с солнечным годом; самые важные совершались в день зимнего солнцестояния в июне, в день весеннего равноденствия в сентябре и в день летнего солнцестояния в декабре.

Ко времени прихода европейцев в Америку местные жители освоили практически все природные области - холодные и безлесные пространства севера, засушливые полупустыни, открытые травянистые равнины, густые леса, холодные высокогорья, а также богатые ресурсами побережья. Решающим фактором Развития местных культур стало земледелие, на основе которого в обширных областях смогли расцвести ремесла и сформироваться раннеклассовые государства. В отличие от Старого Света этот процесс не был поддержан таким существенным Фактором, как использование силы животных в обработке земли.