элементы шоуменства. Какой вывод можно было бы сде-
лать? Никого не стоит осуждать, так как обычно на все есть
какой-то спрос. Но, в целом, наша профессия предполагает
определенную интимность, поэтому естественное стремление
к популярности должно быть взвешенным и дозированным.
Самую лучшую рекламу терапевту создает не телевидение
или написанные им статьи или книги; это как раз тот случай,
когда «сарафанное радио» (от пациента к пациенту) действует
намного эффективнее.
Имидж терапевта
Обычно имидж определяется как искусственно формиру-
емый образ какого-либо явления (чаще личности или фирмы,
но речь может идти и об имидже какого-либо события). Глав-
ная задача имиджа — придать той или иной личности, фирме
или событию функцию запоминаемости и определенности
восприятия окружающими, чаще всего, чтобы это явление вы-
глядело как можно лучше в глазах клиентов (однако понятие
«негативный имидж» также существует). Имидж терапевта,
как уже отмечалось, включает его внешний вид, преоблада-
ющий стиль общения, переписки, рекламы, публикаций и
невербального поведения в повседневных ситуациях, а также
интерьер его офиса.
Хотя считается, что имидж — это то, как тебя видят
окру жающие, на самом деле — это то, как человек отража-
ется в восприятии других (или, если присутствует особая
озабоченность проблемой имиджа — как он хотел бы вос-
приниматься ближайшим или более широким социумом)1.
1 Адекватная самооценка даже среди абсолютно здоровых людей встречается не
так уж часто, и многие на протяжении десятилетий, а то и всей жизни оказы-
ваются «заложниками» своих воображаемых имиджей (психотерапевтическая
среда не является исключением).
Часть 1
Некоторые люди обладают особым имиджем от природы, и
им не приходится прилагать каких-либо усилий (и тратить
средств) на его формирование. Другие, не жалея сил и средств,
работают над своим имиджем или даже имиджами — для
каждого особого случая (нередко связывая это понятие не
столько с внутренним содержанием, сколько с внешним
обликом — одеждой, теми или иными аксессуарами, прили-
чествующими конкретному случаю фразами и выражениями
лица, и т. д.). Имиджмейкер ство стало одной из профессий, и
при желании имидж можно менять хоть каждый день, были
бы средства.
Третьи самостоятельно улавливают общие тенденции
и экспектации клиентов (на которых чаще всего направлен
и проецируется тот или иной имидж) и удовлетворяются
неким усредненным вариантом, принятым в професси-
ональной среде . Применительно к психотерапии — это
обычно связы вается с открытостью, доброжелательностью,
коммуникабельно стью, чистоплотностью, элегантностью во
внешнем облике и не выставляемыми на показ образованнос-
тью и культурой. Работа над таким имиджем иногда соверша-
ется как бы сама по себе, а в других случаях требует серьезных
усилий, не столько материальных, сколько духовных, в том
числе — не всегда доставляющих удовольствие.
Приведу один пример. В период массового увлечения
Гарри Поттером (в которое на какой-то период вовлеклись не
только дети, но и взрослые) моей коллеге пришлось прочи-
тать (не вызывающие у нее восторга) почти все произведения
Джоан Роулинг, чтобы говорить с ее пациентами на одном
языке. Что касается Михаила Булгакова, Ивана Бунина, Фе-
дора Достоевского, Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Редьярда
Киплинга, Антона Чехова, Льва Толстого, Уильяма Шекспира
и десятков других, то это — для обычного российского тера-
Трудности и типичные ошибки начала терапии 67
певта — само собой разумеется. Припомнилось, как однажды
на супервизии мы потратили около получаса, объясняя зару-
бежному коллеге процитированную терапевтом (ключевую
для представляемой сессии) фразу пациента: «А вы, Шура,
пилите, пилите…». Если бы такое же непонимание пациент
встретил на сессии, это, конечно, не было бы фатальным
для терапии, но вне сомнения было бы воспринято нега-
тивно. Именно поэтому мной неоднократно высказывался
определенный скепсис в отношении попыток проведения
обучающего анализа с иностранными (инокультурными)
специалистами, особенно когда такой анализ проводится на
третьем для обеих сторон языке.
Наряду с теоретической и методической, общеобразова-
тельная и общекультурная подготовка являются самостоя-
тельной задачей любого психотерапевта. Он должен быть в
курсе модных романов, премьер спектаклей и т. д. (хотя мне
самому никогда это не удавалось). Но в идеале свободное
время терапевта целесообразно планировать так, чтобы его
хватало и на эту часть профессиональной подготовки (без
кавычек).
Тем не менее нужно признать, что в реальности мы встре-
чаемся в нашей профессиональной среде с самым широким
диапазоном проявлений общей и терапевтической культуры
специалистов. В итоге одни появляются на сценах многолюд-
ных залов в расшитых звездами халатах или дают всеобщие
«установки» еще более объемной аудитории, другие изоб-
ражают неких гуру в своих соответствующе оформленных
офисах, а третьи — предпочитают оставаться просто хоро-
шо подготовленными к этому особому виду деятельности
людьми, встречая каждого пациента с более простой и более
обоснованной внутренней убежденностью: человек пришел
к человеку.
Часть 1
Пациент пришел к вам от другого терапевта
К вам пришел пациент и сообщил, что ранее он был в
терапии у другого специалиста, но не считает его достаточно
компетентным, понимающим или еще каким-либо, — и решил
от него уйти. Первое, что мы должны сделать (каково бы не
было личное отношение к упомянутому пациентом коллеге):
продемонстрировать высокий уровень корпоративной этики
и выяснить — были ли их отношения завершены удовлетво-
рительно? Независимо от ответа пациента его также нужно
спросить о согласии на получение информации у противопо-
ложной стороны о том, как была завершена (или прервана)
терапия, и отложить решение вопроса о начале совместной
работы до контакта с коллегой.
Пациента также целесообразно предупредить, что этот
контакт не будет преследовать цели узнать о том, каковы
проблемы пациента и как проходила терапия, — речь будет
идти только об удовлетворительности завершения их от-
ношений. Такой подход обусловливается тем, что терапевт,
от которого ушел пациент, вряд ли может быть достаточно
объективным — и нам важен только сам вариант заверше-
ния. Уход пациента может быть результатом сопротивления
или отыгрывания, которые нередки в терапии. Вместе с тем
пациент имеет безусловное право на смену терапевта по
своему желанию, однако наша тактика в подобных случаях
состоит не только в поддержании высоких стандартов кор-
поративной этики, но и в формировании у пациента более
адекватных стереотипов завершения любых отношений,
учитывая, что их разрывы, «раз и навсегда» — относятся
к типично невротическим паттернам поведения, наличие
которых у тех, кто приходит к нам за помощью, — не такая
уж редкость.
Трудности и типичные ошибки начала терапии 69
Небольшое примечание: пациент-мазохист склонен
выбирать именно такого терапевта, который не способен
ему помочь, и нередко он (неосознанно) категорически от-
вергает помогающего. В ситуациях, если ему не удалось ни
первое, ни второе, он нередко переходит к «мазохистическому
стилю общения», находя побуждение к страданию в любой
фразе терапевта («Вам нравится мучить меня», — заявляют
такие пациенты почти на каждой сессии). Хотя здесь вполне
уместно предположить и переход пациента к садистичес-
кой позиции, когда он (бессознательно) пытается любыми
способами помешать эффективной работе терапевта, одно-
временно заставляя последнего чувствовать себя жертвой и
стараясь причинить ему мучения. Та или иная интерпретация
поведения пациента в этом случае зависит от диагностики
переноса, сопротивления и защит, а также от конкретного
этапа и актуальной ситуации в терапии.
Первичное интервью
Методика первичного интервью многократно описана в
психоаналитической литературе, и вряд ли уместно допол-
нять или давать еще один вариант этого важнейшего этапа.
То, что хотелось бы отметить в этом разделе, будет до-
статочно кратким. Опыт показывает, что иногда проводить
первичное интервью вообще нецелесообразно, особенно
если пациент настроен говорить и хочет быть выслушанным.
В этом случае лучше отложить все имеющиеся вопросы на
будущее1. В целом, как справедливо отмечает Петер Куттер,
1 Очень образно эту ситуацию в процессе своей московской лекции в январе 2000
года характеризовал преподаватель нашего Института д-р Х. Стерн: «Пред-
ставьте себе, что звучит музыка, и я приглашаю Вас на танец. Но звучит вальс,
а я танцую фокстрот. Каково будет Вам?» Хотя у каждого терапевта имеется
свой «почерк» работы, музыку, в определенном смысле, всегда заказывает
пациент, и здесь очень важно «уловить мелодию» уже на первой встрече.
Часть 1
«психоаналитическое «интервью» в действительности весь-
ма редко заключается в одном лишь задавании вопросов и
получении на них ответов», а прилагательное «психоанали-
тическое» призвано лишь показать, что в данном «интервью»
применяются методы психоанализа1, которые, естественно,
нужно не просто знать, а органически усвоить их методоло-
гию, то есть не те или иные правила, а психоаналитический
стиль и способ мышления, что составляет главную задачу
профессионального образования и тренинга.
Один мой пациент — после предварительного звонка и
краткого ознакомления с общими правилами проведения те-
рапии непрерывно говорил в течение 18 сессий. Естественно,
было бы глупо останавливать его, чтобы выяснить у него те
или иные биографические данные. Более продуктивным в
таких ситуациях является заинтересованное «пассивное» слу-
шание и сопоставление услышанного с психоаналитическими
теориями (а) личности и (б) генеза психических расстройств,
что предоставляет достаточный объем материала для по-
нимания того, что скрывается за тем или иным симптомом
(который манифестируется в речи и/или симптоматических
действиях пациента).
В других случаях, когда пациент не склонен говорить и
ориентирован на проявления интереса к себе, терапевту сле-
дует демонстрировать больше активности, но ни в коем слу-
чае не уподобляясь неким кадровым службам, выясняя дату
рождения, происхождение, образование, семейное положение
и т. д. Принципиально важно исходно обратить внимание
пациента на те сферы, о которых в обычных ситуациях люди
мало задумываются: что пациент думает о психологических
причинах его страдания, каково эмоциональное содержание
1 Куттер, П. Современный психоанализ. — СПб.: Б.С.К., 1997. — С. 226.