- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Учение об искуплении в богослужебных текстах.



Изначальное грехопадение прародителей представляло собой не просто их личное преступление, но одновременно и разрушение благодатной жизни человеческой природы вообще. Восстановление нормальной, богоначертанной жизни в человеческом естестве потребовало от Спасителя совершения ряда действий, противоположных преступлению первых людей. Рассмотрим, как говорит об этом молитва св. Василия Великого: «Создав бо человека, персть взем от земли, и образом Твоим, Боже, почет, положил еси его в раи сладости, бессмертие жизни и наслаждение вечных благ в соблюдении заповедей Твоих обещав Ему: но преслушавша Тебе истинного Бога, создавшаго его, и прелестию змеиною привлекшася, умерщвленна же своими прегрешеньми, изгнал еси его праведным твоим судом, Боже, от рая в мир сей, и возвратил еси в землю, от неяже взят бысть, устрояя ему еже от пакибытия спасение,в Самем Христе Твоем… егда же прииде исполнение времен, глаголал еси нам самем Сыном Твоим, имже и веки сотворил еси… Бог Сый предвечный, на земли явися и человеком споживе: и от Девы Святыя воплощся, истощи Себе, зрак раба прием, сообразен быв телу смирения нашенго, да нас собразное сотворит образу славы своея: епонеже бо человеко грех впаде в мир, и грехми смерть благоволи Единородный Твой Сын…осудити грех во плоти Своей да во Адаме умирающе оживотворяется во Христе Твоем: и пожив в мире сем, дав повеления спасительная отставив нас прелести идольския, приведе в познание Тебе истинного Бога и Отца, стяжав нас Себе люди избраннны, царское священие, язык свят: очистив водою и освятив Духом Святым, идаде Себе измену смерти, в ней же удержими бехом, проданы под грехом: и сощед Крестом во ад исполнит собою вся , разреши болезни смертныя и воскресе в третий день из мертвых, зане не бяше мощно держими быхом тлением начальнику жизни…»

В этой пространной молитве, как можно яснее изображается та трагедия, которая произошла на заре человеческой истории, когда первые люди первые люди были изгнаны из рая и стали подвержены болезни и смерти. Но, «когда пришла полнота времен» Бог послал в мир Своего Единородного Сына, который родился от Девы Мари, что бы распяться на Кресте, Он осудил грех, избавил нас от него, привел к познанию истинного Бога сошел во ад и даровал нам вечную жизнь.

«Мысленно созерцая Крестный подвиг Господа богословы – литургисты видят в нем прежде всего заглаждение престуупления Адама и Евы. Адам был создан рукою Божиею в шестой день миротворения, в 12-й час дня простер руки и коснулся плода древа познания добра и зла».

Грехом Адам выразил непослушание Богу. Церковь так выражает эту мысль: «Древле убо от несущих создавый мя и образом Твоим Божественным почтый, преступлением же заповеди в землю мя возвративый, от нея же взят бысть…»

Первая простерла руки к плоду Ева, затем вкусил запретного плода Адам. Грехопадение породило душевные болезни в грешниках и обнажило их . Оно связало их так же страстями и привело к Божественному осуждению на смерть. «Снедию древа во Эдэме прельстивыйся в тлю пополсе родоначальник, преслушавый, Господи, заповеди Твоя…» Христос Спаситель заглаживая и исправляя прародительский грех, совершает действие искупительного характера, проявляя при этом полное послушание Отцу. Это мы видим из вышеприведенной молитвы литургии свт. Василия Великого. Он добровольно допускает иудеям связать Себя узами для разрешения Адама от многолетней связанности грехом, терпит биение, раны, бесчестие и оплевание ради возвращения славы преслушавшему заповедь Божию и исцеление его язв. «Иже оплевания, и биения, и заушения, и крест, и смерть претерпевый за Спасение мира»

«Простер длани на Кресте, Владыко, руки не удерживая, хотя исцелити прегрешения: гвоздьми же пригвоздися еси, Господи, весь разум первозданного отъемля страстный» «Гвоздьми пригвоздил еси, Хисте, грехи праотца, тростию же бием, написал еси свободу всем человеком. Слава страданию Твоему. Имже избавихомся тьмы страстей» «Из корене, Христе, прозябл еси Иессеева воплощаемь, и скореняеши израстшее терние Адамова преступления, венец носяй тернов: на древе же пригвоздивыйся, юже от древа исцеляеши израстшую клятву…» Венчающий землю цветами венчается терновым венцом исторжения терна Адамова преслушания, обнажается пред распятием покрывая Адамово обнажение от благодати. Обеждею нетления обнаженыя ны облещи вожделев, совлеклся еси, и на Кресте распялся, обнажил еси вражия, Христе, коварства…» «Одеятися претерпел еси в багряницу прежде страсти Твоея, Спасе, поругаем первозданного покрывая безобразное обнажение: и нас пригвоздился еси на Кресте плотию, совлачая, Христе, ризу умерщвления». Вкушением желчи Господь претворяет горечь древнего вкушения праотца и подает ему свое сладкое общение и просвещение.

«Да сластнаго вкушения избавиши мя, желчи, Долготерпеливе, вкусил еси… и яко да мертвости совлечеши мя, Иисусе страстей, наг пригвоздитися изволил еси на древе» Гвоздями Креста Господь заглаживает и устраняет преступление Адамовой несдержаной руки и страстное разумение первозданного. Простирание Господом рук на Кресте исцелило любовь Адама к страстям, который протянул руки к плоду древа познания добра и зла. «Простер длани на Кресте, Владыко, руки неудержимыя хотя исцелити прегрешения: гвоздьми же пригвоздился еси, Господи, весь разум первозданного отъемля страстный». Господне послушание Отцу до Крестной Смерти возвело Адама в первую красоту, ибо новый Адам был распят на Кресте, исцеляя погибель ветхого Адама. «Непрестанно гружаемые мраком праотца, Господи, Крестом возвысил еси днесь: якобы лестию весьма неудержанно естество преднизведеся, всеродне ны паки исправи свет Креста Твоего…»

Крест Христов загладил личное Адамово падение и воссоздал вообще человеческую природу. Христос Спаситель принес Свою крестную жертву ради искупления греха Адама и Евы, и грехов всего происшедшего от них человеческого рода.

«Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимяс: на Нем же Христос, Царь славы, волею руце расипростер, вознесе нас на первое блаженство, яже прежде враг сластию украд, изгнаны от Бога сотвори…Радуйся падшего Адама совершенное избавление».

Расуждения о силе Креста Христова непрерывно связывается с мыслью об искуплении Крестом всего человечества. Отдельные моменты страдания Господа до Креста и на Кресте относятся в богослужебных песнопениях ко спасению всех грешных людей. По мысли богословов-литургистов, Спаситель претерпел праведный суд от иудеев, чтобы освободить от клятвенного осуждения все человечество, приговоренное свыше к смерти за грех. «Искупил ны еси от клятвы законныя Честною Твоею Кровию, на Кресте пригвоздився, копием прободься, бессмртие источил еси человеком…». «Раздирается рукописание первозданного Адамаа, прободением Божественных ребр Твоих…»

«Ясно, что клятва была плодом греха. Эта клятва была положена за древо райское» за вкушение недозволительной снеди. Чтот бы спасти нас от этого происшествия, Сын Божий тоже сделался причастным древу, но уже другому – Крестному – распялся на нем. Этим Он снял клятву с людей – клятву законную». «Крестом Твоим упразднил еси, юже от древа клятву, погребением Твоим умертвил еси смерти державу». Обнажение Господа ходатайствовавшего об одеянии ризами нетления и одеждою славы вообще грешников, покрывание Его рваной багряницей промыслительно устрояло совлечение с людей страстного умерщвления и звало их согреться благообразной наготой Искупителя. «Ты мя преоблекл еси в нетление, Христе, тли смертных неистленно плотию вкуш и возсияв из гроба тридневен» «Красен добротою паче сынов человеческих, Христе сый, доброты не имый, ниже всегда в страсти на древе Крестном повешен, украшая нелепоту всего рода человеческого…» Спаситель принявший своими руками трость поругания, тем самым написал уверовавших в Него в горней книге, неправедным осуждением на позорную смерть осудил мучительство смерти над всем падшем человечеством. «Венцем от терния нетленым увязался еси поруганного Царю всех, запрещения, Спасе, тернового венца истерзая: рукама же Твоима трость прием, в горней книзе написал еси всех нас в Тя веровавших» Свзание Спасителя тернием изымало из человеческого существа терноносный грех и страстность и снимало с земли осуждение на произрастания терния и волчцов. «Тернием венчався, иже венчаваяй цветы всю землю, страстей моих терние из корене сечение, Слове, и насаждаеми во мне Твой разум»

«Иже землю осудив пота изнести плод терния, от терния венециз руки законопреступныя, сей Бог наш плотски приемый, клятву разрушения есть: яко прославися». «Венцем терновым венчан бы леси хотя жолготерпеливе, яко же Царь истинный, и терноносный частный трех из корене уставил еси…». «Венцем терновым уязвился еси, якоже царь царствующих, Христе, лукавого потребляя царствования, и из корене изсецая прелести терния»

Биение Господа тростию и поношение освобождало грешных от позора греха. Богочеловеческие страдания и болезни на Кресте останавливают болезни и страсти верующих во Христа грешников и приводят к безболезненой жизни. Восхождением на Крест Спаситель возвысил нас из смерного праха и глубины зла.

«Болезньми Твоими уставил еси наша болезни, Человеколюбче, и ныне к жизни неболезненей привел еси, Иисусе, Твоим Сестным страстем прикланяющихся благочестно, Боже всех» «Гвоздьми пригвоздил еси, Христе, грехи праотца, тростию же бием, написал еси свободу всем человеком. Слава страданию твоему, Имже избавихомся тьмы страстей». Праведник, не сделавший греха, страдает за неправедных. Бездна милости проливает Свою Кровь на Кресте и дарует помилование человеческому естеству, источает ему спасение, извлекая из тьмы страстей в небесное состояение. «За милосердие щедрот восшед на Крест, извлекл еси мя из рва страстей и вознесл еси, Христе, к небесному».

На Кресте Христос Спаситель возжег Свою Плоть как светильник и взыскал погибшую драхму – человечество. Умерщвляемый, Он совоскресил людей, каплями Крови освящает землю, уязвлением исцеляет человеческие язвы, распятием освобождает людей от истления греховного и пламене и просвещает крестною силою. «Возжег яко светильник на Кресте Плоть Твою, и искал еси погибшую драхму, Человеколюбче, и вся призываеши други Твоя силы, на сия обретения».

Прободение Спасителя в речистое ребро неисцельно уязвляло диявола, обновило прободение людей бесовскими прилогами, источило миру реки прощения, жизни и нетления. «Иже связавый в раи лестию человека, заповеди преступлением, узами связан был еси, разрешаяпрегрешения наша, Человеколюбче». Господь принял на Кресте действие смерти и при этом сохранил Свое тело от тления. Ради крестной смерти Его человеческий род воспринял первую жизнь, объял бесмертия. Смерть потерпела тогда умерщвление, тление упраздилась, сила диавола умертвилась. Опочиваяй сном смерти на Крестном Древе успокоил утружденых прегрешениями, оживил их, обессмертил их существо. Мертвым источил бессмертную жизнь. Смертью за всех людей Он привел всех к нетлению. «Побеждается смертью сама смерть, ибо смертию Христос на смерть наступил. Вонзается в сердце диавола…».

Страданием Своим и смирением Спаситель возносит усмиренного Адама, своими язвами исцеляет «многолетние язвы праотца» своего по плоти. Древнее горькое вкушение его услаждается ныне вкушением уксуса на Кресте. «Преблагословена еси Богородиые Дево, воплощими бо из Тебе ад пленися, Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися и мы ожихом».

Распростертые Господом на Кресте руки напоминают всем верующим о том, что Он как бы обнял любовию со Креста все человечество, спас его от рабства диаволу, извлек из греховного кала, собрал все народы в единую Церковь, запечатлел пороки всех человеческих душ знаком Божественной Крови и призвал погибающий мир к познанию Своей Державы. «Вознеслся еси на пречистем древе крестнем, наше отпадение исправляя, еже на древе исцеляя всегубительство…».

Господь излил Свою Кровь на Кресте, возвратил свое создание, разбитое страстями к целостности бессмертия и остановил всечеловеческое падение. Говоря литургическим языком, Крестные страдания Христовы исходатайствовали древним потомкам Адама бесстрастие, «загладил рукописание нашего греха» и «источил миру жизнь и блаословение». «Да сластного вкушения избавиши мя, желчи, Долготерпеливе, вкусил еси хотя: яко да мертвости совлечеши мя. Иисусе, страстей наг пригвоздися изволил еси на Древе…».

«Болезньми Твоими уставил еси наша болезни, Человеколюбче, уставил еси наша болезни, Человеколюбче…». «…Ты от небытия в бытие нас привел еси, и отпадшия возставил еси паки, и не отступил еси вся творя, дондеже нам на небо возвел еси и Царство Твое даровал будущее».

Конечным результатом крестной смерти за мр Спасителя стало обратение заблудшей овцы, т.е. грешного человеческого, соединение его в одно стадо с ангелами и праведными к Отцу. «…без Отца из Тебе вочеловечитися благоволивый Бог, да свой паки обновит образ истлевший страстьми, и заблуждше горохищное обрат овча, на рамо восприим и Своему хотению с небесными совокупит силами и спасет, Богородице мир, Христос имеяй велию и богатую милость».

Силою Креста, уверовавшие во Христа люди освободились от рабства диаволу и через освобождение соделались небесными. «О, Треблаженное Древо, на нем же распялся Христос Царь, Бог и Господь, имже паде древом прельстивый, Тобою прельстивыя, Богу пригвоздився плотию, подающему мир душам нашим». «Род человечь, приобщен мучителем грехолюбным, Кровию Божественною, Христос искупи, и обоготворив, обновил есть: яко прославися».

Всемирное значение Креста Христова проистекало из того, что на Крестном Древе был добровольно и ради спасения человечества распят «повесивый землю на водах». «Царь неба и земли». «Вольное распятие Логосом человеческой смертности было деянием Божественного «снисхождения». Смерть «Единого от Св. Троицы» во плоти совершилась как добровольное принятие Богом человеческой трагедии во всей ее полноте. Мысль о Кресте как цели самого Воплощения внушается яркими византийскими литургическими текстами служб Рождества.

«Слыши, небо и внуши земле, се бо Сын и Слово Бога и Отца приходит родитися от Отроковицы. Неискусомужныя благоволением родившего Его бесстрастно и содействием Свяого Духа Вифлееме, готовися, отверзи врата, Эдеме…»

«Изнесе чрево Священное Слово, яве неопально живописанного купиною, смешена зраком человечим Бога, Евы окаянную утробу клятвы древния разрешающее горькия…». «Эдем Вифлеем отверзе, прииидите, видим, пищу в тайне обратохом, прииидите приимем сущая райская внутрь вертепа: тамо явися исполнен, прозябая отпущение, тамо обретеся кладезь неископан, из него же Давид пити древле возжадася Тамо Дева родами Младенца, жажду устави абие Адамову и Давидову…». «Зле неудержанно возвышаемый нечестно бесящийся от развращения мира, низложил еси грех, яже привлече прежде, днесь же от сетей спасаеши, воплощься волею, Благодетелю». В литургических рассуждениях нельзя не заметить следующей общей идеи: первый Адам передал потомству похоть, страстность и обнаженную душевно-телесную природу, обреченную на смерть. Второй же Адам – воплотившийся Сын Божий – исправил человеческое естество во Своем Лице и усвояет всем людям, независимо от их нравственной высоты дар телесного бессмертия. Верующим же в Него людям передает вместе и восстановление благодатью их естества, возвышенного над страстями.

Литургическое сопоставление моментов крестного страдания Спасителя с вытекающими отсюда следствиями для человеческого спасения устанавливают в результате факт дарования грешному человечеству избавление т греха, осуждения на смерть и рабства диаволу. Воплотившийся Сын Божий в противовес Адаму совершил в своем человеческом естестве божественно праведный путь жизни. Положенное правдой Божией за грехи каждому человеку, безвинно, ради любви Он принял на Себя и претерпел с тем, чтобы даровавшие людям благодати Искупления было соединением правды и милости.

Говоря об Искуплении, Св. Церковь в своих литургических текстах часто подчеркивает, что это – непостижимое для человеческого ума дело. Но именно через это непостижение мы сможем почувствовать эту тайну и отчасти усвоить ее. Рассуждая о тайне нашего спасения гимнографы используют апофатический метод богословствования.

«Приидите вси языцы уразумейте страшныя тайны силу: Христос бо Спас наш еже в начале Слово, распялся нас ради и волею богребся и воскрес из мертвых: еже спасти всяческая: Тому поклонимся» Но чтот же призывает нас уразуметь эта стихира? Она призывает нас уразуметь не саму тайну, но силу этой тайны, т.е. плоды, результаты, который сводятся к одному – распятием и воскресением Господь спас нас. «Распеншагося Спаса и Избавителя нашего волею якоже благоизволи, воспоим, внрнии, и прославим: яко пригвозди на Кресте грехи человеков, избавляя от лести род человеческий и Царствия сподобил есть» В этой стихире уже подробнее говорится о плодах крестного подвига Иисуса Христа, но на вопросы «как» и «почему», Церковь отвечает благоговейным молчанием, и Тайну Креста Церковь исповедует как Непобедимую, Непостижимую силу» Лишь Сам один Господь знает полноту этой тайны. Он так благоизволил спасти Адама. Наше же дело славить и воспевать его за это спасение грехов и за дарования Царства Небесного. Нам остается благоговеть перед этой непостижимостью, уразумевать глубину таинства. В этом-то самое истинное понимание , уразумение тайны спасения.

«Чудо страшное! Како Создатель предается, осуждаем есть и распинаем за спасение человеков» Церковь дивится как Бог будучи Духом воплотился и страдал? «Ум (Дух) Сый бесстрастен и невещественен… всему мне преложен весьма соединися: да спасение всему мне падшему подаст распинаемь»

Христос распинается за наши грехи. Этот Божественный акт более воспринимается верою, нежели умом.

Рассмотрев Православный догмат Искупления в литургическом освещении, мы можем сделать вывод, что литургическое осмысление чуждо всякого холодного рационального юридизма и мысли о механическом вменении спасаемым благодати Искупления. Оно уравнивает снисхождение любви Божией к спасаемым и их личный хотя немощный, подвиг в деле спасения.

Литургические тексты подчеркивают, что Искупительный подвиг не был действием одномоментным. Господь Иисус Христос совершал его в течение 33 лет, на каждом шагу страдая и скорбя за человеческий род. Крест – это лишь кульминация всего жизненного подвига Спасителя. Он есть венчание всего пройденного пути.

Билет 3