- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Ударение. Фонетическая природа ударения. Типы ударения



Ударение –это выделение слога в слове с помощью различных фонетических средств (силой голоса, долготой звучания, высотой тона).

В языках мира выделение ударного слога происходит по-разному:

1) силой голоса (удлинение слога) – силовоеударение (чешский);

2) высотой тона (выделение интонацией, повышение основного тона) – тоновое(музыкальное): китайский;

3) долготой произношения (ударный слог удлиняется, но не усиливается) – количественное (новогреческий, индонезийский).

I. Фонетическая структура(сила ударного слога зависит):

1) от качества гласного, находящегося под ударением (самый сильный – а, самый слабый – ы);

2) от положения гласного в слове: чем ближе к началу слова, тем больше его громкость: о-ста-но-ви-ли – ближе к количественному.

II. Слоговая структура:

1) свободное ударение – нефиксированное ударение, которое может падать на любой слог слова: молоко, ворона, овощи.

2) связанное ударение –фиксированное ударение, привязанное к определенному слогу в слове.

III. Морфологическая стр-ра:

1) подвижное – ударение, которое способно перемещаться в разных словоформах одного и того же слова, оно не привязано к одной морфеме: ед.ч. и.п. вода; в.п: воду; мн.ч. и.п.: воды.

2) неподвижное – постоянное ударение, привязанное к одной и той же морфеме разных словоформ слова: книга.

В сложных словах возникает второе или побочное ударение: пединститут.

Клитики –безударные служебные слова, лишенные ударения.

· Энклитики - безударные служебные слова, примыкающие к ударным сзади: сходил бы, что же.

· Проклитики - безударные служебные слова, примыкающие к ударным спереди: по долам, по горам.

Однако бывает: по воду, на слово – эта сов-ть слогов, объединенных одним ударением, называется тактом.

Функции словесного ударения:

- Фонетическое объединение слова, обеспечение цельности и отдельности слова путем выделения его интонационного центра.

- Словоразличительная – ударение служит для различения слов или форм слова: замок – замок.

- Экспрессивная – с помощью ударения создается эмоционально-экспрессивная окрашенность слова: какой краси-и-вый.

Синтагматическое –более сильное выделение ударного слога последнего слова в синтагме: погода ужасная.

Логическое –синтагматическое ударение переносится с последнего слова в синтагме на любое другое, я/я смысловым центром высказывания: я сегодня поеду к бабушке – я сегодня поеду к бабушке.

Фразовое –интенсивное выделение ударного слога последнего слова в конечной синтагме или в наиболее важной по смыслу синтагме: вчера вечером (1), когда часы пробили десять (2), приехал брат (3).

 

Комбинаторные изменения звуков речи. Прочие фонетические процессы: диереза, эпентеза, протеза, метатеза

Комбинаторные процессы (изменения) –фонетические изменения, вызванные взаимодействием артикуляции звуков в потоке речи.

1) аккомодация –частичное изменение артикуляций смежных звуков – согласного и гласного: нёс [н' · о с], ряд [р' · а д], [л' · у к]. аккомодация чаще наблюдается м/у звуками разных типов, т.е. гласных и согласных.

2) ассимиляция –артикуляционное уподобление звуков друг другу в пределах слова или словосочетания. Ассимиляция проходит м/у звуками одного типа – гласными (вокалическая) или согласными (консонантная):

- по мягкости – твердости (косточка – ко[с'т']и)

- по глухости – звонкости (книжечка – книшка)

- по месту образования (высокий – высший)

- по способу образования (обмап – рус. диалект о[м:]ан.

Диэрезы(деление, раздел) – выпадение звуков: со[нц]е, че[сн]ый, пра[зн]ик.

Сингармонизм(вместе, созвучие) – единообразное вокалическое оформление слова, т.е. содержание гласного только одного типа: карандаш.

3) диссимиляция –артикуляционное расподобление звуков в пределах слова, вследствие чего происходит утрата их общих фонетических признаков: бомба – бо[нб]а. диссимиляция наблюдается м/у звуками одного типа – гласными или согласными: пролубь, транвай.

Гаплология –упрощение слоговой стр-ры слова за счет утраты одного из двух следующих непосредственно друг за другом одинаковых слогов: минералология – минералогия.

Метатеза –перестановки в слове звуков или слогов: marmor – мрамор.

Эпинтеза –вставка звука в определенных сочетаниях: шпион – шпиён, Ларион – Ларивон.

Протеза –надставка в начале слова, позволяющая упростить произношение слова, перед гласными чаще всего надставляются в, й; перед согласными – а, о:острый – вострый, гусеница – усеница, осемь – восемь.

В зависимости от направления влияния звуковдруг на друга комбинаторные изменения могут быть прогрессивными и регрессивными.

Прогрессивныенаправлены вперед от начала слова, они связаны с влиянием артикуляции предшествующего звука на произнесение последующего: Ванька - Ван'к'а.

Регрессивные –направлены назад, к началу слова, они связаны с влиянием артикуляции последующего звука на произнесение предыдущего: сшить – шить.

В зависимости от расстояния м/у взаимодействующими звуками различают:

Контактныеизменения связаны с взаимодействием соседних звуков: сказка – скаска.

Дистактныенаблюдаются в звуках, находящихся на определенном расстоянии друг от друга: прорубь – пролубь.

 

 

Позиционные изменение звуков в потоке речи. Редукция

Позиционные изменения –это изменения звуков, обусловленные их позицией в слове, вызванные наличием особых фонетических условий.

Редукция(уменьшение, сокращение) это изменение звуковых характеристик гласных или согласных, вызванное их фонетической позицией в слове.

· Количественная редукция –это редукция, связанная с сокращением времени артикуляции звука, т.е. с сокращением его длительности (рук – рука- руковица). Степень сокращения длительности гласного зависит от его положения по отношению к ударению.

· Качественная – редукция, связанная с изменением характера артикуляции звука в связи с сокращением его длительности.

Иногда редукция может привести к полному исчезновению гласного в безударном слоге: провол(о)ка – сикопа, в конце – апакопа: чтоб(ы).

Чередование –мена звуков в пределах одной и той же морфемы в разных словах или словоформах (к/ч рука - ручка).

· Позиционные –чередования, обусловленные фонетической позицией, действующими в языке фонетическими законами (воду – вода, дубы – дуб).

· Непозиционные –чередования, не обусловленные фонетической позицией звука в слове (водит – вождение, но ведет – ведение; пеку – печешь, берегу – бережешь).

Слог. Различные теории слога и слогоделения. Принципы слогораздела. Типы слогов в русском языке

Слог – единица фонетики, организующая фонетическую и смысловую стр-ру слова и состоящая из ядра и возможных периферийных компонентов.

В зависимости от того, на какой элемент заканчивается слог различают:

· Открытые – оканчиваются слоговым звуком (ма – ма);

· Закрытые – неслоговым (у – тес).

В зависимости от того, с какого звука начинается слог:

· Прикрытые– начинаются с неслогового звука (бар – кас)

· Неприкрытые– начинаются со слогового звука (у – сы).

Различные теории слога.

Существует несколько теорий, которые стремятся объяснить природу слога.

1. Сонорная теория. Согласно этой теории, слог есть сочетание более звучного (или более сонорного) элемента с элементом менее звучным (менее сонорным) (Отто Есперсен).

2. Экспираторная теория, согласно которой слог представляет собой такое звукосочетание, которое соответствует одному выдыхательному толчку (Стетсон).

3. Теория мускульного напряжения рассматривает слог как минимальный отрезок речевого потока, произносимый одним импульсом мускульного напряжения (Щерба).

4. Динамическая:слог – это волна силы, интенсивности звука (Касаткин).

Правила слогоделения:

1.слоги в русском языке строятся по принципу восходящей звучности – от менее звучного к более звучному: глухой шумный согл. → звонкий шумный → сонорный (й) → любой гласный.

2. слоги строятся по закону слогового сингармонизма – в пределах слога сосуществуют звуки одного параметра: если согл. мягкий, подстраивается и, е, ь и др.

3.если в слове удвоенный согл., то слоги выделяются в зависимости от качества удвоенных звуков:

а) если два сонорных, то один сонорный уходит в предшествующий, а второй в последующий слог;

б) если удвоенны не сонорные, то оба звука уходят в последующий, во второй слог.

4.прикрывать слог могут, как правило, сонорные и й, шумные согласные в конце слога могут появиться только если они стоят в конце слова.

Принципы слогоделения:

1. артикуляционный подход к определению слога:

Слог – звук или сочетание звуков, которые произносятся одним выдыхательным толчком.

2. акустический –деление слов на слоги связано со степенью звучности рядом стоящих звуков.

Слог – сочетание звуков с разной степенью звучности.

Звучность – слышимость звуков на расстоянии.