- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Упоминания об адитах из сборников Сунны.



 

В сборнике хадисов «Сахих» Аль-Бухари приводится достоверный хадис, переданный Айшей, женой пророка Мухаммада. Она рассказывала, что когда наш Пророк(сас) видел приближающиеся черные тучи, сопровождаемые порывами ветра, он менялся в лице, пристально смотрел на них и то заходил в дом, то выходил из него. Лишь когда начинался дождь, он успокаивался. Айша спросила его о причинах столь сильного беспокойства, и он ответил:

 

«Как знать, быть может, эти черные тучи подобны тем, которые явились предвестниками уничтожения народа Худа. Глядя на них, люди думали, что тучи несут дождь, а они принесли суровую Божественную кару»

 

Айша передает еще один хадис, упоминаемый в сборнике хадисов «Сахих» Муслима:

 

«Когда начинался сильный ветер, Посланник Аллаха(сас) говорил: «О мой Господь! Я прошу Тебя, чтобы от этого ветра и от того, что сокрыто в нем, была польза. Я уповаю на Тебя от того, что сокрыто в нем, и от зла, которое ниспослано Тобой»

Ислам в советском союзе

5. Ислам в России имеет многовековую историю. Но непосредственно в сегодняшний день он пришел из недавнего советского прошлого, когда в стране господствовала лишь одна - коммунистическая идеология, и нормой отношения к любой религии считался атеизм. Однако это вовсе не означает, что "в СССР Ислама не было" - скорее, наоборот, - считает историк Владимир Ардаев.

6. В середине 80-х автору этих строк довелось работать в тогдашней Туркменской ССР. Согласно отчетам партийной верхушки, с Исламом в республике было полностью покончено.

7. В столице - Ашхабаде - не оставалось ни одной легально действующей мечети, хотя действовала православная церковь. Однако все без исключений коренное население продолжало жить по нормам и традициям Ислама, в чем приходилось убеждаться практически каждый день.

8. Периодически партийные власти устраивали облавы на членов КПСС с намерением выявить тех, кто соблюдает обряды Ислама. С этой целью устраивались, например, медицинские осмотры детей руководителей, чтобы определить, кому из мальчиков было сделано обрезание. Однако «правоверные коммунисты» заблаговременно запасались справками от врачей, подтверждающими, что детям якобы была сделана хирургическая операция - в соответствии с медицинскими показаниями.

9. Известный исследователь Ислама - заместитель директора Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко вспоминает, что в кишлаках и аулах советских республик Средней Азии клубы и "красные уголки" (позднее - "Ленинские комнаты") в реальности использовались как мечети или молельные помещения.

10. Так было в самый расцвет "периода застоя" - вплоть до падения коммунистического режима и распада СССР. А начиналось все - как это ни удивительно звучит сегодня - со вполне мирного сосуществования Ислама и пришедшего к власти большевизма.

11. «Союз звезды и полумесяца»

12. 24 ноября 1917 года - меньше, чем через месяц после состоявшегося октябрьского переворота - Совнарком РСФСР распространил обращение "Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока".

13. "...Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право на это. Знайте, что ваши права, как и права всех народов России, охраняются всей мощью революции и ее органов, Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов...", - говорилось в документе, который подписали предсовнаркома Владимир Ленин и нарком по национальным делам Иосиф Сталин.

14. Довольно скоро лозунг "свободу мусульманам" разделил судьбу всех других революционных лозунгов, обещавших рабочим заводы, крестьянам землю, народам мир, а голодным - хлеб. Заводы и земля остались государственными, войн и голода было немало.

15. Но вначале большевики делали серьезную ставку на мусульманскую часть населения бывшей империи, старательно показывая ему свою лояльность и покровительство - в отличие, скажем, от всех христианских конфессий, в которых революционеры видели только своих врагов.

16. В шифрованной телеграмме, отправленной 2 апреля 1920 года в Реввоенсовет Кавказского фронта Григорию Орджоникидзе, Ленин предписывал "действовать осторожно и проявлять максимум доброжелательности к мусульманам, особенно при вступлении в Дагестан. Всячески демонстрируйте и притом самым торжественным образом симпатии к мусульманам, их автономию, независимость и прочее".

17. Полгода спустя, на Чрезвычайном съезде народов Дагестана Сталин говорил о необходимости управления Дагестаном "согласно его особенностям", выделяя "серьезное значение Шариата": "Советское правительство считает шариат таким же правомочным, обычным правом, какое имеется и у других народов, населяющих Россию", - подчеркивал Сталин. Алексей Малашенко в своей книге "Исламские ориентиры Северного Кавказа" отмечает, что в начале 20-х годов советская администрация даже финансировала деятельность шариатских судов.

18. Так было не только на Северном Кавказе, но практически и во всех других регионах компактного проживания мусульман: в Средней Азии, Закавказье, в Поволжье и в Сибири.

19. Исследователь Л.Малицкая утверждает, что "вплоть до 1923 года мусульманское духовенство в Тюменской губернии помимо изъятия из его ведения школ никакого вмешательства со стороны советских органов не испытывало".

20. Но союз советской власти с Исламом продолжался недолго. Во второй половине 20-х в СССР стартовал "крестовый поход" против религий и культов, который возглавил "Союз воинствующих безбожников" под предводительством Е.Ярославского.

21. "Опиум для народа"

22. Главной мишенью "безбожников" была Русская православная церковь. Ислам не казался столь опасным воинствующим атеистам, но и он, как и любой другой "опиум для народа", подлежал искоренению.

23. "Большевизм как идеология, как социокультурная система претендовал на столь же абсолютную роль (как и религия), и уже в силу этого не мог терпеть присутствия могущественного конкурента, обладающего вековыми навыками влияния на человека и общество", - пишет Малашенко.

24. В разных регионах с Исламом боролись по-разному. На Северном Кавказе, где сопротивление было наиболее активным, большевики и чекисты использовали противоречия между разными направлениями религии, в итоге ослабляя влияние и тех, и других, уничтожая затем наиболее авторитетных служителей культа. Тем не менее, продолжали работать многие закрытые мечети, действовали подпольные кружки по изучению Корана и арабского языка.

25. В Поволжье, на Урале и Сибири, где "безбожники" не встречали столь активного сопротивления, процесс проходил более мирно. Вместо религиозных обрядов пытались внедрять светские - точнее, советские.

26. Еще в 1923 году среди татаро-башкирской молодежи был впервые организован Всероссийский месячник антирелигиозной пропаганды - "комсомольский Байрам", проведение которого было приурочено к мусульманскому празднику жертвоприношения - Курбан-Байраму.

27. Система религиозного исламского образования также перешла под контроль государства.
Может быть, самый сокрушительный удар по Исламу Советская власть нанесла, когда был произведен повсеместный переход с арабской графики на латинскую, позже замененную кириллицей. В ходе "революции алфавитов" была уничтожена масса книг на арабском - прежде всего, религиозных.

28. По утверждению живущего в Германии узбекского исследователя Боймирзы Хайита, Ислам в СССР лишился всех своих основ. Так, запрет религиозной собственности лишил его экономического базиса. Уничтожение религиозной литературы выбило из-под него духовную основу. Запрет на выезд из страны и въезд в нее, невозможность совершать паломничество прекратил связи с другими исламскими народами. А закрытие мечетей, борьба с религиозными праздниками и постами оставили ислам в СССР и без его социального основания.

29. По разные стороны линии фронта

30. В годы Второй мировой войны "исламский фактор" в СССР использовали в своих интересах обе воюющие стороны.

31. Духовное управление мусульман Европейской части России и Сибири опубликовало "Обращение ко всем мусульманам Советского Союза", в котором призвало верующих подняться на борьбу с агрессором. Среди советских мусульман тысячи Героев Советского Союза, сотни тысяч награжденных боевыми орденами и медалями.

32. В свою очередь, германское командование имело на советских мусульман свои виды, о чем, к примеру, говорит известная "Зеленая папка" - "Директивы по руководству экономикой во вновь оккупированных областях", подготовленные Берлином осенью 1942 года. Там прямо говорилось о важности использования для закрепления оккупационных сил на Кавказе исламского фактора.

33. Гитлеровцы "педантично подчеркивали свое уважение к Исламу, - описывает Алексей Малашенко. За относительно короткое время военных действий на Северном Кавказе, в период его оккупации здесь даже имело место своего рода возрождение Ислама.

34. Эффект маятника

35. После войны верующие мусульмане почувствовали некоторое послабление. Власти менее строго, чем прежде, относились к деятельности религиозных общин, иногда удовлетворяли просьбы об открытии новых мечетей и даже разрешали хадж - паломничество в Мекку и Медину. Но снова это продолжалось недолго.

36. Вскоре после смерти Сталина в СССР начался новый поход против религий. Директивой к нему стало постановление ЦК КПСС "О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения" от 7 июня 1954 года. В нем, в частности, были даны указания о противодействии исламской пропаганде, запрещалось открытие новых мечетей и возвращение верующим отобранных у них культовых зданий, выросло налогообложение отправления обрядов.

37. С конца 70-х роль Ислама в СССР начала меняться. Это было связано с исламской революцией в Иране и с войной в Афганистане. В страну стали проникать идеи радикализма под исламскими лозунгами, и власти, опасаясь их распространения в нелегальных кружках и организациях, то шли по пути их легализации, регистрации новых общин и даже открытия новых мечетей, то вновь "закручивали гайки".

38. В 80-е годы власти предпринимали еще ряд попыток решительного наступления на религии, в том числе - и конкретно на Ислам. Но становившаяся все более ожесточенной идеологическая война звезды с полумесяцем завершилась с падением СССР.

39. Так был ли Ислам в СССР?

40. Многолетние и многократные запреты и гонения, конечно же, оказали влияние на эволюцию Ислама в СССР, однако они неспособны были полностью нейтрализовать его развитие. Более того, даже запрещенный официально, Ислам продолжал жить, глубоко проникнув в социально-бытовую сферу.

41. Если во многих семьях, где старшие поколения традиционно исповедовали православие, в советские годы практически совсем отошли от совершения обрядов крещения детей, венчания супружеских пар, отпевания усопших и других церковных церемоний, то в регионах компактного проживания традиционно исламского населения часто все было иначе.

42. Даже партийные функционеры, с трибун произносившие пропагандистские речи, в кругу близких организовывали обряд обрезания мальчиков, приглашали мулл на свадьбы детей и хоронили умерших в полном соответствии с мусульманскими традициями. Ислам в СССР был, и массированная антирелигиозная деятельность властей оказалась не в состоянии справиться с ним.

Первый азан когда прозвучал

После возведения мечети мусульмане стали собираться там для совершения общих Намазов, дожидаясь времени их начала. При этом если некоторые из них приходили слишком рано, то другие, наоборот, опаздывали, и тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, созвал мусульман на совет, чтобы вместе с ними выбрать какой-нибудь знак или сигнал, по которому они могли бы узнавать о времени наступления Намаза.

Один из присутствовавших посоветовал в нужное время разводить огонь, другой — подавать сигнал с помощью трубы, третий — бить в колокол, а Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Почему бы вам не поручить кому-нибудь объявлять о начале общего Намаза громким голосом?» посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, понравилось это предложение, и он, да благословит его Аллах и приветствует, принял его. А потом азан (призыв и мольба) увидел во сне Абдулла ибн Зайд Абд Раббихи аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, который рассказал о своем сне Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Выслушав его, он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это истинное видение!», а потом велел Билалю, у которого был высокий и громкий голос, прокричать его. Билаль сделал это, а через некоторое время к мечети подбежал Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, услышавший слова Билаля. Он сказал: «Клянусь Аллахом, и я видел во сне нечто подобное!», после чего все сомнения отпали окончательно. И с тех пор азан стал одним из неотъемлемых атрибутов религии Ислама.

Расскажите о асхабы-суффа

«обитатели навеса». Группа неимущих сподвижников пророка Мухаммада численностью около восьмидесяти человек или чуть более того, которые проживали на территории мечети пророка в Медине и обучались у него религиозному знанию. «Обитатели навеса» были образцами аскетизма и праведности. Они крайне редко без надобности покидали мечеть, потому что непрерывно молились. Вместе с этим, они старались в меру своих возможностей трудиться и удовлетворять свои жизненные потребности. Они никогда не нищенствовали. Считается, что именно о «людях навеса» Аллах ниспослал коранический аят: «[Вы подаете милостыню] беднякам, которые целиком посвятили себя делам во имя Аллаха или не могут передвигаться по земле, [чтобы заниматься торговлей]. Невежда считает их богачами, так как они из скромности не попрошайничают. Ты узнаешь их по приметам: они не просят милостыни с наглыми вымогательствами. Аллах знает о том, что вы тратите из своего добра [во имя Аллаха]» (Коран, 2: 273). Пророк Мухаммад лично заботился о «людях навеса» и распорядился выплачивать им средства из государственной казны (См. Байт аль-мал). Когда к нему приносили пожертвования, то он немедленно отправлял их Асхаб ас-Суффе. Среди «людей навеса» были не только нуждающиеся люди. У них также оставались и путники, которые приезжали в Медину с целью повидать Мухаммада и не имели крова. Кроме того, некоторые из них по разным причинам время от времени покидали «людей навеса», а вместо них приходили другие неимущие люди. «Люди навеса», помимо непрерывных молитв и постов, усиленно занимались различными религиозными науками, учились грамоте, хадисам, вели различные дискуссии. Среди их учителей помимо пророка Мухаммада были такие выдающиеся его сподвижники, как Абдулла ибн Масуд, Убай ибн Кааб, Муаз ибн Джабал, Абу ад-Дарда, Убада ибн ас-Самит. В мусульманской традиции принято считать, что «обитатели навеса» фактически основали первое мусульманское учебное заведение (медресе). В дальнейшей истории медресе строились неподалеку от мечетей. По причине того, что «люди навеса» всегда сопровождали пророка и общались с ним, они стали передатчиками хадисов. Некоторые из них, как например, Абу Хурайра, Абдулла ибн Омар, Абу Саид аль-Худри передали более тысячи хадисов. Пророк Мухаммад использовал наиболее способных из «людей навеса» в деле популяризации Ислама среди различных племен. Он отправлял к ним знатоков Корана и религиозных наук. У Асхаб ас-Суффы учились религиозным наукам различные люди, которые приезжали в Медину для ознакомления с исламской религией. Первые муэдзины Ислама - Билал аль-Хабаши и Абдулла ибн Умм Макту; такие видные сподвижники пророка, как Абу Зарр аль-Гифари, Хузайфа, Аммар, Хаббаб, Салман аль-Фариси, Сухайб ар-Руми, Укба ибн Амир и многие другие, также были в числе Асхаб ас-Суффы. Некоторые считают, что именно от слова «суффа» происходит слово «суфий». Суфийская литература также говорит о «людях навеса» как о первых мусульманских аскетах, являвших собой образцы благочестия и подвижничества

Ислам и искусство

Исламское искусство — искусство, сформировавшееся в средние века, в основе которого лежат принципы ислама[1].

Появившееся в VII веке учение ислама отнеслось враждебно к живописи и скульптуре, запретив олицетворять Аллаха в каких-либо видимых формах и изображать живых существ[2].

Распространяясь из Аравии на Восток до берегов Ганга и на Запад до Испании, исламская культура встречала более или менее развитое искусство, усваивала и перерабатывала его элементы в соответствии со своим духом и потребностями. Так сложился, по крайней мере в архитектуре и орнаменталистике, особый исламский стиль, в разных странах имеющий, впрочем, свои особенности. В его основу легли византийские, персидские и египетские формы.[2]

С течением времени в некоторых странах запрет на изображение человека и животных перестал быть строгим (в Иране он никогда не был тотальным[1]), и в какой-то степени получили право на существование пластика и живопись[2].

Содержание

[убрать]

Архитектура[править | править вики-текст]

Основная статья: Исламская архитектура

Традиционно выделяют пять архитектурных школ, относящихся к мусульманской культуре: сирийско-египетскую, персидскую, индийскую, магрибинскую (архитектура мусульманской Испании и стран Магриба) и османскую; другие школы — такие как, например, иракская или среднеазиатская, считаются производными.[3]

В первые десятилетия хиджры арабы приспосабливали для своих целей те здания, которые находили в покорённых городах. Когда государство халифов стало могущественным, мусульмане стали строить мечети. Для устройства мечети нужны были:

Первая мечеть была построена в Медине сразу после хиджры. Она представляла собой широкий двор, обнесённый стеной; с северной стороны (обращённой к Иерусалиму) для защиты верующих от солнца он был покрыт кровлей, укреплённой на пальмовых стволах. После того как исламу покорилась Мекка, в мечетях создавали нишу, указывающую направление на Мекку.[3]

Купол Скалы. Иерусалим

К важнейшим произведениям первоначального исламского зодчества относится т. н. мечеть Омара в Иерусалиме (см. Купол Скалы), святилище, построенное в 688—692 годах на месте, где когда-то стоял храм Соломона. Здание стоит посреди широкого двора, обнесённого крытыми галереями. В плане оно представляет правильный восьмиугольник.[2]

Об успехах арабско-египетского зодчества свидетельствует каирская мечеть Ибн-Тулуна (876—879 годы). Среди других мечетей Каира заслуживает упоминания мечеть султана Хассана (XIV в.). Причудливая орнаментация стен арабесками, надписями и мозаикой, портал с полукупольным сводом, опирающимся на т. н. сталактиты, а также внушительные размеры этой мечети делают её одним из выдающихся памятников арабской архитектуры.[2]

О распространении традиций персидского зодчества за пределами Ирана свидетельствует мавзолей династии Саманидов в Бухаре, датируемый 907 годом. Он представляет собой квадратную постройку с куполом. Насыщенное светом, а также игрой теней в рельефах кладки, здание считается классическим произведением среднеазиатской архитектуры.[4]

Альгамбра. Испания

Особенно расцвело исламское искусство в Испании. Здесь самым значительным памятником арабского искусства является дворец-крепость Альгамбра близ Гранады[2] (середина XIII — конец XIV веков[5]). Грандиозное здание имеет около 3,5 км в периметре и окружено оградой с множеством башен. Галерея колонн окружает большой прямоугольный двор, называемый Patio de los Arrayanes (Миртовый двор). С северной узкой стороны этого прямоугольника находится вход в зал Посланников, квадратное помещение с куполом, высотой около 20 м. К востоку от Миртового двора находится Львиный двор с фонтаном, опирающимся на 12 львов. К этому двору примыкают зал Двух сестёр, названный так из-за двух широких равной величины мраморных плит, и Судебный зал. Вокруг дворов расположены портики, прохладные покои, небольшие сады с бьющими фонтанами и выходящие наружу балконы. Стены покоев покрыты роскошной мозаикой, своды своими украшениями напоминают ячейки улья. Однако снаружи Альгамбра представляется строгой, малосимметричной и скорее похожа на крепость.[6]

Тадж-Махал

В Индии во второй трети XVII века представитель династии Моголов Шихаб ад-дин Шах-Джихан I построил мавзолей Тадж-Махал близ Агры.[7] Мавзолей, по углам которого стоят минареты, возведён на искусственной платформе, выложенной мрамором, и представляет в плане квадрат со срезанными углами. Вырисовываясь на фоне синего тропического неба, окружённый тёмной зеленью кипарисов, Тадж-Махал поражает своей эффектностью: белый, полированный мрамор, из которого он выстроен, его главный купол, покрытый таким же мрамором и розовым песчаником, украшения, выполненные из цветных камней, золотые надписи на чёрном фоне — всё это блещет и играет разными цветами в лучах солнца. Внутри мавзолея средний зал украшен орнаментацией, для которой использованы золото, серебро и тонкая мозаика из драгоценных камней.[2]

Мечеть Сулейманийе. Стамбул

Вершиной османского зодчества считается творчество архитектора Синана. Среди множества построенных им зданий сам он выделял как наиболее удачные три работы: мечети Шах-Заде (1543—1548) и Сулейманийе (1549—1557) в Стамбуле и мечеть Селимийе (1566—1574) в Эдирне. В архитектуре Синана окружность мощного купола, устремлённые ввысь минареты и большое количество стрельчатых арок создают в своём сочетании характерный для его творчества геометрический ритм.[8]

Каллиграфия[править | править вики-текст]

Мусульманская каллиграфия — область искусства, важный культовый и культурный атрибут ислама, включивший в себя элементы доисламского наследия[9]. Арабская каллиграфия сформировалась на базе копирования Корана[1]. В странах исламского мира, где изобразительное творчество было ограничено, каллиграфия стала источником богатейших орнаментально-ритмических композиций, которые нередко сочетались с геометрическим или растительным узором[10].

Миниатюра[править | править вики-текст]

См. также: Персидская живопись

Миниатюра зародилась в Персии. В её основе были традиции и принципы настенной живописи.[11] Помимо Ирана, искусство миниатюры распространилось, прежде всего, в Средней Азии и Индии, где никогда не было полного запрета на изображение живых существ[12].

Керамика[править | править вики-текст]

В Средней Азии, Иране, Азербайджане, Турции, арабских странах получила развитие архитектурная керамика: узорная кирпичная кладка, резная терракота, майоликовая многоцветная облицовка зданий. Такого рода отделка присуща зданиям Самарканда и Бухары XIV—XV веков. Среди других керамических изделий выделялись расписные сосуды из фаянса (Иран, город Рей, XIII век) и из испано-мавританской майолики (XIII—XV века).[13]

Ковроткачество[править | править вики-текст]

Особую известность получили персидские, азербайджанские, туркменские и турецкие ковры.[14]