- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Условия формирования очаговых цивилизаций, эволюция государств.



Билет 6

Условия формирования очаговых цивилизаций, эволюция государств.

Цивилизация начинается на Востоке и существует только там 3,5 тысячи лет из 6 тысяч, которые вообще насчитывает человеческая цивилизация. Там возникают все основные виды деятельности - земледелие, скотоводство, ремесло и торговля, там были изобретены все виды металлургии (производство меди, бронзы, железа), там возник город качественно новый образ жизни, там возникла наука и все существующие в мире религии.

Убыстренное развитие начинается в анклавах, особенно благоприятных для производства продуктов, и потому первые цивилизации могли быть только очаговыми, мало связанными друг с другом. Основныеизобретения делались в одном районе, но потом быстро распространялись. Первоначальные цивилизации были в значительной степени изолированными, каждая из них ощущала себя единственной.

За первенство прорыва к цивилизации борются два района – Месопотамия(междуречье Тигра и Ефрата) и Египет(долина Нила). В 8-6 тыс. до н.э. неолитические племена предгорий, освоившие земледелие и феерия. скотоводство, начали спускаться на равнины Междуречья и стали строить сначала небольшие поселения с храмом посередине, создавать систему каналов и водохранилищ, а с конца 4 тыс. до н.э- создавать первые города-государства. Примерно такая же хронология в Египте (пришли земледельцы из Передней Азии)

В начале 3 тыс. лет до н.э в долине Инда та же ситуация- приходят земледельцы из Белуджистана

С конца 3 тыс. до н.э. цивилизация возникает в Китае - в бассейне реки Хуанхе.

Для образования очаговых цивилизаций нужно:

-наличие значительных пространств хорошей, мягкой земли, много воды, концентрация населения. В долинах больших рек много воды и аллювиальные (мягкие) почвы, где может прокормиться густое население

Общие закономерности периода очаговых цивилизаций:

1) Действует система центр - периферия. Высокоразвитые анклавы развиваются не только за собственный счёт, но и за счёт периферий - черпая из неё людские резервы и сырье.

2) Разделение людей на цивилизованных и варварских способствует возникновению рабства (но оно не являлось основной производительной силой). Убеждение в существовании 2 типов людей: свободных и тех, кому предназначалось быть рабами.

3) Существование локальных (номовых) религий. Отсутствие понятия человечества в целом. Магический характер религии (при помощи обрядов надо склонить бога помогать себе)

4) Существуют крупные государственные (царские, царско-храмовые) хозяйства, основанные на принудительном труде зависимого населения. Большая роль государственного механизма. Позже- возникновение крупных частных владений и становление слоя крестьянства, более-менее свободного (платит подати государству)

5) Эволюция государства: номовые государства -> государства, охватывающие значительную территорию -> империи

6) Медленная эволюция, регулярно прерываемая вторжениями отсталых племён. Общество раз за разом оказывается отброшенным назад.

Главные признаки цивилизации

Производящее хозяйство

Частная собственность

Государство и право

Города

Монументальное строительство

Письменность

 

История Древнего Востока, периодизация

1. Конец IV- III тыс. до н.э.

Египет, Шумеры, Древняя Индия

2. II-первая половина I тыс. до н.э.

Древний Китай, города-гос-ва в Восточном Средиземноморье (Угарит, Эбла, Библ, Алалах), Хеттская и Ассирийская державы

3. Середина I тыс. до н.э.- середина I тыс. н.э.

Корея, Япония, Юго-Восточная Азия. С конца 1 тыс до н.э.: Рим, Парфянская, Кушанская, Хань (цивилизации)

 

 

Древняя Месопотамия

Протописьменный период (2900-2750 до н.э.)

Письменности нет. Есть мелкие поселения без стен, которые постепенно растут и становятся культовыми и политическими центрами. Система каналов и водохранилищ. Население- шумеры и протосемиты (активно и на равных взаимодействовали)

Раннединастический период (2800-2500 до н.э.)

Возникают города (Ниппур- культурный центр, Ур, Урук, Лагаш) они обносятся стенами. Некоторые считают их протогородами, т.к. население в основном связано с сельским хозяйством. Но они выполняли функции городов- сосредоточение власти, управления, перераспределения. Эти города являются государствами (мы знаем имена правителей, их титулы): энси (жрецы-строители), лу-галь (вожди-военачальники). Они имели служащим, которым выдавали землю в качестве платы за службу. Войско государей стояло из небольшой дружины тяжеловооружённых войнов, в случае войны созывалось всеобщее ополчение. На вооружении армии стоят колесницы.

В 2400 до н.э. изобретен письменность (клинопись)- на глиняных табличках

Есть царские и храмовые хозяйства.Часть земли сдаётся в аренду издольщикам. Часть выделяется насодержание служащих хозяйства.

Кроме земель храмового хозяйства, есть наделы государственных служащих и земли большесемейных общин, которые платят правителю налоги, а также несут трудовую повинность (месяц в году)- землекопные, строительные работы, работы на храмовой земле в качестве почти даровой рабочей силы (работали за еду )

Появляются крупные царские хозяйства, которые постепенно сливаются с храмовыми и поглощают их

Есть крупные частные земельные владения (есть документы, фиксирующие покупки царём земли у общинников и чиновников)- признавались частные права на землю (но земля покупалась по символической цене и не без элементов унижения)

Государство Аккаде (2315- 2200 до н.э.)

Саргон из незнатной семьи захватил власть в городе Аккаде и сделал столицей государства от Нижней Месопотамии до Средиземного моря в районе Сирии и Ливана.

Саргон опирался на простой народ, боролся со знатью и жрецами. Сократил выдачу наделов военачальникам и знатным людям, преобразовал дружину в большую армию лёгкой пехоты.

Бывших правителей городов он сделал простыми администраторами, полностью подчинил местную власть центральной, ввёл единые для своих владений меры площади земли, веса и т.д.

Саргон умер, попытка захвата власти аристократией, пришёл к власти внук Саргона Нарам-Суэн, который завершил дело деда. Объявил себя богом и царём «4 частей света». Но пришли племена кутиев (или гутиев) и всему пришёл конец -Первый «смутный период» (2200-2100 до н.э.)

III династия Ура (2100-2004 до н.э)

Единое государство. Гутии изгнаны (восстание в городе Ур)- стал столицей «царства Шумера и Аккаде». Создано единое государственное хозяйство - появляется огромное количество документов

В храме работают «молодые» (молодцы, гуруши) и «рабыни» (гемме), думу (подростки- там были и взрослые)- это три категории неквалифицированной рабочей силой. Работали от зари до зари без выходных, перебрасывались с места на место. Отряды возглавлялись бригадами и сменяли друг друга. Трудилось почти всё население (от 500 000 до миллиона). Получали еду.

Кроме «трудообязанных» гурушей были наёмные рабочие, им давали больше еды. Гурушей «мобилизировали» на работу, что-то вроде рекрутства. Не ясно, было ли собственное хозяйство у гурушей или они трудились круглый год в храмовом. Но они не рабы.

Часть земли государства оставалась в руках общинников. Из общин черпались трудовые ресурсы и работники по найму. Частные общины находятся под контролем администрации. Частные лица могут арендовать землю друг у друга, но частная нажива и купля-продажа земли запрещена.

Храмовые хозяйства не справлялись с производством еды для своего содержания, они начали закупать зерно у частных хозяйств. Но вторгнулись племена (амореи- «западные), храмовые хозяйства и государство рухнули. Местные энси стали независимыми.

Второй «смутный» период (2004-1894 до н.э.)

Более-менее дружеские отношения у городов и амореев. В части городов утвердились местные династии. Крупные государственно-храмовых хозяйств нет. Земли сдаются в аренду общинам. Есть государственные ремесленные мастерские, где зависимые люди работают за паёк. Появляются частно - правовые документы ( оразделе имущества, займах, купле-продаже), но они все контролировалисть администрацией

Древний Египет

8- 6 тыс лет. Назад- заселение долины Европеоидами. 6-5 тыс. лет назад- появиление земледелия (ячмень, пшеница двухзернянка)

Исключительное значение Нила. Верхний Египет (дельта), нижний египет (долина) Изначально заселяется Дельта (уровень моря был ниже и она была благоприятна), Долина же непригода. 4 тыс.- наступление моря на Дальту. Северная часть превращается в солёное болото, похолодание, спад разливов Нила.- первый соц.-экологический кризис. Население переселяется в Долину, образуется около 40 или 44 протогосударств (вождеств), за которыми в последствии закрепилось название номы (возникли как объединения вокруг храмов). Во главе номов стоят первосвященники-жрецы, с течением времени приобретавшие функции политических администраторов и правителей номов. Жрецы-правители постоянно вступают в борьбу друг с другом -> концентрация власти в руках наиболее удачливого.

Начинается история фараоновского Египта – «царства» и «Династии», список которых предложен жрецом-грекомМанефоном в III до н.э.

Ранее царство (Тинитский период)- правление 1 и 2 династий (3000-2800 г. До н.э.)

Номинальное и ритуальное объединение номов под властью одного фараона (Верхнего Египта). Отношение между фараоном и номархами сохраняется по принципу дара- обмена. «Ладейные ватаги»- большие весельные лодки, которые перемещаются по Нилу, обрабатывая отдельные поля. Про этот период почти ничего не известно

Реформы Эхнатона

Борьба со знатью- смещение опоры фараона с знатных вельмож на незнатных, нетитулованных воинов, чиновников, земледельцев (немху). Казна всё больше давит на храмы и использует их доходы для содержания гос. Аппарата. Жречество не может смириться с этим, назревает серьёзный конфликт

Эхнатон в противовес Амону-Ра (бог солнца) поддержал новый культ бога солнечного диска Атона, Аменхетеп изменяет своё имя на Эхнатоп (уготный Атону), переносит столицу из Фиы в Ахетатон. Попытка заменить всех богов одним, создать культ единого правления -> укрепление централизованной администрации за счёт ликвидации сепаратистских тенденций влиятельной храмовой знати.

Эхнатон умер, Тутанхамон меняет своё имя (Тутанхатон), перенёс столицу в Мемфис, восстановил права и привилегии Амона-Ра. Имя Эхнатона предано забвению (фараон-еретик), Ахетатон снесён с лица земли.

Индская цивилизация

Северо-западная Индия, XXIV-XVIII вв до н.э.

Нет никаких документов о ней, есть только археологические останки.

Цивилизация автохтонно возникает в долине Инда. Развитое сельское хозяйство. Водопровод и канализация в городах. Это не начало индийской цивилизации, потому что индская цивилизация по неизвестной причине разрушилась и арии (индоевропейцы) пришли в Индию не менее чем через 2 столетия и как бы начали всё с чистого листа.

Древний Китай

Занятия: расписная керамика, зерновые культуры, свиноводство

1) Мифический период династии Ся (5 великих императоров, основоположник династии- Юй), который не доказан археологами (XXI-XVI век до н.э.)

2) Эпоха Шан- Инь (XVI-XI в до н.э.)

Первое очаговое государство (протогосударство) Шан (позднее Инь) возникло в среднем течении реки Хуанхэ на основе бронзовой материальной культуры. Развитое земледелие (одобрение полей, прополка, окучивание), виноделие, шелководство, животноводство.

Правитель- ван, был одновременно и первосвященником.

Вана- крупное хозяйство правителя. В нём работали джун, составлявшие «братский коллектив» (чжунжэнь) (примерно то же, что и гуруши при III династии Ура)- общинники, привлекавшиеся для работы на полях ванна по системе трудовых повинностей. В царских хозяйствах трудились невольники из военнопленных. Из джунов также состояли воинские отряды и личная ванская гвардия. Они участвовали в ритуалах жертвопреношения предкам ванна.

Власть ванна передавалась по наследству, но твёрдых правил не существовало. Были зародыши бюрократической системы и системы рангов. Гос-во состояло из 3 зон: внутренней (под юрисдикцией ванна), промежуточной (управляемой назначенными им из иньцев) и внешне, где жили племена, в какой-то спенеи признававшие ванна.

3) Период западного Чжоу (1027-771 гг до н.э.)

Одно из вассальных племён, чжоу, в 1027 разгромило Инь и основало собственное государство, гораздо масштабнее. Иньцы сохранились как искусные строители (Чжоу были варварами). Ван Чжоу оставался в своей западной столице Цзунчжоу и носил титу си-бо (правитель Запада)

Разрабатывается имперская идеология. Концепция «Мандата неба» («тянь-мин»)- власть от Ся перешла к Инь, а затем к Чжоу, поскольку предыдущие правители потеряли мудрость и добродетель. Ваны Чжоу видели свой долг в расширении территории. Начинается китайское летописане

Земли делились на государственные (гунтянь) и частные, или общинные (сытянь). Чжун-это простолюдины, самостоятельные хозяева, имеющие слуг. Они обязаны обрабатывать поля ванна по системе типа барщины. Зажиточность измерялась количеством скота

Ли- люди, занесённые в списки, их передают индивидуально

Чэнь- подданные, слуги- передают семьями

Система наделения землёй: квадратный участок земли делится на 9 полей, из которых 1 принадлежит вану, а остальные 8 раздаются крестьянам. Они обрабатывали все 9 участков, урожай с 9 участка уходил в казну. Это было не очень эффективно, но выглядело красиво

Сюань-ван попытался реорганизовать систему и ввёл единый общий налог.

4) Период Восточного Чжоу или период Чуньцю) (Вёсны и осени»- 770-467. Столица перенесена на восток, в Лои, или Чань-Чжоу. «Сын неба» считался главой всех ванов, но фактически государствами были уделы. Эпоха упадка власти чжоуских ванов, делится на 2 важные этапа: Чуньцю (борьба между уделами, превращающимися в мощные политически независимые царства) и Чжаньго. Существовало около 140 различных княжеств, в период Чжаньго их осталось 7.

Власть ванна ограничивается пределами его домена, он перестал быть всевластным сюзереном, хотя формально престиж и сакральность вана остаются бесспорными.

Идёт борьба за власть между наиболее влиятельными царствами, в которую иногда вмешивается ванн как старший из чжоуских правителей

Структура вассальной зависимости:

Ван (Сын неба) -> правители царств (гун) ->правители автономных уделов

Правители царств присвоили себе право наделения уделами, до того бывшее исключительным правом вана, то есть де факто обрели политическую независимость. (впервые наделы такого типа возникают в царстве Цзинь)

Цинь- наследственные аристократы

Дафу- не имели собственных владений и добывали себе пропитане военно службой. (древнекитайские рыцари). В целом это тоже знать, как и цинь

Ши- служивые. Представители младших ветвей владетельной знати, которые не имели ни титула, ни должности, но были неплохо образованы и имели связи в мире знати. Профессионалы, готовые идти на службу к тем, кто их позовёт. Верный вассал, который свято соблюдает законы чести. (не слуга)

В этот период происходит замена государственной барщины натуральным налогом. Период городов-государств, существовала аристократия, свободные городские жители и зависимые крестьяне. Гожэнь- свободные, несшие воинскую повинность или просто горожане. Они могли собираться при дворе и время от времени по просьбе ванна высказывать своё мнение о политике. Ван опирался на них в борьбе с аристократиями. К середине 1 тыс. их роль сошла на нет.

Со второй половины Чуньцю- тенденция к приватизации, разложение общины, процесс дефеодализации. Жизненно важная задача правителей- преодолеть децентрализацию (так как государство слабеет и становится явной угроза внешнего вторжения)

Билет 6

Условия формирования очаговых цивилизаций, эволюция государств.

Цивилизация начинается на Востоке и существует только там 3,5 тысячи лет из 6 тысяч, которые вообще насчитывает человеческая цивилизация. Там возникают все основные виды деятельности - земледелие, скотоводство, ремесло и торговля, там были изобретены все виды металлургии (производство меди, бронзы, железа), там возник город качественно новый образ жизни, там возникла наука и все существующие в мире религии.

Убыстренное развитие начинается в анклавах, особенно благоприятных для производства продуктов, и потому первые цивилизации могли быть только очаговыми, мало связанными друг с другом. Основныеизобретения делались в одном районе, но потом быстро распространялись. Первоначальные цивилизации были в значительной степени изолированными, каждая из них ощущала себя единственной.

За первенство прорыва к цивилизации борются два района – Месопотамия(междуречье Тигра и Ефрата) и Египет(долина Нила). В 8-6 тыс. до н.э. неолитические племена предгорий, освоившие земледелие и феерия. скотоводство, начали спускаться на равнины Междуречья и стали строить сначала небольшие поселения с храмом посередине, создавать систему каналов и водохранилищ, а с конца 4 тыс. до н.э- создавать первые города-государства. Примерно такая же хронология в Египте (пришли земледельцы из Передней Азии)

В начале 3 тыс. лет до н.э в долине Инда та же ситуация- приходят земледельцы из Белуджистана

С конца 3 тыс. до н.э. цивилизация возникает в Китае - в бассейне реки Хуанхе.

Для образования очаговых цивилизаций нужно:

-наличие значительных пространств хорошей, мягкой земли, много воды, концентрация населения. В долинах больших рек много воды и аллювиальные (мягкие) почвы, где может прокормиться густое население

Общие закономерности периода очаговых цивилизаций:

1) Действует система центр - периферия. Высокоразвитые анклавы развиваются не только за собственный счёт, но и за счёт периферий - черпая из неё людские резервы и сырье.

2) Разделение людей на цивилизованных и варварских способствует возникновению рабства (но оно не являлось основной производительной силой). Убеждение в существовании 2 типов людей: свободных и тех, кому предназначалось быть рабами.

3) Существование локальных (номовых) религий. Отсутствие понятия человечества в целом. Магический характер религии (при помощи обрядов надо склонить бога помогать себе)

4) Существуют крупные государственные (царские, царско-храмовые) хозяйства, основанные на принудительном труде зависимого населения. Большая роль государственного механизма. Позже- возникновение крупных частных владений и становление слоя крестьянства, более-менее свободного (платит подати государству)

5) Эволюция государства: номовые государства -> государства, охватывающие значительную территорию -> империи

6) Медленная эволюция, регулярно прерываемая вторжениями отсталых племён. Общество раз за разом оказывается отброшенным назад.