- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

В чем различие линейной и цикличной моделей времени?



Представление о времени как линии, идущей из бесконечного прошлого и направленной в бесконечное будущее, окончательно выкри­сталлизовалось в научной литературе XIX в. Дарвиновская теория эволюции считается тем моментом, когда можно, говорить об окончатель­ном формировании концепции линейного времени. Это невозможно без социальных предпосылок, состоящих в дифференциации общества. Исследования, например, П. Сорокина и Р. Мертона показывают суще­ствование у разных социальных групп своего времени. Ведь, в каждой группе происходили события такого значения, что они становились системой отсчета для всех ее членов. Следовательно, каждая группа имела свое собственное время, а его измерение зависело от организации и функционирования этой группы. Вместе с возникновением дифференци­рованного общества и необходимостью синхронизации деятельности раз­личных социальных групп появилась потребность в общей системе отсчета времени. В итоге возникла искусственная конструкция — абст­рактное математическое время, основанное на астрономических явлениях. Теперь понятно, почему линейная концепция времени считается характерной для западной цивилизации и механизированных обществ. Данная концепция времени настолько глубоко вошла в обыденное сознание Запада, что кажется нам наиболее естественной и возникшей спонтанно.

Для чего человеку необходимо постижение смысла жизни?

Издавна человеку свойственно жить не бездумно, «как трава в поле», он стремится понять смысл своего бытия. Уже первобытный человек обнаружил свое отличие от мира жи­вотных, у него появилось осознание своей ценности, своего места в мире и своей бренности: откуда я пришел и зачем я в этом мире, куда я ухожу в момент смерти?) Размышления о жизни и смерти были присущи неандертальцу, о чем свидетельствуют данные археологических исследований — неандертальская община хоронила своих умерших в соответствии определенным ритуалом. И с тех пор вопросы происхождения мира, человека, тайны рождения и смерти человека и др. находятся в центре внимания мифологии, религии, философии, искусства и других сфер культуры. Это вполне объяснимо, ибо постижение смысла жизни необхо­димо, человеку для руководства своей жизнедеятельностью, для ориентации в сложном мире человеческих взаимоотношений; выяснение же смысла жизни предполагает определенное решение проблем жизни и смерти. В свое время знаменитый французский мыслитель и ученый» XVII в. Б. Паскаль заметил: «Горе людям, не знающим смысла жизни».

От чего могут зависеть представления человека о смысле жизни?

Представление о смысле жизни складывались стихийно и зависели не только от эпохи, но и от культуры. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия, одна из «вечных» гуманистических проблем, к которым мы неизбежно обращаемся, независимо от того, рассматривается ли она на уровне обыденного сознания, на уровне науч­ного видения мира, на уровне религиозного, истолкования действитель­ности или на уровне философской интерпретации мира, во всяком случае, это мировоззренческая проблема. История человечества полна различ­ными ответами при решении данной проблемы, причем следует отметить, что с древних времен существует две полярные точки зрения на смерть. 1. Жизнь — это однократное бытие человека, она подобна вспыхнувшей искре, после смерти человек со своим осознанием исчезает абсолютно, т. е. происходит его полное исчезновение. 2. После смерти тела душа (разум или «Я») отделяется от тела и переходит в иную форму суще­ствования либо вселяется в новое тело, во всяком случае ее бытие вечно. Именно последняя точка зрения лежит в основе различного рода мифоло­гических и религиозных систем, что и обусловило их влияние на чело­века в его поисках смысла жизни и формирование его жизненных ориен­таций.

Какую роль играет самосознание человека в постановке проблемы смысла жизни?

Само понятие «смысл жизни» человека, осознание им факта своей бренности, осознание процесса умирания появились в истории человече­ства тогда, когда из первобытного племени (где индивид отождествля­ется с предками и потомками) начали вычленяться индивидуальности. Иными словами, фундаментальная проблема смысла человеческого бытия появляется на довольно-таки высокой ступени развития человеческого общества. Именно на той ступени, когда происходит распад родовых связей, когда появляется классовая дифференциация общества. Так, со­гласно данным археологии, желание избежать старости и смерти появля­ется у китайцев в XIII—V вв. до н. э. (прежде, в обстановке прочных родовых связей, китайцы молились об относительно долгой жизни для себя и своего потомства). Знаменательно и то, что в VII—VI вв. до н. э. в древнегреческом обществе появилась тенденция придавать большую ценность жизни индивида, чем общественным интересам — старый стихийный коллективизм разлагается, а индивид уже не чувствует себя ско­ванным законами родового общества. Человек начинает больше интере­соваться собственной жизнью, чем подвигами легендарных предков.

Какие решения проблемы смысла жизни возможны в разных цивилизациях?

Выработанные в различных цивилизациях, исторических эпохах и социальных слоях концепции - идеи вечного возвращения, вера в метемпсихоз или идея реинкарнации (переселение души), пред­ставление об индивидуальном бессмертии и пр.— были направлены на избавление от власти всепроникающего времени. В связи с этим заслу­живает внимания вопрос о том, как в истории человеческого общества ставились и решались проблемы смысла человеческого бытия, отноше­ния человека к смерти и роли времени в этом.

 

Каковы особенности решения проблемы смысла жизни в пределах цикличной или линейной модели времени?

В античности не существовало единого представления времени, было несколько типов временных перспектив —циклическая, линейная и др. В античном познании появляются идеи о прогрессе человеческого общества, о направленности времени, о чем свидетельствуют миф о Прометее, произведения Эсхила, Софокла, Лукреция, Цицерона, Сенеки и других мыслителей и писателей. (…)

Многообразие концепций и представлений о смысле человеческого бытия, выработанных античным мышлением, рельефно подчеркивает тот момент, что цель и смысл человеческой жизни являются прежде всего (наряду с общечеловеческим содержанием) социальными категориями, историческая природа которых проявляется как в их содержании, вкла­дываемом представителями различных классов и слоев, так и в условиях, предлагаемых общественным строем для реального осмысления жизни и реализации поставленных людьми целей.

Вопросы о тайне чело­веческого бытия, о смысле человеческой жизни, об отношении человека ко времени в различных цивилизациях древности ставились в основном с точки зрения нравственности. Можно сделать вывод, что в древнеегипетских верованиях, в мифологии, в буддизме, даосизме и других восточных воззрениях и в древнегреческих идеалистических и материалисти­ческих системах постулаты «загробной жизни» и «бессмертия души» или их отрицание исходят из понимания бесконечного космического круговорота материи, а человека — как конечной части его, представляют собой нравственную попытку преодолеть страх смерти.

 

 

Тема 3. Бытие, природа и познание.

Вопросы задания.

Чем ситуация, сложившаяся в науке и философии Нового времени, не устраивала Декарта?

Чем философское знание отличается от других форм знания? Каким образом сравнение разных форм знания привело Р.Декарта к разработке метода познания?

В чем проявляется различие индуктивного и дедуктивного путей познания?

Для чего необходим метод познания? Какому из методов познания отдавал предпочтение Р.Декарт?

Выделите в тексте и объясните своими словами правила метода Декарта. На ваш взгляд являются ли они актуальными в современной науке?

6. К. Прутков писал: «Не чеши затылок, а чеши пятки…»,- какому из правил Декарта близка эта мысль?